Выступление содокладчика на школьном педсовете «Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса»
статья по теме

 

В выступлении говорится о том, что неотъемлемой частью культуры отношений является культура общения, которой, безусловно, должен владеть каждый педагог, ведь он – образец для подражания ребенка. Не зря известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитатель, воспитай себя». Учитель должен помнить, что рядом с ним всегда находятся десятки любопытных детских глаз, которые всё видят, всё запоминают, всему учатся и подражают. Культура общения является неотъемлемой частью технологии сотрудничества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура отношений как залог благоприятного микроклимата образовательного процесса.

Культура общения является, безусловно, неотъемлемой частью культуры отношений в целом, которые  складываются между  учителями, учеником и родителями.

Культура общения – это тот показатель, который отличает цивилизованное общество от всех других, населяющих земной шар. Особенно важно владеть так называемым  «этикетом общения», в первую очередь, нашим педагогам. Ведь мы не только должны учить «азам» этого самого культурного общения наших учеников, но и быть для них примером своим собственным поведением и общением с ними, с другими педагогами, с их родителями. Мы не должны забывать о том, что хотим мы того, или не хотим, мы являемся, особенно для учащихся младших и средних классов, образцом для подражания. Каждый из нас, наверное, наблюдая, что младшие школьники, играя в школу, обязательно подражают своей учительнице. ( Так, и у меня в детстве  дочь подражала Ольге Петровне, а Саша старался быть Надеждой Дмитриевной.) Не зря известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Воспитатель, воспитай себе», Каждый из нас должен помнить о том, что рядом всегда десятки любопытных детских глаз, которые все видят, все запоминают, всему учатся и подражают.

Умение общаться - большое искусство и жизненно важная необходимость для всех люде, и в том числе для детей и подростков. Общение дает знания, радость от  контактов  и ощущение своей социальной полноценности . Преодоление робости, стеснительности, неуверенности в себе лучше всего достигается через общение. Поэтому очень важно владеть культурой общения, которая включает в себя, прежде всего культуру личности, т.е. культуру  речи человека, культуру мышления, культуру эмоций.

Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык – это орудие культуры.

Культура речи означает умелое, свободное использование всех, средств и выразительных возможностей литературного языка. Мы должны учить детей, что не только знание, а свободное, умелое владение навыками дает возможность овладеть  культуры речи.

Важно объяснить детям, что есть специальные «правила  этикета общения», которые, конечно, надо соблюдать и нам, взрослым: это,  прежде всего, доверие к тому, с кем ты общаешься, вера в то, что человек обязательно откликнется  на твою просьбу, это, во-вторых, уважение к тому, с кем говорить( будь собеседник взрослый, или ребенок) и признание того, что человек – высшая ценность и общаться с ним надо бережно и вежливо, как писал известный педагог В.А. Сухомлинский, :Люди- это самое интересное  и прекрасное, что есть в жизни. Чтобы общаться с ними, надо  научится делать шаг им навстречу, придавая  контакту все новые формы и  оттенки.

Подросток нередко, чувствует себя непонятным, заброшенным и несчастным. Но если он овладеет навыками красивого  и вежливого общения, то он не останется вне контактов с людьми, увидев, что и они думают о нем, что и на его долю может выпасть немало внимания, нежности тепла.

Умение общаться помогает перекинуть мостики между людьми, ведет к доброжелательным отношениям.

  1. Надо работать над поколением словарного запаса. Чем шире и богаче лексикон человека, тем легче выразить ему свои мысли, легче понять себя и других.
  2. Совокупность всех правил поведения и словесного обращения составляет то, что называется этикетом. Надо серьезно относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может неприятно вам, неприятно и окружающим.

«Воспитание речи еще в большей мере, чем всякое другое воспитание, удается  не путем корректировки с позицией интеллектуального превосходства, а лишь благодаря образцовым примерам». (Г.Г. Гадамер).

  1. В нашей профессии огромное значение имеет постановка голоса очень важно, каким тоном говорится та или иначе фраза.

А.С. Макаренко вспоминал: « Я сделался настоящим мастером своего дела только тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голосв…».

Следует помнить, что важно не просто обратится к человеку, но сделать это так, чтобы не  только твои слова были доброжелательны и уместны, но чтобы и твой взгляд, и улыбка, и тон, и весь твой облик располагали этого человека в твою пользу. Когда разговариваешь с человеком, надо смотреть ему в глаза, причем твой взгляд должен быть доброжелательным и ясным. Уже само выражение глаз, манера смотреть не сверху вниз и не снизу вверх, а прямо, с уважением и искренней симпатией располагает нас в пользу человека. Приветливая, добрая улыбка располагает будущего собеседника в нашу пользу.

Она сама уже по себе налаживает контакт,  создает обстановку взаимопонимания и доверия. Психологи считают, что общение без улыбки, особенно в экстремальных условиях,- дело почти невозможное .

  1. Чтобы стать человеком, общение с которым  доставляет людям искреннее удовольствие, надо постоянно работать над собой, узнавать много нового, собирать факты, которые не оставят равнодушными слушателей, т.е. стать эрудитом и интересным собеседником.
  2. Нельзя забывать о могуществе слова, о его власти над людьми, над их судьбой и настроением. Не случайно известный русский поэт Н.С. Гумилев писал:

Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

Следует помнить, что успехи в учебе, работе, добрые отношения с друзьями и знакомыми, нежные и прочные контакты в семье возможны только при умении общаться. Чуткое, доброжелательное и уважительное общение – залог здорового микроклимата в школьном коллективе.

В одной старинной сказке говорится, что у бедной женщины было две дочери: одна - трудолюбива и добрая, другая - ленивая и злая. И вот фея щедро одарила добрую девушку. Она сделала так, что стоит той заговорить, как из ее рта вылетали цветы и самоцветы. Злая девушка, напротив откроет рот, из него выскакивали лягушки, жабы и прочие гады. Надо стремиться через всю жизнь принести способность дарить людям цветы своей доброты, своего ума и таланта. Жить так, чтоб общение с тобой было приятно и желательно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в изучении иностранных языков – залог успеха в образовательном процессе

Инновация – это процесс улучшения путём внесения каких-либо новшеств или акт введения чего-либо. Инновации неотъемлемо связаны с образовательным процессом. Именно этот процесс является атрибутом любог...

Педсовет. Внеурочная работа как системообразующая деятельность воспитательно-образовательного процесса

Форма проведения: интеллектуальное кафе.Формы организации коллектива: работа в больших и малых группах, индивидуальная работа.Педагогические методики и технологии: технология модерации, технология тво...

2015-2016 учебный год. Школьный педсовет. «Инновационная деятельность педагогов как важнейшее условие в процессе преобразования современной школы». Доклад.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...

выступление на педагогическом совете: «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»

Статья, содержит информацию - обобщение опыта педагога об активных методах , используемых на уроках обществознания в основной и старшей школе...

Выступление на МО учителей начальной школы "Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе", 15.02.2018г.

В данном материале раскрывается актуальность здоровьесберегающих технологий в процессе обучения. Задача школы сохранить здоровье детей на протяжении всего процесса обучения и коррегировать уже имеющие...

Выступление по теме Посещение и анализ урока как форма оценки качества образовательного процесса.

Обеспечение качества образовательного процесса  является основной целью  деятельности управленческой  команды каждого образовательного учреждения. Главным ресурсом, позволяющим достичь ...