Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения (&9).
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цель: развитие умений анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, выполнять его пунктуационный разбор; соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи; воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Методы обучения:

1. Репродуктивный.

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают порядок пунктуационного разбора сложносочинённого предложения; устанавливают и объясняют смысловые отношения между их частями, используют разные виды сочинительных союзов, расставляя знаки препинания в них.

Использованная литература:

1.     Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.

2.     Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пунктуационный разбор сложносочинённого предложения (&9).

Цель: развитие умений анализировать и характеризовать синтаксическую структуру сложносочинённых предложений, выполнять его пунктуационный разбор; соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи; воспитывать инициативность, самостоятельность в приобретении знаний.

Методы обучения:

1. Репродуктивный.

2. Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.

3. Практический – для развития практических умений и навыков.

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Сложносочинённые предложения".

Оборудование: учебник.

Тип урока: комбинированный урок.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают порядок пунктуационного разбора сложносочинённого предложения; устанавливают и объясняют смысловые отношения между их частями, используют разные виды сочинительных союзов, расставляя знаки препинания в них.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразовательных организаций/ (Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич). – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций/ Л. М. Рыбченкова, И. Г. Добротина; Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение».- М.: Просвещение, 2013.

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания (работа в парах)

III. Актуализация опорных знаний.

1. Практическая работа с языковым материалом.

Цель: проверить умение проводить пунктуационный анализ в устной и письменной форме.

Задание: Прочитайте. В тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие все запятые при обособленных распространённых определениях, выраженных причастным оборотом.

1. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, (1) незадолго до вечера обильно смоченной дождём. (2).

2. ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, (3) пышные, (4) странных очертаний и красок, (5)тут - (6) мягкие, (7) как клубы дыма, (8) сизые и пепельно-голубые, (9)там - (10)  резкие, (11) как обломки скал, (12)матово-чёрные или коричневые. (13)

3. Между ними ласково блестели тёмно-голубые клочки неба, (14) украшенные золотыми капельками звёзд. (15)

(Из рассказа М. Горького "Старуха Изергиль)

Описание правильного ответа: 1, 14 или другая последовательность цифр.

IV. Работа над темой урока.

1. Чтение теоретического материала учебника стр. 42 (образцы устного и письменного пунктуационного разборов).

2. Выполнение тренировочных упражнений:

 - Упр.63 (задание выполняется на доске с подробным комментированием).

 - "Готовимся к ГИА"

1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

В лесу только иволги кричат ( ) да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом ДА запятая не нужна.

2. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Его не страшили нехоженые тропы ( ) и не пугала встреча с дикими животными.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед  союзом И запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3.  Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Сказка нужна не только детям но и взрослым.

2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго терпеливо учил его основам писательского мастерства.

3) С Гиляровским дружили не только Чехов но и Куприн Бунин и многие актёры и художники.

4) В саду росли пахучие белоснежные лилии и яркие алые розы и скромные бархатцы.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнём то сжималась в непроглядную тьму.

2) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и мальчике.

3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и героическим звучанием и выразить живописно и точно.

4) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности и необъяснимой красоты.

V. Домашнее задание.

1. Выучить порядок пунктуационного разбора.

2. Спишите текст, вставьте необходимые орфограммы и пунктограммы.

Калеча кр..соту пр..роды мы и себя самих и своих п..томков обкрад..ваем. Если бы всегда все и каждый относились к пр..роде вн..мательно и серьёзно с пон..манием её места и значения в нашей жизни мы бы может многого горя изб..жали.

Сколько как п..думаешь тв..рит..ся на земле зла из-за ч..л..веческой глупости и бе..памятства! Кто к пр..меру п..ручит..ся что всплеск жестокости накипь зла в иной пустой (не) зрячей душ..нке (не) начались с бе..смысле..о разорё..ого птич..его гнезда или безобраз..ого к..стрища в лесу осквернившего его царстве..ую красу?

Всё в этом мире теснейше взаимосвяза..о обижа..ш.. безответную пр..роду а губ..ш.. свою бе..смертную душу...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"

 Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненных предложений

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.     Задачи:Образовательные: совершенствовать умение определят...

Конспект урока "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс

Конспект урока русского языка по теме "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения", 9 класс...

Презентация урока русского языка "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения" (9 класс)

Учебный материал по теме  урока в 9 классе "Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения"...