Конспект урока по русскому языку на тему "Фонетика"в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Макарова Елена Васильевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика". Первый в системе уроков по теме, соответствующий  программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник:  «Русский язык. 5 класс»  под ред. Т.А.Ладыженской и др.  Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Для решения воспитательных задач используется метод сложного нравственного вопроса

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                         Схема конспекта урока

Предмет: русский язык                 Класс:

Тема урока: «Фонетика. Гласные звуки.

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент.

Мотивация

деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность.

Включение в деловой ритм.  Приветствие.

  - Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя! Мне очень хочется, чтобы сегодняшний урок тоже был для вас пусть маленьким, но все же открытием.

- Чем может быть полезен для вас сегодняшний урок русского языка? (закрепим изученное, узнаем новый материал)

Записывают число, классную работу.

Самоопределение (Л).

Целеполагание (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Повторение пройденного материала.  

Лингвистическая разминка (словарная работа)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

3. Определение темы урока, постановка целей и задач

Цель для учителя:  включить обучающихся в учебно-практическую деятельность.  

Задачи: стимулировать понимание учащимися цели урока.

Я люблю свой родной край и горжусь им.(Синтаксический разбор предложения  )

- Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? 
- А какие звуки нам помогают в общении? 
- Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – ???. А как называе6тся этот раздел, мы сейчас узнаем.

- Давайте же вместе сформулируем тему нашего урока, а чтобы вам было легче это сделать, нам поможет небольшая игра: составим слово из букв, которые пропущены в словарных словах:

Словарная работа
Запишите слова. Выпишите из каждого слова только пропущенную букву: 

…утбол

сп…ртсмен

тен…ис

баск…тбол

парашю…

г…мнастика

хо…кей

м…тч

- получилось слово «Фонетика»

- Что означает данное слово? ( наука, которая изучает звуки)

- получилось слово «Фонетика»

- Что означает данное слово? ( наука, которая изучает звуки)

2. Блиц-опрос: - Какие звуки вы изучали в начальных классах?

Определение темы урока:

– Пишем буквы, произносим звуки

- Какая же у нас сегодня тема урока?

 - запись темы на доске и в тетрадях: Фонетика. Гласные звуки

Постановка целей ( на слайде)

- Формировать умение различать звуки и буквы, гласные звуки;

- Умение составлять транскрипцию

Нет

Звуки речи

Ставят цели, формулируют тему урока.

Записывают слова( один ученик работает у доски)

гласные, согласные, ударные, безударные, твердые и мягкие

 

число и классная работа написаны без гласных букв

Фонетика. Гласные звуки.

Самовыделение учебной цели, создание способов решения задачи (П). выражение мыслей (К).

Самовыделение учебной цели, создание способов решения задачи (П). Анализ объектов с целью выделения признаков (П, Л).

Выражение мыслей (К).

Самовыделение учебной цели, создание способов решения задачи (П).

Выражение мыслей (К).

4. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.

1) Словарно-орфографическая работа.

 2) Видео урок.

Работа с учебником.

Обобщение ЗУН.

3) Игра «Четвертый лишний»

4) Физминутка

Обеспечивает условия для сравнения полученной информации с информацией в учебнике.

1. Словарно-орфографическая работа.

- Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

- Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим(подчеркнем) общую часть. Этими предметы мы используем в жизни.

  • Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
  • Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
  • Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
  • Микрофон (прибор для усиления голоса);
  • Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
  • Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
  • Фонотека (собрание звукозаписей);
  • Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
  • Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
  • Патефон (граммофон с рупором).

2. Теперь познакомимся с теоретическим материалом – работа с учебником

3. Игра «Четвертый лишний»

- т, к, м, а; - н,з,х,о; - с,и,м,р; - л, й, ы, ф; - г, м,э,ж; - у, д, х,ч; -я, н, з,т; -ё, к,ж,с; -е,м,щ,й; -ю,в,ч,ц.

- Скажите мне, пожалуйста, это перед нами гласные звуки или буквы?

- В русском языке больше гласных букв или звуков?

(Учитель обращает внимание на то, что гласные и согласные звуки пишутся в квадратных скобках )

Понятие «транскрипция» (запись слова по его звучанию)

В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот

записывают в тетрадь

  • Телефон 
  • Магнитофон
  • Мегафон 
  • Микрофон 
  • Диктофон 
  • Таксофон 
  • Фонотека 
  • Фонограмма 
  • Патефон 

Слушают, читают текст, анализируют, сравнивают, выделяют новое о гласных звуках речи.

(один ученик у доски )

буквы

букв – 10,звуков – 6, не все буквы могут обозначать звуки

(ученик записывает гласные звуки на доске, остальные дети в тетрадях)

Самовыделение учебной цели, создание способов решения задачи (П). Анализ объектов с целью выделения признаков (П, Л).

Выражение мыслей (К).

Смысловое чтение (П.) Планирование учебного сотрудничества. (К).  Обоснование гипотезы. (К).Анализ объектов с целью выделения признаков (П, Л).

Анализ объектов с целью выделения признаков (П, Л). Развитие речи, сотрудничество (К).

5. Закрепление.

Цель: применение знаний в типовых заданиях.

Контроль за пониманием темы.

Форма контроля: взаимопроверка, самопроверка, контроль учителя

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

1.Работа с таблицей «Гласные звуки»

К каждому звуку подберите и запишите по два односложных слова

звуки

примеры

[a]

п а р

д а р

[o]

д о м  

к о л

[и]

с у к

 л у к

[ы]

с ы р  

т ы л

[э]

т и р

п и р

[у]

с э р

  м э р

2.Орфографическая работа ( ударный, безударный звук)

- Какой звук произносится?   Какую букву надо писать? Почему?

Б..льшой, т..жёлый, поб..лить, зап..х, уд..вляться, г…мнастика

3.  Самостоятельная работа. Диктант «Плюс и минус»( самопроверка)

Если звук А в слове ударный, то плюс, если безударный – минус:

Щука, луна, книга, кошка, апельсин, часы, доска, вагон, мечта, салют, чернила.

 

(работа в паре в карточке)

Работа в парах: нахождение односложных слов с данными в таблице гласными

Ответы детей

( запись слов с проверочным)

один ученик у доски

(самопроверка)

Целеполагание (Р).

Постановка вопросов (К).

Самостоятельное формулирование цели (П.) Формулирование проблемы (П, Л.).

Установление причинно-следственных связей (П).

Подведение под понятие (П). Моделирование (П.), сотрудничество (К). Развитие речи (К).

Прогнозирование на результаты (Р). Коррекция  (Р).

Смысловое чтение (П.) Планирование учебного сотрудничества. (К).  Обоснование гипотезы. (К).Анализ объектов с целью выделения признаков (П, Л).

6. Обобщение изученной темы

1. Лингвистическая сказка

2. «Угадай песню»

- Ребята, мы забыли про второй конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?”

- разобраться в этом  нам поможет сказка и небольшое задание

1. Лингвистическая сказка

Сказка «Кому живется лучше?»

Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.

– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?

– А я гласный. Как ты поживаешь?

Согласный отвечает:

– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?

Гласный восклицает:

– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!

Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?

Согласный с унынием в голосе отвечает:

– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?

Гласный восторженно:

– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

http://rus.1september.ru/1999/44/rus44-1.gif

– Я и песня нерасторжимы.

Согласный:

– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!

Гласный: Ты не прав!!! Давай дружить!!! Вместе мы справимся с любыми трудностями!!!

- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.

1. В лс рдлсь лчк,
В лс н рсл.

2. ИО   И  ЕО     ОАЯ
        ЕЁАЯ     ЫА


- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему?
- А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? 

Звуки речи изучает…

Звуки речи бывают…

Сколько гласных звуков …

Гласные звуки состоят только…

При произношении гласных звуков…

Выразительное  чтение сказки по ролям

1.В лесу родилась елочка,
В лесу она росла.

2. Зимой и летом стройная

Зеленая была

Согласные звуки выражают лексическое значение слова

Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным

фонетика

гласные, согласные

6

из голоса

нет препятствий

 Установление причинно-следственных связей (П).

Подведение под понятие (П). Моделирование (П.), сотрудничество (К). Развитие речи (К).

Прогнозирование на результаты (Р). Коррекция  (Р).

Ситуация успеха (Л).

7. Подведение итогов урока

Рефлексия деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Организует рефлексию.

-Довольны ли вы своей работой на уроке?

Контроль учителя за ответами детей, за записью в дневниках, оценки за урок

Спасибо за внимание и помощь в открытии новых знаний.

8.Домашнее задание

Фиксируют новое содержание.

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия (по алгоритму).

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); сознанное и произвольное построение речевого высказывания (К), выделение и осознание усвоенного (Р).

Самоопределение (Л).

Ситуация успеха (Л).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...