Доклад "Работа с текстом как средство развития творческой культуры учащихся"
статья по русскому языку

Доклад "Работа с текстом как средство развития творческой культуры учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rabota_s_tekstom.docx33.37 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с текстом как средство развития творческой культуры учащихся.

В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

                                                                                                          Лихачёв Д.С.

   Как воспитать интеллигентного человека?  Человека, обладающего языковым чутьём и понимающего, насколько уместны его слова в той или иной ситуации. Именно этому должны научиться дети на уроках русского языка и литературы. Я считаю, что одной из важнейших задач, формируемых филологическим образованием, является коммуникативная компетенция. Она направлена на формирование умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования; культуры устной и письменной речи, а следовательно, функциональной грамотности.  Я должна научить учащегося   заполнять анкету, писать заявление, письмо;  выступать с устным сообщением; владеть разными видами речевой деятельности; иметь позитивные навыки общения, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных культур и социальных групп.

  Как реализовать всё это? Надо построить занятия так, чтобы ученику было интересно учиться, поэтому в своей практике я применяю исследовательскую деятельность, проектную деятельность, личностно-ориентированную технологию, игровую технологию, технологию развития критического мышления. Использую как сами технологии, так и их отдельные элементы.

 Особое место в системе обучения я отвожу работе с текстом, которая проводится на каждом уроке.

  Целенаправленный отбор текстов способствует созданию на уроках развивающей речевой среды. Кроме того, на уроках мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них, но и необходимо учить находить, запоминать образные словосочетания и предложения, легко воспроизводить их, а затем использовать в своей речи.  Учащиеся в процессе работы над текстом анализируют лексические средства связи, проводят наблюдения над значением словообразовательных элементов, грамматических форм, словосочетаний и синтаксических конструкций. Анализируют смысловую и стилистическую роль порядка слов, текстообразующую и стилистическую функцию разных типов простых предложений, синонимию синтаксических конструкций. Работают над лексическими и синтаксическими средствами, литературной нормой языка. Одним словом, текст включает в себя знание основных понятий лингвистики  – стили, типы речи,  способы связи предложений в тексте, орфограммы, лексические средства выразительности, фигуры речи, изобразительно – выразительные средства, синтаксический строй - умения и навыки анализа текста.

Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации с текстом.

-   комплексная работа с текстом; 
-   лингвостилистический анализ текста; 
-   сочинения, рассказы; 
-   редактирование текста; 
-   различные виды диктантов; 
-   интеллектуально-лингвистические упражнения; 
-   работа с текстами-миниатюрами; 
-   составление синквейнов, кроссвордов, к тексту; 
-   коммуникативные и игровые ситуации. 

Комплексный анализ текста

Прощальными ра(с;з)катами прогр..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со..нце еще щедро отдает свое тепло. В август.. в  природ.. улавливаеш..  приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн..травье  превратилось в душистые скирды. Небо ра(с;з)чистилось от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет, когда в нем зазв..нят пр..щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со..нце, замечаеш.. особо нежное томление земли. Зеленая листва отслужила своё и начинает блекнуть. Пол..няли краски летней поры. Со..нце  выплыва..т  теперь в глубокой т..шине и посеревших от ноч..ной прохлады туманах.

                                                                            (По А. Марину.)

Задания.

  1. Прочитайте выразительно текст и подготовьтесь к пересказу.
  2. Вставьте пропущенные буквы, над какими орфограммами работали.
  3. Определите тему и проблему текста.
  4. Составьте план.
  5. Озаглавьте текст, определите стиль и тип текста.
  6. Проанализируйте функции языковых единиц.
  7. Определите позицию автора.
  8. Создайте собственный текст.

При проведении лингвостилистического анализа текста учащиеся не только учатся определять тему, идею, композицию, стиль произведения, но и находить  изобразительно – выразительные средства, стилистические фигуры речи.

Сочинения, рассказы

Ученики создают высказывания, представляющие собой характеристики литературных персонажей, высказывания, связанные с идеей исходного текста; прочитав произведения какого-либо писателя или поэта, учащиеся пишут отзывы, эссе, сочинения, а также сами выступают в роли писателей.

         На своих уроках  я часто применяю общепринятые в русском языке схемы. Это очень удобно. На  уроке я могу обозначить только тему.

    Например, графический диктант по теме: «Искусство».

  1. [   ], и  [  ].
  2. O,  O,  O.
  3. «П!» -  а.

  « Наступили выходные дни, и мы с мамой пошли в художественную галерею. Видели  разнообразные натюрморты, великолепные пейзажи, изумительное море. «Красиво пишет Айвазовский!» - воскликнула я».

                                                                                   Бадлаева Ира, 6 класс.

Почему я делаю упор на работу с текстом?
            Во- первых, учащиеся разучились видеть, понимать, «слышать» скрытый подтекстовый смысл произведения, выделять главное и второстепенное. (Например, при изучении рассказа И. Бунина «Кавказ» учащиеся не сопоставляют описание природы с внутренним состоянием героя. «…Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зелёные бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома…»)

             Во- вторых, передо мной стоит немаловажная задача на сегодняшний день - подготовить выпускника к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. И в ОГЭ, и ЕГЭ наиболее сложными представляются задания на понимание содержания текста, а также написание сочинения.

             В- третьих, анализ текстов – это благодатная почва для развития речевой деятельности учащегося.

                                               История с бабушкой.

  Днём мы с родителями ждали бабушку из деревни, она приезжает в город на лето. Мы встретили  её  и пошли в кафе. Вот сидим в кафе, пьём чай, и вдруг зазвонил мой телефон. Я вышел на улицу, чтобы поговорить. Минут через пять я вернулся, сел на своё место и начал скачивать фильм в телефон. Вдруг бабушка спросила:

- Внучок, что ты делаешь?

- Качаю.

-Качаешься? Ведь ты сидишь нормально, - удивилась бабушка.

- Что-то скорость плохая, - пробубнил я, не обращая внимания на бабушкину реплику.

 -Как можно качаться на стуле с плохой скоростью?- не унималась бабушка.

Тут я рассмеялся и сказал:

- Баба, я скачиваю фильм на телефон, а скорость скачивания с интернета низкая.

- Ой, внучок, я ничего не поняла.

- Смотрим же по телевизору фильмы, такую же функцию выполняет и телефон.

-Ой, не пойму я вас, молодёжь,- со вздохом сказала бабушка.

                                                                                     Баймеев Саша, 8 класс.

Чтобы в памяти учащихся осталось прочитанное произведение, я даю творческую работу. Например, написать синквейн.

                 Любовь

     Жестокая, неразделённая.

     Любить, осчастливить, радовать.

     Вечной любви не может быть.

                   Счастье.

                    (И.А.Бунин «Кавказ»)

                                                                                     Хабадаева Диана, 8 класс.

Такая кропотливая работа позволяет ученику успешно сдать экзамены, подготовиться  к обучению в вузе и быть в жизни культурным человеком.  

         Каждый ребенок должен определить для себя, что на уроке русского языка и литературы он не просто учится грамотно писать по-русски, но и учится излагать свои мысли, говорить публично, познает действительность и приобщается к национальной культуре русского народа, то есть он учится жить в обществе. А общество хочет видеть в выпускнике личность, компетентную, нравственно - образованную, предприимчивую,  умеющую работать в команде, готовую к постоянному самообразованию, обладающую развитым   чувством ответственности за свою судьбу, за судьбу страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития монологической речи учащихся с русским(неродным)языком обучения

Научить ребенка писать сочинение-сложнейшая задача учителя русского языка, а научить ребенка  с родным (нерусским) языком свободно и связно говорить на русском языке , тем более живущего в дали, ...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"

В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....

Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.

Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...

Эвристические методы поиска творческого решения задач как средство развития творческих способностей учащихся на уроках технологии

Данная работа раскрывает возможности применения эвристических методов решения творческих задач, поиска новых решений.Это рациональные или логические методы решения изобретательских задач. Метод морфол...

Обобщение опыта «Творческие задания на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся»

Как почувствовать вкус родного слова? Как помочь ученику успешно развивать своё речевое творчество? Как побудить к созданию стихотворений, сказок, рассказов? Эти вопросы постоянно задаёт себе современ...

Методический семинар " Анализ художественного текста как средство развития коммуникативной компетенции учащихся"

Данная презентация- это отражение педагогического опыта работы над темой по самообразованию. В презентации продемонстрированы методы и приемы работы над художественным текстом в рамках проблемного обу...