Осуществление антинаркотического воспитания в школе
методическая разработка по теме

Колобова Елена Николаевна

антинаркотическое воспитание. разработка урока "влияние наркотических вещиств на организм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antinarkoticheskaya_rabota_v_shkole.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Уруссинская средняя общеобразовательная школа №3»

Ютазинского муниципального района

Осуществление антинаркотического воспитания                      учащихся в школе

проблемы наркомании

программа профилактики наркотизации

Классный руководитель          Колобова Е.Н.

2009 год

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Проблемы наркомании

1.1. Исторический аспект наркомании

1.2 Развитие наркомания в России

1.3 Наркомания среди молодежи      

Глава 2. Профилактика наркотизации населения

2.1.Програмы профилактики

2.2. Педагогические меры профилактики

2.3.Профилактическая антинаркотическая помощь  семье

Глава 3. Практическая часть

3.1. Урок-лекция в 11 классе: Токсическое воздействие

      алкоголя и наркотических веществ на организм человека.

3.2. План - конспект обсуждения кинофильма

       «Город без солнца»

Выводы

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Наркомания это болезнь, но без одной стадии – полного выздоровления».         Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при суждении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых во многих странах наркомания признаны социальным бедствием.         Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием. Особенно гибельно злоупотребление в молодежной среде - поражается и настоящее, и будущее общества. Полная, с точки зрения наркологов, картина распространения злоупотребления, включающая формы токсикоманий, еще более трагична. Вещества и препараты, не включенные в список наркотиков, как правило, еще болеевредны, приводят к еще большему ущербу для индивидуума. В международном антинаркотическом центре в Нью-Йорке существует документ, указывающий на число наркоманов на земном шаре - 1 000 000 000 человек. Наркомания, как подчеркивают эксперты Всемирной организации здравоохранения, является большой угрозой для здравоохранения в мировом масштабе. Каждое государство предпринимает меры по предупреждению злоупотребления среди населения, исключением не является и Россия.[3]

Наркоман – источник цепной реакции, и, как утверждают специалисты, вокруг каждого устойчивого наркомана крутятся пять – шесть подростков, мы получаем в недалеком будущем результат, анализировать который будет некому. Наркомания поражает молодых, но в своем  росте распространяется в направлении еще более маленьких детей.[11]

Таким образом целью исследования является теоретическое изучение вопроса по проблеме наркомании; исследовать процесс приобщения подростка к употреблению наркотических средств, особенности мотивации начала наркопотребления; рассмотрение программ профилактической антинаркотической работы с учащимися учебных заведений и молодежью.

Задачами исследования является:

- проанализировать текущую ситуацию и модель наркопотребления, распространенную среди молодых людей;

- выявить причины наркопотребления и их обусловленность влиянием микросреды.

- рассмотреть формы и методы профилактической антинаркотической работы с учащимися.

Глава 1. Проблемы наркомании

1.1.Исторический аспект наркомании

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений. Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки. Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.).

Первое письменное свидетельство использования интоксикантов - рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. «злака радости» (по всей видимости, опиумного мака). Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности.

Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры. Нужно иметь в виду, что факт использования наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что и в других культурах в это же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его. Как и сейчас, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть и сходства и различия. На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам.

Например, в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки).

Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева - Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе. Добавим, что из Европы в Америку пришел алкоголь, полученный в результате перегонки, а в Чили в 1545 году появилась конопля. До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки.

Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес – по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили,что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай. Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример - вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине 19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозил в Китай опиум.

К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами. Китайское правительство приняло множество законов о контроле над импортом опиума, но ни один из них (включая полное запрещение) не возымел желаемого действия. Америка страдала от волны наркотиков.[2]

 Наркомания захватила черный рынок еще в 20 годах этого века. Это колесо смерти прокатилось и по Европе в 50-е годы и уткнулось в железный занавес товарища Сталина. Он спас Россию от наркотиков, но не надолго. И в 90-е годы - перестройки, новая забава вместе со всем западным пришла в ряды молодежи, распространяясь по подвалам и темным улицам городов. Но в один момент этого накопилось столько, что наше правительство не было в состоянии сдержать поток завоза наркотиков, и смерть с огромным напором вылилась на подростков. Ведь основная часть наркоманов - подростки, которые намного слабее психологически взрослых, и не в состоянии отказаться попробовать.

1.2. Развитие наркомании в России.

Безусловно, развитию наркомании в России способствовала разрушение в конце 20 века тоталитарного строя, что вызвало появление многих свобод, среди которых, к сожалению, и наркотики. Кроме того, в ходе афганской войны десятки тысяч солдат употребляли наркотики. И вернувшись с неё, они продолжали это делать.

К концу восьмидесятых уже сформировалось преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был тогда около 500 тонн в год. Стоимость наркотиков падает, а количество наркоманов растет. С 1996 года происходит сдвиг в сторону дорогих наркотиков, таких как опиум, героин. И наркотики входят в моду.[3]

Наркотическая ситуация в последние годы в России значительно ухудшилась: распространение наркомании происходит угрожающими темпами и имеет тенденцию к обострению, возросло потребление наркотических средств и психоактивных веществ. Наркомания стремительно молодеет, все большее число несовершеннолетних приобретают «опыт» потребления наркотических и психотропных препаратов, возрастает число женщин – потребителей наркотиков, новым опасным явлением стало появление «семейной наркомании», вовлечение в наркоманию малолетних детей собственными родителями, резко возросла заболеваемость ВИЧ-инфекцией, увеличилась смертность от употребления наркотиков, особенно среди детей (в 42 раза).

Распространение наркомании в России представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. По экспертным оценкам число лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, в стране превышает 2 млн. человек. Ежегодно увеличиваются темпы прироста числа этой категории лиц: если в 1993 году они составляли 15 %, то в 1997 году - уже 60%. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркотиков среди молодежи: увеличивается удельный вес несовершеннолетних, он составил в 1997 году 22,8%, лиц в возрасте от 18 до 30 - 59,7%.[7]

По данным Минздрава России контингент подростков, стоящих на учете в наркологических диспансерах России, вырос за 10 лет в 2,4 раза. Однако, за этот период число подростков больных наркоманией вырос в 10 раз. Резко возросли показатели впервые диагностированных больных наркоманиями подростков с 580 человек в 1988 году до 4,5 тысяч в 1997 году, т.е. в 7,7 раз. В 5 раз увеличилось число злоупотребляющих наркотическими средствами подростков, также, впервые диагностированных. Резкий рост показателей начался в 1993 году и продолжается по сегодняшний день.

По данным наркологического учета уровень заболеваемости наркоманиями среди подростков почти в 2,5 раза выше, чем среди всего населения, злоупотребляют наркотиками подростки в 6,3 раза чаще, чем население всех возрастов. За последние 10 лет число случаев смерти от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей – в 42 раза.

Прогноз на ближайшее десятилетие удручающий: учитывая число подростков, впервые обратившихся за помощью в связи с употреблением психоактивных веществ, свидетельствует, что по отношению к уровню 1996 года показатель распространенности данного явления в 2005 году вырастет на 20%. в 2010 году - на 43%. Дальнейшая криминализация многих видов экономической и хозяйственной деятельности, отсутствие надлежащей системы антинаркотического воспитания и пропаганды, государственной системы лечения и реабилитации больных наркоманией, при наличии широких возможностей для нелегального изготовления наркотических средств, в совокупности с имеющимися условиями для контрабанды приводят к резкому расширению «черного рынка» наркотиков и увеличению спроса на них. Высокий спрос на наркотики, в свою очередь, стимулирует рост наркопреступности, отмеченный в последние годы практически во всех регионах страны. В 1997 году органами внутренних дел по России выявлено около 185 тысяч преступлений, связанных с наркотиками, что на 91% больше, чем 1996 году.[9]

Особое беспокойство вызывает тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. Распространение злоупотребления наркотиками в настоящее время приобрело характер эпидемии.

Результаты многочисленных исследований показывают, что реальные масштабы злоупотребления наркотическими средствами и сильнодействующими веществами на несколько порядков превышают данные официальной статистики. Известно, что каждый наркоман заражает 6-10 человек, а также на одного зарегистрированного наркомана приходится 9-10 незарегистрированных. Проблема наркоманий достигла глобальных масштабов, имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Наркоситуация в настоящее время, как серьезная самостоятельная проблема, представляет собой реальную угрозу национальной безопасности и здоровью нации.

1.3 Наркомания среди молодежи.

Среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России безусловно самыми вескими являются следующие:

1)        Развал системы детских и молодежных организаций.

2)        Резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе.

3)        Массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни.

4)        Ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей.

5)        Ослабление семейных связей (в частных случаях).

Все это привело к тому, что молодежь, а именно она - самая легко раскачиваемая часть общества, начинает употреблять наркотики.

Проблема детской и подростковой наркомании в России достигла катастрофических размеров: на сегодняшний день уже каждый второй школьник пробовал наркотики. Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей Момент и Резиновый, затем переходят на анашу, маковую соломку, балуются паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как винт и подсаживаются ... И если для них это способ уйти от окружающей их грязной действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради крутизны. Запретный плод - сладок.

Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками. Богатые начинают с паркопана, анаши, экстази, затем переходят на героин, кокаин. К сожалению, в молодежной среде принимать наркотики сегодня стало модным, престижным и почти обязательным действием; но в подростковом возрасте наиболее актуальной является не уже сформировавшаяся наркомания, а различной степени стойкости злоупотребление наркотиками, обозначаемое как аддитивное поведение.[5]

 В литературе описано два типа такого поведения:

- полисубстантное (применение широкого спектра психотропных и токсических веществ, среди которых затем выбирается наиболее привлекательное);

- моносубстантное (применение только одного вещества, к которому имеется наилучший доступ). Риск возникновения и развития наркоманий при наличии аддитивного поведения (АП) по данным литературы колеблется в широких пределах (для опиатов это составляет от 19 до 42%).

Факторы риска можно разделить на три наиболее значимых и основных группы:

- социальные факторы - доступность вещества (или препарата); мода на него; влияние группы сверстников (самый значимый фактор); постоянные конфликты в семье, алкоголизм родителей, отсутствие должного внимания в семье, либо ,напротив, чрезмерная опека;

- психологические факторы - личностный характер человека; привлекательность испытываемых ощущений и переживаний; низкая удовлетворенность жизнью; эмоциональный стресс в семье, учебном заведении, на работе;

- биологические факторы - изначальная толерантность; пути и природа употребляемого вещества (препарата); тяжело протекающий переходный возраст от 13-16 лет; отягощенную алкоголизмом или психическими заболеваниями наследственность.

Наиболее опасным из этих групп с точки зрения эпидемиологии является социальный фактор, в котором наиважнейшим этапом АП является этап групповой психической зависимости, когда потребность в употреблении наркотиков возникает немедленно, как только собирается своя компания. Здесь, как правило, еще отсутствует индивидуальная психическая зависимость, но чрезвычайно важным с эпидемиологической точки зрения является тот момент, что на этом этапе имеют значение существующие определенные общественные ритуалы применения наркотиков (такие, как один шприц для всех и общая посуда, деление дозы наркотика с товарищем, добавление своей крови для очистки и проверки качества наркотика и т.д.) - кровно связывающие всех вместе и позволяющие подросткам чувствовать себя не одинокими и нужными тем, кто вместе с тобой. При этом отказ от общего шприца может трактоваться исключительно как предательство своей компании, а не как элемент защиты собственного здоровья. В конечном счете, это может привести сперва к отказу в поддержании дружеских отношений с последующим изгнанием из команды, что очень болезненно воспринимается в подростковом возрасте и служит ведущей мотивировкой к совершению различных поступков (в том числе и криминального характера), с целью восстановления социального status quo.

О важности реакции группирования со сверстниками в организации профилактических мероприятий говорят и такие цифры (по данным опроса школьников): 45,4 % узнали о наркотиках в компании старших ребят, 34,6% - от сверстников.

Можно выделить следующие подростковые группы по АП:

а) территориальные - группирующиеся по месту учебы или месту жительства; б) деликвентные - т.е. объединенные не наказуемыми с точки зрения уголовного законодательства поступками и правонарушениями (как правило, мелким воровством или мелким хулиганством);

в) криминальные - объединенные действиями, аналогичными указанным в пункте (б), но подпадающими под уголовное законодательство.

Из трех указанных типов групп наибольшее эпидемиологическое значение имеют территориальные группы, в которых около 65-70 % подростков начинали злоупотреблять наркотиками. Злоупотребление наркотиками в этих группах ограничивается пускай и частыми, но все-таки отдельными эпизодами, еще не приведшими к сформировавшейся зависимости. Особое место среди групп АП занимают наркотические группы, по сути являющиеся следующим этапом объединения подростков, потребляющих наркотики. Обычно они формируются из людей с уже сформировавшейся зависимостью.  Одной из задач таких групп является привлечь и удержать новичков. Различают первичные и вторичные наркоманические группы (НГ). В первичных НГ объединяющим фактором являлся и является наркотик, во вторичной – объединение происходило по иной причине, но в НГ остались только те, кто пристрастился к наркотикам. Около 60% вторичных НГ формируется из территориальных групп подростков с АП. НГ обычно немногочисленны, их объединяет добыча наркотиков, при надобности – их изготовление, переработка сырья, совместное употребление и иногда торговля. По данным статистики, подростки с АП, госпитализированные в наркологические и психиатрические стационары, принадлежали к следующим группам: - территориальные группы - 44 %; - наркоманические группы - 10 %; - одиночки (без принадлежности к группам) - 8 %; - случайные компании - 7 %; - деликвентные и криминальные группы - 1 %; - постоянный друг (соблазнитель) - 4 %; - гомосексуальные контакты - 4 %; - неясная принадлежность - 7 %;- неформальные группы - 15 %. Очень важным моментом в изучении и прогнозировании эпидемического роста ряда заболеваний (например, HIV и HBV), связанных с ранней наркоманией, является вид потребляемых наркотиков. В некоторых областях наиболее распространены марихуана, опийная группа (ханка) и медицинские препараты. Несомненно, что применяемые нарковещества определяют не только степень инфекционной опасности для самих потребителей, не только характер их поведения, но даже и взаимоотношения между самими потребителями наркотиков. Несомненно, что применение чистых наркотиков (к ним следует отнести синтетические и медицинские препараты) в определенной мере снижает риск инфицирования, равно как и наркотики, предназначенные для курения или таблетки (экстази). Вместе с тем здесь есть другой аспект проблемы. Как правило, все чистые, синтетические и медицинские препараты оказывают раскрепощающее действие, а также эффект повышения либидо и сексуальной потенции. Таким образом, в мотивацию потребителя нарковеществ вводится дополнительный мотиватор, связанный с его сексуальной потребностью. Особенно отчетливо это проявляется у женщин, что обусловлено чисто биологическими (обменными, физиологическими и т.д.) особенностями их организма. В последующем данный мотивирующий фактор целиком заменяется на мотивировку зависимости от препаратов и способствует тому, что женщина вынуждена заниматься проституцией для того, чтобы обеспечить себя постоянной дозой нарковещества. Грубые наркотики (типа ханка) оказывают резко тормозящее действие на потребителя, приводя к тому, что через 1,5-2 года сексуальная потребность у наркомана полностью пропадает. Пришедшая к нам с Запада новая танцевальная культура принесла к нам наркотики, и плохим тоном стало появляться на дискотеке без ЛСД или таблетки экстази.[11]

 Наркотики теперь можно купить везде: на рынках, в метро, дискотеках, школах, ВУЗах.. В наркотической субкультуре наркотик или употребление наркотических веществ может стать символом группы. По данным исследования 58,5% потребителей наркотиков начинали свою «наркотическую карьеру» с употребления марихуаны, 16% с галлюциногенов, 9,3% с токсических веществ, 5,5% с кокаина, 4,3% с психостимуляторов, 3,8% с опиатов, 2,5% с барбитуратов. Многие факторы имеют важное значение для начала употребления наркотиков, продолжения и отказа от дальнейшего применения. В качестве мотивов могут выступать: удовлетворение любопытства, испытание чувства принадлежности, уход от чего-то гнетущего (седативный эффект) и т п. Важно понимать, что не существует единственной все объясняющей причины. При исследовании подростковой наркотизации особенно трудно различима проблема причины и эффекта. На средний подростковый возраст приходится пик переживаемых изменений, стрессов. Употреблению наркотиков может предшествовать неуспеваемость, социальная изоляция, бунтарство, существуют группы риска.[11]

Значительная часть негативного отношения к наркоманам в обществе связана с такими внешними проявлениями как нарушение общественного порядка, праздный образ жизни, прямая связь с наркобизнесом. Напряженные отношения в условиях насаждения запретительного законодательства и почти тотальной безграмотности относительно последствий наркотизма и наркомании приводят к продолжающейся изоляции наркоманов от общества.

Глава 2. Профилактика наркотизации населения.
2.1        Программы профилактики.

Основные цели программы:

1.снижение темпов наркотизации населения;

2.создание единого координационного центра профилактики наркотизации населения;

3.внедрение программы по формированию ЗОЖ;

4.повышение роли семьи в вопросах профилактики наркотизации населения;

5.создание эффективной системы профилактики незаконного оборота наркотиков и распространения их среди населения.

Основные задачи программы:

-создание в районных центрах единой сети, осуществляющей профилактическую деятельность распространения ВИЧ-инфекции среди потребителей наркотиков;

-внедрение новых методов профилактики ВИЧ-инфекции среди труднодоступной группы потребителей наркотиков.

Основные принципы профилактики

1. Комплексность

Согласованность взаимодействий:

-ведомств и учреждений;

-специалистов различных профилей- педагогов, школьных и медицинских психологов, врачей наркологов, социальных педагогов

  2. Дифференцированность

- по возрасту

- по степени вовлечения в наркогенную ситуацию

- относящихся к группе риска

3. Ценностная ориентация

4. Многоаспектность

- образовательный аспект

- психологический аспект

- социальный аспект

5. Последовательность (этапность)

- 1 этап - неотложные мероприятия

- 2-этап - организованные мероприятия

- 3- этап - полное развитие программы

Формирование ЗОЖ – это в первую очередь информационное обеспечение  различных групп населения по вопросам предупреждения заболеваний и укрепления здоровья. Это является одной из основных задач отделения медицинской профилактики отдела здравоохранения.

Силами врачей отдела здравоохранения должна проводиться работа с разными слоями населения:

-с воспитателями и родителями детских дошкольных учреждений. Проводятся семинарские занятия для воспитателей ДДУ по вопросам предупреждения потребления детьми токсических веществ, та же работа проводится для родителей.

-учащимися и студентами во всех школах в течение года проходит «Неделя медицинских знаний» для учащихся 7-11 классов. Все родители школьников охвачены выступлениями врачей ОМП, врачей- наркологов, психологами, инспекторами ОДН ГРОВД.

При кинотеатрах  работает кинолекторий по антинаркотической тематике «Я хочу, чтобы мои друзья не употребляли наркотики». Охвачены все учащиеся школ и профессионального технического образования.

Работники ДК выступают с театрализованным представлением «Суд над сигаретой».

 Повышение роли семьи в вопросах предупреждения наркотизации детей и подростков с каждым годом возрастает. Эта работа проводится всеми заинтересованными ведомствами. Но основная работа ведется на профессиональном уровне отделением социальной помощи семье и детям УСЗ.

Здесь семьи, родители которых употребляли наркотические вещества, находятся на особом положении. Специалисты отделения проводят акты обследования жилищно-бытовых условий семьи. По результатам социального патронажа семьи проводят обсуждения на консилиуме в отделении социальной помощи семье и детям.

В ходе исследования (таблица 1) определены основные взгляды учащихся и студентов на организацию профилактики наркомании в Республике Татарстан.[4] Единодушно было определенно как самое эффективное средство профилактики фильмы, рассказывающие о последствиях употребления наркотических средств, причем утверждая это, многие опирались на свой опыт, вспоминая как тот или иной художественный фильм оказал столь сильное эмоциональное  воздействие. Работа по профилактике наркомании средствами кино проводится госкиноучереждениями республики Татарстан ежемесячно в течение всего года совместно  с городскими и районными администрациями, органами образования, здравоохранения. Внутренних дел, отделами профилактики правонарушений несовершеннолетних.

В качестве высокоэффективного средства профилактики наркозависимости респонденты называли называли создание различных «телефонов доверия», центров психологической поддержки молодежи, в которых нуждается каждое учебное заведение.

Таблица 1

Мнение учащихся об эффективности мероприятий по профилактике наркотизации молодежи (по Республике Татарстан).  

Вид мероприятий

Учащиеся школ (%)

Учащиеся ПТУ (%)

Учащиеся техникумов

Студенты вузов

    Лекции, беседы

19,6

34,3

21,4

16,5

Брошюры, буклеты

7,1

3,1

9,5

4,8

Фильмы

40,2

40,6

52,3

44,7

Выступление мед.работников

16,6

15,6

15,4

9,6

Тренинги «Равный обучает равного»

20,9

9,3

20,2

31,4

Тренинги для наркозависимых

7,5

9,3

7,1

15,3

Концерты

16,3

12,5

21,4

13,7

Телепрограммы

17,3

21,8

23,8

15,3

Создание общественных организаций по профилактике наркотизации

20,5

3,1

16,6

17,3

Создание  «телефонов доверия» центров психологической поддержки молодежи

36,2

31,2

32,1

41,4

Открытие дворовых клубов для занятий по интересам

32,0

18,7

36,9

39,5

Изучая общественное мнение по оценке мер противодействия наркотизации населения выявлены следующие результаты (таблица 2)

Таблица 2

Оценка основных мер по противодействию наркотизации.

Ответы респондентова

Республика Татарстан 10.2002

Казань

Города

Село

Разрешить легкие наркотики

3,0

2,3

3,7

2,6

Развивать систему профилактики

36,6

39,3

37,2

31,8

Принудительное лечение

23,1

19,0

24,8

25,5

Пропагандировать  ЗОЖ

29,3

28,7

30,2

28,1

Ужесточить законодательство для распространителей наркотиков

57,7

61,0

58,7

51,3

Ужесточить наказание за употребление наркотиков

33,9

21,7

39,6

39,3

Организовать систему профилактики в образовательных учреждениях

22,5

23,8

25,1

15,5

Усилить деятельность силовых структур

22,1

28,7

20,5

16,3

Активизировать общественное мнение

14,0

16,9

15,0

8,0

Отменить ответственность за употребление наркотиков

1,6

1,0

2,1

1,4

Усилить влияние традиционных религий

6,4

4,5

7,4

6,9

Другие меры

2,1

2,1

1,1

4,3

Затрудняюсь ответить

1,2

1,9

0,4

2,0

Какие же рекомендации можно извлечь из обращения к общественному мнению для выработки мер профилактики и пресечения дальнейшего распространения наркомании?

1. Ужесточить законодательство в отношении распространителей наркотиков и наркодельцов, а так же ужесточение наказания за употребление наркотиков.

2. Пропаганда здорового образа жизни и целенаправленная профилактика, социальной и медицинской помощи наркоманам.

Таким образом, проведенные исследования позволяют не только оценить масштабы проблемы наркотизации, но и прояснить причины и круг первоочередных мер в борьбе с наркоманией, определить адекватно социальным ожиданиям последовательность решений и действий.

2.2        Педагогические меры профилактики

Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы. Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления. Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами;

 Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения;

 Предоставление альтернатив наркотизации.

Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности. Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам. Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками - оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним. Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации: Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением. Влияние на уровень притязаний и самооценку. Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации. Возможность привлечения специалистов по профилактике. Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы. Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или «приблизиться» к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений). Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.[12]

Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях общего и начального профессионального    образования

Основные направления работы:

1.Профилактическая работа с родителями:

заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог.

1.1.        Формирование   нетерпимого   отношения   родителей   к   наркотизации  детей  в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок:

родительский университет, организация групп родительской поддержки для «проблемных» семей.

1.2.        Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними:

семейное консультирование, привлечение групп родительской поддержки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи «проблемной» семье.

1.3.        Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.):

консультирование по вопросам «семейного примирения», информирование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекционной помощи по программам тематических семинаров-тренингов «Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ».

2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:

заместитель директора по воспитательной работе, классный руководитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителя-предметники, школьный врач, лекторы - специалисты по вопросам развития и здорового образа жизни.

2.1.Разработка   и    модификация    образовательных    программ,    ориентированных    на формирование ценностей здорового образа жизни

обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физическая культура.

2.2.Разработка      и      модификация      превентивных      образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ

обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, литература, история, биология, химия и другие предметы, формирующие понимание социальных и медицинских последствий наркозависимости.

  1. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов активной психологической защиты

для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.

  1. Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия
    наркотикам и иным ПАВ.
  2. Формирование волонтерских групп

из подростков с лидерскими установками- для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от ПАВ.

 3. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая     работа     в образовательном учреждении

Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, воспитатель, социальный педагог, школьный врач, специалисты по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкоголизации и наркотизации детей и подростков.

3.1.        Организация внутришкольного наркопоста при  школьном  медицинском  кабинете,

включая следующие формы работы: учет обучающихся с «риском» наркотизации и проблемами наркозависимости; методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образовательном учреждении; проведение при информированном согласии обучающихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации; консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ребенком.

  1. Организация   внутришкольных  и   межшкольных  обучающих  семинаров,  внедрение обучающих   программ-тренингов  для   специалистов   образовательных  учреждений   по   методам  и средствам предупреждения злоупотребления ПАВ в детско-подростковой среде.
  2. Организация  взаимодействия  между  образовательным учреждением,  комиссией  по делам несовершеннолетних , и защите их прав, наркологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки «проблемных» семей в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и
    подростками.

3.4.        Организация    условий    для    проведения    на    регулярной    основе    мониторинга распространенности   употребления    психоактивных   веществ для    систематического    анализа наркоситуации в  школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер,  позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.

  1. Профилактическая антинаркотическая помощь семье

 Семья - первая и самая важная социальная микрогруппа, взаимоотношения в которой влияют на всю последующую жизнь ребенка. Стиль отношений к ребенку в семье определяет собственную систему отношений ребенка к себе, близким, обществу, предметному миру. Каждый ребенок в семье испытывает потребность к аффилиации- стремление быть в обществе других людей, быть признанным. Блокирование аффилиации вызывает чувство одиночества, отчужденности. Страдает чувство самоуважения и самоуверенности. Адлер А. считал, что угроза самоуважению, исходящая от угрожающей ребенку среды, рассматривается как главный психологический механизм, приводящий его в подростковом возрасте к употреблению наркотиков. Невнимание к ребенку, к общению с ним и получению от этого удовольствия часто в нашем обществе становится угрожающе разрушительным.[11]

Поведение, чувства, мысли, потребности и мотивы родителей составляют картину их внутреннего мира, проявляемого во внешнем мире (частью которого является и мир их ребенка). Поэтому одна из задач родителей - это не только принять, понять и помочь себе, но и ответить на вопрос: «Что разделяет нас с детьми?» «Почему мы идем с ними по пути отчуждения?», «Какие эмоции и чувства побуждают нас к этому?».[1]

Формы и содержание работы с родителями определяются их проблемами, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога, психолога, проводящего коррекционную работу.

Основные направления работы:

  1. Формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
  2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
  3. Оказание   помощи   семье,   когда   ребенок   начал   злоупотреблять психоактивными веществами.

  4. Организация   на   уровне   дома,    двора,    уличного  микросоциума   благополучно ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному    поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

     

   Основные формы и средства антинаркотической помощи семье

1.        Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете.

(Заместитель   директора   по   воспитательной   работе,    классные руководители,   лекторы-  специалисты    по     проблемам    профилактики злоупотребления    психоактивными    веществами, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи).

2 Индивидуальное семейное консультирование родителей из «проблемных» дисфункциональных и конфликтных семей по предупреждению ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.

(Заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты   психолого-медико-педагогических комиссий,   центров   психолого-педагогической медико-социальной помощи).

3.        Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для «проблемных» семей.

(Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи).

4.        Выявление родителей группы «риска» алкоголизации наркотизации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и медико-психологической помощи.

(Школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

5.        Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, специалисты служб социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел.

6.        Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение)   в случае ухода ребенка из дома.

Социальный педагог, школьный психолог, специалисты служб социальной защиты населения, работники органов внутренних дел.

  Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами. Вот чего не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

- Использования тактики запугивания (неэффективность такой тактики доказана);

-  Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия;

-  Разговорного характера действий, направленных на профилактику;

Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.

- Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы;

-  Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков;

- Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Подготовка квалифицированных кадров - одно из важнейших условий профилактической работы.

                                          Глава 3. Практическая часть.

3.1. Урок-лекция в 11 классе по теме:

Токсическое   воздей ствие алкоголя и наркоти ческих веществ на организм человека.

1  Название урока: «Токсическое воздействие алкоголя и нар котических веществ на организм человека: причины и последствия».

2. Тип урока: Совершенствование имеющихся знаний в новой
проблемной ситуации.

3. Вид урока: Лекция.

4.  Цели урока:

Развивающие цели: Формирование интеллектуальных уме ний, анализировать, выделять главное.

Образовательные цели: Ознакомление школьников с тем вредом, оказываемым наркотиком и алкоголем на организм чело века. Выявить причины и последствия этого воздействия. Уста новление межпредметных связей с биологией.

Воспитательные цели: содействовать формированию мировозренческих идей, профилактике алкоголизма и наркомании.

  1.  Методы обучения: репродуктивный, частично- поисковый.
  2. Средства обучения: плакаты, слайды, кодоскоп, пробирки
    для опытов и вещества: вода, лакмус, растительное масло, этило -
    вый спирт, белок яичный, бензин.

7.        Содержание урока:

1. Организационный этап.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного мате -
риала.

На доске написана тема урока «Токсическое воздействие ал коголя и наркотических веществ на организм человека: причи ны и последствия».

Девиз урока: «Яд, который действует не сразу, не стано вится менее опасным».

Вспомним:

  1. из каких органов и систем состоит наш организм?
  2. Как регулируется работа всего организма? (работа по схеме
    «Внутреннее строение человека»).

3.        Усвоение новых знаний.

Человечество веками использовало огромное множество ве ществ благодаря прежде всего, их полезным свойствам Сахароза, поваренная соль, металлы, каучук и т.д., но есть вещества, о вреде которых неустанно повторяют десятки лет, и все- таки используют их во всех странах люди разных рас, вероисповеданий, культур. Почему это происходит?

Что мы знаем и что следовало бы знать каждому об особенностях воздействия наркотиков, алкоголя на организм человека?

Рассмотрим, механизм действия наркотических веществ. (Де монстрируется слайд 1). Сразу после приема подобного вещества возникает особое состояние - эйфория («кайф»): положительные эмоции усиливаются, а отрицательные ослабевают. В течение не скольких минут наблюдается возбуждение с наиболее приятными для наркомана ощущениями и переживаниями: расслабленность, могущество, вседозволенность, прилив энергии, уверенность в се бе и безмятежность.

При частом повторении этого состояния у человека развивается болезненное стремление испытывать его вновь и вновь. Правда, первоначальный прием наркотического вещества вызывает защит ную реакцию организма из-за его токсического действия: тошноту или рвоту, головокружение, головную боль, и т.д. При повторных же приемах развивается навязчивое влечение к наркотическому веществу, психическая зависимость от него. Человек постоянно думает о наркотике и вызываемом

им эффекте. Однако серьезных изменений в состоянии организма еще нет.

При постепенном увеличении дозы зависимость от наркотиче ских веществ возрастает и неизменно возникает физическая зави симость - болезненное и трудно переносимое состояние, назы ваемое абстиненцией, проявляющаяся в общем недомогании, сни жении работоспособности, дрожании конечностей, ознобе, болях в различных частях тела и т.д. Это - похмелье для алкоголиков, «Ломка» для наркоманов.

Кроме алкоголя, никотина и обезболивающих препаратов, нар котический эффект могут оказывать и другие лекарственные ве щества, органические растворители, некоторые средства бытовой химии. Использование их в качестве наркотиков получило назва ние токсикомания.

Познакомимся с некоторыми физико-химическими свойствами веществ, обуславливающими особенностями их физиологического действия и вызывающими наркотический эффект.

Спирт как универсальный растворитель (к чему ведет употребление алкоголя).

Большинство алкогольных напитков получается в результате брожения глюкозы (слайд 2), продуктами которой становится уг лекислый газ и этанол, этиловый и винный спирт С2Н5ОН.

Группа С2Н5 - неполярная часть молекулы, способна растворят ся в органические вещества, а за счет полярной группы ОН проис ходит растворение спирта в воде и в водных растворах.

Принцип алхимиков «подобное растворять в подобном». Эта нол хорошо растворяется как в органических веществах, так и в воде или водных растворах.

Опыт 1. В пробирку с растительным маслом добавим воды, предварительно подкрасив ее лакмусом. Эти жидкости не смеши ваются.

Добавим в пробирку немного этанола. Перемешаем. На блюдаем увеличение и водного объема и жирового слоя, значит спирт растворяется и в воде и в органическом растворителе.

Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь. Максимальная его кон центрация в крови устанавливается уже через 05-1 часа. Из крови этанол поступает в ткани, где распределяется неравномерно.

В печени происходит ферментативное окисление этанола до уксусного альдегида и далее до уксусной кислоты (слайд 2). От равление вызывает уксусный альдегид, который является гораздо более сильным ядом, чем этанол. Функционирующие клетки и пе чени гибнут, происходит перерождение печени -цирроз.

Этиловый спирт окисляется до конечных продуктов распада только в том случае, если суточное потребление этанола не пре вышает 20г. если же доза превышена, то в организме накапливает ся уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее этанола.

В головном мозгу продукты окисления этанола накапливаются в отделе мозга, ответственном за эмоции, а также в мозжечке. Наиболее сильное влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему. Изменяется соотношение процессов возбужде ния и торможения. Человек становится агрессивным, чрезмерно веселым или плаксивым, со сменой этих настроений за минуту.

Алкоголь действует и систему органов дыхания, изменение ритма сердечных сокращений, усиливает отделение желудочного сока, нарушает терморегуляцию.

Опыт 2: В пробирку с белком добавляем этанол, при этом про исходит свертываемость белка (денатурация).

Белки- это строительный материал клеток, многие клетки гиб нут, к примеру происходит разрушение эритроцитов - красных кровяных клеток. Организм при частых поступлениях алкоголя требуется все большое количество фермента, перерабатывающего этанол, что вызывает ферментативную зависимость организма.

При систематическом употреблении алкоголя развиваются необратимые функциональные нарушения. Страдает головной мозг, нервная система, кровеносная система, печень, желудок (гастрит, язва, рак желудка), возникают спазмы сокращений сердца (гипертония).

Когда происходит сознание того, что он теряет здоровье, то уже не может отказаться от этой алкогольной зависимости.

Еще большую опасность представляют вещества входящие сивушные масла, которыми богат самогон. Токсичность сивушных масел в 20 раз сильнее этанола. Учеными установлено, что нарушая функции клеток, он вызывает их гибель: при употреблении

100 грамм пива погибает  3000 клеток мозга,

100 грамм  вина                      500 клеток

100 грамм  водки                   7500 клеток

Растворение жира в бензине. Что происходит при  токсикомании?

Некоторые растворители, краски и препараты бытовой химии например, клей «Момент» также вызывают опьянение. Их вдыхают ( это называется токсикомания), но не все знают, что бывает после этого.

Опыт 3. В пробирку с бензином приливаем жир (животный и: растительный). При этом произошло растворение.

Такой же процесс происходит в клетках головного мозга при вдыхании паров бензина. Это приводит к проникновению бензина в бесслойную структуру мембраны нейрона, изменяя ее  упорядоченность и тем самым нарушает не только передачу нервного импульса, но и функционирование нейрона.

Самое страшное, что может случиться, это «смерть в мешке»  Из-за высокой концентрации физиологически активных веществ может произойти перевозбуждение нервных центров, т.е. мгно- венная остановка сердца и дыхания.

Осложнения при токсикомании таковы:

  1. гибель клеток головного мозга (энцелофапатия). Результат
    отставание в психическом и умственном развитии.
  2. Гибель клеток печени (дистрофия)- нарушение свертываемости  крови, снижение иммунитета, отеки.

Гибель клеток легких (пневмония)- как следствие пневмосклероз (замещение легочной ткани рубцами).

Химическая природа и физиологическое действие нарко тических веществ, (как убивают наркотики).

Наркотические вещества весьма различны, по химическому строению, но порождаемые ими психические эффекты довольно похожи.

Наркотики действуют на мозг, состоящий из 18 миллиардов нервных клеток. Все клетки связаны между собой и непрерывно «переговариваются» друг с другом с помощью так называемых медиатров (специальных химических веществ).

Медиатор дофамин стимулирует центры радости, наркотики увеличивают выброс дофамина, при этом в зависимости от вида наркотика развиваются совершенно разные побочные явления.

Действующие вещества природных наркотических веществ по химической природе представляют собой азотосодержащие цик лические соединения.

Например, из конопли получают гашиш и марихуану, которые попадая в организм замедляют в центральной нервной системе тормозную функцию. В результате процессы возбуждения преоб ладают над процессом торможения, это дезорганизует психику, возникают галлюцинации.

Еще в 11 веке в Иране гашиш применяли религиозные фанати ки, которые «добровольно» уничтожали политических и религиоз ных противников их веры.

Нарушение нервной системы у лиц прекративших конопляную наркоманию, полностью не устраняется сохраняются необрати мые изменения.

Причины действия наркотика 20 века ЛСД схожи с естествен ным медиатором головного мозга серотонином. (слайд 3).

ЛСД - диэтиламид лизериновой кислоты вызывает необычные видения и потерю чувства реальности.

Признаки воздействия ЛСД - обострение восприятия окру жающего, размеры предметов искажаются до неузнаваемости. Да лее эмоциональный подъем сменяется периодом угнетения психи ки, апатией. Появляются мысли о самоубийстве. Всего лишь разо вый прием дозы ЛСД может сделать человека инвалидом. Именно из-за сходства молекул наркотических веществ с моле кулами медиаторов головного мозга наркотики вовлекают в про цессу, осуществляемые нервной системой. Они усиливают процес сы возбуждения и уменьшают процессы торможения. Организм очень быстро привыкает к приему наркотиков, включая его в биохимические процессы.

Если процесс перестройки под наркотики зашел слишком далеко, то при его отсутствии происходит абстиненция (ломка).

4.Подведение итогов лекции.

Мы убедились, что свойства веществ, вызывающих наркотиче ский эффект, позволяет им активно действовать на организм, ино гда необратимо разрушая ткани и органы. Природа позаботилась о человеке. Обеспечив его совершенной жизнеспособной системой. Нарушать работу этой системы недопустимо и преступно.

Слайд 2. Этиловый спирт: получение, распространение в организме и свойства

Получение:            глюкоза (дрожжи)_______этанол и углекислый газ

Растворение спирта:                         С2Н5 -----        -----ОН

                    (растворение в орг. растворителях)       (растворение в воде)

                                                 Головной мозг    ----------  кровь

    Ферментативное окисление спирта в печени:

 Этиловый спирт--------уксусный альдегид----------------уксусная кислота  

 Слайд 1. Схема действия наркотического вещества.

Прием вещества

1.Защитная реакция ор ганизма               1.Удовольствие, эйфория

                                                                    2.Психологическая зави симость

                                                                    3.Физиологическая зависимость

                                                                                4. Абстиненция (ломка)

3.2.План - конспект обсуждения кинофильма

«Город без солнца»

(Россия, 2005 год)

В зрительном зале после просмотра

Цель мероприятия: Активизация жизненной позиции молодежи в противостоянии наркоагрессии.

Задачи:

- показать реально существующую картину мира людей, затронутых и порабощенных наркоманией;

- выявить причины, способствующие наркотизации молодежи;

- определить способы самозащиты от наркомании;

Категория зрителей: учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных учреждений.

Темы для анализа:

- Образы главных героев фильма преуспевающего инженера Егора, влюбляющегося в юную экстравагантную актрису Люси;

-  Психологические портреты брата Люси Алекса и его жены их творчество, образ жизни  и жизненная позиция; Специфика социального окружения «творческих» наркоманов;

- Люси ее сила и слабости. Чем живет, о чем думает, что для нее в этой жизни главное и что ждет ее в будущем?

-  Над всем человечеством Земли голубое небо, так почему же некоторые из нас предпочитают видеть его в грязно-сером, черном свете;

- Может ли кто-либо или что-либо спасти наркомана?

Регламент коллективного обсуждения 30-40 минут.

Процесс обсуждения:

Структура обсуждения

(этапы и темы обсуждения)

Действия зрителей

Комментарии

Вводная часть

Ведущий обращается к зрителям с просьбой, поделиться своими впечатлениями о фильме.

Далее он приглашает на сцену 7 человек. Каждому дается определенная роль: режиссер фильма,

кинокритик, ученик группы риска, мама и папа, учащийся старших классов, психолог, пожилой человек.

Задача каждого ответить на следующие вопросы:

- О чем этот фильм?

 -Над какими вопросами заставляет задуматься эта картина?

-Какой личный опыт Вы приобрели?

- Что нужно предпринимать каждому из Вас, чтобы не быть вовлеченными в среду наркоманов?

- Как каждый из Вас может противостоять наркоагрессии?

Ведущий обобщает ответы участников ролевого диалога. Благодарит их за участие и отпускает в зрительный зал.

Основная часть

Ведущий предлагает участникам просмотра обсудить 5 тем. Каждая тема имеет ряд вопросов, отвечать на которые может каждый зритель.

  1. Образы главных героев фильма преуспевающего инженера Егора, влюбляющегося в юную экстравагантную актрису Люси.

Вопросы для обсуждения: Кто они, что за люди? Что в них общего и что их отличает? Какова жизненная позиция  Егора? Кто составляет его окружение? Хотели бы вы так жить, почему? Какой образ жизни ведет Люси? Каковы ее чувства и переживания? Сочувствуете ли вы ей или презираете?

  1. Психологические портреты брата Люси Алекса и его жены их творчество, образ жизни  и жизненная позиция; Специфика социального окружения «творческих» наркоманов.

Что представляет собой Алекс и его жена? Почему они стали наркоманами? Почему Алекс называет свою последнюю выставку «Город без солнца»? Какие люди окружают их? Может ли что-то спасти их? Почему много талантливых, творческих, успешных людей становятся наркоманами?

  1. Люси ее сила и слабости. Чем живет, о чем думает, что для нее в этой жизни главное и что ждет ее в будущем?

  Кем мечтала быть Люси? Почему Люси стала наркоманкой? Могла ли она сама спастись от этой болезни? Какую роль стал играть для нее Егор?

  1. Может ли кто-либо или что-либо спасти наркомана?

Какова роль Егора в жизни Люси? К каким выводам приходит Егор после того, как он увидел среду обитания своей возлюбленной? Считаете ли Вы поступок Егора самым серьезным в его жизни? Смогли бы Вы поступить так же ради близкого человека? Сможет ли ее жизнь измениться в будущем?

Итоговая часть 

     Мое успешное настоящее и будущее без наркотиков.

    К каким выводам Вы пришли, просмотрев фильм и приняв участие в обсуждении? О чем в завершении обсуждения хотите сказать?

Ведущий приводит следующую справочную информацию:

     Наркомания как пожар, если его не.потушить, распространится от сосоеднего дома к вашему, сметая всех и вся на своем пути. По масштабам и последствиям наркомания устраняет сразу три поколения людей ( сам наркоман, его родные и его уже не родившиеся дети). По прогнозам ООН, через 50 лет россиян станет в 2 раза меньше. Суждено ли сбыться этому прогнозу? Мы - организаторы данного просмотра, обращаемся к Вам, молодежи. Вы здоровы, талантливы; вы будущие ученые, врачи, политики, строители, бизнесмены; в скором времени создатели семьи, ответственные, грамотные родители. Помните, уровень Вашего успеха, благосостояния, признания, авторитета и будущее нашей страны в ваших руках.

Высказываются не менее 5 человек.

На сцене в представленных ролях отвечают на вопросы зрители.

Общение с залом.

Участники просмотра подводят итоги обсуждения.

Необходимо привлечь к обсуждению как можно больше участников. Ведущий ходит по залу и подносит микрофон к любым зрителям, для создания в зале атмосферы открытого коллективного обсуждения.

Зрителей необходимо убедить в том, наркоманом можно стать очень легко, но самостоятельно решить проблему наркозависимости невозможно.

Причины по которым люди начинают употреблять наркотики различны, но их будущее после этого во многом сходно.

Помочь наркоману могут только очень любящие, сильные люди, которые могут отказаться от многого ради дорогого человека.

Вывод

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков - молодежь и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении. Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей. Но следует учитывать, что в нашей стране антинаркотические кампании базировались жесткой административной направленности всех мероприятий.

  Профилактические программы должны создаваться не по распоряжению «сверху» и не в едином варианте для всех школ городов и сел.

 Параллельно необходимы программы для родителей, учителей, а также профилактика на местном территориальном уровне, так как школьное просвещение чаще всего не достигает подростков, которые больше всего в нем нуждается, тех кто редко посещает школу или ушел из нее.

 Самым эффективным способом по профилактике различных форм зависимого поведения, скорее всего, является общий уклад жизнедеятельности детей и подростков, создание условий для его нормального психического развития в различные возрастные периоды и кризисные ситуации.

  Подводя итоги, можно констатировать, что для профилактики зависимого поведения необходимо:

-знать, какие проблемы внутреннего мира решает человек, употребляющий наркотики, отчего он спасается, что компенсирует;

-знать психолого-педагогические условия нормального развития личности и уметь создавать их в реальной действительности;

-уметь оказать необходимую психологическую и педагогическую помощь родителям;

-владеть профессиональными знаниями для реализации первых трех задач.


Список использованной литературы

  1. Блинова Л.Ф., Зависимость как иллюзия независимости или причины обращения ребенка к наркотикам. - Казань: КНПО ВТИ,2007.-72с.
  2. Джон А., Соломзес Вэлд Чебурсон, Георгий Соколовский, Наркотики и общество. М.: «Медецина»,1978 – 456с.
  3. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: Наука, 1984. – 115с.
  4. Криницкий С.М. Замиститель главного врача РНД МЗРТ. План мероприятий МЗРТ по реализации комплексной программы профилактики наркотизации в РТ на 2002-2006 годы. – 20с.
  5. Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков, Нарушения поведения у детей и подростков.М.,»Медицина», 1985. – С 44.
  6. Надеждин А.В.Роль общественности и средств массовой информации воздоровлении социальной среды. – М.: Книга, 1998. – 156 с.
  7. Низский Вадим. «Девятый вал» наркомании идет на нас, РИА «Новости». 2002. – С 12.
  8. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. – М.: Энергия, 1999. – 102с.
  9. Прес-бюлетень N 269, 15 февраля 1999 года г. Иркутск, совместный выпуск пресс-центра администрации Иркутской области и информационного агентства «Телеинформ»
  10. Пятницкая И.Н. Клиническая наркомания. – М.: Книга, 1999. – 69 с.
  11. Садыкова Р.Г. Наркомания: как уберечь наших детей?-Казань: КНПО ВТИ,2007.-28с.
  12. Соколовский Г. Решение проблемы наркомании и наркотиков в России. – М.:МАИК,2001. – 143с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

антинаркотическое воспитание на уроках русского языка

Комплексная работа с текстом в формате ГИА на уроке повторения...

Осуществление антинаркотического воспитания учащихся . Проблемы наркомании. Программа профилактики наркотизации

Теоретическое изучение вопроса по проблеме наркомании; исследование процесс приобщения подростка к употреблению наркотических средств, особенности мотивации начала наркопотребления....

Презентация к внеклассному мероприятию по антинаркотическому воспитанию

Можно использовать  как материал в воспитательной работе...

Программа Антинаркотического воспитания "Здоровым быть -здорово"

Данная программа поможет социальному педагогу и классному руководителю в организации профилактических  классных часов о вреде ПАВ....

Беседа с родителями «Приемы и методы антиалкогольного и антинаркотического воспитания в семье»

Из цикла «Как помочь подростку не попасть под влияние табакокурения, алкоголя и наркотиков»...

Программа антинаркотического воспитания обучающихся

Советы классному руководителю по антинаркотическому воспитанию учащихся. Представлена примерная тематика кассных часов....

Антинаркотическое воспитание "Думай ДО, а не после!!!"

Одна из актуальных проблем, ждущих своего решения, - разработка системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Это взаимодействие должн...