Технологическая карта урока "Фразеологизмы" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Носенкова Маргарита Вячеславна

Урок ознакомления с новым материалом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_frazeologizm.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Носенкова Маргарита Вячеславна,

учитель русского языка

МБОУ «Васильевская ООШ»

Фразеологизмы

Технологическая карта  урока русского языка в 6  классе

Цель урока: продолжать создавать  условия для выработки у учащихся навыков правильного употребления фразеологизмов в речи

Обучающая: научить распознавать фразеологизмы, продолжать учить правильному употреблению фразеологизмов в речи, пополнять практический опыт учащихся в употреблении фразеологизмов, обратить внимание на роль фразеологизмов в речи.

Развивающая: развитие логического мышления, развитие образной речи.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.

Задачи урока:

  1. актуализировать знания учащихся о фразеологизмах
  2. дать представление о признаках фразеологизмов
  3. развивать письменную и устную речь учащихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов
  4. воспитывать культуру общения, интерес и любовь к родному языку

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная.

Межпредметные связи: литература, история.

Тип урока: урок закрепления пройденного материала

Методы: словесный, поисковый, творческий.

Оборудование: проектор, раздаточный материал, видеоурок «Фразеологизмы» от проекта https://videouroki.net

Этап урока

Содержание

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Организационный этап

Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. И тогда вас ждёт успех!

Приветствие, проверка готовности к уроку. Создание  мотивационной ситуации.

Проверяют  готовность к уроку, настраиваются на работу

Личностные результаты

Самоопределение

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

На доске мы видим высказывание. Давайте его прочитаем.

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка, его оригинальные средства и его… богатство»   В.Г.Белинский

Как вы понимаете смысл этого выражения? Я предлагаю это высказывание взять эпиграфом к уроку

Итак, давайте прочитаем отрывок из книги А.Волкова (видеоурок)

Почему  Жевун все время удивлялся?

Ребята, соотнесите эпиграф урока, прослушанный отрывок, ваши ответы и предположите, над чем мы сегодня будем работать, какова будет тема урока.

Итак, Жевун не знает норм в употреблении фразеологизмов. А какие нормы можете назвать вы? Действительно, мы пока с этими нормами незнакомы, это проблема.  Соответственно, какова будет цель нашего сегодняшнего занятия? 

А вот как  на этот вопрос ответил генерал и чем закончилась беседа,  мы узнаем в конце урока.

Обращает внимание учащихся на фразу на доске, побуждает к рассуждениям через создание проблемной ситуации

Отвечают на вопросы учителя, формулируют проблему урока, тему, цель

Метапредметные результаты

Постановка вопросов

Целеполагание

Предметные результаты

Формулирование проблемы

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Сотрудничество в поиске и выборе

3

Закрепление знаний, решение учебных задач

Физминутка

Ребята, перед вами на столах лежат фразы. Вы узнали их? Кто и когда их произносит? Какие здесь употреблены фразеологизмы, что они означают?

  • Коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол
  • Маша сидела как на иголках.
  • Попадешься этому разбойнику в лапы – он с тебя две шкуры сдерет.
  • Марья Кирилловна была ни жива ни мертва

Мне бы хотелось остановиться на предложении «Маша сидела как на иголках». Как вы считаете, а почему не говорят «как на булавках», ведь это тоже острый предмет, который может причинить боль?  Фразеологизм – это единое целое, даже если он состоит из нескольких слов. Нужно понимать Ф целиком, знать и употреблять его только в том варианте, в котором он существует.

 Ребята, давайте сделаем вывод. О какой норме мы сейчас сказали? Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь

Норма№1 – Замена части фразеологизма другим словом

Ребята, перед вами лежит текст. Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Предложите задание.

Итак, текст прочитан. Всё ли понравилось, всё ли устраивает?

Вы предложили следующее задание – найти правильный вариант фразеологизма. Поработайте в паре. При работе я желаю вам ощущать чувство локтя. Итак, вперед!

Чтение текста одним из учащихся.

Все ли согласны с таким выбором? Что произошло во Ф? Что вы с ними делали? Запишем в тетрадь норму №2

Норма№2 – Изменение формы частей Ф

Ребята, сегодня на уроке уже не раз прозвучало, что фразеологизм – это целое, неделимое понятие, что значение в нем имеет не каждое слово в отдельности, а вся фраза целиком. Обратите внимание на таблицы, лежащие перед вами. Рассмотрите их. Что не так? Почему это произошло? А почему пуст 4 столбик? Что нужно сделать? Какого рода трудности мы можем испытать при данной работе?  Каким источником знаний можем воспользоваться?

Обменяйтесь с соседом, обсудите варианты.

Давайте послушаем, что у вас получилось.

Какой вывод мы можем сделать?

Норма№3 – понимание Ф не буквально, в переносном значении.

Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь

Задает вопросы, помогает в формулировке вывода из задания

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют вывод

Наблюдают за использованием фразеологизмов в художественной литературе.

Работают в парах. Находят правильную форму фразеологизма и включают ее в текст, пытаются объяснить их значения,

Находят ошибки

Работа индивидуально, затем в парах. Находят фразеологизмы, пытаются объяснить их значения.

Записывают фразеологические обороты.

Взаимопроверка.

Оценивают свой результат.

Метапредметные результаты

Постановка вопросов

Сотрудничество в поиске и выборе

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Метапредметные результаты

Планирование Прогнозирование

Личностные результаты:

Сотрудничество в поиске и выборе

Предметные результаты

Формирование читальской грамотности.

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

4

Этап самостоятельной работы с самопроверкой

Ребята, мы постепенно подходим к концу урока. И теперь, используя только свои внутренние ресурсы, выполните следующее задание

Вместо точек вставьте нужное слово, составьте и запишите предложение с одним фразеологизмом.

Как ... вода (а- с курицы, б - с утки, в - с гуся);

как ... на голову (а - снег, б - дождь, в - град);

намылить ... (а - руки, б - шею, в - голову);

убить ... зайцев (а - трех, б - четырех, в - двух);

... негде упасть (а - груше, б - яблоку, в - помидору).

С какими нормами  в употреблении Ф связано это задание? (Замена части фразеологизма другим словом (синонимом)

Проверка

Координирует деятельность обучающихся. Анализирует результаты выполнения заданий обучающимися.

Знакомятся с заданием, задают вопросы по выполнению заданий, выполняют задания.

Метапредметные результаты

Выделение и осознание усвоенного

Волевая регуляция в ситуации затруднения

Предметные результаты

Действие по аналогии

Умение структурировать знания , выбор наиболее эффективных способов решения задач

5

Подведение итогов

Итак, давайте вернемся к началу занятия. На какую тему  мы сегодня  размышляли?

Какую цель достигали?

А какими способами мы достигали поставленной цели? С помощью каких видов деятельности? (вспоминать, что уже знаем, выполнять задания, проверять, отвечать,…)

Испытывали ли мы в течение урока трудности? Какие? На каком этапе урока?

Ребята, мы хотели вернуться к диалогу между генералом и Жевуном. Напомните, что за ситуация получилась? Так почему же Жевун не мог понять генерала? Давайте дослушаем историю. Почему разговор взывает улыбку? (выход на норму №4 – использование Ф в несвойственном им значении) Запишите, пожалуйста, эту норму в тетрадь

Помогает учащимся  сделать выводы и оценить свою  деятельность.

Анализируют работу, проведенную на уроке. Фиксируют выводы. Дают советы по теме.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности

Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности

6

Домашняя работа

Задания выполнить в тетрадях

Вместо точек вставьте нужное слово, определите значение фразеологизмов. Составьте предложение с одним фразеологизмом, укажите его синтаксическую функцию (подчеркните, чем он является в предложении).

Выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака, корова); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый)

Комментирует задание

Фиксируют задание, своими словами проговаривают его и в случае затруднения задают вопросы, обращают внимание на то, что оно идентично тому заданию , что выполнялось на уроке

Предметные результаты

Расширение словарного запаса

Метапредметные результаты

умение работать с информацией

7

Рефлексия

Ребята, хочу вам предложить оценить свою работу. (см. Приложение)

Я довольна нашей с вами работой. Вы не растерялись, помогали мне в работе, держали ушки на макушке, смотрели в оба, мотали на ус. Я желаю вам в дальнейшей учёбе ни пуха ни пера! Спасибо за урок!

Оценивает деятельности обучающихся, побуждает учащихся к оценке их собственной деятельности на уроке

Отвечают, аргументируя свою точку зрения

Предметные результаты

Расширение словарного запаса

Метапредметные результаты

Построение выводов, Личностные результаты

Умение давать самооценку, осознавать своих возможностей,

Приложения

Текст

«28 января 1837 года во втором часу пополудни узнал, что Пушкин накануне смертельно ранен. Я бросился сломив голову оказать ему первую

медицинскую помощь… У Пушкина нашел я уже толпу; панический страх ожидания пробегал по бледным лицам. Пушкин заставил всех присутствовавших сдружиться со смертью, так спокойно он ожидал ее, так твердо был уверен, что последний час ему пробил. Я ухватился, как утопленник с соломинкой, желая поддержать его. Пушкин заметил, что я стал бодрее, взял меня за руку и сказал: «Скажи мне правду, скоро ли я умру?» Я ответил: «Мы за тебя надеемся…».

Физминутка

- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побьем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

- Но в ногах правды нет, занимайте свои места.

Таблица:

Положить не в свою тарелку

Положить в чужую тарелку

Чувствовать себя не в своей тарелке

Сидеть на двух стульях сразу

Занимать много места

Усидеть на двух стульях

Навострить стрелы

Заточить стрелы

Навострить уши

Нарубить баклуши для ложек

Сделать заготовки

Бить баклуши

Рефлексия:

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы:

На все сто (отлично, хорошо)

Без сучка и без задоринки (хорошо, безукоризненно)

Не ударил в грязь лицом (показал себя с лучшей стороны)

Первый сорт (лучше всех)

Не ахти как (не очень-то, не особенно хорошо)

Через пень колоду (плохо, небрежно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока составленного по технологической карте. 5 класс.

Конспект урока составленного по технологической карте.Соответствует требованиям ФГОС....

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

К Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc

Урок Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  Технологическая карта урока Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общая характеристика, образ жизни, значение.doc...

Технологическая карта урока "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые" 6 класс

Класс6Тип урокаУрок открытия нового знанияТехнология построения урокаУрок-исследованиеТемаСемейство Пасленовые....

Технологическая карта 7 класс. Тема: Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения.

Цель урока:  раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания....

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс)

Технологическая карта урока " Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые" (7 класс).УМК :Биология. Животные. 7 класс: учебник для общеобразова...

Технологическая карта 7 класс " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"

Технологическая карта урока  биологии  в 7 классе  по теме " Тип Членистоногие. Класс Ракообразные"...