Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Фёдорова Наталья Петровна

технологическая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_tehnologicheskaya_karta.docx33.2 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx17.74 КБ
Файл zashchita.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     Технологическая карта урока
Предмет: русский язык

Класс: 9

Тема урока: синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: обобщить и систематизировать знания синтаксического и пунктуационного анализа сложносочинённого предложения;

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

-закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

- совершенствовать навыки работы с вариантами заданий ОГЭ

Развивающие:

-продолжить формирование компетенций учащихся: регулятивной через развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы;

коммуникативной через различные виды речевой деятельности; формулирование собственного мнения;

-  умение работать в группе, в паре, оценка действий партнёра;

- совершенствование устной речи; функциональной  (читательской) грамотности;

познавательной  через преобразование информации: задания ОГЭ – разбор предложения, предложение-схема;

-использование на уроках интерактивных форм занятий с обучающимися.

Воспитательные:

-способствовать развитию культуры речи учащихся.

Оборудование: учебник «Русский язык 9 класс», орфографический словарь, раздаточный материал,  ноутбук, графический планшет.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, самоконтроль, взаимоконтроль.

Планируемые результаты (предметные): проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения; понимают коммуникативно – эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и используют их в собственной речевой практике; имеют представление об основных функциях языка.

Личностные результаты: имеют достаточный словарный запас и объём усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты: владеют всеми видами речевой деятельности. Проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; умеют вести самостоятельный поиск информации; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационно-мотивационный этап
(2 мин)

- Здравствуйте, ребята! Я сейчас поприветствую кого, помашите мне в ответ рукой.

-Доброе утро, девочки!

-Доброе утро, парни!

-Доброе утро, у кого хорошее настроение!

- Верите ли вы, что выполняя синтаксический и пунктуационный анализ одного сложносочиненного предложения, можно выполнить все тестовые задания ОГЭ?

- Постараемся в течение урока это утверждение доказать или опровергнуть. Скажите, какая тема урока?

- У вас на столах находятся рабочие листы и бланки ответов ОГЭ, сегодня вы работаете в них, давайте подпишем, сначала рабочий лист, а теперь бланк.

- Возьмите рабочие листы - запишите число, классная работа, тему урока. По мере выполнения заданий, вы заполняете бланк ответов ОГЭ

- В ваших рабочих листах и на доске записано предложение, с которым будем работать.

Приветствуют учителя.

Учащиеся отвечают.

Учащиеся оформляют рабочий лист и бланк ОГЭ

Р:Выявление  готовности к уроку.
К:Планирование учебной задачи совместно
П: Формулирование собственных ожиданий.

Л:Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

2. Актуализация знаний
(4 мин)

- Прочитайте это предложение про себя. Возьмите карточку №1

- Посмотрите задание №8. Раскройте скобки и запишите слово «судно» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Запишите ответ в бланк (судов)

- Прочитайте задание №7.  Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

 Море после шторма дыш(1)..т солёным ароматом и ласково звучит пл(2)..скаясь о борта а вдали поднимаются неразл(3)..чимые  оч(4)..ртания судов вонза(5)..щих в небо острые мачты.

– У вас на столах есть словари, можете ими воспользоваться. Не забудьте записать свой ответ в бланк.  

Дети обсуждают в паре данное им задание.

Записывают ответ в бланк.

Два человека выходят к доске. Один ученик на доске вставляет пропущенные буквы, другой на графическом планшете в программе MimioStudio. Остальные записывают в рабочих листах

Р: Определение  учебной задачи.

К: совершенствование устной речи

П: Формирование умения анализировать.

Л:
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и одноклассниками

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий

(4 мин)

- Работа в группах, а сейчас возьмите словарь и повернитесь к друг другу. Выполните задание.

-Прочитайте задание №6 ОГЭ. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)        Дыш..т  — глагол – исключение, 2 спряжение, в окончании пишется буква Е  (см.словарь п.77)

2)        Пл..скаясь  — деепричастие, несовершенного вида, настоящего времени, проверочное слово - пле́ск.

3)        Неразл..чимые  — страдательное причастие, образованное от глагола 1 спряжения ( см.словарь п.85)

4)        Оч..ртания  — существительное, нарицательное, неодушевлённое, 2 склонение, множественное число, проверочное слово - чёрточка. (см.словарь п.12)

5)        Вонза..щих  — суффикс действительного причастия настоящего времени «ющ» используют при образовании причастия от глагола 1 спряжения (вонзать, вонзают). ( см.словарь П.84)          

Дети обсуждают в группе данное им задание. Записывают ответы в бланк.

Работают со словарём.

Р: Определение  учебной задачи.

К:Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

П: Формирование умения анализировать.

Л:

Развитие навыков сотрудничества

4. Обобщение и систематизация знаний

(4 мин)

- Прочитайте задание №9 ОГЭ. Синтаксический анализ. Замените словосочетание синонимичным словосочетанием. Напишите получившееся словосочетание.

1 ряд

- Назовите словосочетания со связью согласование        

2 ряд

- Назовите словосочетание со связью управления        

3 ряд

- Назовите словосочетание со связью примыкание

- Замените словосочетание Ласково звучит синонимичным со связью управление

Дети выполняют задание по рядам. Называют словосочетания из предложения

(1 ряд -Соленым ароматом

Острые мачты

Неразличимые очертания

2 ряд- Очертания судов

Плескаясь о борта

Дышит ароматом

3 ряд -Вдали поднимаются, ласково звучит). Записывают в бланк ответ

Р: Аргументация своего мнения.

К: Умение вести диалог; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

П: Отвечать на простые и сложные вопросы учителя.

Л: Активное погружение в тему

5. Разминка для глаз
(1 мин)

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где крыльцо

Обведу я снова круг

Посмотрю на мир вокруг.

Дети повторяют

Р: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

6. Обобщение и систематизация знаний

(7 мин)

- О чём это предложение? Основная мысль?

-Прочитайте задание №10 ОГЭ. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)  На море шторм

2)  Море спокойно дыш..т и ласково звучит

3)  Чётко видны оч..ртания и острые мачты

4)  Неразл..чимые оч..ртания поднимаются вдали    

- Прочитайте задание №2 ОГЭ. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1)        Море дыш..т

2)        Море звучит

3)        Вдали поднимаются

4)        Море дыш..т и звучит, поднимаются оч..ртания    

-Прочитайте задание №3 ОГЭ. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1)  Во второй части предложения  использовано составное глагольное сказуемое.

2)  Первая часть сложного предложения  осложнена обособленным обстоятельством.

3)  Вторая часть предложения осложнена обособленным  определением.

4)  В предложении содержится три грамматические основы.

5)  Предложение сложное с союзной сочинительной связью между частями.

-Прочитайте задание №5 ОГЭ. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

- Откройте учебник параграф 17, стр.47. Прочитайте пунктуационный разбор.

Море после шторма(1) дыш..т солёным ароматом(2) и ласково звучит(3) пл..скаясь о борта(4) а вдали поднимаются неразл..чимые  оч..ртания (судно) (5)вонза..щих в небо острые мачты.

- Союз А какой? (Противительный)

- Какие ещё союзы знаете? (Соединительный и разделительный).

 

Ответы детей. Записывают ответ в бланк

Два ученика выходят к доске. Один ученик подчеркивает грамматическую основу, другой на графическом планшете в программе MimioStudio.  Остальные в рабочих листах.

Работа в парах.

Называют ответы и записывают в бланк

Один ученик читает из учебника порядок пунктуационного разбора.

Два ученика выходят к доске. Один ученик на доске расставляет знаки препинания в предложении, другой на графическом планшете в программе MimioStudio.  Остальные в рабочих листах.

К: совершенствование читательской грамотности

П: Преобразование и использование полученной информации.

Л:Формирование адекватного оценивания своего партнёра..

7. Физминутка (2 мин)

- Называю соединительный союз – вы хлопаете в ладоши,

разделительный – шагаете на месте,

противительный - потягиваетесь, выпрямляете спину и тянете руки вверх

Дети повторяют движения

Р: Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

8.Обобщение и систематизация знаний

(12 мин)

-Подчеркнуть второстепенные члены предложения.

- Прочитайте задание №4 ОГЭ. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

А)    Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б)   Между двумя однородными членами предложения, соединёнными соединительным союзом, не ставится запятая.

В)  Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)    Море после шторма дыш..т солёным ароматом и ласково звучит.

2)    Море после шторма дыш..т солёным ароматом и ласково звучит, пл..скаясь о борта.

3)   Вдали поднимаются неразл..чимые  оч..ртания (судно).

4)   Вдали поднимаются неразл..чимые  оч..ртания (судно), вонза..щих в небо острые мачты.

5)   Поднимаются неразл..чимые  оч..ртания.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А        Б        В

- Откройте учебник на стр. 47, параграф 17. Прочитайте вслух.

- Чем отличается синтаксический разбор от пунктуационного? (Синтаксический разбор – это характеристика структуры предложения, пунктуационный  – это объяснение постановки знаков препинания).

- Вспомнили разбор, приступаем.

- Написать характеристику предложения. Составить схему.

 (Повест, невоскл, сл., союз, сочинит.,

1-е прост., двусост., распр., полн., осл. однород. сказ., и обособл.обстоят;

2-е прост, двусост., распр., полн., осл. обособл. определ.)

- Прочитайте задание №11 ОГЭ. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1)   Море после шторма дыш..т солёным ароматом

2)   Море ласково звучит, пл..скаясь о борта

3)   Неразл..чимые  оч..ртания судов

4)   Судов, вонза..щих в небо острые мачты.  

- Прочитайте задание №12 ОГЭ.  Лексический анализ. В предложении  найдите синоним к слову «вид, контур». Выпишите этот синоним.

Один ученик подчёркивает второстепенные члены и подписывает части речи.

Дети обсуждают в группе данное им задание. Записывают ответы в бланк.

Работа с учебником. Один ученик читает порядок синтаксического разбора. Другой ученик на доске пишет характеристику предложения и составляет схему

Работа в парах. Записывают ответ в бланк

Самостоятельная работа

Р: Определение  учебной задачи.

К:Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

П: Формирование умения анализировать.

Л:

Развитие навыков сотрудничества

9. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. (4 мин)

-А теперь вернемся к утверждению. Верите ли вы, что выполняя синтаксический и пунктуационный разбор одного предложения, можно сделать все тестовые задания ОГЭ?

-Мы  доказали, что это утверждение верное.

- Проведём взаимопроверку. Поменяйтесь бланками ответов, проверьте и поставьте оценку. На экране ответы.

- Ребята, у вас на столах условные телефоны, я вам отправила сообщение: «Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?»

-Поднимите зелёный, если пригодятся, материал полезный

- Жёлтый, если скорее пригодятся, материал интересный

-Красный, если знания не пригодятся.

Д/з  устно ответить на контрольные вопросы и задания

Выполнить упр.79 по заданию. Списать, расставить знаки препинания, выполнить синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

-Урок окончен, спасибо за работу.

Ответы детей.

Проводят взаимопроверку и выставляют оценки, подсчитывая баллы.

Поднимают условный телефон со смайлом

К:Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

П:Осуществление обобщения.

Л: Формирование адекватной самооценки.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор материала: Фёдорова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы  МБОУ «Благовещенская СОШ №2» Благовещенского района Алтайского края

Предмет: русский язык

Количество часов: в неделю – 3 часа, в год – 102 часа.

Учебник: русский язык 9 класс.:учеб, для общеобразоват. организаций Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова — 2014.

Раздел:  Система языка. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний; учебный практикум

Тема урока: Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненного предложения. Практикум

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, графический планшет, экран, презентация.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах, взаимоконтроль

Характеристика класса: в классе обучается 29 человек, из них 18 мальчиков. Коллектив дружный, активный, творческий,  спортивный, все дети из простых семей, каждый друг друга знает, в классе есть двоюродные брат с сестрой. Дети открыты, доброжелательны, умеют радоваться успехам других. К старшим относятся с уважением, всегда готовы помочь. Легко идут на контакт.

     Успеваемость невысокая, всего 6 ударников. Много слабых учеников, но они стараются выполнять задания, есть и такие, где требуется постоянный контроль. По степени усвоения учебного материала класс разного уровня, поэтому применяю дифференцированный подход в обучении. Нравится детям групповая работа, работа в парах, взаимопроверка с объяснением выставленной оценки. На уроках создаю проблемные ситуации, дети доказывают свою точку зрения, обосновывая аргументами.

     Среди учащихся участники, победители и призёры олимпиад по русскому языку и литературе, конкурса чтецов «Живая классика», конкурса сочинений «Всё для фронта, всё для победы!» на муниципальном и региональном уровнях.

Образовательная стратегия урока: Урок построен на одном из приёмов функциональной грамотности: «Верите ли вы…», с этого вопроса начался урок и этим же вопросом закончился. Разбирая всего одно сложносочинённое предложение, учащиеся смогли выполнить все тестовые задания ОГЭ.  В результате работы у большинства учащихся ярко проявился познавательный интерес. Тема выбрана таким образом, чтобы в процессе повторения учебного материала у обучающихся формировались основные компоненты читательской  грамотности, навыки заполнения бланка, взаимопроверка, самоконтроль. Работа в парах и группах эффективна на уроке обобщения и систематизации знаний. Эта стратегия дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

Этапы урока:

1.Организационно-мотивационный этап   (2 мин)

2. Актуализация знаний  (4 мин)

3. Этап усвоения новых знаний и способов действий (4 мин)

4. Обобщение и систематизация знаний (4 мин)

5. Разминка для глаз (1 мин)

6. Обобщение и систематизация знаний (7 мин)

7. Физминутка (2 мин)

8.Обобщение и систематизация знаний (12 мин)

9. Этап подведения итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание (4 мин)



Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги. Меня зовут Фёдорова Наталья Петровна, я учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной Благовещенской школы №2 Благовещенского района Алтайского края

Вашему вниманию предлагаю урок русского языка в 9 классе по теме «Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочиненного предложения. Практикум».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Такие формы работы, как индивидуальная, парная, фронтальная, групповая в сочетании с выбранными методами обучения соответствовали психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся, их жизненному опыту.

 Цель урока: обобщить и систематизировать знания синтаксического и пунктуационного анализа сложносочинённого предложения и задачи урока  образовательные, развивающие и воспитательные поставила так, чтобы чётко прослеживалась их взаимосвязь.

Планируемые результаты:

Предметные: проводят синтаксический анализ словосочетания и предложения

Личностные: проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные: владеют всеми видами речевой деятельности.

Организационный момент

Свой урок я начала с приветствия девочкам, парням, а в ответ они мне должны помахать рукой, тем самым создала эмоциональный настрой, психологически подготовила учащихся к деятельности, сконцентрировала внимание учащихся.

      Урок построен на одном из приёмов функциональной грамотности: «Верите ли вы…», с этого вопроса начался урок и этим же вопросом закончился. Предложение выбрала такое, чтобы были однородные члены предложения, причастный и деепричастный оборот.

Задания ОГЭ выполнялись не по порядку. Начала с того, что нужно записать слово в соответствующей форме, это задание оказалось для детей сложным, не могли подобрать нужную форму.

Затем должны вставить пропущенные буквы, использовала работу в парах, могли посмотреть слова в орфографическом словаре, одни ученик вышел к доске, другой работал с графическим планшетом. Различий не оказалось.

На этапе усвоения новых знаний выполняли следующее задание в группе, используя справочный материал словаря. На данном этапе создавала ситуацию успеха, каждый почувствовал, что это он сделал открытие.

На этапе обобщения и систематизации знаний выполняли задание по рядам, это задание вызвало затруднения, назвать словосочетания по типу связи, а вот переделать из примыкания в управление труда не составило.

Следующее задание выполнили быстро, так как несколько раз читали предложение. Приступили к грамматической основе, также два человека сразу, на доске и графическом планшете. После характеристик предложения, в учебнике прочитали пунктуационный разбор, расставили знаки препинания в предложении с использованием графического планшета.

Проведённая физминутка способствовала избежанию перегрузки. Использовала упражнения для снятия напряжения в мышцах, что способствует формированию компетентного отношения к своему здоровью. Заодно и повторили сочинительные союзы.

Новое задание по типу ЕГЭ выполняли в группах, что способствовало развитию самооценки и формированию учебной мотивации, ребята учатся договариваться, происходит развитие коммуникативных учебных действий.

Затем самостоятельно подчеркнули второстепенные члены предложения, дали характеристику предложению, начертили схему. Комментирование у доски помогло ребятам применить полученные знания.

Продолжили выполнять задания и записывать ответы в бланк ОГЭ. Последнее задание выполнили самостоятельно.

  В конце урока вернулись к вопросу «Верите ли вы…», учащиеся с уверенностью ответили «да»

Провели взаимопроверку, оценили работы с помощью ключа, т.е каждый ученик в конце урока в зависимости от результата своей деятельности получил отметку. А самое главное каждый будет знать, за что она поставлена, какие ошибки он допустил, на что ему нужно обратить внимание, какую теорию повторить.

 Рефлексия

На этапе рефлексии я использовала приём смс на условный телефон, ребята ответили на мое сообщение смайлом, затем этот телефон оставила ребятам в качестве закладки.

Для домашней работы дано упражнение, соответствующее теме урока.

 Интерактивная презентация, рабочий лист, бланк ОГЭ, раздаточный материал способствовали тому, чтобы урок получился интересным, эффективным и плодотворным, дало возможность для целостного восприятия детьми обобщения материала, для построения визуального ряда воспринимаемого. Поставленные задачи были решены, цель урока достигнута.

Разработка моего урока может быть использована учителями, работающими по любому УМК.

 Заканчивая свое выступления, я хочу поблагодарить всех за внимание и пожелать творческих успехов в работе! Всем удачи!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7".

Презентация по русскому языку по теме "Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Решение В6, В7"....

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.     Задачи:Образовательные: совершенствовать умение определят...

Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения (&9).

Цель: развитие умений анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, выполнять его пунктуационный разбор; соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной р...

Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс

Конспект урока русского языка по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс...

Проверочная работа по теме "Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения" в 5 классе

Данная работа проводится в 5 классе по окончании изучения темы "Синтаксис и пунктуация". Учащиеся уже повторили единицы синтаксиса, главные и второстепенные члены предложения, характеристику...