Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагностика личности обучающегося")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Понятие о прилагательном как о части речи».

Цели урока:

  • Повторить сведения о прилагательном как о части речи, познакомить с некоторыми сведениями о происхождении термина и употреблении прилагательного в речи, особое внимание обратить на роль прилагательных в тексте, расширять лексикон учащихся.
  • Развивать образное и логическое мышление, аудиальную, визуальную память, произвольное внимание. Особое внимание уделить развитию познавательной мотивации.
  • Формировать чувство любви к родному языку, к народным традициям; философский взгляд на окружающий мир.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, аудиозапись (звучит на протяжении всего урока), открытка с изображением Джека Воробья.

* Делается акцент на развитие образного мышления у всех учащихся.

Ход урока

Что развивается

1

 Аудиально-визуальный якорь.

Учащиеся закрывают глаза. Звучат звуки природы (шум морских волн, крики чаек). Открываем глаза. На интерактивной доске морской пейзаж.

Сегодня, ребята, мы отправимся с вами в опасное морское путешествие, полное тайн и приключений.

C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\Мои рисунки\ClipArt\Море\695012.JPG

Чего не хватает на картинке, чтобы его совершить? (лодки, корабля). Дорисуем корабль.

C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\Мои рисунки\ClipArt\Корабли\S_000.JPG

Опора на аудиальный и  визуальный каналы восприятия информации

Визуализация образов

2

Актуализация знаний.

Наша команда должна выбрать себе капитана корабля. Это должен быть не только отважный, но и умный человек. Выполним задание,  и победитель, первым поднявший руку, станет капитаном.

Определите вид и спряжение глаголов, подберите к ним однокоренные слова - имена прилагательные:

колоть(колючий),разозлить(злой),заголосить(голосовой), красоваться(красивый),практиковать(практичный)

Развитие логического мышления

3

Переход к новой теме.

Капитан обычно отправляется в плаванье с надежными друзьями-моряками, хорошо знающими свои обязанности. Сейчас он задаст вам вопросы ( сам тоже на них ответит) и выберет себе команду из тех, кто ответил правильно.

Тест

  1. На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
  1. Что делать? что сделать?
  2. Какой? чей?
  3. Как?
  1. Что обозначает имя прилагательное?
  1. Признак предмета
  2. Предмет
  3. Действие предмета
  1. Чем, как правило, прилагательное является в тексте?
  1. Подлежащим
  2. Определением
  3. Сказуемым

Ответы:1b.2a.3b

Все ребята справились с заданием, поэтому смело можно отправляться в плавание.

Плавание предстоит долгое, чтобы не скучать в дороге, попробуем сочинить грамматическую сказку об имени прилагательном (задание для правополушарных детей на карточке с подсказками:

Жило-было в стране Морфологии имя прилагательное…

  • Как оно выглядело?
  • Почему у него такое странное название?
  • К чему оно прилагалось?
  • Кто был его вечным спутником?
  • Как вместе с ним менялось?
  • Какую должность занимало прилагательное в стране Синтаксис?)

Пока наши сказочники работают, узнаем кое-что из биографии прилагательного.

Корни слова «прилагательное» мы находим в латыни. Дословно оно переводится с латинского «прибавленное», «приложенное», с греческого как «эпитет». По количеству слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. Из 9 тысяч самых частотных слов на долю прилагательных приходится около 15000, что составляет 15%. По частоте употребления прилагательные занимают 5 место после существительных, глаголов, местоимений, предлогов.

Существует «Словарь русских прилагательных», автором которого является профессор Калининградского университета А.Шрамм. Он собрал русские прилагательные, а создал их кто? (народ)

Народ, создавая прилагательные, часто употреблял их в загадках, раскрывая поэтическую сторону простых и хорошо известных всем предметов.

  • Запишите и отгадайте загадки:

Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

Бежит свинка – железная спинка, льняной хвостик.

(иголка с ниткой)

  • Какова роль прилагательных в тексте? (помогают точно и ярко описать предмет, создать запоминающийся образ)

А теперь попросим сказочников прочитать, что них получилось, и перевести грамматическую сказку на язык науки.

Развитие аналитического мышления

Развитие образного

мышления

Развитие аналитического мышления

4

Словарная работа.

А тем временем мы пристаем к западноевропейскому берегу и начинаем общаться с иностранцами, которые употребляют в своей речи прилагательные. А богат ли ваш лексикон?  Подберите синонимы к прилагательным иноязычного происхождения.

Апатичный - равнодушный, бракованный – некачественный, колоссальный – огромный, компактный – небольшой, контрастный – противоположный, коммуникабельный – общительный.

Расширение лексикона

5

Физкультминутка.

Разомнемся немного на берегу.

Я произношу прилагательные, вы приседаете и хлопаете в ладоши:

Я тюль воздушный, кружевной,

Уютно в комнате со мной,

И хоть прозрачный я и нежный,

Цветным бываю, белоснежным,

Но род мужской имею я,

Запомните, мои друзья!

  • Какого рода слово «тюль»?

Развитие произвольного внимания

6

Закрепление изученного материала.

Мы возвращаемся на корабль. Но что это так  встревожен радист? Он  получил радиограмму, что на одном из кораблей скрывается  отъявленный злодей и контрабандист, который разыскивается Интерполом. Возможно, он на нашем судне. Запишем его приметы:

Лицо бледное, глаза хитрые, лоб открытый, нос прямой, волосы длинные, взгляд спокойный.

  • Нет ли такого человека среди нас?
  • Почему по этим приметам трудно найти конкретного человека?
  • Я добавлю несколько примет: глаза карие, усы темные бородка короткая, повязка на голове красная, украшения золотые. Догадались, кто это?
  • Еще одна подсказка: он промышляет в Карибском море. (Джек Воробей)
  • Какая часть речи помогла нам найти пирата?

Его на нашем корабле нет, но от него получено сообщение, передаю его капитану. Прочтите его. (Найди свой вклад)

Чтобы найти клад, необходимо решить несколько трудных  задач, предложенных Джеком.

1.Составьте словосочетания:

Кофе (горяч…), какаду (бел…), эмаль (голуб…), эскимо (сладк…), тушь (черн…), туш (громк…), такси (свободн…, кенгуру (австралийск…).

2.Прилагательные – путешественники.

Назовите имена существительные, образованные путем перехода в них имен прилагательных:

Кушанье –  (жаркое, заливное, мороженое)

Магазин –  (булочная, кондитерская)

Поезд – (скорый, товарный, пассажирский)

Животное – (косой, вороной, пернатые)

Термины в пунктуации, орфографии – (запятая, безударная гласная)

Профессия  – (рабочий, военный, пожарный)

Сделаем вывод:……(Многие имена существительные образовались путем перехода в них прилагательных.)

Мы близки к местонахождению клада, поднесите к глазам подзорные трубы. Перед нами жители острова, где спрятан клад. (Звучит аудиозапись – звуки экзотических инструментов) Но они не горят желанием пускать нас на свой остров.

C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\Мои рисунки\ClipArt\Аборигены\330017.JPG

Давайте напишем им несколько фраз - комплиментов, чтобы подружиться с ними. Кстати, что такое комлимент?(фр. лестное замечание, похвала)

Вы………., ваша одежда………, ваше оружие…..…., ваш остров…….

Итак, мы у цели. И что же видим?

C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\Мои рисунки\ClipArt\Религия\696005.JPG

 Что же за клад зарыл для нас Джек Воробей? Какой смысл вложен в эти предметы?

Создание проблемной ситуации. Включение в «работу» обоих полушарий головного мозга.

Развитие письменной речи, умение употреблять прилагательные в собственном связном тексте.

Умение делать обобщения на основе предметных деталей.

Формирование философского взгляда на мир.

7

Подведение итогов урока.

Что нового  мы узнали сегодня об имени прилагательном?

Как переводится это слово?

Что такое имя прилагательное?

Какую роль они играют в тексте?

8

Задание на дом:

 П.98 – выразительное чтение наизусть

 упр.264 (всем - устно),

правополушарным -  словарные слова из этого упражнения включить в единый текст (письменно),

левополушарным – упр.261 (письменно),

равнополушарным – упр.262

Учет особенностей развития полушарий головного мозга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Метод «Матрешки» Перепишите имена прилагательные, определите их лексическое значение, разряд: БЕСК О РЫСТНЫЙ , АКК УРАТНЫЙ, Т А ЛАНТЛИВЫЙ, СОВ Е СТЛИВЫЙ , О ТВАЖНЫЙ . Запоминайте выделенные непроверяемые гласные и согласные. Для этого вложите в «МАТРЕШКУ» слова по мере значимости для вас этих нравственных качеств человека. «Откройте» матрешку. Почему именно в этой последовательности вы расположили слова? Каким , по-вашему, в первую очередь должен быть Человек?

Слайд 5

Попробуйте продолжить рекламу качественных прилагательных: В стране Морфологии в семье прилагательных особое место занимают качественные прилагательные. Используйте чаще их в своей речи, потому что они …

Слайд 6

Задание на дом: П.99 , словарные слова («Стратегия орфографии»), упр. 273 (3), 274 (4-5)



Предварительный просмотр:

Тема 2 урока: «Образование прилагательных при помощи приставок.  Слитное и раздельное написание НЕ  с прилагательными».

Цели урока:

  • повторить приставочный и суффиксальный способ образования имен прилагательных, познакомить с правописанием НЕ с ними, формировать умения находить морфемы в слове, обозначать орфограмму «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», применять полученные знания в собственной письменной речи
  • развивать аналитическое и образное мышление, все виды памяти (аудиальной, визуальной, кинестетической), орфографическую зоркость, выборочное внимание,  устную и письменную речь учащихся, формировать навыки самопроверки
  • расширять кругозор учащихся

Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, карточки.

* Большее внимание уделяется развитию левого полушария у всех учащихся, разноуровневые задания составлены с учетом развития у школьников орфографических навыков (на 3, 4, 5)

Ход урока

Что развивается

1

 Проверка домашнего задания

1.2 ученика работают по карточкам:

  • Антисоветский2,6, заокеанский2,безвкусный2
  • Прекрасный2, придорожный2,6, превкусный2,6

2.Все остальные работают  с текстом  (на слайде):  День-деньской русские мужики из рыбацкого поселка на волжском берегу выходят на рыбацкой лодке за рыбой. Но однажды июльским утром подул резкий ветер и поднялись на реке гигантские волны.

 Послушать текст, на слух выписать все прилагательные с суффиксами  К и СК. Прочитать его на слайде, выписать  пропущенные прилагательные. Обозначить в них орфограмму, объясняющую правописание суффиксов.

Добавить к тексту предложения, включив в них следующие имена прилагательные: дет..ие (голоса),  дерз…ий (поступок).

  • Какими способами образуются имена прилагательные?

Включение всех каналов восприятия информации.

Развитие аудиальной, визуальной  памяти.

2

Актуализация знаний.

А).Определите по лексическому значению слово и запишите его.

  1. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
  2. Человек, которому не сидится на месте (непоседа).
  3. Недоучившийся, мало знающий человек (недоучка)
  4. Неуклюжий, неловкий человек (недотепа)

-Что объединяет все записанные вами существительные? (Они характеризуют человека, все они общего рода)

-Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? (Недоучка, недотепа)

-Почему все эти слова пишутся с не слитно?

Б ). Не был в школе; не правда, а ложь, невнимание к человеку, недоумевал по поводу случившегося.

-Какие правила правописания мы повторили?

Определение темы и цели урока.

-Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке?

-Почему так решили? Для чего нам это нужно знать?

-Запишите тему урока в тетради.

-Попытайтесь сформулировать задачи, стоящие перед нами на уроке.

Развитие орфографической зоркости, логического мышления.

Развитие познавательной мотивации.

3

Переход к новой теме.

Исследовательская работа.

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

1.Неряха

1.Неряшливый

2.Нерешительность

2.Нерешительный

3.Не правда, а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

 

4.Вовсе не вкусный

 

5.Пруд неширокий, а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Рассмотрим таблицу.

Какой пункт нами не был еще оговорен? (2,3 раздельно)

C:\Documents and Settings\Ирина\Мои документы\школьное\6ob-4.jpg

  • Послушайте фрагмент правила для старшеклассников: Примечание 1. Раздельно пишется не с прилагательными только при наличии таких пояснительных слов, которые усиливают отрицание, к ним относятся:
    отрицательные местоимения и наречия (начинающиеся с ни): никому не известный писатель, никому и нигде не знакомые песни, никому не нужные сведения, ничем не привлекательная картина, ни в каком отношении не правильные выводы, но: в заявлении истца не было ничего незнакомого (местоимение ничего не поясняет слово незнакомого, а само определяется им: ничего какого? — незнакомого);

    частицы далеко, отнюдь, вовсе: далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни, вовсе не интересная книга.

    Примечание 2.
    Наречия меры и степени абсолютно, более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, необычайно, очень, полностью, почти, решительно, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно и некоторые другие усиливают утвердительный смысл следующих за ними прилагательных и поэтому последние пишутся с не слитно: заслуги его очень невелики, ('очень малы'), совсем неприспособленный ('совсем бесполезный'), весьма нелегкая задача ('весьма сложная'), очень несовершенный рассказ, абсолютно неверное решение, крайне некрасивое поведение, почти незнакомый текст; С непривычки все казалось ему удивительно невкусным (Чак.)
  • Дополним таблицу этими пунктами
  • Учебник п.106, синий- стр.122, орф.

Развитие логического, аналитического мышления.

Опора на визуальный канал восприятия информации.

Развитие левого полушария головного мозга, аналитических способностей.

Опережающее обучение

4

Словарная работа

  • Корреспондент, университет.
  • Невежливый, невежественный, незнакомый, не калужский, нисколько не знакомый

Составьте словосочетания «сущ+прил», объясните  правописание НЕ.

Попробуйте связать словосочетания по смыслу в 1 предложении.

Развитие речи

5

Физкультминутка.

Долго мы, друзья, трудились и,  наверно,  утомились.

Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть.

Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть.

Не забудем потянуться и при этом улыбнуться.

А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись.

Возвращаемся обратно. Расслабление приятно.

Повертели головами, поболтали все ногами.

Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели.

6

Закрепление изученного.

1.Первичная проверка понимания материала.

  • Объяснительный диктант.

Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами, а красна пирогами, неглубокая речонка.

  • Прослушайте стихотворение Бориса Заходера. (Тексты на каждой парте)

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица
не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась Царевна-Смеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы
не.

Выпишите все слова с НЕ в два столбика. (2 человека у доски)

Не
с существительными

Не
с прилагательными

 

 

(Проверка) Какое слово с НЕ нельзя поместить ни в один из столбиков? Почему? (неуклюже)

2.Разноуровневые задания (Выполняют на карточках)

1уровень (3)

Задание: раскрыть скобки

(Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка;

2уровень (4)

Задание ? : отметьте случаи слитного написания плюсиком

? (не)опытный юноша

? (не)исправный прибор

? далеко(не)единственный

? очень (не)обычный

? (не)жаль

? (не)приятель

? (не)лепый поступок

? (не)широкая.,а глубокая

? Нисколько (не)умен

? (не)большой, но уютный

? (не)учтивый человек

? Вовсе(не)опасное предложение

3уровень (5)

Задание: исправьте ошибки

Не брежный почерк

Несладкий чай

Вовсе не привлекательный человек

Очень не красивый

Не мелкая, а глубокая река

Ребенок не здоров

Не замысловатые постройки

Не дорогой,но удобный портфель

Не учтивый человек

Ничуть неинтересный фильм

Некаменный дом

Невысокий, но худой

Река неглубока

3.Работа всех учащихся с текстом. (Текст на слайде)

Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой.

(Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть (не )приметные.

У подножия сопок стоят (не)взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни.

Прочитайте и озаглавьте текст.

Письменно:

  1. Определите стиль и тип речи.
  2. Найдите прилагательные с не и объясните их правописание.
  3. Подберите синоним и антоним к слову некрупными.
  4. Выполните разборы по 3 вариантам:
  • 2 предложение – синтаксический разбор
  • Небольшие (морфологический разбор)
  • Расцветают (морфемный и орфографический  разбор)

Опора на преобладающий канал восприятия информации

Развитие выборочного внимания с опорой на аудиальный канал восприятия  информации, формирование  навыков самопроверки

Дифференциация заданий в зависимости от уровня знаний учащихся

Развитие письменной речи, умения включать слова со вновь изученной орфограммой в собственную речь, развитие образного мышления, творческих способностей.

7

Рефлексия.

Задание: выполните тест, проверьте по ключу и оцените свои знания по теме.

Тест. Отметьте номера правильных ответов.

1.Не с полными и краткими прилагательными пишется слитно:

  1. если слово не употребляется без не-;
  2. если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-;
  3. если в предложении есть противопоставление с союзом а.

2.Слово не употребляется без не- в предложении:

  1. Его(не)ряшливый вид всегда отпугивал.
  2. В (не)настную погоду хорошо сидеть в тепле.
  3. День выдался (не)жаркий.

3.Слово с не- можно заменить синонимом в предложении:

  1. Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме.
  2. Прохожий был одет в (не)взрачный костюм.
  3. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

4.Слово с не пишется слитно в предложении:

  1. (Не)приятельская армия отступила.
  2. Эта книга далеко (не)проста.
  3. Нам продали (не)вкусное мороженое.

5.Слово с не- пишется раздельно:

  1. Посетитель был вовсе (не) скучен.
  2. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку.
  3. Её (не)годующий взгляд остановил нас.

6.Допущена ошибка в написании не- в предложении:

  1. Не широкая речонка поблескивала на горизонте.
  2. Океан был совсем неспокойным.
  3. В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Ключ

№задания

1

2

3

4

5

6

Ответ

1,2

1,2

1,3

1,3

1,2

1,3

Умение самопроверки и самооценки знаний по вновь изученной теме, подготовка к ЕМЭ

8

Подведение итогов урока.

Задайте вопросы по изученной теме тому, кто ошибся в тесте. Объясните ошибку товарища.

Формирование умения формулировать вопросы по теме, объяснять ошибки

9

Задание на дом:

Всем – п.106, орф. Стр. 122, упр.357 (п)

«Правополушарным»: упр.178 (Раб. тетр. Угроватовой  - устно)

«Левополушарным»:  упр.177 (Раб. тетр. Угроватовой  - устно)

Амбидекстрам («равнополушарным):  упр. 176 (Раб. тетр. Угроватовой  - устно)

Учет особенностей доминирования полушарий головного мозга

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

1.На какие вопросы отвечает имя прилагательное? Что делать? что сделать? Какой? чей? Как? 2.Что обозначает имя прилагательное? Признак предмета Предмет Действие предмета 3.Чем , как правило, прилагательное является в тексте? Подлежащим Определением Сказуемым Ответы: Тест

Слайд 4

Ответы: Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный . Бежит свинка – железная спинка, льняной хвостик.

Слайд 5

Иноязычное прилагательное а патичный – бракованный колоссальный – компактный – к онтрастный - коммуникабельный Подбери синонимы к прилагательным Синоним

Слайд 6

к офе (горяч …..), какаду (бел …..), эмаль ( голуб …..), эскимо ( сладк …..), тушь ( черн …..), туш ( громк …..), такси ( свободн ….., кенгуру ( австралийск …..) 1.Составьте словосочетания:

Слайд 7

Кушанье – Магазин – Поезд – Животное – Термины в пунктуации, орфографии – Профессия – 2. Прилагательные – путешественники. Назовите имена существительные, образованные путем перехода в них имен прилагательных :

Слайд 9

Вы………. Ваша одежда ……… Ваше оружие …..…. Ваш остров …….. комлимент (фр. лестное замечание, похвала)

Слайд 11

Что нового мы узнали сегодня об имени прилагательном ? Как переводится это слово ? Что такое имя прилагательное ? Какую роль они играют в тексте? Подведение итогов урока.

Слайд 12

П.98 – выразительное чтение наизусть упр.264 (всем - устно), правополушарным - словарные слова из этого упражнения включить в единый текст (письменно), левополушарным – упр.261 (письменно), равнополушарным – упр.262 Задание на дом:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Метод «Матрешки» Перепишите имена прилагательные, определите их лексическое значение, разряд: БЕСК О РЫСТНЫЙ , АКК УРАТНЫЙ, Т А ЛАНТЛИВЫЙ, СОВ Е СТЛИВЫЙ , О ТВАЖНЫЙ . Запоминайте выделенные непроверяемые гласные и согласные. Для этого вложите в «МАТРЕШКУ» слова по мере значимости для вас этих нравственных качеств человека. «Откройте» матрешку. Почему именно в этой последовательности вы расположили слова? Каким , по-вашему, в первую очередь должен быть Человек?

Слайд 5

Попробуйте продолжить рекламу качественных прилагательных: В стране Морфологии в семье прилагательных особое место занимают качественные прилагательные. Используйте чаще их в своей речи, потому что они …

Слайд 6

Задание на дом: П.99 , словарные слова («Стратегия орфографии»), упр. 273 (3), 274 (4-5)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образование прилагательных при помощи приставок. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными». Антисоветский 2,6 , заокеанский 2 ,безвкусный 2 Прекрасный 2 , придорожный 2,6 , превкусный 2,6

Слайд 2

Работа с текстом День-деньской русские мужики из рыбацкого поселка на волжском берегу выходят на рыбацкой лодке за рыбой. Но однажды июльским утром подул резкий ветер и поднялись на реке гигантские волны. дет .. ие (голоса), дерз … ий (поступок )

Слайд 3

Подбери слово с НЕ Грубый, невоспитанный человек (? ) Человек, которому не сидится на месте ( ? ) Недоучившийся, мало знающий человек ( ? ) Неуклюжий, неловкий человек ( ? )

Слайд 4

Вспомни правила правописания (Не)был в школе; (не)правда , а ложь, (не)внимание к человеку, (не) доумевал по поводу случившегося.

Слайд 5

опорная таблица Не с существительными 1.Неряха 2.Нерешительность 3.Не правда, а ложь. Не с прилагательными 1.Неряшливый 2.Нерешительный 3.Не правдивый, а лживый 4.Вовсе не вкусный 5.Пруд неширокий, а рыбный.

Слайд 7

НЕ с прилагательными (примечание) слитно Наречия меры и степени абсолютно , более чем, весьма, в высшей степени, крайне, настолько, необычайно, очень, полностью, почти, решительно, слишком, совершенно, удивительно, чрезвычайно с овершенно неизвестный писатель , совсем незнакомые песни, весьма неинтересная книга раздельно отрицательные местоимения и наречия начинающиеся с ни : никому не известный писатель, нигде не знакомые песни , ничуть не трудный пример , ничем не привлекательная картина , частицы далеко, отнюдь, вовсе : далеко не известный писатель, отнюдь не знакомые песни, вовсе не интересная книга .

Слайд 8

Словарная работа К орре сп о ндент , ун и в е рс и тет. (Не)вежливый , (не) вежественный , ( не )знакомый , (не)калужский , нисколько (не)знакомый Составьте словосочетания « сущ+прил », объясните правописание НЕ. Попробуйте связать словосочетания по смыслу в 1 предложении .

Слайд 9

Физкультминутка. Долго мы, друзья, трудились и, наверно, утомились. Пришло время нам чуть – чуть посидеть и отдохнуть. Мы сейчас расправим плечи, дадим спинам отдохнуть. Не забудем потянуться и при этом улыбнуться. А теперь посмотрим вниз. Мышцы шеи напряглись. Возвращаемся обратно. Расслабление приятно. Повертели головами, поболтали все ногами. Встали, сели. Встали, сели. Вновь работать захотели .

Слайд 10

Объяснительный диктант. Невзрачный на вид; неизвестный художник; далеко не большое расстояние; небрежный почерк; не красна изба углами, а красна пирогами, неглубокая речонка.

Слайд 11

Стихотворение Бориса Заходера Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица не Посмотрел я вокруг с доуменьем : Что за лепое положение ! Но кругом было тихо-тихо, И кругом была разбериха , И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки . И погода стояла настная , И гуляла собака счастная И, виляя хвостом уклюже , Пробегала пролазные лужи . Мне навстречу без всякого страха Шел умытый причесанный ряха . А за ряхой по травке свежей Шел суразный дотепа и вежа. И навстречу всем утром рано Улыбалась Царевна-Смеяна . Очень жаль ,что только во сне Есть страна без частицы не . Выпишите все слова с НЕ в два столбика. Не с существительными Не с прилагательными

Слайд 12

1уровень (3). Р аскройте скобки. (Не)красивый;(не)умный; (не)уклюжий; ничуть (не)интересный маршрут; (не)мягкий, а жесткий диван; река (не)широка; 2 уровнь (4). Отметьте случаи слитного написания плюсиком ( не)опытный юноша (не)исправный прибор далеко(не)единственный очень (не)обычный (не)жаль (не)приятель (не) лепый поступок ( не)широкая, а глубокая нисколько (не)умен (не)большой, но уютный (не)учтивый человек вовсе(не)опасное предложение 3 уровень ( 5) Исправьте ошибки. Не брежный почерк Несладкий чай Вовсе не привлекательный человек Очень не красивый Не мелкая, а глубокая река Ребенок не здоров Не дорогой , но удобный портфель Не учтивый человек Ничуть неинтересный фильм Некаменный дом Невысокий, но худой Река неглубока

Слайд 13

Прочитайте и озаглавьте текст. Приморская тайга - удивительный (не)рукотворный сад. Весной он поражает (не)обыкновенной красотой. (Не)большие деревца с пышными кронами будто покрыты лебяжьим пухом. Это цветут уссурийские груши. Сейчас они нарядные, а осенью они ничуть ( не) приметные . У подножия сопок стоят (не) взрачные кусты в бледно-розовых воздушных косынках. Это дикие вишни. Письменно: -Определите стиль и тип речи. -Найдите прилагательные с не и объясните их правописание. -Подберите синоним и антоним к слову некрупными . -Выполните разборы по вариантам: 1в. 2 предложение – синтаксический разбор 2в. Небольшие (морфологический разбор) 3в. Расцветают (морфемный и орфографический разбор)

Слайд 14

1.НЕ с полными и краткими прилагательными пишется слитно : если слово не употребляется без не-; если прилагательное с не может быть заменено синонимом без не-; если в предложении есть противопоставление с союзом а.

Слайд 15

2.Слово не употребляется без НЕ- в предложении: Его(не) ряшливый вид всегда отпугивал. В (не) настную погоду хорошо сидеть в тепле. День выдался (не)жаркий.

Слайд 16

3.Слово с НЕ- можно заменить синонимом в предложении: Школа располагалась в (не)большом кирпичном доме. Прохожий был одет в (не) взрачный костюм. (Не)решительным жестом девочка пригласила нас войти.

Слайд 17

4.Слово с НЕ- пишется слитно в предложении: ( Не)приятельская армия отступила. Эта книга далеко (не)проста. Нам продали (не)вкусное мороженое.

Слайд 18

5.Слово с НЕ пишется раздельно: Посетитель был вовсе (не) скучен. Мы ждали (не)большой корабль, а лишь маленькую лодку. Её (не) годующий взгляд остановил нас.

Слайд 19

6.Допущена ошибка в написании НЕ - в предложении: Не широкая речонка поблескивала на горизонте. Океан был совсем неспокойным . В лесу мы увидели не глубокое, но очень широкое озеро.

Слайд 20

Ключ №задания Ответы 1) 1,2 2) 1,2 3) 1,3 4) 1,3 5) 1,2 6) 1,3

Слайд 21

Задание на дом: Всем – п.106, орф . Стр. 122, упр.357 ( п ) «Правополушарным» : упр.178 (Раб. тетр . Угроватовой - устно) « Левополушарным »: упр.177 (Раб. тетр . Угроватовой - устно) Амбидекстрам (« равнополушарным ): упр. 176 (Раб. тетр . Угроватовой - устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В

Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....

Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"

                     Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...