Технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола")
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

       Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Употребление наклонений" ("Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола") по обновлённым ФГОС. Авторы учебника М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. Урок систематизации знаний и умений. Цель:совершенствование мыслительной деятельности, развитие интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обощения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная и групповая.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx38.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 

  1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
  1. Место урока: Морфология. Культура речи. Орфография. (121 ч). Глагол (28 ч)

3. Тема урока: «Употребление наклонений» («Изъявительное, условное и повелительное наклонения глагола»).

4. Учебник: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык». 6 кл. – М., «Просвещение»,   2021,  рекомендовано Министерством просвещения РФ, в соответствии ФГОС ООО.

5. Класс: 6

6. Тип урока: урок систематизации знаний и умений.

7. Форма проведения урока: фронтальная, индивидуальная и групповая.

8. Цель урока: совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка

9. Планируемые результаты:

Личностные.  Гражданское воспитание: готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: необходимость в формировании новых знаний, формулировать идеи, понятия, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития. Регулятивные УУД: целеполагание, коррекция, саморегуляция.

Метапредметные. 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями. Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов. Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах.

2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями. Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций. Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях; ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой). Самоконтроль: владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая.

Предметные: определять наклонение глагола, значение глаголов в изъявительном, условном и повелительном наклонении 

8. Оборудование урока и электронные образовательные ресурсы (ЭОР): доска, проектор, компьютер, презентация

9. Оформление доски: Число. Классная работа.

II. ОПИСАНИЕ УРОКА

Блоки/Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

1.1. Организационный момент. Мотивирование на учебную деятельность

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что на урок вы пришли с хорошим настроением. Говорят, что каждый свой день лучше начинать с улыбки, тогда всё чудесным образом будет складываться благополучно.
Посмотрите, пожалуйста, на своего соседа и подарите ему искреннюю улыбку. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.

Ученики приветствуют учителя, занимают свои места.

1.2. Актуализация опорных знаний

В течение нескольких уроков русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи.

Предлагаю вспомнить всё, что вы знаете о глаголе. Сейчас проведем графический диктант. Отвечая на мои вопросы, вы будете писать «+»,  «-». Если вы согласны с суждением -  «+», а если нет - «-».

Запишите число, классная работа. Одну строчку оставьте для темы. Её напишем потом.

Теоретическое задание:

  1. - Глагол –  самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать? (+)
  2. - Начальная форма глагола (инфинитив)  указывает на время и число.(-)
  3. - Глагол имеет два наклонения: изъявительное и повелительное.(-)
  4. - Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам.(+)
  5. - Глаголы в повелительном наклонении выражают пожелание, просьбу, совет или приказ.(+)
  6. - «Не» с глаголами всегда пишется слитно.(-)
  7. - Глаголы в условном наклонении имеют частицу бы. (+)
  8. - Глаголы, которые сочетаются с существительными, числительными и местоимениями в винительном падеже без предлога, называются переходными глаголами.(+)

– Сравните ответы, как написано у вас и на доске, найдите ошибки, если есть

Ученики внимательно слушают

Записывают ответы

Сверяют ответы: + - - + + - + +

Глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно прошедших событиях, картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глаголов и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

 Надо определить тему, над которой будем работать. А помогут нам в этом великие мысли великих людей

Посмотрите на слайд. Перед нами высказывания великих людей.  Каких людей мы называем великими?

 

Великий (выдающийся) человек - личность, сделавшая большой вклад в развитие человечества: в культуру, политику, науку, искусство;

Прочитайте высказывания выразительно.

 

- Что объединяет все высказывания?                        

- В каких наклонениях употреблены глаголы?

Слайд - Сформулируйте тему урока. Запишите её.

Слайд «Употребление наклонений». 

Ребята смотрят на экран, по очереди читают предложения.

Великие мысли великих людей.

«Учитесь и читайте. Читайте книги серьёзные. Жизнь сделает остальное».                              Ф.М.Достоевский.

«Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все».

 Франсуа Фенелон.

 «От чтения к нам знания идут, и голова становится светилом». Г.Ф.Александров

Ученик: Эти предложения объединяет любовь к чтению, дружелюбное отношение к книге.

Ученик: Глаголы в предложениях различны по наклонению. В первом предложении – повелительное наклонение, во втором – условное, в третьем – изъявительное.

Ученик: Мы будем говорить об употреблении наклонений в речи.

1.3. Целеполагание.

- Сформулируйте цели урока.

Ученик: находить в тексте глаголы, определить их наклонение, закрепить навыки правописания глаголов в различных наклонениях 

  1. Освоение нового материала

2.1.  Осуществление учебных действий по освоению нового материала.

Для того чтобы понять, насколько хорошо умеете различать наклонения глаголов, выполните небольшую работу. В тетради напишите цифры от 1 до 3 (столбиком). Ваша задача – определить, о каком наклонении идёт речь, и написать рядом с цифрой  

1. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, которые кто – то просит или требует выполнить.

2. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить в действительности.

3. Глаголы в этом наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

- Ответы на слайде. Проверьте себя. Прочитайте ответы и сравните со своими. Поднимите руки те, кто не допустил ошибку.

- Молодцы.

Дети записывают в столбик цифры. Работают над терминологическим диктантом.

Ответы учеников:
1) Повелительное.

2) Изъявительное.

3) Условное.

Дети сверяют ответы. Поднимают руки.

2.2. Проверка первичного усвоения 

  Вы, ребята, дружные. Предлагаю поработать в паре. Перед вами несколько предложений. (Слайд). Прочитайте их. Ваша задача: вместе, сообща, определить в каком наклонении находится глагол в предложении и сформулировать ответ, доказать свою точку зрения.

1.Бегут по конвейеру колёса, крылья, моторы. (Изъявительное).

2. Если бы петух не кукарекал, неужели не наступил бы рассвет? (Условное)

3. Возьмите лист почтовой бумаги и напишите ответное письмо. (Повелительное)

4. Каждый когда-то любовался окрестностями, вдыхал запахи некошеной травы. (Изъявительное)

- Проверьте себя, что получилось. Молодцы

Обучающиеся думают над предложениями, анализируют их, доказывают, формулируют ответы

Класс выполняет проверку.

Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, со своих рабочих мест. Объявляется физкультминутка, но не простая, а интеллектуальная. Я буду называть глаголы, а вы:

если услышите глагол в изъявительном наклонении, вы тянитесь к солнцу;

если услышите глагол в условном наклонении – хлопайте;

если в повелительном наклонении - наклоняйтесь вниз:

 бегут, торопятся ручьи (тянутся)

 мы бы убрали, если б не устали (хлопают)

 покрась напротив меня (вниз)

 побелили деревья (тянутся)

 если бы вы не бросали мусор, то было бы чисто (хлопают)

 появляется травка (тянутся)

 потянитесь к солнцу (вниз)  

Ребята встают со своих мест, внимательно слушают условия задания. Начинают разминку.

  1. Применение изученного материала

3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях 

Работа с пословицами. Выполните следующие задания.

 Прочитайте пословицы и выпишите из предложений глаголы в изъявительном наклонении по вариантам:  

1 вариант - глаголы 1 спряжения,

2 вариант - 2 спряжения.

Укажите вид, время и спряжение глаголов.

 Докажите, используя правила, ваш выбор.

На слайде:

Скаж..шь – не ворот..шь, напиш..шь – не сотрёшь, отруб..шь – не пристав..шь. Одна книга тысячи людей уч..т. Хорошая книга ярче звёздочки сия..т.

Как часто можно встретить изъявительное наклонение глагола в речи?

Ученики у доски:

 скажешь - сов.в., буд.вр., 1 спр.; воротишь - сов.в., буд.вр., 2 спр; напишешь - сов.в., буд.вр., 1 спр.; не сотрёшь - сов.в, буд..вр., 1 спр.; отрубишь - сов.вид., буд.вр., 2 спр;
не приставишь-сов.в, буд.вр, 2 сп; учит - несов.в, наст. время, 2 спр.; сияет - несов.в., наст. вр, 1 спр.

Ребята вместе с учителем проверяют работу у доски.

Ученик: Изъявительное наклонение мы используем повсеместно, это самая распространенная для употребления форма глагола.

3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

      Ребята, а какое наклонение больше всего любят фантазеры?

     

     Предлагаю пофантазировать. Упражнение называется «Парк мечтателей». Представьте, что вы не ученики 6 класса, а взрослые люди совершенно разных профессий.

Придумайте продолжение предложений.

- 1 парта продолжит предложение: «Если бы я был путешественником,…»,

2 парта - «Если бы я был президентом,…»,

3 парта - «Если бы я был волшебником,…».

- Зачитайте получившиеся предложения.

- Вы настоящие мечтатели.
- Как часто в речи  употребляют условное наклонение?

Ученик: Фантазеры любят условное наклонение, потому что оно отражает нереальное действие, событие, которое может произойти только при определенных условиях.

Ребята составляют предложения.

Некоторые из обучающихся зачитывают предложения вслух.

Ученик: Условное наклонение мы используем реже, но употребляем его, когда не чувствуем силы в том, что доведем действие до конца, или не имеем возможности.

3.3. Развитие функциональной грамотности

Прочитайте предложения. Найдите глаголы. Определите их наклонение. Слайд

  1. Возвратиться немедленно!
  2. Возвратились бы вы поскорее!
  3. Не могли бы вы возвратиться поскорее!
  4. Возвратитесь поскорее, пожалуйста!
  5. Возвратись-ка!

- Отличаются ли предложения оттенками побуждения к действию?

Какими формами глагола выражено побуждение к действию в предложениях?

 

- Выразите разными способами просьбу о том, чтобы

а) вам вернули книгу (1 вариант),

б) закрыли дверь (2 вариант).

- Не забудьте о вежливых словах, они на слайде: будьте добры,  пожалуйста,  прошу прощения, будьте любезны,  прошу вас, извините,  простите и т.д.

- Скажите, как часто мы употребляем повелительное наклонение в речи?

Ребята внимательно слушают учителя, читают предложения, находят глаголы и определяют их наклонение

Ученик: Все глаголы употреблены в повелительном наклонении».

Ученик: Отличаются, первое предложение напоминает собой строгий приказ, глагол находится в инфинитиве, во втором-третьем предложениях глаголы в условном наклонении, действие носит характер просьбы, в четвёртом предложении глагол в форме повелительного наклонения, но вежливое слово смягчает его, оттенок просьбы, в пятом предложении повелительное значение выражается при помощи повелительного наклонения и суффикса -ка-, значение совета.

Ученики составляют предложения.

Некоторые из обучающихся зачитывают получившиеся предложения.

3.4. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. Докажите свой выбор

1)ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание –ИТЕ.

2) ИСПЕЧЬ – на конце неопределённой формы глагола после шипящих пишется буква Ь.

3) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.

4) РАЗРЕЖЬТЕ (торт) – в форме повелительного наклонения глагола после шипящих пишется буква Ь.

5) ВЫНЕСИТЕ (мусор) – у глагола в форме повелительного наклонения пишется суффикс – И- и
окончание -ТЕ

Учащиеся выполняют. Анализируют, доказывают свой выбор, формулируют ответы

4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1. Диагностика/ самодиагностика

Индивидуальная работа с взаимопроверкой (в паре). Учебник 2021 г. Стр.134, упр. 615. Прочитайте. Чему учит этот текст? Спишите. Подчеркните глаголы. Укажите их наклонение и вид.

Ребята выполняют упражнение, задания.  Проверяют. Отвечают на вопрос.

5. Подведение итогов, домашнее задание

5.1. Рефлексия

Подведем итоги. На слайде несколько вопросов. Ответьте на них.

Достигли ли поставленных целей?

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Показалось трудным…

Мое настроение…(смайлики).

Выберите условные знаки, соответствующие вашим результатам

! - Мне всё понятно, я всё усвоил

? - У меня есть вопросы

- - Мне надо ещё раз всё повторить

Обучающиеся делятся впечатлениями от урока.

5.2. Домашнее задание 

Выполните д/з в соответствии с вашими знаками.  Попробуйте дома составить текст с использованием глаголов всех наклонений (упр.613) или написать мини-сочинение на тему «Весна», употребляя в нём глаголы всех наклонений: изъявительного, повелительного и условного

Ученики слушают информацию о задании, записывают его в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе.

Русский язык 5 класс. / по учебнику Баранова, Ладыженской/. Технологическая карта урока....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе. Глагол. Повторение изученного в 5 классе.

Цели урока:   1.Образовательные:  повторить и обобщить пройденное  по теме «Глагол», формировать знания учащихся о том, как изменяются глаголы; знать, что об...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку «Правописание –З и –С на конце приставок»

Проводился открытый урок в 5 классе по теме: " Правописание -З и -С на конце приставок"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку на тему "Наречие. Закрепление знаний"

Урок на тему "Наречие. Закрепление знаний" для обучающихся 9 классов ОУ, осуществляющих деятельность по АООП. Форма урока - деловая игра....

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме "Состав слова"...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 6 классе "Вопросительные и относительные местоимения"

Урок общеметодологической направленности .Цель урока :Деятельностные: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного соде...