Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Монякова Елена Вениаминовна
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Цели:
Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне рос-раст-ращ; уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.
Познавательные: анализировать, выделять главные составные части; обобщать на основе фактов и абстрактных понятий; классифицировать по заданным основаниям факты, явления и абстрактные  понятия; представлять информацию в развернутом и сжатом виде.
Регулятивные: определять цель, находить и формулировать проблему урока с помощью учителя или самостоятельно; выдвигать версии, выбирать средство достижения цели с помощью учителя или в группе; оценивать степень успешности достижения цели по критериям, оценивать причины успеха и неуспеха.
Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; участвовать в диалоге; работать в паре, группе в разных ролях ( лидера , исполнителя, критика).
Личностные: отличать оценку поступка от оценки человека;  пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_5_klass.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе    

Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова.  Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ».

Исполнитель:

Монякова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

 ГБОУ Школа  № 2006

Тип урока: введение нового знания.

Технология: деятельностный метод обучения.

Цели:

Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне рос-раст-ращ; уметь правильно писать слова с указанной орфограммой.

Познавательные: анализировать, выделять главные составные части; обобщать на основе фактов и абстрактных понятий; классифицировать по заданным основаниям факты, явления и абстрактные  понятия; представлять информацию в развернутом и сжатом виде.

Регулятивные: определять цель, находить и формулировать проблему урока с помощью учителя или самостоятельно; выдвигать версии, выбирать средство достижения цели с помощью учителя или в группе; оценивать степень успешности достижения цели по критериям, оценивать причины успеха и неуспеха.

Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; участвовать в диалоге; работать в паре, группе в разных ролях ( лидера , исполнителя, критика).

Личностные: отличать оценку поступка от оценки человека;  пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

1.Организационный момент.

- Добрый день!Сегодня, ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Орфография».

- С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).

 -  Что такое  орфограмма?  Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне?

2. Постановка учебной задачи.

Этап мотивации и целеполагания. Результатом этого этапа будет определение учебной задачи.

Распределительный диктант.

–        Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные орфограммы:

Оч…ровательный, прил..жить, подр...сти, уд…вительный, д…лина,  изл...гать,  в...дяной,  изл...жение,  зар...сли.

–        Все ли справились с заданием? Слова с какими орфограммами  встретились вам при выполнении этого задания? К какой группе можем отнести слова заросли и подрасти?

–         Возможно, мы чего-то не знаем?  (Дети не знают правило правописания корней  с чередованием – ращ, раст, рос.)

–        Итак, какова наша с вами учебная задача? Какую цель преследуем на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить?  (Дети высказываются, формулируют тему урока)

 3. «Открытие нового знания».

-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием  букв О - А в корне рос-раст- ращ?   (можем прочитать правило в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).

Работа выполняется в парах.

Растение                           выращивать                           заросли

Растят                           взращенный                            выросли

Растительный                 приращивать                 подросли

- Определите в каком случае в корне с чередованием пишется О, а когда А?

- Обратите внимание на столбики со словами. Почему слова распределены именно так?

- Что влияет на выбор гласных О — А в корне  рос-раст-ращ?

-  Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.

4. Первичное закрепление.

Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.

 -Ребята, давайте составим алгоритм , чтобы легче   запомнить правило. ( Дети  проговаривают   шаги алгоритма).

1. Выделить корень;

2. Подчеркнуть согласную корня.

3. Перед «СТ» и «Щ» пишем «А», а перед «Л » - «О»

5. Работа с учебником.

 А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (Дети высказываются).

- Работа с материалом 72 параграфа. Слова-исключения.

Объяснение лексического значения слова "ростовщик", "отрасль".

6. Тренировочные упражнения.

Работа у доски.  Объяснительный диктант.

Долго росло растение, выращенное ростовщиком из города Ростова по имени Ростислав, пока росток не перерос возрастной барьер, пройдя сквозь все растительные преграды, став добычей работников пищевой отрасли.

Физминутка.

 Буквенный диктант.  (Взаимопроверка в парах)                                                        

  Гул нар...стает; зар...сли кустов; молодой р...сток; зар...сло травой; выр...сли цветы; зеленые водор...сли; ср...щение костей; город Р...стов,  лепестки р...стений; желуди прор...сли;  отр...стить волосы.

(Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».)

   Выставление оценок. Оценки обсуждаются.

7. Рефлексия деятельности (итог урока).

      Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Было интересно…    

Теперь я могу…    

У меня получилось…      

8. Домашнее задание ( по выбору): 

1. Выполнить упражнение из учебника .

2. Написать небольшой рассказ «В походе»,

употребляя слова и словосочетания с корнями -рос-раст-ращ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова

1. Систематизация и углубление знания о чередованиях гласных в корне слова.2. Развитие умения правильно писать орфограммы в корне.3. Воспитание любви к русскому слову....

Урок русского языка в 6 классе "Чередующиеся гласные в корнях слов" (модульная технология)

Урок обобщения и закрепления знаний построен с применением модульной технологии....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Мультимедийная разработка учебного занятия по русскому языку, 5 класс

Тема:    правописание о-е после шипящих и ц  в  окончаниях существительных....

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Дистанционный урок в 6 классе тема чередующиеся гласные в корне гар гор

Дистанционный урок в 6 классе тема чередующиеся гласные в корне гар гор...