Работа с текстом на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

В данной работе представлены приёмы работы с текстом, фрагмент урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_na_urokah_russkogo_yazyka.docx63.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Ульяновский государственный

педагогический университет имени И.Н. Ульянова

(ФГБОУ ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова»)

Факультет образовательных технологий

и непрерывного образования

Кафедра методики гуманитарного и поликультурного образования

Итоговая аттестационная работа

по теме

«Работа с текстом

на уроках русского языка»

Работу выполнила:

Тонкова Лариса Петровна,

слушатель курсов группы Фил-5,

учитель русского языка и литературы

                                                                                                                    МОУ Красногуляевская СШ

Ульяновск

2023

Содержание

  1. Введение…………………………………с.3
  2. Основная часть. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ………………..с.4

1. Приемы для обучения прогнозированию содержания текста

А. Прием «Прогнозирование»………………….с.4

Б. Прием «Мозговой штурм»………………………с.5

2. Приемы, способствующие усвоению новой информации из текста

А. Прием «Чтение с остановками»…………………..с.6

Б. Прием «Адресный вопрос»…………………с.6

В.  Прием «Восстановление информации»……………с.6

Г. Приём «Шаг за шагом»……………………………с.7

3. Приемы для обучения аналитическому чтению….с.7

А.Прием «Цветная шляпа»……………………..с.7

Б. Прием «Кубик Блума»……………………………с.9

В. Прием «Займи позицию»……………………..с.9

4. Приемы для осмысления структуры текста………….с.10

А. Прием «Составление плана»…………………с.11

Б. Прием «Композиционная кривая»……………..с.11

5. Приемы для организации исследовательской работы с текстом

А. Прием «Отражение»………………………………с.11

Б. Прием «Исследовательская лаборатория»……………с.11

6 . Приемы для творческого осмысления текста

А.«Письменная ДИСКУССИЯ»………………с.14

Б. Прием «Чтение через ощущения»…………………..с.14

В. Комплексный анализ текста………………………….с.15

7. Фрагмент урока русского языка в 5 классе  по теме

 «Смысловой анализ текста»……………………………….с.16

III.   Заключение………………….с.18

IV.Список литературы…………………………………с.20

  1. Введение

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы является эффективной формой развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи, формирования навыков орфографической зоркости. Каждый учитель скажет, что успеваемость и успешность ученика напрямую зависят от сформированности у него навыка чтения.

Часто приходится слышать: «Сегодня подростки безграмотны, не способны выразить свое мнение, чувства, не могут связать двух слов». Не соглашусь с таким утверждением. Молодые люди «и жить, и чувствовать спешат», однако окружающая языковая среда, безусловно, отрицательно влияет на формирование, развитие и выражение мыслей, чувств и эмоций. Имея в запасе ограниченное количество слов для раскрытия своего внутреннего состояния, молодые люди говорят «клёво», «прикольно», потому что в их памяти нет слов, которыми можно назвать то, что он увидел, услышал, прочувствовал.

На уроках русского языка и литературы стараюсь уделять больше внимания образной стороне речи учащихся, а также формированию сознательного отношения к тексту как основному инструменту познания.

Современная методика обучения родному языку призвана научить учащихся обращать внимание на каждое слово, на каждое выражение читаемого текста и вдумываться в них.

Таким образом, так называемый текстоцентрический подход к развитию речи школьников – необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.

Сразу скажу, что в своей работе редко придумываю что-то сама, чаще изучаю опыт своих коллег и использую те приемы, которые, по моему мнению, наиболее эффективны и подходят для работы в конкретном классе. Настоящая разработанная модель технологии работы с текстом является интеграцией

элементов эффективных методик педагога и доктора психологических наук Генриеты Григорьевны Граник, а также системы работы учителей русского языка и литературы Фирсовой Натальи Владимировны, Крыловой Людмилы Владимировны.

  1.  Основная часть. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

Приемы объединены в группы в зависимости от задач, которые ставит учитель при организации работы с текстом.

  1. Приемы для обучения прогнозированию содержания текста

А. Прием «Прогнозирование»

Прогноз (от греч. prognosis — предвидение, предсказание) -вероятное суждение о будущем состоянии какого-либо процесса или явления. Текст начинается с заголовка, а работа с ним – с прогнозирования.

Первый и очень важный этап работы с текстом – это анализ заголовка, первичной информации. Это этап прогнозирования и актуализации знаний. Работа с заголовком может дать очень многое: через него мы можем определить начальные знания учащихся, поставить проблемный вопрос, задачи урока, нацелить на понимание содержания текста. Анализируя название, ученик сразу включается в активную мыслительную деятельность, начинает анализировать. Прогнозирование может происходить по названию текста, по картине, с помощью проблемных ситуаций и вопросов.

Очень интересно эта работа представлена у Крыловой Л.В. по учебнику Граник.

Русский язык. 5 класс.

Заголовок: «Операция Ы. Буква Ы в корне после приставок».

Учитель: Что необычного в этом названии? На какие две части его можно разделить?

Ученики: Необычное – «Операция Ы», как в кино. Разделим на две части: 1)

«Операция Ы»; 2) «Буква Ы в корне после приставок

Учитель: Найдите в толковом словаре значение слова «операция». Сделайте предположения относительно этой части заголовка.

Ученики: Опера ция (лат. operatio, действие) — действие, совокупность действий для достижения какой-либо цели. Значит, мы будем производить какие-то действия, чтобы достичь какой-то цели.

Ученики: Опера ция (лат. operatio, действие) — действие, совокупность действий для достижения какой-либо цели. Значит, мы будем производить какие-то действия, чтобы достичь какой-то цели.

Учитель: Проанализируйте вторую часть заголовка. Разнесите его по вопросам, которые мы обычно задаем для того, чтобы правильно написать орфограмму: что? где? почему?

Ученики: Что? Буква Ы. Где? В корне слова после приставок. Почему? Ответа нет.

Учитель: Теперь объедините свои умозаключения по поводу первой и второй частей заголовка и сделайте прогноз о том, что мы узнаем из текста параграфа.

Ученики: Мы узнаем, какие действия нужно произвести, чтобы понять, когда в корне после приставок пишется буква Ы.

Б. Прием «Мозговой штурм»

Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет

подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. Таким образом, использование данной стратегии помогает определить цель и задачи чтения, направить внимание на подтверждение высказанных гипотез и поиск новой информации.

  1. Приемы, способствующие усвоению новой информации из текста

А. Прием «Чтение с остановками».

Этот прием широко используется учителями не только русского языка и литературы, но и других предметов. Особенности приема известны: текст читается по частям, после прочтения каждой части следует обсуждение прочитанного и прогнозирование последующего содержания. Я использую и свою разновидность этого приема. Его отличие в том, что перед чтением части я даю некоторый ориентир для учеников: на что следует обратить внимание. Это может быть обычный вопрос, или вопрос-метафора, или пустая (иногда частично не заполненная) схема (таблица).

Б. Прием «Адресный вопрос».

Этот прием также известен учителям. Его суть заключается в том, что после прочтения текста учащиеся составляют вопросы к нему, а затем задают их своим одноклассникам, адресуя каждый вопрос конкретному человеку. К прочитанному тексту нужно самим подготовить несколько вопросов на знание содержания произведения. Вопросы могут быть «тонкими», типа: Кто герой произведения? Где произошла встреча героев? И «толстыми», типа: Когда произошла переоценка ценностей главным героем? Почему не сложилась любовь героини? Ученики адресуют свой вопрос однокласснику и получают ответы, сами оценивают работу свою и товарищей.

В.  Прием «Восстановление информации».

Этот прием похож на прием «Деформированный текст», но все же качественно от него отличается. Он заключается в том, что ключевая информация, содержащаяся в тексте, с которым должны познакомиться ученики, выписана на отдельные разрезные карточки. После чтения текста дети должны восстановить

«рассыпавшуюся» информацию, установив определенные связи, логику, придав нужную форму.

Русский язык. 7 класс. Тема: Разряды наречий.

Организация работы с текстом.

Учитель: Прочитайте параграф 29 на с. 152 – 153. В нем перечисляются разряды, даются вопросы, приводятся примеры наречий. Я перепечатала их на разрезные карточки, которые раздаю группам. После прочтения текста вам следует выбрать сначала названия разрядов, затем подобрать к ним подходящие вопросы и примеры наречий. После проверки все это наклейте на лист в виде таблицы.

Г. Приём «Шаг за шагом»

Используется для активизации полученных ранее знаний: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, урок русского языка: Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают перечислением морфологических признаков глагола. Урок литературы: Каждый шаг сопровождают перечислением фактов биографии писателя из домашней статьи, конспекта или иного источника

  1. Приемы для обучения аналитическому чтению

Аналитическое чтение — это процесс глубокого проникновения в книгу. Это не просто чтение — это настоящее всестороннее изучение, попытка «выжать» из текста максимум. Этот вид чтения включает различные действия по выявлению, интерпретации и созданию новых смыслов, а именно: отбор важных и второстепенных фактов; ответы на вопросы и постановку вопросов; свёртывание информации; выделение основных и дополнительных мыслей; комментарии и объяснения; рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов; «присвоение» новых знаний как собственных, выражение мнений и позиции. Задача учителя – научить основам аналитического чтения. В этом помогут описанные ниже приемы.

А.  Прием «Цветная шляпа».

Этот прием широко используется учителями. Он основан на шести разных видах мышления. Каждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами

  • цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности. Применение этого приема способствует обучению детей аналитическому чтению, т.е. рассмотрению текста с разных сторон.

Организация работы с текстом.

Класс делится на шесть групп (по количеству шляп). В соответствии с поставленной задачей для каждой группы учитель раздает карточки с заданиями, ориентирующими на нужный результат.

БЕЛАЯ ШЛЯПА

(«Защитник, оптимист, примиритель» - выявляет яркие, интересные моменты в тексте, оправдывает поступки героев)

ЧЁРНАЯ ШЛЯПА

(«Противник, пессимист, обвинитель» - вскрывает неблаговидные поступки героев, слабые места в рассуждении).

КРАСНАЯ ШЛЯПА

(«Активный, действующий» - рассматривает последовательность событий, характеризует эпоху, время протекания событий).

ЖЁЛТАЯ ШЛЯПА

(«Любознательный» - уточняет, конкретизирует мельчайшие детали, подробности, частности).

ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА

(«Объясняющий» - определяет причины происходящего, устанавливает причинно- следственные связи).

СИНЯЯ ШЛЯПА

(«Мечтающий» - выходит за рамки описанного, прогнозируя возможные направления протекания событий в дальнейшем).

ОРАНЖЕВАЯ ШЛЯПА

(«Творческий» - нестандартно, неожиданно меняющий хронологию событий, предполагающий практическое применение описанной информации).

Б. Прием «Кубик Блума» (Бенджамин Блум – известный американский педагог, автор многих педагогических стратегий = техник).

На гранях   кубика   написаны   начала   вопросов: «Почему?»,   «Объясни»,

«Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Учитель или ученик бросает кубик

Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпал кубик.

Вопрос «Назови» нацелен на уровень репродукции, т.е на простое воспроизведение знаний.

Вопрос «Почему» – ученик в данном случае должен найти причинно – следственные связи, описать процессы, происходящие с определенным предметом или явлением.

Вопрос «Объясни» – ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях.

В. Прием «Займи позицию»

Этот приём помогает создать проблемную ситуацию на уроке. В его основе лежит библейская притча про осла. Она проста: «Справа и слева от осла стоят ясли с сеном. К каким яслям подойдёт проголодавшийся осёл? К правым? Но чем они лучше левых, если они одинаковые? Так измученный и ошеломлённый осёл умирает от голода перед полными яслями, не подойдя ни к одним из них». Но нам умирать не следует, нам нужно лишь сделать свой выбор и аргументировать его. Например: Согласны ли вы с мнением Гекльберри Финна, что деньги не самое главное в жизни? Выберите ответ: справа – да, слева – нет. Ученики отстаивают свою позицию, приводя факты из жизни, примеры из литературы. Может случиться так, что дети после такого «поединка» могут изменить своё мнение и занять другую позицию. Это будет говорить о том, что оппоненты их убедили.

  1. Приемы для осмысления структуры текста

А. Прием «Составление плана».

План – это определенный порядок, в котором что-то излагается, изображается; композиция. Это самый популярный прием, который не устареет никогда. Составление плана помогает учащимся увидеть структуру текста, логику изложения мыслей. Научившись составлять план текста, ученик в дальнейшем сможет составлять план собственных действий, сообщений. Видов плана много, все их ученик должен освоить.

Русский язык. 10 класс. Тема: «Язык и общество»

  • Прочитайте задание. Что такое план? Что отражает план? Зачем нужно составлять план?
  • Прочитайте текст.
  • Сколько абзацев в тексте? Достаточно ли будет составить три пункта плана? Почему? (Микротем больше).
  • Определите первую микротему. Где она заканчивается? (Язык и общество. До слов «Всякое человеческое общество…»)
  • Определите вторую микротему. Где она заканчивается? (Расслоение общества и отражение этого расслоения в языке. Конец 1-го абзаца).
  • Определите третью микротему. Где она заканчивается? (демократизация языка. 3-ий абзац).
  • Определите четвертую микротему. Где она заканчивается? (Государственная политика по отношению к языку. Последний абзац).
  • Составьте план текста:
  1. группа – цитатный план.
  2. группа – план с использованием только односоставных назывных предложений. 3 группа – план с использованием вопросительных предложений.

Б. Прием «Композиционная кривая»

Его я использую на уроках литературы при работе с художественными эпическими произведениями. Части эпического произведения всем известны: экспозиция, завязка, развитие действия, развязка. Эти части чертятся в виде своеобразного графика, после чего на отрезки этого графика накладываются (записываются) сюжетные части. Обучение этому приему я начинаю с 5 класса. Сначала под руководством учителя, затем самостоятельно дети составляют такие

«композиционные кривые».

  1. Приемы для организации исследовательской работы с текстом

А. Прием «Отражение».

Многие реальные (исторические) события отражаются в произведениях искусства (литературы, живописи, музыки, кино). Данный прием помогает организовать сопоставительный анализ документов (отрывков из писем, мемуаров, дневников реальных лиц) о том или ином событии и произведений искусства. Задания для сравнения могут быть самые разные: найти сходства и различия в изображении событий, подобрать цитаты из произведений к картине, найти общие черты в ритме, интонации стихотворения и музыкального произведения; написать отзыв о фильме (мультфильме), сравнив его с произведением и мн. др

Б. Прием «Исследовательская лаборатория

Этот прием можно использовать в старших классах, когда ученики в достаточной степени овладели приемами исследования текста: анализом, сравнением, обобщением, умением делать выводы. Для исследования учащимся предлагается или одно произведение, или два для сопоставления. Даются критерии, по которым нужно проводить работу, формируются группы учащихся. Учитель должен четко сформулировать цель: что и для чего исследуется. Предметом такой работы может стать герой (герои) произведения (произведений), композиция, художественные средства, идейное содержание или комплексный анализ. Приведу примеры.

Групповая работа.

Задание. 1 группа. Проследите, слова какого раздела лексики часто употребляются в стихотворениях, объясните почему. Выпишите глаголы из последних строф стихотворений, сравните их. Как они определяют позицию авторов?

Результаты исследования:

1 группа:

Державин: воздвиг, тлен, вселенна, всяк, доколь.

Пушкин: воздвиг, пиит, доколь, всяк, сущий, восславил, приемли

Вывод: Оба поэта широко использовали устаревшую (старославянскую) лексику, которая придает стихотворениям торжественное звучание, приподнятое настроение. Такое звучание стихотворений связано с той темой, которую поднимают поэты в своих произведениях, - тему, которая связана для них с вопросом смысла жизни, значения их деятельности в мире.

Задание. 2 группа. Сравните длину строк в строфах стихотворений. У кого из авторов длина меняется. Выпишите строки «другой» длины. Что в них заложено поэтом?

Результаты исследования:

Державин: длина строк почти одинакова в строфах, поэтому особой функции длина строк в стихотворении не несет.

Пушкин: Длина каждой четвертой строки всех строф короче предыдущих. Это строки:

-Александрийского столпа

-Жив буде хоть один пиит

-Тунгус, и друг степей калмык

-И милость к падшим призывал

-И не оспоривай глупца

В этих строках стихотворения Пушкина заложены все самые главные мысли стихотворения: творчество выше Александрийского столпа – символа царской власти, то есть поэзия выше царей, выше власти; бессмертие поэта связано с самим творчеством ( об этом уже говорилось выше) – строфа 2, оно определено тем, что сказано людям этим творчеством- строфа 4. Позиция поэта, его взгляд на отношение толпы и поэта также отражены в последней короткой строке стихотворения. Значит, такое построение стихотворения закономерно связано с его идейным содержанием.

Задание.        3        группа.        Проследите,        какой        способ        рифмовки        выбирают        поэты. Выпишите рифмующиеся слова. Объясните, закономерность рифмующихся слов. Результаты исследования.

Державин:        вечный        -        быстротечный,        жить        –        чтить,        Черных        -        неисчетных, справедливой – неторопливой, презирай – венчай.

Пушкин: нерукотворный – непокорный, мире – лире, великой – дикой, народу – свободу, венца – глупца.

Оба поэта используют перекрестную рифмовку. Рифмующиеся слова в стихотворении Державина отражают тему бессмертия поэта. За рифмующимися словами Пушкина кроется более глубокий смысл, даже не читая произведения, можно увидеть, что в этих рифмующихся словах заложено самое значимое для поэта в его творчестве: его творчество непокорно по своему характеру, его лира слышна и во всем мире, и в великой для поэта России со всеми ее малыми нардами. Таким образом, даже за рифмующимися словами стихотворения раскрывается позиция автора, его взгляд на творчество, Россию, народ.

6 . Приемы для творческого осмысления текста

А.«Письменная ДИСКУССИЯ»

На оборотной стороне каждой карточки с текстом можно вести записи. Ученикам предлагается, прочитав текст, выразить кратко свои мысли по этому поводу (понимание или непонимание, согласие или несогласие, догадки и вопросы и т.д.) на обороте. Учащийся не должен забывать подписывать свое имя. Затем ученики обмениваются текстами, и следующий читатель относится уже не только к тексту, но и к высказыванию предыдущего читателя. Когда оборотная сторона карточки заполнится, учитель предлагает следующему ученику кратко описать весь ход дискуссии и подвести ее итоги, подготовив отдельное письменное (а может быть, потом и устное) сообщение.

Б. Прием «Чтение через ощущения»

Этот прием способствует творческому осмыслению художественного текста, его анализу, интерпретации. Чаще я использую его при работе с лирическими стихотворениями. В лирических произведениях автор передает свои мысли,

чувства, переживания, настроения посредством различных изобразительно- выразительных средств. Задача учителя – научить видеть лирические образы, улавливать настроение лирического героя, слышать звуки, которые передает автор, находить и понимать ИВС, размышлять о прочитанном. Я даю задания, помогающие ученикам увидеть, услышать, почувствовать, поразмышлять, воплотить увиденные образы, цвета на бумаге при помощи красок. Например:

  • Какие звуки вы слышите в стихотворении? Каким образом их передает поэт?
  • Подберите музыку к этому стихотворению.
  • Какие картины, образы вы увидели в стихотворении? С помощью каких ИВС они созданы?
  • Нарисуйте увиденные вами образы.
  • Какие цвета преобладают в стихотворении. Изобразите их красками на бумаге.

Какие чувства испытывает лирический герой? Совпадают ли они с вашими ощущениями от прочитанного? Найдите слова, с помощью которых автор выражает внутреннее состояние героя.

  • Проанализируйте части речи, которые поэт употребил в стихотворении. Каких больше? Как вы думаете, почему?
  • Обратите внимание на знаки препинания. Какую художественную функцию они выполняют? И др.

В. Комплексный анализ текста

  Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: комплексный и лингвостилистический анализы текста, сочинение-рассуждение, редактирование текста, различные виды диктантов, работа с текстами-миниатюрами, различные игровые ситуации. В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы, как комплексный анализ текста. Тексты стараюсь подбирать такие, чтобы они были интересными с точки зрения орфографии, содержали различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина и других признанных мастеров слова.. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. Вот примерный план анализа текста любого типа речи:

  1. Выразительное чтение текста.
  2. Словарная работа.
  3.  Тема текста
  4. Идея текста.
  5. Тип текста.
  6. Стиль текста.
  7.  Выразительные средства речи и их роль.

Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся

  1. Фрагмент урока русского языка в 5 классе  по теме

 «Смысловой анализ текста»

Цель: создать условия для формирования у учащихся личностных, коммуникативных, познавательных  и регулятивных УУД при организации  работы с текстом  К.Д. Ушинского « Спор деревьев» для написания заключительной части (создание собственного текста); обратить внимание на глубокий смысл текста, вызвав желание продолжить его.

  1. Предугадывание содержания текста
  1. Чтение отрывка из басни И.А. Крылова  «Квартет» до слов «И пуще прежнего пошли у них разборы».

Чтение сказки  К.Д. Ушинского  «Спор животных».

- Чем схожи тексты?

(Говорится о споре)

-Что такое спор?

(Это разногласие во мнениях, при споре каждый отстаивает свою точку зрения)

- Полезен ли спор?

(Если спорящие приходят к выводу и согласию, находят точки примирения, что-то открывают для себя новое, тогда спор полезен)

-Каким был спор героев услышанных вами произведений?

(Пустой спор , ни к чему не приводящий)

- Из-за чего возник такой спор?

( Из-за того ,что каждый хотел показать свою исключительность)

-Какой фразой примирил сорящих животных человек?

(«Вы все мне нужны, и каждый из вас хорош на своём месте»)

  1. - На уроке мы будем работать с другим текстом К.Д. Ушинского – «Спор деревьев».

Какие деревья могут спорить меду собой, по-вашему? Почему?

- О чём они могут спорить?

  1. Первичное восприятие текста

- Прочитайте текст. Каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

-К какому жанру вы отнесли бы прочитанное произведение ? ( Сказка)

- Почему? (Деревья наделены свойствами живых существ: разговаривают, гордятся собой)

- К какому стилю относится произведение?

- Какими вам показались герои данной сказки?

( Хвастливые , не уважающие друг друга)

- Можно ли им решить спор справедливо?

(Нет, он слушают только себя)

- Какова главная мысль этого текста?

( Не стоит спорить по пустякам, каждый хорош по-своему)

  1. Комплексный анализ текста.

Чтение 1 абзаца.

- Чем гордится дуб?

( Его корень глубоко в землю ушёл, ствол у нег о в три обхвата, гордится высотой, листьями, тем, что ни гроза, ни буря его не сломят)

- В каком предложении дуб выражает своё отношение к другим деревьям?

(«Я всем деревьям царь!»)

- Какое это предложение по интонации? ( Восклицательное)

- Как вы думаете, с какой интонацией произносит дуб свою речь? ( С высокомерием и  с гордостью)

- Обратите внимание на то, какие местоимения звучат в его речи. ( Я,мой, у меня, я)

- О чём это говорит?

( О том, что он себя ставит на первое место, говорит о его высокомерии)

- Вы согласны с дубом?

(Он действительно могущ, но кроме него есть и другие деревья)

Чтение 2 абзаца.

- Обратите внимание на глагол говорения, который использует автор , передавая речь яблони. Какой это глагол? (Молвила)

- Чем он отличается по звучанию от глагола говорит?

(Этот глагол подчёркивает мягкость в голосе яблони)

- Как обращается к дубу яблоня? ( Дубище)

- Почему она так его называет?

( Он кажется ей большим и грубым)

- Как она относится к тому, чем хвастается дуб?

(Не видит в этом ничего особенного)

- Чем, по её мнению , она лучше дуба?

(Её плоды на царском столе бывают, а жёлуди дуба едят только свиньи.)

- Как она относится к своим плодам? Как автор сумел это передать?

(Используется уменьшительно-ласкательный суффикс в слове яблочко)

Чтение 3 абзаца.

- Какой глагол использует автор ,передавая речь сосенки? (Покачивает)

- Что хочет передать с помощью этого глагола автор? ( Что она слушает  их и осуждает)

- Чем сосенка превосходит другие деревья , по её мнению? (Деревья зимой голые, а она нет)

- Чем она гордится?  (Что её древесина используется как топливо  и строительный материал)

- Можете ли вы с ней согласиться?

(Да, но и древесина дуба тоже идёт на строительство  и используется как топливо)

-  Как относятся друг к другу деревья?

(Неуважительно)

-  Как это автор передал с помощью местоимений?

 (В их речи чаще звучат местоимения 1-го лица)

- Какие средства выразительности использует автор, с какой целью?

(Олицетворение, эпитеты, сравнение)

-Как , по- вашему , автор относится к этому спору? (Он считает, что каждое дерево прекрасно по-своему, осуждает их спор)

- В народе о споре сложилось немало пословиц. Задание по группам : восстановить пословицу и соотнести её с содержанием сказки. (пословицы даны в разрезанном виде)

1группа . – Кто спорит, тот ничего не стоит

2 группа.- На вкус и цвет товарищей нет.

3 группа.- О пустяках спорить- дело упустить.

4 группа- Всякая козявка в букашки лезет.

  1. Синтез. Итоговое осмысление

- Чему учит данная сказка?

(Не спорить, принимать других такими, какие они есть, ценить хорошие качества других, не быть эгоистом).

  1. Создание собственного текста (заключительной части)- решение проблемной ситуации. Что делать героям? Как решить спор?

  1. Заключение.

В заключение следует отметить положительные результаты применения описанных приемов работы с текстом на уроках русского языка.

  1. Учащиеся лучше усваивают содержание, идейное своеобразие, композиционные особенности текстов.
  2. Работа с текстом начинается с анализа заголовка, что мотивирует детей на дальнейшее чтение и развивает навыки прогнозирования.
  3. Текст становится для учеников источником новой информации, которую они умеют разделять на главную и второстепенную, преобразовывать в различные графические модели, таблицы, схемы, рисунки, план, тезисы.
  4. Учащиеся овладевают навыками аналитического чтения: анализа, сравнения, обобщения, систематизации, интерпретации информации, содержащейся в текстах.
  5.    Учащиеся осваивают основы исследовательской работы.
  6. Дети и подростки учатся творчески осмысливать текст, проникать в его художественное своеобразие, воспринимать образы, созданные писателем.
  7. Ученики приобретают умения составлять собственные высказывания и тексты на основе прочитанного; создавать на основе произведений свои творческие мультимедийные проекты.
  8. Совершенствуются речевые навыки, формируется позитивное отношение к чтению, к урокам русского языка и литературы.
  9. Развиваются коммуникативные умения, творческие способности учащихся.
  10. Расширяется их кругозор, развивается эстетический вкус.

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.

Список литературы:

1. Антонова Е.С. «Тайна текста» и секреты методики. // РЯШ. – 2002. – №2

2. Балаклай А.Г. Осмысление слова. // Русская словесность. -2002. – №2

3. Богданова Г. А. Опрос на уроках русского язык.- М.: Просвещение,1996.

4. Бодалев А. А. Личность и общение.- М., 1995.

5. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. -М., 1972.

6. Волина В. В. Учимся играя.- Екатеринбург: Арго, 1996.

7. Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие для учащихся –

М., 1995

8. Казарцева O. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

9. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения.- М.: Наука, 2001.

10. Ладыженская Г. Л. Методика развития речи на уроках русского языка.- М.: Просвещение, 1980.

11. Львова С.И. Развитие видов речевой деятельности на уроках русского языка. //Русская словесность. - 2003. – №4

12. Печенёва Т.А. Совершенствование речевой культуры школьников.// Русская словесность. - 2004. – №7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная работа с текстом на уроках русского языка в 8 классе.

Программа элективного курса "Комплексная работа с текстом" с вариантами текстов для работы.Программа имеет практическую направленность. Комплексная работа с текстом  даёт возможность каждому учен...

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Технология работы с текстом на уроке русского языка.

Технология- это  совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В этой методической разработке показана технология работы с текстом. Раскрываются понятия: основные пр...

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка"( Из опыта работы)

Презентация "Работа с текстом на уроках русского языка" является обобщением опыта учителя по данной теме. Преподаватель называет основные тенденции изучения русского языка, объясняет, зачем текст на у...