Статья "Изобразительно-выразительные средства языка как инструмент развития речи учащихся"
статья по русскому языку

Губа Мария Алексеевна

В статье рассматривается вопрос использования изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка в качестве способа развития речи учащихся. Данная статья была опубликована, сертификат прилагается.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка как инструмент развития речи учащихся

Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования изобразительно-выразительных средств на уроках русского языка в качестве способа развития речи учащихся.

Ключевые слова: текст, ИВС, культура речи, функция речи, тропы.

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений воспитания и формирования у учащихся общероссийского патриотического сознания является развитие речевых навыков. Учёные-лингвисты, методисты и учителя поднимают проблему скудности словарного запаса, невыразительности и простоты речи современного школьника, находя решение в изучении изобразительно-выразительных средств ( ИВС ) на уроках русского языка, родного языка, литературы и развития речи.

Умение распознавать и оперировать эстетической составляющей слова, давать оценочную характеристику его изобразительному аспекту в составе речевого оборота, свободное использование ИВС в речи и восприятие окружающей действительности посредством языковых средств вкупе с логикой являются признаком  степени культуры речи учащегося.

Культура речи – свободный выбор и уместное употребление средств языка, исключающей всевозможные виды ошибок. Стройность и правильность речи характеризуется точностью, богатством и выразительностью. Широта активно используемого словарного состава, умение строить всевозможные вариации синтаксических конструкций, оперирование многочисленными морфологическими формами определяют богатство русской речи. Навык отбора и уместного употребления языковых единиц символизирует точность и стройность речи. Релевантность использования средств художественной выразительности в той или иной ситуации общения определяет выразительность речевого потока. С целью формирования культуры речи у современного школьника в рамках образования средства образной речи изучают на уроках «Русского языка», «Развития речи», «Литературы»,  а с 2019 года и «Родного языка». Курс данных учебных дисциплин направлен на формирование у ребёнка творческих способностей, воспитание логического и абстрактного мышления, тренировки памяти.

Учащиеся получают навыки владения языком через активную устную и письменную речевую деятельность, носящую систематический характер. Выполнение всевозможных упражнений, формирующих связную речь, требует регулярности с целью закрепления. При таком подходе возможно избежать безграмотности, скудности, несвязности речи, как в  монологической, так и в диалогической формах.

Для образности и выразительности речи, эмоциональности выражения мыслей учащийся должен уметь использовать изобразительно-выразительные средства. Данный подход позволит привлечь внимание слушателя или читателя к передаваемой информации, а также произвести сильное впечатление. Подобные способности практически не развиты у современного школьника, о чем свидетельствуют результаты итоговых аттестаций, в частности итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе, анализ текста и работа с изобразительными средствами в рамках ЕГЭ. Проблемы развития  речи учащихся возникают уже во время адаптационного периода в 5 классе, когда учителя неэффективно используют методы работы с ИВС или не используют вовсе.

Наибольшего результата в достижении выразительности речи возможно достичь при регулярном использовании тропов. Они создают образные представления о явлениях и предметах, используются в переносном значении. К тропам относят синонимы, антонимы, метафоры, гиперболы, олицетворения, паронимы, фразеологизмы, эпитеты, сравнения, литоты, метонимии, перефразы и другие. Использование в речи тропов позволяет привлечь внимание к оратору яркостью, образностью и эмоциональностью слов, первичное значение которых в контексте оказывается разрушенным.

Учитель, занимающийся развитием речевых навыков у детей школьного возраста, должен обладать особым мастерством преподавания русского языка, ставить перед собой главной задачей обучение грамотной речи, как устной, так и письменной. Работа с детьми предполагает пошаговое совершенствование и усложнение занятий по развитию речи, одновременно решение воспитальных и патриотических задач учебного учреждения. При этом сам учитель волен избирательно подходить к методологии и формам обучения работы с ИВС.

Наиболее эффективным инструментом развития речи, опирающимся на использование образно-выразительных средств, является творческий процесс написания сочинений и изложений. Данные виды работ включены в итоговые аттестации на базе основного общего и среднего общего образования. Сочинение или изложение с элементом сочинения активно используются как формы развития речи на уроках не только русского языка, родного языка, но и литературы. Средства образной речи позволяют выразить эмоции, чувства, переживания школьника, придать устной и письменной речи экспрессию и многогранность через непрямое лексическое значение слова. С этими задачами помогают справиться сочинения по картинам, сочинения публицистического стиля, сочинения по произведениям литературы, работа с ними строится в рамках учебного курса предмета на отдельных уроках по развитию речи. Особого внимания изучение тропов заслуживает при подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе, где школьник обязан продемонстрировать богатство устной речи в диалогической и монологической формах. При этом оценивается и культура речи учащегося.

Активное изучение тропов начинается в 5 классе и усложняется каждый новый учебный год. Активизируя свой словарный запас, пятиклассник совершенствует умение подбирать синонимы, антонимы, омонимы к данным словам. Понимает и отличает основное и переносное значение слова, активно использует в речи эпитеты. В игровой форме разгадывает загадки, видя в них иносказательность. В 6 и последующих классах ученик сталкивается с такими тропами, как оксюморон, литота, градация, аллегория, анафора. Ребёнок не только распознаёт данные ИВС при анализе художественных текстов, но и оперирует ими в процессе общения на уроке и вне учебного класса. В качестве упражнения учитель может предложить закончить стихотворение средством образной речи, построив рифму.

Подводя итог, нужно сказать, что развитие речи является процессом непрерывным, затрагивающим творческий и логический потенциал ученика. Разнообразие упражнений усиливает эффективность обучения, позволяет решить образовательные, воспитательные и педагогические задачи.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы развития речи учащихся: сб. статей / Под ред. А.П.Еремеевой. – М.: Просвещение, 1980. – 150 с.
  2. Винарская Е.Н. выразительные средства текста ( на материале русской поэзии) / Е.Н.Винарская. – М., 1989. – 136 с.
  3. Голуб И.Б., Розэнталь Д.Э. Секреты стилистики: правила хорошей речи. – М., 1996. – 289 с.
  4. Иохидов В.В. Коллективные формы познавательной деятельности школьников как средства повышения эффективности учебных занятий // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. СерияПедагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2015. – Т. 21, № 1. – С. 176-178.
  5. Иохидов В.В. Основные пути повышения эффективности урока М.А.Даниловым // Проблемы и перспективы развития образования. Материалы II Международной научной конференции. – 2012. – С. 35-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картине как эффективное средство изучения грамматики и развития речи учащихся

В статье рассматривается опыт работы по развитию речи учащихся в связи с изучением грамматических тем по русскому языку....

Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).

Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...

Методические рекомендации Использование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.

Методические рекомендацииИспользование мини-текстов на уроках русского языка как средства развития речи учащихся.На уроках русского языка учитель старается, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче,...

Методические рекомендации СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Несмотря на множество исследований, на наш взгляд, проблема развития речи умственно отсталых школьников остается актуальной.Прогрессивные педагоги прошлого и настоящего основной задачей изучения русск...

Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах

Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах...

Статья по теме «Анализ текста как средство развития речи учащихся на уроках русского языка»

Повышение речевой культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Развитие связной речи - одна из главных задач уроков русского языка. В настоящее время текст явля...

Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся

Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, Ф.И. Буслаев (1844) рекомендовал учителям родного языка «развивать в дитяти врожденный дар слова». И.И. Сре...