Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему

«Имя числительное как часть речи»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему

«Имя числительное как часть речи»

Цель урока: 

  • создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
  • дать представление о разрядах числительных;
  • формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
  • Задачи урока:

– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);

- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);

- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).

Планируемые результаты:

Личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;

Метапредметные:

Регулятивные: развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;

Познавательные: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; - развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: изучения нового материала.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

1.  Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих в классе.

- Весёлый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на своем уроке! Какие вы все красивые!

- Давайте поприветствуем наших гостей, повернемся, улыбнёмся и поднимем настроение себе и другу. Повернитесь к своему соседу, разогрейте свои ладони (трут ладони) и поделитесь теплом с соседом. Молодцы!

- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист достижений, в котором вы будете ставить себе оценки по пятибалльной системе за каждое задание, в конце урока выведете средний балл. Критерии оценок будут показаны на слайдах.  

II. Актуализация знаний.

В течение нескольких уроков вы изучали тему «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи». И, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте немного повторим. Проведём орфографическую разминку. На столах карточки с пропуском букв, вставить пропущенные буквы. После завершения, обменяйтесь работами с соседом и оцените его по критериям.

Карточка для повторения:

Спишите, вставляя Н или НН:

Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, безветре…ый день, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.

III. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, постановка цели и задач урока. 

- Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа. Оставьте строчку под тему. Мы ее определим чуть позже.

- Ребята, я задам вам несколько вопросов. Ответы запишите себе в тетрадь.

- Сколько тебе лет?

- Какое сегодня число?

- В каком классе ты учишься?

- За какой партой ты сидишь?

- Сколько человек сегодня в классе?

- Что общего в ваших ответах? (числа)

- К изучению какой части речи мы с вами приступаем? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? который?)

- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради.

- Посмотрите на эпиграф нашего урока:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен

И ты с числительным будь дружен!

- Какова основная мысль эпиграфа? (Числительные необходимы в нашей жизни).

- Каковы же будут цели нашего урока? (Узнать, что такое имя числительное, какие морфологические признаки оно имеет).

- По ходу урока мы будем заполнять таблицу, в которой отразим общую информацию о числительном и сравним с другими частями речи.

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Что обозначает

предмет

Признак предмета

Количество предметов, порядок при счете

Отвечает на вопросы...

Кто? что?

Какой? какая? какое? какие? каков?

Сколько? какой? какая? какое? какие?

Чем является в предложении

Любым членом предложения

Определением и сказуемым

Любым членом предложения

Морфологические признаки

Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение.

Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.)

Количественное или порядковое, падеж, число, род.

IV. Изучение нового материала

- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило на 54-ой странице.

Синтаксическая пятиминутка: (предложение на слайде)

- Запишите предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор. (Один человек делает синтаксический разбор у доски, остальные в тетрадях).

На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однор. сказуемыми).

- Итак, ребята, в предложении, которое мы разобрали, нам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное. Какое это слово? (первый).

- Хорошо, молодцы! А теперь прочитайте предложения и назовите все числительные.

Два мальчика подошли к школе.

Не хватает седьмого стула.

Рассмотрите рисунок на десятой странице.

Занятия начинаются в восемь часов.

Три и семь – десять.

Разделите шесть на три.

- Задайте к ним вопрос.

- Обратите внимание, на какие вопросы отвечают записанные нами числительные? Вернемся к учебнику на странице 54ой и дочитаем наше правило. (Читают правило до конца).

- Теперь мы можем заполнить еще одну строку нашей таблицы. (Заполняют).

- Распределите числительные из данных выше предложений по разрядам.

(Количественные: два, восемь, три, семь, десять, шесть.

Порядковые: седьмого, десятой). 

- А теперь скажите, какими членами предложения являются эти числительные? (Всеми членами предложения). 

- Какой мы можем сделать вывод? (Могут быть любым членом предложения. Количественные числительные являются одним членом предложения вместе с существительными. Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения).

- Давайте заполним еще одну строку в нашей таблице.

- Скажите, ребята, а слова тройка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? (Это слова других частей речи, то есть существительное, глагол, прилагательное с числовым значением). 

- Определите часть речи (слайд).

- Как отличить числительные от других частей речи? (Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами).

- А теперь давайте узнаем, как изменяются числительные.

- Замените цифры словами. Определите их падеж, род и число.

У меня не хватает 5 (пяти) баллов. Р.п., мн.ч.

2 (двум) участникам соревнования вручили ценные подарки. Д.п., мн.ч.

С 33 этажа нашего дома открывается замечательная панорама города. Р.п., ед.ч., м.р.

- Какой мы можем сделать вывод? Давайте подтвердим наши слова правилом на стр.55.

V. Физ. минутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

VI.Закрепление материала

Игра «Третий лишний». 

- В строчках есть лишнее слово, найдите его.

Трижды, втроем, третий, в-третьих.

Одиннадцать, три, сорок, тройка.

Пятак, пятерка, пятьсот.

- Ребята, давайте закрепим наши знания. (Работа с текстом).

- Прочитайте текст:

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.

- В каком стиле написан текст? (В научном, так как здесь чётко, сжато, лаконично приводятся научные сведения о здоровье человека).

- Какие слова обращают на себя внимание? (Научные термины).

- И огромное количество числительных – это тоже признак научного стиля. Почему? (Они помогают нам получить точную, достоверную информацию).

- Как вы думаете, какое вас ждёт сейчас задание? (в левый столбик выписать количественные числительные, в правый порядковые). Выполняйте.

- Давайте, ребята, проверим вашу работу. Прочитайте количественные числительные в левом столбике. Они на какой вопрос отвечают?

- А теперь хочу услышать порядковые числительные в правом столбике. К ним какой вы поставили вопрос?

Количественные

Порядковые

Сто, двадцать пять, пятнадцать, десять, пятьдесят.

Третий, второй, первую.

          - Молодцы. Оцените, пожалуйста, ниже свою работу.

- Еще одно задание. Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают: 1) число; 2) количество предметов; 3) порядок предметов при счете. (слайд)

- Выполните взаимопроверку.

Число

Количество предметов

Порядок предметов при счете

Десятью, пять, восемь, тринадцать, восьми, два, шестьдесят, один.

В трех, семь.

Четвертую, первого.

VII. Подведение итогов.

Прием «верные и неверные утверждения»

- У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что…». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

Утверждения:

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;

2….имен числительных в языке очень немного;

3…имена числительные изменяются по падежам;

4…эта часть речи может быть только определением;

5. ..числительные имеют общие признаки с существительными;

6…они имеют общие признаки с прилагательными;

7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;

8….числительное не может состоять из 3 слов.

- Самопроверка:

Лингвистическая сказка.

Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.

А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.

- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. - Существительное, подсчитайте количество голосов.

- Кто-то крикнул: “Много!”, и существительное подхватило:

- Много!

- Вы не считали! Или вы не хотите считать?

- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.

- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.

- Числительное!!! – хором выдохнул зал.

Вот, оказывается, какая важная часть речи - числительное.

В. Волина

- Ребята, как вы думаете, действительно ли числительное занимает важное место в нашей жизни? Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. (Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже).

- Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?

- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня?

- Что называется числительным? Чем отличаются порядковые числительные от количественных?

- Какова роль числительного в предложении? Как отличить числительное от других частей речи с числовым значением?

- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам заполнить кластер на тему «числительное»

5. Домашнее задание.

 Письменное задание на выбор:

        а) упражнение 68 (карточка);

        б) записать 6 пословиц или загадок, в   которых употребляются имена числительные.

6. Рефлексия.

- Сегодня я узнал...

- Было интересно...

- Было трудно...

- Я понял, что...

- Я хочу сказать вам, ребята, что имя числительное – это уникальная часть речи, далее вас ждёт ещё много уроков, посвящённых ему. На этих уроках вас ждут новые интересные открытия. Например, вы узнаете, почему в числительном «одиннадцать» две нн, а в числительном «двенадцать» всего одна. Я думаю, вы удивитесь тому, как, оказывается, трудно произносить многие числительные. Вы узнаете, например, каким образом появилось в русском языке необычное числительное «сорок». На все эти вопросы вы ответите в процессе изучения данной темы.

Рабочий лист ФИО ___________________________________________________

  1. Вставьте Н или НН:

Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, безветре…ый день, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Что обозначает

Отвечает на вопросы

Чем является в предложении

Морфологические признаки

  1. Прочитайте текст:

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.

По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.

Стиль: ___________________________

Количественные

Порядковые

  1. Распределите по колонкам

Число

Количество предметов

Порядок предметов при счете

Лист достижений ФИО _____________________________________________

1. «Н или НН»

0-1 ошибка «5»

2-3 ошибки «4»

4-5 ошибок «3»

6 и более «2»

2. «Колич./Поряд».

0 ошибок «5»

1-2 ошибки «4»

3-4 ошибки «3»

5 и более «2»

3. «Три колонки»

0-1 ошибка «5»

2-3 ошибки «4»

4-6 ошибок «3»

7 и более «2»

4. «+/-»

0 ошибок «5»

1-2 ошибки «4»

3-4 ошибки «3»

5 и более «2»

5. Итоговая оценка

Сложите все оценки и поделите на их количество.

Кластер «Имя числительное»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Весёлый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок! Учитель русского языка и литературы Семенова Маргарита Михайловна МБОУ Кумарейская СОШ

Слайд 3

Спишите, вставляя Н или НН: Глиня … ый кувшин, ржа…ой хлеб, безветре … ый день, соловьи… ая трель, маши… ое масло, стекля… ая ваза, листве… ый лес, традицио … ые блюда, ветре… ая погода, лу … ая ночь. Проверка: ГлиняНый кувшин, ржаНой хлеб, безветреННый день, соловьиНая трель, машиННое масло, стекляННая ваза, листвеННый лес, традициоННые блюда, ветреНая погода, луННая ночь.

Слайд 4

1. Сколько тебе лет? 2. Какое сегодня число? 3. В каком классе ты учишься? 4. За какой партой ты сидишь? 5. Сколько человек сегодня в классе?

Слайд 5

Имя числительное как часть речи

Слайд 6

Познакомиться: с именем числительным как частью речи. Научиться находить: числительное в тексте. Узнать: о количественных и порядковых числительных. Цели урока:

Слайд 7

Часть речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Что обозначает Отвечает на вопросы... Чем является в предложении Морфологические признаки

Слайд 8

Имя числительное I . Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)

Слайд 9

На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. Синтаксическая пятиминутка Два мальчика подошли к школе. Не хватает седьмого стула. Рассмотрите рисунок на десятой странице. Занятия начинаются в восемь часов. Три и семь – десять. Разделите шесть на три.

Слайд 10

числительные Обозначают количество СКОЛЬКО? количественные Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? порядковые два, восемь, три, семь, десять, шесть. седьмого, десятой

Слайд 11

Два мальчика подошли к школе. Не хватает седьмого стула. Рассмотрите рисунок на десятой странице. Занятия начинаются в восемь часов. Три и семь – десять. Разделите шесть на три.

Слайд 12

Пять или пятёрка Какая разница? Тройка, удвоить, семиэтажный.

Слайд 13

Определите часть речи Пятый этаж Пятиэтажный дом Медный пятак Пять этажей Пятерка Пятилетний малыш

Слайд 14

Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

Слайд 15

Физ. минутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть

Слайд 16

Игра «Третий лишний» - Трижды, втроем, третий, в-третьих. - Одиннадцать, три, сорок, тройка. - Пятак, пятерка, пятьсот.

Слайд 17

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека. По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.

Слайд 18

В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже Пять и восемь будет тринадцать. К восьми прибавьте два. Сложите шестьдесят и один. Четвертую тарелку. Первого сентября. Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1) число; 2) количество предметов; 3) порядок предметов при счете.

Слайд 19

Проверка!!! Число Количество предметов Порядок предметов при счете Десятью, пять, восемь, тринадцать, восьми, два, шестьдесят, один. В трех, семь. Четвертую, первого.

Слайд 20

«Верные и неверные утверждения» «Правда ли, что…». Если вы отвечаете «да», то ставьте « + », если «нет» , то « - ». Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4…эта часть речи может быть только определением; 5. ..числительные имеют общие признаки с существительными; 6…они имеют общие признаки с прилагательными; 7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 8….числительное не может состоять из 3 слов.

Слайд 21

Проверка!!! 1) + 2) - 3) + 4) - 5) + 6) + 7) - 8) -

Слайд 22

Домашнее задание: Письменное задание на выбор: а) упражнение 68 (карточка); б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.

Слайд 23

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"

Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...