План-конспект урока по русскому языку в 7 классе «Повторение. Причастие»
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Сергеева Светлана Николаевна

План-конспект урока по русскому языку

в 7 классе

«Повторение. Причастие»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx45.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»

города Велижа Смоленской области

План-конспект урока по русскому языку

в 7 классе

«Повторение. Причастие»

Выполнила:

Сергеева Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Велиж

2022

Оглавление

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Информационный лист.

4.Ход урока.

5.Источники.

6. Приложение.

Информационный лист

Данный урок (50) по теме: «Повторение. Причастие» является заключительным уроком обобщения и закрепления материала. Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: «Причастие». Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания о причастии на практике при выполнении различных заданий, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности. Работа построена таким образом, чтобы не перегрузить учащихся информацией, для этого в уроке использованы различные виды деятельности. Форма урока – игра-путешествие. Это  позволяет сделать его не только информативным, но и интересным, занимательным.

При разработке конспекта были учтены все требования программы. В основном поставленные задачи выполнены.

Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: отвечают на вопросы учителя (этот вид работы способствует созданию ситуации мотивации к обучению – «стартового желания учиться»); орфографическую работу на основные правила, изученные ранее (одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, правописание суффиксов действительных и страдательных причастий, слитное и раздельное написание не с причастиями); отработка умений определять морфологические признаки причастия; составление собственного текста,  синквейна о причастии.

На уроке «Повторение по теме: «Причастие» используются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, технология сотрудничества, а также игровая. Средства обучения: компьютерная презентация, карточки с заданиями.

Материал подобран доступный, поэтому чувствовалась эмоциональная настроенность на учебную деятельность, уверенность в своих силах.

Урок построен таким образом, что учащиеся сами приходят к выводу: какова роль причастий в нашей речи.

Данный урок, я думаю, поможет учащимся 7-ого класса не только повторить и закрепить сведения о причастии, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.


Тема урока: «Повторение.  Причастие».  

Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.

Цели урока:  

  • обобщение и систематизация знаний о причастии (морфологические признаки, синтаксическая роль, орфограммы);  

Планируемые образовательные результаты:

1.  Предметные: Знают и определяют морфологические признаки причастия, синтаксическую функцию, которую может выполнять причастие в предложении, орфограммы в словах.

2.  Метапредметные:

Познавательные: адекватно воспринимают информацию; владеют разными видами чтения; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

Регулятивные: определяют цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивают результат;

Коммуникативные: свободно и правильно излагают свои мысли, умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

3.  Личностные: осознают эстетическую ценность русского языка, стремятся к речевому самосовершенствованию.


Ход урока:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.

П. Чесноков.

1. Организационный этап, постановка цели и задач урока.

Мотивирование к учебной деятельности (2 мин.)

Добрый день, ребята! Послушайте, пожалуйста, отрывок из небольшого музыкального произведения. (Звучит музыка)

- Какие причастия помогут нам точнее передать настрой этого музыкального шедевра? (танцующий, веселящийся, двигающийся, напевающий, прослушанная, наполняющая)

- Какие части речи вы назвали? (причастия)

Сегодня мы с вами завершаем разговор о причастии. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы сегодня должны решить?

Ответы учащихся: Обобщить и систематизировать материал по теме: «Причастие», проверить свой уровень знаний по теме, совершенствовать свои орфографические навыки, развивать речь.

Слайд 2

Ребята! Сегодня я  приглашаю вас в необычное путешествие по станциям причастий. Давайте посмотрим, что нас ждёт.  Для того чтобы показать отличные результаты, необходимо пройти все этапы путешествия: «Теоретическая», «Орфоэпическая»  «Грамматическая», «Орфографическая» и «Творческая». 

Народ в этой стране живёт удивительный. Он не может сидеть на месте без дела и постоянно что-то придумывает.

Вот, к примеру, вырастили они чудо-дерево с удивительными плодами. Интересно? Тогда поехали.

Открываем тетради и записываем: Число, классная работа. Тема урока: «Повторение по теме: «Причастие».

2. Актуализация знаний. (4 мин)

Итак, мы на пороге увлекательных приключений! Чтобы начать наше путешествие, нужно Дереву знаний помочь «обзавестись плодами», а вот какие это плоды, будет зависеть от того, как вы знаете теорию и умеете отвечать на поставленные вопросы. Перед вами изображение дерева с ветками (дерево изображено на доске), но без листьев и плодов (выдаются учащимся во время ответов и наклеиваются ими на ветки дерева).
Чтобы на нашем дереве появились плоды, нужно ответить на вопросы. Каждый ответ, полученный на вопрос, превратится в красное яблоко, если вы ответили на «5», в желтую грушу, если вы ответили на «4», зеленый листочек – при ответе на «3», а вот неправильный ответ принесет дереву коричневый жухлый лист 

1).Причастие – это…

2).Причастия бывают…

3).В предложении причастия бывают…

4).Причастный оборот – это…

5).В предложении причастный оборот является…

6).Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если…

7).Действительные причастия обозначают признак, который…

8).Страдательные причастия обозначают признак, который…

9).Суффиксами действительных причастий настоящего времени являются…

10).Суффиксами действительных причастий прошедшего времени являются..

11). Суффиксами страдательных причастий настоящего времени являются…

12).Суффиксами страдательных причастий прошедшего времени являются…

13).Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как…

14).Краткую форму имеют…

15).В краткой форме причастия изменяются…

16).В предложении краткие причастия являются…

17).Две буквы Н пишутся в суффиксах…

18).Одна буква Н пишется в суффиксах…

19).НЕ пишется с причастиями раздельно…

20).НЕ пишется с причастиями слитно…

Посмотрите на «Древо знаний». Как оно красиво! Сколько на нем плодов! Это говорит о том, что вы прочно усвоили теоретический материал.  

Ребята! Внимание! Главные испытания нас ждут впереди!

3. Обобщение и систематизация знаний. (29 мин)

Первая станция  «Орфоэпическая» (1 мин.)

Слайд 3

Вам необходимо правильно произнести причастия, записанные на доске (Фронтальный опрос)

Пролитый                          Кормящий      

загнутый                            начатый

взята                                   начавший

понявший                           поднятый

понятый                       согнуты

пролита                         осужденный

Вторая станция «Найди меня!» (2 мин.)

Слайд 4

Ребята, вы должны найти причастия в четверостишиях из произведений С.Есенина, выписать и определить тип причастия (действительное или страдательное).

  1. Край ты мой заброшенный,

      Край ты мой, пустырь,

      Сенокос некошеный,

      Лес да монастырь.

  1. С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

  1. В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется, с тропы далекой –

Вода качает берега.

  1. О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна.

Учащиеся обмениваются тетрадями, выполняется взаимопроверка.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Синеющий, качающихся,

затихшем, кочующая.

Заброшенный, надломлена.

Примечание: в четверостишиях Сергея Есенина есть отглагольное прилагательное – некошеный.

Мы с вами отправляемся дальше. Впереди нас следующее испытание.

Третья остановка «То слитно, то врозь». (3 мин)

Слайд 5

- Нужно отнести словосочетание  в 1 или во 2 столбик. (1 столбик – причастие с НЕ слитно, 2 столбик - раздельно).

(Не) греющее солнце, (не) засеянное еще поле, (не) закончена,

( не) умолкающий гул, калитка (не) закрыта, (не) погасший костер, (не) окрепший лед; (не) засеянные, а вспаханные поля;  ничем (не) огороженный сад, (не) доумевающий взгляд, (не) спавший от боли, (не) пролазная чаща,  (не) жданный успех.

Ключ:

Не пишется слитно

Не пишется раздельно

Негреющее солнце, неумолкающий гул, непогасший костер, неокрепший лед, недоумевающий взгляд, непролазная чаща,  нежданный успех.

Не засеянное еще поле,

не закончена, калитка не закрыта, не засеянные, а вспаханные поля;  ничем не огороженный сад, не спавший от боли.

Игра «Рассуждай-ка». (3 мин)

Мы повторили теорию, попрактиковались – теперь самое время проверить себя. Самостоятельную работу вы выполняете на карточке, которая лежит у вас на парте.

Задание: ребята, запишите только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

Задания.

1) Скач..ий,                 2) вид..мый,                 3) черт..щий,

 4) стел..ий,                   5) подгоня..мый,                   6) леч..щий,

7) кле..ий,                           8) освеща..мый,            9) се..щий,

10) пиш..ий,                    11) кол..ийся,                  12) слыш..мый.

Взаимопроверка.
Два ученика (читают ответы): скачущий, видимый, чертящий, стелющий, подгоняемый, лечащий, клеящий, освещаемый, сеющий, пишущий, колющийся, слышимый.

- В чем разница между причастиями сеющий и подгоняемый? (Сеющий - действительное причастие, подгоняемый - страдательное.)

Пятая остановка ««Н и НН в причастиях». (4 мин)

Слайд 6

Задание: ребята, спишите словосочетания, вставив одну или две буквы Н.

Составьте с одним из словосочетаний предложение и сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром:картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники.

 Индивидуальная работа.

Взаимопроверка.
Окруженный врагами; аллея усыпана листьями; машины, груженные товаром, картина, писанная масляными красками; смышлёный мальчик; посаженый отец; тучи рассеяы; незапряженная лошадь; кабинет, оборудованный по последнему слову техники.

Физкультминутка.  (1 мин)

-Ребята, вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.
И.п. Руки у всех подняты вверх, ладони повернуты внутрь.

На 1-2 руки разводим в разные стороны, на 3-4 возвращаемся в И.п.

И.п. Руки опущены, глаза закрыты.

Наклоны влево и вправо.

- Ребята, какие причастия мы использовали при проведении физкультминутки? Кто был внимателен? Охарактеризуйте их.

Шестая остановка «Исправь ошибки». (3 мин)

Слайд 7

Работа в группах. Творческая работа. Составление объявления на основе данного. 

  1. Уважаемые имеющие соседи собак
  2.  Просим вас гулять с животными
  3. В местах, отведенные для этой цели.
  4. Не гуляйте с собаками на газонах,
  5. Цветущихся вокруг нашего дома.
  6. Не портите радующихся глаз зелень и цветы.
  7. Особое внимание обратите на заботливо
  8. Подметенные тротуары дворником.

Проверка.

Уважаемые соседи, имеющие собак!

Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели.

Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома.

Не портите зелень и цветы, радующие глаз.

Особое внимание обратите на тротуары,

заботливо подметенные дворником.

Седьмая остановка «Орфографическая». (7 мин)

Слайд 8

Выпишите слова с пропущенными орфограммами. Объясните правописание слов. Выполните морфологический разбор выделенных слов. (Два ученика работают у доски). Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Горы еще не освещенные солнцем выделялись на посветлевш(ем,им) небе. На темном фоне гор покрытых непроходимыми лесами проносились клочья тумана а внизу стояли непроница(ем,им)ые сумерки. Река Лена еще не скованная льдом мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер не прогнавший остатки ночного тумана забирался под одежду.

Ключ:

На посветлевшем небе.

Гор покрытых

Посветлевшем – причастие.

  1. На небе (каком?) – посветлевшем.

Н.ф.- посветлевший.

II. Пост. -  действ, прош. вр., сов., полная форма вид; непост. – в П.п., ед. ч., ср.р.

  1. III. На небе (каком?) – посветлевшем.

Покрытых – причастие.

  1. Гор (каких?) – покрытых.

Н.ф.- покрытый.

II. Пост. -  страд, прош. вр., сов., полная форма ; непост. – в Р.п., во мн ч.

  1. Гор (каких?) – покрытых.

Стилистический эксперимент. (4 мин)

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и  веющейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

 - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять  в высоком роде стихов».

- В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?

-Ребята, мы  еще раз убедились с вами в том, что назначение причастия – выражать признак предмета по действию.

Поздравляю с удачным прохождением всех этапов нашего путешествия. Вы большие молодцы!

 IV. Составление синквейна. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (4 мин)

А теперь каждый из вас попробует создать свой поэтический текст о причастии– синквейн. Проверка задания.

Мама — Прилагательное,
Папа — сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь —
Будешь молодец!

Ребята, вы сегодня хорошо и плодотворно поработали, а теперь оцените свою работу на уроке. 
(Перед каждым учеником лежит листок с «Лестницей успеха».  Оценивая свою работу на уроке, ученик рисует человечка на определенной ступеньке: на первой ступеньке – ничего не понял, не запомнил, сделал не все, что мог; на второй – понял, усвоил частично, кое-что вызвало затруднения;

на третьей – со всем справился, сделал все, что в моих силах).

V. Домашнее задание (2 мин)

1. Составить кластер по теме: «Причастие»;

2. Выполнить проверочный тест.


Приложение 1

Первая станция  «Орфоэпическая»

- Ребята, вам необходимо правильно произнести причастия, записанные на доске. 

Пролитый                          кормящий      

Загнутый                            начатый

Взята                                   начавший

Понявший                           поднятый

Понятый                       согнуты

Пролита                         осужденный

Приложение 2

Вторая станция «Найди меня!» 

Ребята, вы должны найти причастия в четверостишиях из произведений С.Есенина, выписать и определить тип причастия (действительное или страдательное).

  1. Край ты мой заброшенный,

      Край ты мой, пустырь,

      Сенокос некошеный,

      Лес да монастырь.

  1. С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

  1. В затихшем озере с осокой

Бодаются его рога, -

И кажется, с тропы далекой –

Вода качает берега.

  1. О край дождей и непогоды,

Кочующая тишина,

Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна.

Приложение 3

Третья остановка «То слитно, то врозь»

- Нужно отнести словосочетание  в 1 или во 2 столбик. (1 столбик – причастие с НЕ слитно, 2 столбик - раздельно).

(Не) греющее солнце, (не) засеянное еще поле, (не) закончена,

( не) умолкающий гул, калитка (не) закрыта, (не) погасший костер, (не) окрепший лед; (не) засеянные, а вспаханные поля;  ничем (не) огороженный сад, (не) доумевающий взгляд, (не) спавший от боли, (не) пролазная чаща,  (не) жданный успех.

Приложение 4

Игра «Рассуждай-ка»

Задание: ребята, запишите только суффиксы причастий, правильно выбрав гласную.

Задания.

1) Скач..ий,                 2) вид..мый,                 3) черт..щий,

 4) стел..ий,                   5) подгоня..мый,                   6) леч..щий,

7) кле..ий,                           8) освеща..мый,            9) се..щий,

10) пиш..ий,                    11) кол..ийся,                  12) слыш..мый.

Приложение 5

Пятая остановка ««Н и НН в причастиях»

Задание: ребята, спишите словосочетания, вставив одну или две буквы Н.

Составьте с одним из словосочетаний предложение и сделайте синтаксический разбор данного предложения.

Окруже(н,нн)ый врагами; аллея усыпа(н,нн)а листьями; машины, груже(н,нн)ые товаром:картина, писа(н,нн)ая масля(н,нн)ыми красками; смышлё(н,нн)ый мальчик; посаже(н,нн)ый отец; тучи рассея(н,нн)ы; незапряже(н,нн)ая лошадь; кабинет, оборудова(н,нн)ый по последнему слову техники.

 Приложение 6

Шестая остановка «Исправь ошибки»

Работа в группах. Творческая работа. Составление объявления на основе данного. 

  1. Уважаемые имеющие соседи собак
  2.  Просим вас гулять с животными
  3. В местах, отведенные для этой цели.
  4. Не гуляйте с собаками на газонах,
  5. Цветущихся вокруг нашего дома.
  6. Не портите радующихся глаз зелень и цветы.
  7. Особое внимание обратите на заботливо
  8. Подметенные тротуары дворником.

Проверка.

Уважаемые соседи, имеющие собак!

Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели.

Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома.

Не портите зелень и цветы, радующие глаз.

Особое внимание обратите на тротуары,

заботливо подметенные дворником.

Приложение 7

Станция «Орфографическая»

Выпишите слова с пропущенными орфограммами. Объясните правописание слов. Выполните морфологический разбор выделенных слов. (Два ученика работают у доски). Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Горы еще не освещенные солнцем выделялись на посветлевш(ем,им) небе. На темном фоне гор покрытых непроходимыми лесами проносились клочья тумана а внизу стояли непроница(ем,им)ые сумерки. Река Лена еще не скованная льдом мрачно катила свинцовые воды. Холодный ветер не прогнавший остатки ночного тумана забирался под одежду.

Приложение 8

Стилистический эксперимент

Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и  веющейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.

 - Как с данным текстом соотносится высказывание М.В.Ломоносова о роли причастий: «Весьма не надлежит производить причастия от тех глаголов, которые только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того пристойно их употреблять  в высоком роде стихов».

- В какой речи (устной или письменной) более употребительны причастия и причастные обороты?

Приложение 9

 Проверочный тест.

1.Причастие обозначает:

а) признак предмета;

б) признак предмета по действию;

в) признак другого признака.

2. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффикса:

а) –вш-;

б) –ш-;

в)-ущ_.

3. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффикса:

а) –нн-;

б) –вш-;

в) –ом-.

4. Причастие с зависимым словом называется:

а) предложением;

б) причастным оборотом;

в) словосочетанием.

5. Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия:

а) вид;

б) время;

в) лицо.

6. Чаще всего в предложении причастие бывает:

а) дополнением;

б) обстоятельством;

в) определением.

Интернет-ресурсы

Изображение URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/09/16/prichastie-povtorenie-i-obobshchenie-izuchennogo (Дата обращения: 20.07.2021)

Изображение URL: https://multiurok.ru/files/urok-po-teme-povtorenie-i-obobshchenie-po-teme-pri.html (Дата обращения: 20.07.2021)

Изображение URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-povtorenie-po-teme-prichastie-klass-660828.html (Дата обращения: 20.07.2021)

Изображение URL: https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-pro-chast-rechi-prichastie/ (Дата обращения: 20.07.2021)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...