Урок-игра по теме «Междометие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Технологическая карта урока в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_teme_mezhdometie.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ИГРА ПО ТЕМЕ «МЕЖДОМЕТИЕ»

Цели деятельности педагога

Обобщение и систематизация сведений, полученных на уроках русского языка по теме «Междометие»

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение междометия как особой части речи; назначение междометий в языке; отличие междометий от самостоятельных и служебных частей речи; производные и непроизводные междометия; употребление междометий в значении других частей речи; уметь находить междометия в предложении; группировать предложения с междометиями по семантике междометий; разграничивать междометия и омонимичные самостоятельные части речи; интонационно выделять междометия.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных

связей прежних

и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Класс делится на команды1.

Задание 1. Разминка (вопросы на слайде).

1. Какие состояния и чувства выражает междометие а?

2. Междометие, выражающее сожаление (увы).

3. Назовите междометия, которые пишутся через дефис.

4. Какие междометия могут выполнять в предложении роль сказуемого? (Глядь, шлёп, прыг и т. д.)

5. Возглас, которым мы прогоняем курицу (кыш).

6. Междометие, выражающее досаду (у).

7. Междометие, выражающее удивление (ну и ну).

8. Междометие, выражающее радость (ох).

9. Междометие, побуждающее к действию (ну).

10. Междометие, выражающее чувство испуга (ой).

Контролирует правильность выполнения заданий. Организует и сопровождает деятельность детей

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Уст-
ные ответы

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Задание 2. Чайнворд. Каждая команда получает карточку с заданиями. Выигрывает тот, кто быстрее ответит на вопросы.

Подражание звуку одного рывка ручной пилы. Возглас, которым прогоняют курицу. Выражение кого-либо быстро проскользнувшего, пробежавшего. Звукоподражание корове. Выражение сомнения, недоверия, иронии. Восклицание, выражающее сожаление.

В

Ж

И

К

Ы

Ш

М

Ы

Г

М

У

В

Ы

Задание 3. Команда получает карточки с заданиями. Заполните клетки. Каждое междометие начинается с а.

1. Просторечный призыв идти куда-то.

2. Охотничий возглас при травле.

3. Возглас, которым перекликаются в лесу.

4. Междометие, выражающее радость или удивление.

5. Соглашение.

6. Междометие-вопрос.

Ответы: айда, ату, ау, ах, ага, а

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы.

Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности

в учении.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Уст-
ные ответы, листы обратной связи

3. Целеполагание и построение

проекта выхода из затруднения

Организация рабочего места. Раскрытие сущ-

ности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Для чего служат междометия в речи?

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу

Формулируют цель учебной

деятельности

в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют

упражнения

Индивидуальная, групповая

Вопросы для уточнения

информации, выполнение заданий

в тетрадях, уст-
ные ответы

4. Творчес-

кая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Задание 4. «Кто больше?». Просмотрите тексты, предложенные в учебнике литературы, выпишите из текста междометия. На выполнение задания – 15 минут.

Контролирует правильность приемов работы с книгой. Организует и сопровождает деятельность детей.

Задание 5. Составьте диалог, в котором звучало бы как можно больше междометий.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют

задания

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах

Уст-
ные ответы.

Выполнение заданий

в тетрадях

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Письменная работа. Подбор своих примеров, ил-

люстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с применением «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение к полугодию).

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Принимают участие в работе, выполняют

упражнения. Выделяют главное, устанавливают причин-

но-след-

ственные связи между от-

дельными языковыми явлениями.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения

информации, выполнение заданий

в тетрадях, уст-
ные ответы

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

Приём «Телеграмма»

Вариант 1. Кратко напишите самое важное, что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте
(обменяться).

Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют днев-

ники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Оценивание учащихся

за работу
на уроке. Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра " КВН" по теме " Периодическая система химических элементов" 8 класс

Предлагаю разработку урока, но можно использовать и как внеклассное мероприятие в рамках недели естественных наук в школе. Данная разработка способствует развитию интереса учащихся к предмету, вырабат...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Урок-игра по итоговой теме «Древняя Русь». 6 класс "Крестики-нолики"

Цели и задачи игры: закрепление, повторение и углубление исторических знаний; развитие навыков творческо-поисковой, индивидуальной и групповой работы. Правила игры: • Участники игры разделены на две...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

урок -игра при обобщении темы "Строение и функции клеток. Метаболизм"

При обобщении темы   "Строение и функции клеток. Метаболизм" можно немножко разгрузить учащихся проведением урока в игровой форме. Учащимся очень нравится такой урок, они чувствуют себя наст...

Разработка урока - игры "Кулинары" по теме: "Работа с пищевыми продуктами."

Тип урока: контрольный. Форма урока: дидактическая игра. Цели урока:1.     Систематизировать теоретические знания и оценить практические умения по теме, полученные на пре...

Урок -игра "Повторение по теме "Части речи" для учащихся 5 - 6 классов

Данная презентация содержит материал для повторения в игровой форме изученного по теме "Части речи" в 5- 6 классах....