Конспект урока_Русский
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Анна Владимировна Гусева

Конспект урока по русскому языку для 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тема: Текст. Работа с текстом (на основе функциональной грамотности)

Класс: 5

Тип урока: урок развития речи, «открытия» нового знания

Цель деятельности учителя

Образовательная: формировать у обучающихся понятие о тексте на основе осознания его основных признаков, дать понятие о широкой и узкой темах текста

Воспитательная: способствовать формированию эстетического отношения к языку, стремлению к речевому самосовершенствованию

Развивающая: развивать умение связного устного высказывания, логическое мышление, мотивацию к обучению.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать понятия «текст», «тема» текста, применять полученные знания и умения в речевой практике

Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие, опрос домашнего задания

Сегодня у нас урок развития речи. Каждый человек, говорящий и пишущий на русском языке, должен уметь выражать свои мысли грамотно.

  1. Актуализация знаний: Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)

Каковы отличительные черты текста? (Связность, логичность, наличие темы, идеи)

  1. Работа с текстом (раздаточный материал). Посмотрите на рабочий лист, который лежит у вас на столе. Вам предложено два текста, давайте прочитаем их.

Текст 1.

Волшебные поступки

(Рассказ Сережи и Нади)

Наш папа замечательный. Но всё-таки нередко он ведёт себя странно.

Когда он приходит куда-нибудь вместе с мамой, он не идёт в дверь первым, а пропускает маму. Почему? Непонятно.

Если папа хочет куда-то войти, а в дверях ему встречается женщина, папа ждёт, пока она выйдет, а потом уже сам проходит. Ему бы надо поскорее проскочить в дверь, а он зачем-то ждёт…

Зато, выходя из автобуса или трамвая, папа поступает наоборот. Сначала сам выйдет, а потом уже мама.

Но ещё удивительнее вот что. Папа выходит и тут же очень пугается. Мама ещё с подножки не сошла, а он её уже за руку берёт, как маленький. Может, на него улица многолюдная так действует… Бывает, выйдет папа из автобуса и сразу протягивает руку какой-нибудь старушке. Как будто старушка смелее его…

И за эти странные поступки окружающие почему-то благодарят папу. Получается, что эти поступки волшебные - они делают окружающих приветливее и добрее.

Текст 2.

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек!? И задумывался ли ты над тем , что означает слово «порядочный»? Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает вещи, приходит во время в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. Живи так, чтобы люди говорили о тебе: «Это порядочный человек».

 (По Ю. Яковлеву)

Задание 1: Давайте ответим на вопросы

Папа ведет себя странно? (да/нет)

Уступает первой пройти маме? (да/нет)

Окружающие благодарят папу? (да/нет)

Порядочный – это человек, который наводит порядок? (да/нет)

Корень слова «порядок»? (да/нет)

Это простой порядок или устройство жизни (да/нет)

Быть порядочным хорошо или плохо? (да/нет)

Задание 2: Давайте прочитаем еще два небольших текста

«Я думала эта схема мошенничества уже давно "канула в Лету". Но, не тут-то было.

Моя мама попросила меня выложить объявление о продаже домашней консервации. Выложила ВК в несколько групп, естественно оставила мамин номер телефона. Мама моя на пенсии, летом трудится в огороде и делает осенью заготовки на зиму, собственно, этим иногда и подрабатывает, продавая свои "закрутки». В общем , позвонили маме с номера, сказали что хотят купить пару банок компота, едут с Агаповки ,в общем придумали какую-то историю, что нужно скинуть деньги на карту, естественно, попросили код, который пришёл на телефон маме, мама позвонила мне, чтобы узнать, можно ли сказать этот код, но я к огромному сожалению не смогла взять трубку, мама назвала им код, и моментально все деньги, что были на карте, перевелись мошенникам».

Можно ли таких людей считать порядочными?

Задание 3: Используя прочитанные тексты, сформулировать определение, какого человека можно считать порядочным? (заполняют в рабочих листах)

Порядочный человек – это _________________________________________

Задание 4: Встречались ли Вам в жизни порядочные люди? (ответы)

Задание 5: Используя наши с вами наработки, попробуем составить ПАМЯТКУ «Как стать порядочным человеком?»

1.

2.

3.

4.

5.

Задание 6: Посмотрите на иллюстрации в ваших рабочих листах, давайте проанализируем и определим, какие из них лишние и почему?

Как оперативно навести чистоту и поддерживать порядок в доме: дельные  советы лентяйке — Домашний

     

             

  1. Домашнее задание.
  2. Рефлексия.

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

  1. На уроке я работал активно / пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
  3. Моё настроение стало лучше / хуже

Рабочий лист урока

Число ________________________________________________________

Тема ____________________________________________________________

Задание 1: Прочитаем тексты и ответим на вопросы

Текст 1.

Волшебные поступки

(Рассказ Сережи и Нади)

Наш папа замечательный. Но всё-таки нередко он ведёт себя странно.

Когда он приходит куда-нибудь вместе с мамой, он не идёт в дверь первым, а пропускает маму. Почему? Непонятно.

Если папа хочет куда-то войти, а в дверях ему встречается женщина, папа ждёт, пока она выйдет, а потом уже сам проходит. Ему бы надо поскорее проскочить в дверь, а он зачем-то ждёт…

Зато, выходя из автобуса или трамвая, папа поступает наоборот. Сначала сам выйдет, а потом уже мама.

Но ещё удивительнее вот что. Папа выходит и тут же очень пугается. Мама ещё с подножки не сошла, а он её уже за руку берёт, как маленький. Может, на него улица многолюдная так действует… Бывает, выйдет папа из автобуса и сразу протягивает руку какой-нибудь старушке. Как будто старушка смелее его…

И за эти странные поступки окружающие почему-то благодарят папу. Получается, что эти поступки волшебные - они делают окружающих приветливее и добрее.

Текст 2.

Приходилось ли тебе слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек!? И задумывался ли ты над тем , что означает слово «порядочный»? Может быть, это человек, который любит порядок, аккуратно одет, не разбрасывает вещи, приходит во время в школу? Да, корень этого слова «порядок». Но речь идет не о простом порядке, а об устройстве самой жизни. Этот порядок - верность, честность, благородство, умение понять чужую беду и радоваться чужой удаче как собственной. Чем больше такого порядка будет вокруг нас, тем счастливее будут жить люди.

Порядочный. Постарайся скорее понять и запомнить это прекрасное русское слово. Живи так, чтобы люди говорили о тебе: «Это порядочный человек».

 (По Ю. Яковлеву)

Задание 2: Давайте прочитаем еще два небольших текста

«Я думала эта схема мошенничества уже давно "канула в Лету". Но, не тут-то было.

Моя мама попросила меня выложить объявление о продаже домашней консервации. Выложила ВК в несколько групп, естественно оставила мамин номер телефона. Мама моя на пенсии, летом трудится в огороде и делает осенью заготовки на зиму, собственно, этим иногда и подрабатывает, продавая свои "закрутки». В общем , позвонили маме с номера, сказали что хотят купить пару банок компота, едут с Агаповки ,в общем придумали какую-то историю, что нужно скинуть деньги на карту, естественно, попросили код, который пришёл на телефон маме, мама позвонила мне, чтобы узнать, можно ли сказать этот код, но я к огромному сожалению не смогла взять трубку, мама назвала им код, и моментально все деньги, что были на карте, перевелись мошенникам».

Можно ли таких людей считать порядочными?

Задание 3: Используя прочитанные тексты, сформулировать определение, какого человека можно считать порядочным? (заполняют в рабочих листах)

Порядочный человек – это _________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 5: Используя наши с вами наработки, попробуем составить ПАМЯТКУ «Как стать порядочным человеком?»

1.____________________________________________________________

2._____________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4.________________________________________________________________

5.________________________________________________________________

Задание 6: Посмотрите на иллюстрации в ваших рабочих листах, давайте проанализируем и определим, какие из них лишние и почему?

Как оперативно навести чистоту и поддерживать порядок в доме: дельные  советы лентяйке — Домашний

     

             



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка проекта "Функциональная грамотность".  

УРР Подготовка к написанию сочинения по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Говорение.

Разделы:  общепедагогические технологии

Класс:5

Ключевые слова: русский языксочинение,  картина пейзаж

Технологическая карта урока

Тип урока

урок развития речи, урок-диалог.

Формы работы на уроке

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа коллективная.

Используемые технологии

(элементы) развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке; дифференцированного обучения, концентрированного обучения, личностно-ориентированного обучения информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

Цель урока

Познакомить учащихся с творчеством Г. Г. Нисского; выявить особенности жанра городского пейзажа; с особенностями художественного описания картины “Февраль. Подмосковье”

Основные термины и понятия

Сочинение-описание по картине, городской пейзаж.

Информационно-образовательная среда

Ресурсы:

Межпредметные связи
(наименование предмета и тема)

УМК Русский язык. 5 класс. (Т.Ладыженская и др.)

Репродукция картины  Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

ИЗО (пейзаж, творчество  Г. Г. Нисского)

Музыка (А.Вивальди «Времена года. Зима»)

Планируемые результаты

Предметные:

- знать об элементах рассуждения в описании; понимать отношение художника к изображаемому;

- уметь включать элементы рассуждения в устное описание изображенного на картине;

- составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников.

Метапредметные:

Познавательные:

- умение работать с информацией, используя работу со словарём;

- умение анализировать языковой материал, обобщать полученные результаты, доказывать своё мнение;

- умение ставить перед собой цель под руководством учителя.

Регулятивные:

- умение ставить перед собой учебную задачу (под руководством учителя), планировать свою деятельность;

- умение принимать и удерживать учебную задачу в течение всего урока;

- умение осуществлять контроль своих действий.
Коммуникативные:

- умение высказывать своё мнение, слушать и понимать других;

Личностные:

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,

гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию

- осознание себя частью коллектива, своей значимост в процессе открытия нового знания;

- формирование познавательного интереса к новому учебному материалу.

Этапы урока

Формируемые УУД, компоненты ФГ

Мотивационно-ориентировочный этап

1. Интрига. Прием актуализации субъектного опыта «Раскрасьте свои чувства»

Учитель.

- Сегодня у нас будет необычный урок. С нами будет нежная печаль. Но сначала мы попробуем закончить четверостишия из стихотворения Александра Кушнера «Песня о картинах»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу, -

Знай, что это натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас, -

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, -

Обязательно картина

Называется портрет. 1977

Дети. Параллельно открывают лепестки, на которых написаны жанры живописи.

Учитель.

- Назовите слово, связывающее эти понятия.

Учащиеся.

- Картина.

Учитель открывает лепестки с названием  основных частей плана сочинения.

Учащиеся указывают ключевое слово «план».

Познавательные УУД:

- извлекать информацию из текста.

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

Регулятивные УУД:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Компоненты ФГ:

коммуникативная грамотность,

информационная грамотность,

литературная грамотность

Мотивационная основа включения учащихся в учебную деятельность (стремление применять свои знания, получить практический (личностно значимый) результат, потребность в самоутверждении, самореализации, получении удовольствия).
Учитель:

- Обратите внимание: у нас на доске написаны два ключевых слова:

«картина» +  «план» Что может их объединять.

Учащиеся.

- Сочинение по картине.

Учитель.

- Ребята, какая неделя идет сейчас, и что она обозначает?

Учащиеся.

 - Идет масленица: люди прощаются с зимой, встречают весну.

Учитель (Открывает репродукция картины  Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье», на доске и в учебниках).

-Вот и мы сегодня ещё раз вспомним последний месяц зимы: февраль. Внимательно рассмотрите репродукцию и настройтесь на её восприятие.

Учащиеся. •        Рассматривают репродукцию с музыкальным сопровождением: (А.Вивальди «Времена года. Зима»)

Познавательные УУД:

- анализировать различные объекты;

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

Компоненты ФГ:

коммуникативная грамотность,

информационная грамотность,

художественная грамотность.

Цель учащихся (цель учебной деятельности - УД):

Учитель.

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Учащиеся.

- Тема урока: «Подготовка к написанию сочинения по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Запись в тетрадь

Четвертое марта

Классная работа

Подготовка к написанию сочинения по картине Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную цель;

Компоненты ФГ:

информационная грамотность

литературная грамотность,

Учебная задача (УЗ):

- Сформулируем для себя задачу урока.

(сформировать умение писать сочинение-зарисовку о природе; повторить понятие о цвете.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность на уроке;

- принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Компоненты ФГ:

литературная грамотность,

информационная грамотность

Поисковый этап

Беседа с опорой на имеющийся опыт детей, нацеленная на создание учащимися плана предстоящей деятельности (определение шагов для достижения цели, решения учебной задачи)

Учитель.

- Перед нами репродукция картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье». Определите жанр.

Учащиеся.

- Городской пейзаж.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания);

Компоненты ФГ:

Информационная грамотность

Практический этап

1.Историческая справка. Словарная работа

Февраль – это переломный месяц. Это уже конец зимы, и мы чувствуем приближение весны.

Запись + разбор (подчеркнуть ГО, определить вид предложения)

Учитель.

- Название месяца «февраль» – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – «лютый».

– Как вы думаете, почему?

– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия: лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?  Как мы называем эти слова (синонимы)

– Почему у февраля было так много названий?

Учащиеся.

- Общая мысль о том, что зима заканчивается.

2.Опережающее домашнее задание.

Учитель.

- Обратите внимание на портрет художника Георгия Григорьевича Нисского. К следующему уроку подготовить сообщение о данном художнике.

3. Наблюдаю, делаю вывод (Вопросы для первичного восприятия картины).

- Какой день изображен на картине? (Г.Нисский изобразил февральский морозный день. Приближается вечер. Мы наблюдаем закат солнца, горизонт окрасился в розовый цвет.)

- Что мы видим на переднем плане картины? (На переднем плане художник нарисовал асфальтированную дорогу, которая уходит вдаль. Она сливается с линией горизонта. Рядом с шоссе – лыжница. По дороге едут машины.)

– Художник нарисовал уходящую вдаль дорогу не случайно. Эта дорога как символ возможного счастья за поворотом.

- Что изображено справа от дороги? (Мы видим огромные стройные сосны, а между ними – санаторий. Он как бы сливается с деревьями, потому что на него падает тень от деревьев. Лыжница, видимо, отдыхает в этом санатории и вышла на прогулку.)

- Почему лыжница в красном? (Красный цвет куртки лыжницы привлекает внимание, вносит в картину оживление.)

- Что мы видим справа от дороги? (Справа, на пригорке протянулась линия железной дороги, по которой мчится в Москву товарный поезд. Под горой виднеется туннель, куда весной стекает вода. Он нужен, чтобы спасти дорогу от затопления.)

- Что изображено на заднем плане? (Вдали мы видим бор с мачтовыми соснами.)

- Как автор изобразил снег на картине? (Это февральский снег, слежавшийся, плотный. В начале зимы бывает свежий снег, недавно выпавший, а в марте – рыхлый, потемневший. Закат окрашивает чистый снег в розовый цвет.)

- Какие краски использовал автор? (Он удачно сочетал теплые и холодные тона. Преобладает розовый цвет. По небу плывут свинцово-серые облака. Очень много на картине голубых теней.)

- Какое настроение создает картина? (Картина создает радостное, бодрое настроение. Все в ней движется, она живая. Автор показывает, как красив пейзаж родной страны.)

- В чем особенность картин этого художника? (У Нисского новый пейзаж. Он показывает красоту родной природы и результаты труда человека, преобразующего природу. Нисский хочет, чтобы зрители почувствовали стремительный бег времени. Отсюда детали: уходящая вдаль дорога, столбы, отмеряющие расстояние, мчащийся поезд, движущаяся машина. Автор любит все новое, помогает его увидеть.)

- Какими линиями рисует художник? (Он рисует точными, геометрически четкими линиями. Строги очертания сосен, сугробы имеют ровные очертания, облака изображены прямыми линиями.)

4. Словарная работа (работа у доски - параллельно в тетрадях)

- Подобрать эпитеты к данным словам.

Небо - …

Снег - …

Шоссе - …

Лес - …

Закат - …

5. . Работа над планом.

Учитель.

- Давайте составим план к сочинению.

–  Из каких частей состоит план сочинения?

–  О чем мы будем писать в каждой части?

План

Вступление.

1.Что за картина передо мной? Кто автор картины?

Основная часть. Описание самой картины

1. Фон (цветовая гамма)

2. Передний план (цветовая гамма)

Заключение.

1. Мои впечатления от картины.

2.Что художник хотел сказать своим творчеством?

6. Подведение итогов.

– Изображение на холсте – это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Может быть, мы с помощью красок не сможем передать наше настроение и наши чувства так, как это сделал художник, но написать об этом мы попробуем.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

Компоненты ФГ:

информационная грамотность,

Познавательные УУД:

- извлекать необходимую информацию из услышанного;

- ориентироваться в новом материале;

Коммуникативные УУД:

 - строить диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- умение находить общее решение;

Регулятивные УУД:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

делать выводы по результатам работы;

Компоненты ФГ:

информационная грамотность,

читательская грамотность,

коммуникативная грамотность,

литературная грамотность

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия, нацеленная на выявление учащимися факта и способов достижения цели, решения УЗ

- Какую задачу мы ставили в начале урока?

- Как вы считаете, мы достигли её?

– Что нового узнали на уроке?

– Какой диалог вам кажется наиболее точным и интересным? Почему?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

– Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке?

– Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных эмоций. Было всё понятно – нарисуйте смайлик с улыбающимся лицом, нет – с грустным лицом, остались вопросы – нейтральное

Оценка учащихся (самооценка) достижения результатов, их значения для дальнейшего обучения, повседневной жизни, развития учащихся.

Домашнее задание: написать в черновик сочинение по картине.

Личностные:

осознание обучающимися своей учебной деятельности,

формирование самооценки и взаимооценки,

Компоненты ФГ:

информационная грамотность,

коммуникативная грамотность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...