Исследовательский проект «Самоактуализация школьника как один из этапов становления конкурентноспособной личности посредством формирования умений и качеств XXI века».
творческая работа учащихся (11 класс) по теме

Титова Татьяна Витальевнпа

 

ДАННАЯ РАБОТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТНО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ОБЛАСТИ САМОПОЗНАНИЯ, ПСИХОЛОГИИ, ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ. ОсНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАТАРАГИВАЮТ ОБЛАСТЬ СОЦИОЛОГИИ, А ИМЕННО САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И ВЫБОР БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Абстракт.

Современный выпускник общеобразовательной школы – это готовый «продукт» образовательного процесса, способный самостоятельно ориентироваться в социально – экономической системе жизни, - так считают большинство взрослых, к которым причисляют и нас, нынешних одиннадцатиклассников.  Перед нами стоит нелегкая задача выбора жизненного пути, способного не только обеспечить достойное социальное существование  и совпадающего с нашими реальными возможностями, но и отвечающего требованиям современного времени, направленным на свободный и ответственный выбор в пользу самоактуализации.

Именно это фактическое положение вещей оказало влияние на выбор темы настоящего исследования «Самоактуализация школьника как один из этапов становления конкурентноспособной личности посредством формирования умений и качеств XXI века».

Цель исследования: выявление психологических особенностей самоактуализации личности у старшеклассников, осваивающих умения и качества XXI века и  разработка модели становления самоактуализирующейся личности школьника в современных условиях.

Объект исследования: процесс самоактуализации личности у школьников  в пространстве досуговой деятельности.

Предмет исследования: психологические особенности и динамика процесса самоактуализации школьника в процессе авторской интеллектуальной игры.

Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что:

  1. характеристики самоактуализации личности у школьников в досуговой деятельности имеют особенности, обусловленные  спецификой предлагаемых «индустрией развлечений» видов деятельности;
  2. интеллектуальная игровая деятельность способна развить необходимые умения и качества, а значит  правильно сориентировать школьника.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать имеющиеся в научной литературе теоретические подходы по проблеме изучения  условий самоактуализации личности школьников в досуговой деятельности.
  2. Описать критериальные основы необходимых умений и качеств, предъявляемых современным обществом.
  3. Обосновать игровую модель, представляющую систему становления самоактуализирующейся личности в досуговой деятельности.
  4. Разработать и апробировать авторскую игру «Мой выбор!» и экспериментально определить ее эффективность.

Методы исследования: анализ, диагностика, методы количественной и качественной обработки данных, методы статистической обработки экспериментальных данных.

Апробация результатов исследования осуществлялась на базе средней школы №17 г. Рудного, среди 9-11 классов (в количестве 95 человек)..



Предварительный просмотр:

Аннотация.

Современный выпускник общеобразовательной школы - это готовый «продукт» образовательного процесса, способный самостоятельно ориентироваться в социально - экономической системе жизни, - так считают большинство взрослых, к которым причисляют и нас, нынешних одинадцатиклассников. Мы же, наблюдая резкое социальное расслоение общества, сопровождаемое дезинформацией ценностей, выраженное в коммерциализации высшего образования и человеческих отношений, стоим в кругу противоречий собственных амбиций, требований общества и реальных возможностей. Пред нами стоит нелегкая задача выбора жизненного пути, способного не только обеспечить достойное социальное существование и совпадающего с нашими реальными возможностями, но и отвечающего требованиям современного времени, направленным на свободный и ответственный выбор в пользу самоактуализации.

Мы считаем, что решение этой задачи находится в пространстве самопознания и психологии человека, где среди факторов, влияющих на становление личности важную роль играет самоактуализация.

Проблема становления самоактуализирующейся личности, разработанная в гуманистической психологии ( А. Маслоу, Г. Роджерс) в середине XX века, в современной науке рассматривается с позиций общефилософского, культурологического, психологического и педагогического подходов. Согласно проведенному анализу исследований в этом направлении, идея самоактуализации широко рассматривается исследователями как в теоретическом, так и в практическом аспекте.

Анализ научной литературы показал, что попытки решения проблемы самоактуализации современной личности касаются в основном условий самоактуализации в образовательной среде. Главная идея самоактуализации в современной школе - это продуктивное профессиональное ориентирование. Однако оно нацелено, скорее, на информационное осведомление школьника об основных направлениях в выборе профессии, чем на изучение его личностных качеств и умений, его потребностей. Выпускник, как правило, делает свой самый главный жизненный выбор по наитию или совету.

В то же время, в зарубежной психологии существуют исследования, подтверждающие роль досуговои деятельности в процессе самоактуализации личности (Б. Драйвер, М. Манфредо), а значит и в ориентации на будущий выбор жизненного пути. Игра – это одна из форм досуговои деятельности. Именно в пространстве интеллектуальной авторской игры  мы предлагаем методику ориентирования школьников через овладения умениями и качествами XXI века.

Именно это фактическое положение вещей оказало влияние на выбор темы настоящего исследования.



Предварительный просмотр:

                    Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.

 «Пусть я не знаю смысла жизни,

 но искание смысла уже дает смысл жизни,

 и я посвящу жизнь этому исканию смысла»...

Н. А. Бердяев

«Многочисленные проблемы возникают,

когда мы пытаемся оправдать ожидания других,

 вместо того,

чтобы определить наши собственные.»

К. Роджерс

«Я - антидоктринер.

 Я против того, что закрывает перед нами двери

и отрезает возможности».

А. Маслоу

1.1. Происхождение понятия самоактуализация.

Понятие самоактуализации появилось в гуманистической психологии. Впервые этот термин ввел Курт Гольдштейн (Kurt Goldstein (1878. Катовице – 1965. Нью-Йорк) (см приложение 6). Он рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. По К.Гольдштейну организм управляет тенденцией актуализировать в наибольшей возможностной степени свои индивидуальные способности. Основное положение теории Гольдштейна: индивид мотивируется не многими, а одним главным мотивом – самоактуализацией (самореализацией). К. Роджерс (Carl Ransom Rogers; 8 января 1902 — 4 февраля 1987) (см приложение 6),например, полагает, что в каждом есть стремление становиться компетентным и способным на столько, на сколько это возможно для нас биологически. Как  растение стремиться быть здоровым растением, как зерно содержит в себе стремление стать деревом, так человек побуждаем становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком. Карл Роджерс особо подчёркивал эффективность клиентцентрированной терапии в игровом взаимодействии с проблемными детьми. В  данной области, согласно позиции автора, вербальная коммуникация нередко сведена к минимуму, а в некоторых случаях, мы наблюдаем даже полное её отсутствие. Самым же важным моментом здесь является групповая терапия. Эффект её заключается в наблюдении за действиями партнёра как за наглядным близким примером.http://ru.wikipedia.org/wiki).
             Один из ведущих психологов гуманистического направления, Абрахам Маслоу
(Маслоу Абрахам Харольд ( приложение 6) [Интернет – ресурс №13], проанализировал потребности психически здоровой личности и разделил их на две группы. Первая группа -  базовые потребности, которые включают физиологические (в еде, питье) и психологические (в безопасности, любви, признании). Вторая группа – это метапотребности, состоящие из потребностей более высокого уровня. В них проявляются наши стремления к знанию, тенденции к росту и достижениям (самоактуализации). Эти потребности организованы иерархически, высшей из них является потребность в самоактуализации, удовлетворение которой возможно только при удовлетворении базовых потребностей. Мы обращаем внимание на красоту, истину и развитие наших возможностей, когда более или менее сыты и находимся в безопасности. Этому понятию очень трудно дать точное определение.      Прежде всего, самоактуализация означает стремление как можно полнее использовать свои таланты, способности, возможности, а удовлетворение от действительной самоактуализации внутреннее и не связано с внешним одобрением

( приложение 1).

  Самоактуализация -  это процесс, не имеющий конца. Это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичное достижение. Абрахам Маслоу замечал, что самоактуализация присуща человеческой природе,  это потенциал, данный всем или почти всем людям от рождения. (К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама ЛинкольнаТомаса ДжефферсонаАльберта Эйнштейна, Элеонору РузвельтДжейн АдамсУильяма ДжеймсаАльберта ШвейцераОлдоса Хаксли и Баруха Спинозу.)

 Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  1. самоуважение и уважение к другим;
  2. доброжелательность и терпимость;
  3. интерес к окружающему миру;
  4. стремление разобраться в себе;

и ряд других [Интернет – ресурс №9]


          Психически полноценный человек, по А. Маслоу, это самоактуализирующийся человек, который представляет собой гармоничную личность, достигшую вершины развития. Таких людей мало, всего 1-4 % от общего количества людей, а остальные находятся на той или иной ступени развития. Если человек стремится понять смысл жизни, максимально реализовать свои способности, он постепенно движется к высшей ступени личностного саморазвития.

Воплощение этой потребности отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д. Нас интересует самоактуализация с позиции выбора  жизненного пути.

1.2. Пути самоактуализации личности с позиции гуманистической психологии. 

Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.

Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне их самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение «труд – радость». Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине. Все они тем или иным образом посвящают свою жизнь поиску «бытийных» ценностей (Б-ценности), т. е. поиску определенных ценностей, которые являются подлинными, и не могут быть сведены к чему-то более высокому. Имеется около четырнадцати таких Б-ценностей: истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и т. д.

Существование этих Б-ценностей намного усложняет структуру самоактуализации. Они выступают как метапотребности. Их подавление порождает определенный тип патологий, до сих пор достаточно хорошо не описанных.

На самом деле эти Б-ценности являются смыслом жизни для большинства людей, хотя многие даже не подозревают, что они имеют свои собственные метапотребности.

А. Маслоу выделяет восемь путей самоактуализации. 
Во-первых, самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью, то есть переживание без подростковой застенчивости. В момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком. Это момент, когда «Я»  реализует само себя. В настоящее время мы можем видеть, как в молодых людях, которые хотят казаться жестокими, циничными и умудренными опытом, вновь появляется что-то от детского равнодушия; что-то невинное и свежее отражается в их лицах, когда они полностью посвящают себя переживанию момента. Ключом к этому является бескорыстие. Подростки страдают от недостатка бескорыстия и переизбытка застенчивости и самомнения.

Во-вторых, само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек – это не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере некоторая стержневая структура. Человеческое существо есть уже как минимум определенный темперамент.

В-третьих, необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. Выбрать развитие вместо страха десять раз в день – значит в десять раз продвинуться к самоактуализации. Самоактуализация – это непрерывный процесс, она означает многократные отдельные выборы: лгать или оставаться честным, воровать или не воровать. Самоактуализация означает выбор из этих возможностей возможности роста. Вот что такое движение самоактуализации.

В-четвертых, когда мы сомневаемся в чем-то, стараемся быть честными, но защищаемся фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бывает неправдивы. Обращаясь к самому себе, требуя ответа  значит взять на себя ответственность. Это сам по себе огромный шаг к самоактуализации. Всякий раз, когда человек берет на себя ответственность, он самоактуализируется.

В-пятых, человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни.

Для того, чтобы высказать честное мнение, человек должен быть отличным, не зависимым от других.

В-шестых, самоактуализация – это не только конечное состояние, но также процесс актуализации своих возможностей. Это, например, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. Здесь самоактуализация означает реализацию своих потенциальных способностей. Самоактуализация – это необязательно совершение чего-то из ряда вон выходящего; это может быть, например, прохождение через трудный период подготовки к реализации своих способностей. Самоактуализация – это труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать.

В-седьмых, высшие переживания – это моменты самоактуализации. Отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе, понимание того, для чего ты не пригоден, что не является твоими потенциальными возможностями, - это также часть раскрытия самого себя, того, чем ты в действительности являешься. Практически каждый испытывает высшие переживания, но не каждый знает об этом. Некоторые люди отстраняются от этих кратковременных тонких переживаний.

В-восьмых, найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни – все это требует разоблачения собственной психопатологии. Для этого нужно выявить свои защиты и после этого найти в себе смелость преодолеть их. Это болезненно, так как защиты направлены против чего-то неприятного. Но отказ от защиты стоит того.

Заключение.

Рассмотрев гуманистические теории К. Роджерса и А. Маслоу о самоактуализирующейся личности, мы поняли, что их работы были посвящены исследованию психологически здоровой и духовно богатой личности. Также они провели исследование опыта людей, у которых были спонтанные мистические или, если сказать по-другому, «пиковые переживания». Больше всего этим исследованием занимался А. Маслоу. Он показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказывались благотворными для испытавших их людей, впоследствии они выказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации».
Также мы увидели, что другим важным аспектом работы был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов.

К. Роджерс и А. Маслоу доказали, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека, и признание этого факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности.

1.3. Разные подходы в трактовке понятия «самоактуализация».

 Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. [Интернет – ресурс №9]                       

Понятие «самоактуализация» в современной науке рассматривается с разных сторон:

культурологический подход подразумевает процесс рассмотрение в современном обществе двух культур: одна образуется людьми, склонными к высшим переживаниям и ориентирующимися на высшие ценности бытия (красота, истина, добро), другая воплощает технократическо-бюрократическую тенденцию в жизни общества. Ее составляют люди, не склонные к высшим переживаниям (Белик А. Культурология. Антропологические теории культур);

 психологический подход рассматривает  самоактуализацию  как процесс полного разворачивания личностного потенциала, раскрытия в человеке того лучшего, что заложено в нем природой (Психологос. Энциклопедия практической психологии. Международная ассоциация профессионалов развития личности. Университет практической психологии);

  с точки зрения педагогики очевидно, что происхождение термина "самоактуализация" связано с двумя первичными понятиями: актуальный и актуализация. Актуальный - это важный, существенный для настоящего времени (своевременный, современный), проявляющийся в действительности. В современной философии понимание самоактуализации выстраивается исходя из определения актуализации, т.е. осуществления, перехода из состояния возможности в состояние действительности. Процесс данного перехода является предметом исследований педагогики на протяжении всей истории ее существования как науки. 

        Общее в подходе разных наук к  понятию «самоактуализация» -  продуктивное самотворчество сильной личности, способной смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.[ Интернет – ресурс №10]

1.4. Самоактуализация с позиции профориентирования в школе.

В профориентации традиционно выделяются следующие направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика (профотборпрофподбор) и профконсультация. Профориентация - очень объемное понятие, например, можно сказать, что современное западное общество по сути своей профориентационно, т.к. с самого рождения ориентирует ребенка на "жизненный успех", на "успешную карьеру". Профориентация предполагает широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии, куда входит и профконсультация как индивидуально ориентированная помощь в профессиональном самоопределении.
          И профориентация, и профконсультация - это "ориентирование" школьника (оптанта), тогда как 
профессиональное самоопределение больше соотносится с "самоориентированием" учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.  [Литература №11]
          Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Если же попытаться развести их, то можно выделить два принципиальных отличия между профессиональным и личностным самоопределением:
          1. Профессиональное самоопределение - более конкретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); личностное самоопределение - это более сложное понятие (диплом "на личностность", по крайней мере, психически здоровым людям, пока еще не выдают).
          2. Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение - от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои появляются в переломные эпохи). Правда, и в благополучные эпохи, полные "соблазнов" и так называемого "счастья" с застывшими улыбками (когда всем "положено" быть счастливыми), все-таки находятся люди, которые ищут для себя смысл в решении каких-то особых, непонятных для обывателя проблем, для которых самое страшное - это радость "чавкающей от счастья" массы. Для таких людей благополучная эпоха превращается в самую страшную пытку, и они сами создают для себя дополнительные сложности, т.е. условия для подлинно личностного саморазвития.

Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание … При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя "через увлеченность значимой работой"; К.Ясперс связывает самореализацию с "делом", которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что "смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность"[литература №10 Пряжников 2010 год]

          Н.А. Бердяев в работе "Самопознание" отмечает, что еще "на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: "Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла".
          Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Первая линия развития субъекта самоопределения связана с исследованием развития представлений о соотношении высшего, элитного и массового, относящегося к жизни простолюдинов.

Вероятно, в качестве первых «учителей-просветителей» здесь выступают авторы (и исполнители) различных сказок, легенд, мифов, на которых воспитываются все дети мира. Наиболее типичный сюжет многих сказок связан с тем, что главный герой в результате невероятных волшебных событий из простолюдина превращается в принца, короля, героя-спасителя, который получает обычно в награду принцессу, корону и т.п. Особенностью детских сказок является то, что они пронизаны идеей добра, поэтому в итоге на тропе оказывается человек добрый, умный и прекрасный, т.е. элитарность уже с детства отождествляется с самыми достойными качествами человека.

Вторая линия развития субъекта самоопределения (развитие независимости человека от внешнего окружения родителей, воспитателей, учителей), проходя через разные этапы, может привести либо к формированию покорности, неуверенности, конформизма, либо (при более благоприятных обстоятельствах) к самостоятельности, внутренней свободе и адекватному восприятию действительности.

Особенностью третьей линии развития субъекта самоопределения (развитие внутренней свободы и самостоятельности личности) является то, что здесь можно исследовать готовность человека к преодолению внутренних проблем, препятствующих полноценному личностному развитию. Это то, что можно увязать с самоактуализацией личности (по А Маслоу).

Таким образом, прослеживается три пути самоактуализации:

СА – прогнозируется, корректируется на основе личностных качеств каждого

СА – для всех, но это процесс независимый и не предсказуемый

СА – удел избранных, которым помогают обстоятельства.

Мы считаем, что третий путь теории самоактуализации личности подростка необходимо рассматривать как основной. Здесь на помощь могут прийти всевозможные программы и проекты, связанные с ориентацией на самоопределение, одним из направлений которого является профориентирование.

1.5. Профориентированные программы как средство ориентированиея на самоопределение.

Можно привести в качестве примеров некоторые программы профориентационных занятий со школьниками.

Профориентационная работа после долгого перерыва (с середины 30 - х годов) возобновилась в широком масштабе с середины 80-х годов. Сначала в подшефных школах крупных предприятий такая работа проводилась на уровне профориентационных мероприятий, отдельных исследований и консультаций, а затем во многих школах был введен курс «Основы производства. Выбор профессии». Вот как выглядел примерный план профориентационных занятий со старшеклассниками в середине 80 - х годов, разработанный Е.А. Климовым и СМ. Чистяковой:

1. Классификация профессий: 1) Общий обзор классификации 2) Типы профессий 3) Классы профессий 4) Отделы и группы профессий 5) Формула выбора профессии.

2. Человек и профессия: 1) Интересы, склонности, способности, 2) Здоровье и профессия, 3) Профессиональная пригодность, 4) Сознательность и самостоятельность выбора, 5) Самовоспитание и выбор профессии.

3. Слагаемые успеха: 1) Профессиональный план, 2) Основные причины ошибок и затруднений при выборе профессии, 3) Профессиональная консультация, 4) Характеристика профессии –профессиограмма, 5) Где получить профессию?

В Казахстане  планируется разработать и внедрить новый стандарт 12-летнего образования, основанный на компетентностном подходе.  К 2014 году будет разработана и апробирована программа профильного обучения "Бейіндік мектеп" по направлениям: общественно-гуманитарное и естественно-математическое.

В целом, такая программа, в силу своей серьезности и даже некоторой академичности, была больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того,  довольно мало активизирующих и игровых методов работы, поэтому занятия проходили не очень интересно и их успех во многом зависел от обаяния преподавателя-профконсультанта. Выходя за пределы школы подросток предоставлен сам себе. И хотя организацией отдыха населения занимаются довольно большое количество организаций, досуг каждый подросток проводит вдалеке от лекций и нравоучений, сознавая в глубине души, что настанет время выбора и самоопределения, а пока…

1.6. Влияние организации досуговой деятельности подростков на самоактуализацию подростков и выбор жизненных приоритетов.

Что такое досуг?

Говоря об организации досуга, нельзя не рассмотреть само понятие. Досуг — это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает
          на трудовые функции, учебу, включал дорогу к месту работы, учебы и обратно,
          физиологический отдых (ночной сон),
          оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая          утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.),
покупку продуктов, их приготовление, прием пищи, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.
         В будний день доля свободного времени у работающего человека - относительно небольшая величина, 1-3 часа, а в некоторых случаях - несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности. Например, хозяйка нередко использует свой досуг на домашние дела; добросовестный ученик на дополнительные занятия, кто-то может заняться проблемами, связанными с основной работой, а кто-то проведет время, ничего не делая.
Таким образом, человек в состоянии варьировать увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд и многочисленные заботы выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. Люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сколько же времени остается современному молодому человеку на досуг? Оказывается, не так уж и мало, (ведь некоторые минимизируют повседневные нагрузки и домашние дела), но при этом важно, чтобы он был правильно организован.

Досуг молодежи, как отмечает Б.А. Титов[литература №12], локализуется через следующие пространственные формы: культурно-досуговые учреждения, систему образования (основного и дополнительного), дом и улицу.
При этом по мере взросления человек меняет свои досуговые приоритеты.
У подростков на первое место выходят досуговые общности: компании - формальные и неформальные, то есть пальма первенства как бы делится между досуговыми учреждениями и двором, и только потом идут школа и дом.
         У подростков эпицентр досугового общения перемещается в общественные места: дискотеку, кафе, парк - любое «культовое» для той или иной возрастной группы место; в то же время назад отодвигаются двор, школа, официальные культурно-досуговые учреждения и семья.
При всем многообразии досуговых форм (некоторые ученые насчитывают до 500 видов досуговой деятельности) любой досуг способен выполнять четыре главные функции:

отдых, 
развлечение,
общение, 
саморазвитие.


           Между тем, как показывают социологические исследования старшеклассников [
литература № 3] ориентированы преимущественно на развлекательные способы проведения свободного времени, что оборачивается снижением общего уровня культуры детей и подростков, усвоением примитивных способов общения, ростом асоциальных проявлений.

Можно вывести следующие основные характеристики досуга молодёжи:
- досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
-досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
-досуг стимулирует творческую инициативу;
-досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
-досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
-досуг формирует позитивную «Я - концепцию»;
-досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
- досуг способствует самовоспитанию личности.

В Казахстане принят закон  «О Культуре» (от 15 декабря 2006 года №207-III ЗРК),  в 5 главе (ст. 19) перечислены виды досуговой деятельности, представляемые субъектами в направлении культуры. Но, к сожалению, в этих учреждениях услуги только предлагаются без всякого намека на пропагандирование и организацию среди  молодежи.

Заключение.

Таким образом, можно говорить, что важнейшим фактором влияния на самоактуализацию и профессиональное ориентирование подростка является сфера досуговых учреждений и социум, а уж после школа и семья. Поэтому приоритетом в самоактуализации следует считать собственную жизненную позицию и жизненный опыт, который складывается из возможностей противостоять негативным тенденциям общения в молодежной среде, через овладение опытом решений пиковых ситуаций, путем осмысления жизненных приоритетов, наблюдений  и анализа поступков, ориентируясь на главную цель: найти себя и свое предназначение.

1.6. Умения и качества XXI века, как один из способов становления конкуретноспособной личности, нацеленной на самоактуализацию.

 В документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться всеми как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: необходимая утопия» Жак Делор, сформулировав «"четыре столпа", на которых основывается образование(см приложение 6) научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить», определил по сути основные глобальные компетентности. Так, согласно Жаку Делору, одна из них гласит - «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе», «политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение – resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
- компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества, владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;
- способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».

Современная классификация умений и качеств  XXI века (см приложение 3)

Цифровая грамотность

  1. Общая грамотность. Умение грамотно выражать свои мысли устным и письменным русским языком.
  2. Научная грамотность. Понимание научных концепций и умение их применять.
  3. Технологическая грамотность. Понимание, что есть технология, как ее использовать.
  4. Экономическая грамотность. Умение определить экономическую проблему, сделать выбор, определить цену
  5. Визуальная грамотность. Умение интерпретировать, использовать, создавать образы, использовать графические деревья, видоизменять категории.
  6. Информационная грамотность. Умение сравнивать различные источники, распознавать нужную информацию.
  7. Медийная грамотность. Способность распознавать рекламу, агитацию, способность противостоять медийному давлению.
  8. Мультикультурная грамотность. Способность понимать и ценить культурные различия.
  9. Глобальная осведомленность. Понимание взаимосвязей, которые существуют между группами, организациями, народами.

Изобретательное мышление

  1. Приспособление и управление сложными процессами
  2. Самоорганизация Умение организовать свою деятельность (учебу). Способность оценить необходимое время, силы, результаты.
  3. Любопытство
  4. Творчество
  5. Риск
  6. Высокое мышление
  7. Анализ
  8. Сравнение
  9. Интерпретация
  10. Вербализация знаний

Эффективное общение

  1. Работа в команде
  2. Сотрудничество
  3. Навыки общения
  4. Личная ответственность
  5. Интерактивное общение

Продуктивность

  1. Установление приоритетов
  2. Планирование
  3. Управление
  4. Использование адекватных средств
  5. Способность к созданию качественных продуктов

ГЛАВА 2. Исследовательская часть.

Главную проблему исследования – самоактуализацию личности школьника мы проследили на примере сконструированной нами  авторской интеллектуальной игры «Мой выбор». Игра представляет собой настольную версию с различными уровнями сложности в зависимости от выбранного направления профессиональной деятельности. Направления профессионального определения были выбраны нами по результатам тестирования по направлению «моя будущая профессия», которые проводила школьный психолог.  Весь путь участники игры проходят через ряд заданий, основанных на умениях и качествах XXI века.

Цель данной игры:  ориентирование на выбор будущей профессии как средство достижения  самоактуализации подростка.

Задачи:

- организовать досуг старшеклассников;

- ознакомить, посредством игры, с основными этапами становления различных профессий;

- развивать умения и качества XXI века;

- воспитывать чувство ответственности за принятое решение;

- дать возможность каждому участнику игры почувствовать уверенность в себе, в своем выборе.

Предмет исследования: степень овладения умениями и качествами XXI века как один способов ориентирования на самоопределение и самоактуализацию.

Объект исследования: учащиеся старших классов (9, 10 и 11 класс в количестве 95 человек).

Исследования проводились в здании школы во внеурочное время.

2.1. Предварительное тестирование на степень готовности к преодолению внутренних проблем, препятствующих полноценному личностному развитию, перед началом игры.

Для исследования применялся Копинг-тест (Копингкопинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. ) Лазаруса. Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности, копинг-стратегий. Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга. Методика была разработана Р. Лазарусом и С. Фолкманом в 1988 году, адаптирована Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году.

Испытуемому предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации. Испытуемый должен оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него.

Исследование проводилось по следующим направлениям:

Конфронтационный копинг 

Дистанцирование 

Самоконтроль 

Поиск социальной поддержки

Принятие ответственности 

Бегство-избегание 

Планирование решения проблемы 

Положительная переоценка.

По итогам исследования было выяснено, что 12 %  испытуемых  применяют  агрессивные усилия по изменению ситуации

( конфронтационный копинг). 8%  принимают усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость (дистанцируются). 4 %  делают усилия по регулированию своих чувств и действий  (самоконтроль). 28% - ищут  в поиске информационную, действенную и эмоциональную поддержку. 23% - признают свою роль в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения (принятие ответственности). 6% - мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (бегство – избегание). 5% - произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме (планирование решения проблемы) и 14% - прилагают усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Таким образом, по итогам опросника видно, что больше всего подростков (28%) не уверены в себе и не способны к решению проблемных ситуаций. Подобной готовностью обладают лишь 5% опрошенных.  По результатам опросника нами были выделены команды по 8 человек по каждому направлению. Так как подростков, способных решать проблемы было всего 2 человека, то и команд получилось две. Дальнейшее исследование проводилось при участии 16 подростков.

2.2. Выявление степени владения умениями и качествами XXI века на основе интеллектуальной авторской игры «Мой выбор».

Интеллектуальная игра — это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни.

Правила игры.

Игра представляет собой настольное полотно, фишки  для участников, игровой кубик  и банк заданий. Цель игры – достичь наивысшего уровня в выбранном направлении. Предусмотрено до 8 участников за один прием игры.  На настольном полотне предлагается 5 основных направлений выбора для участников. По каждому направлению существуют 4 уровня сложности, пройти которые можно только ответив на вопросы из банка данных. Все вопросы составлены на основании разработанных умений и качеств 21 века. Ведущий имеет правильные ответы. Если игрок  дает неверный ответ, он отправляется на более легкий уровень и пропускает ход. Игрок имеет право  выбрать другое направление во время игры, но в этом случае ему нужно будет начать сначала.

Правила для участников.

В целом этикет игры призван обеспечить надлежащую атмосферу игры, выражение партнёрами уважения друг к другу. Считаются недопустимыми любые действия, которые мешают партнёру играть, вызывают неудовольствие играющих и создают нервозную обстановку. Во время партии игроки должны вести себя спокойно, сдержанно, избегая любых действий, которые отвлекают противника и мешают ему играть. Если игрок считает, что его положение безнадёжно, он может в любой момент сдаться. Для этого достаточно сказать «сдаюсь».

Ограничение времени.

В целом игра может занимать от 45 до 90 минут. Ограничение существует только на обдумывание ответа – 1 минута.

Описание игры.

 Все участники перед началом игры получают задание на определение IQ по системе Степченко В. HIQU (см приложение 5). Участникам необходимо составить фигуры разного уровня сложности из предложенных шаблонов за отведенное количество времени. Таким образом определяется очередность ходов участников. Каждый участник занимает выбранное направление: политика и юриспруденция, экономика и менеджмент, педагогика и психология,  химико – биологическое направление и медицина. Определение пятого направления скрыто для игроков, но оно подразумевает  наличие умений и качеств обслуживающего персонала.

Каждый игрок перед началом выбрасывает игровой кубик и делает столько ходов, сколько выпадает. Игровое поле размечено на 4 цвета и в каждом цветовом окне существуют еще пять разделов, помеченных цифрами от 1 до 5. Если выпадает на кубике цифра 6 – значит игрок автоматически перескакивает 1 уровень и отвечает на вопросы из второго уровня. Если ответ неверный, то игрок возвращается назад в первом уровне на один ход, во втором на два и т.д.. Игрок всегда может начать снова, выбрав другое направление, но в этом случае он начинает сначала. Ответив верно, игрок получает бонус в виде дополнительного хода. По окончанию игры участники вскрывают названия разделов и выясняют, в какой области деятельности достигли наибольшего успеха.

По итогам проведенной игры было выяснено, что 6 из 16 участников не могут сделать приоритетный выбор. Трое, перепробовав разные направления, перешли на 5 уровень и были разочарованы результатом своего выбора. Все 16 участников заинтересовались уровнем своего IQ и скопировали для себя тест Степченко. Только один участник получил статус победителя, хотя и дошел только до 3 уровня, получив статус министра юстиции.

Таким образом,  по результатам интеллектуальной авторской игры «Мой  выбор» мы можем сделать вывод, что самоопределение, а значит и самоактуализация  у выпускников школ занимает важное место, а  помочь в решении этой проблемы могут умения и качества 21 века.

Заключение и выводы.

 Рассмотрев гуманистические теории К. Роджерса и А. Маслоу о самоактуализирующейся личности, мы поняли, что их работы были посвящены исследованию психологически здоровой и духовно богатой личности. Также они провели исследование опыта людей, у которых были спонтанные, мистические или, если сказать иначе, «пиковые переживания». Больше всего этими исследованиями занимался А. Маслоу. Он показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказывались благотворными для испытавших их людей, впоследствии они высказывали отчетливую тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации».

 Также мы увидели, что другим важным аспектом работы был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов.

К. Роджерс и А. Маслоу доказали, что высшие потребности представляют важный аспект человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. Высшие ценности (метаценности) и стремление к ним (метамотивация) свойственны природе человека; и признание этого факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности.

Общее в подходе разных наук к  понятию «самоактуализация» -  продуктивное самотворчество сильной личности, способной смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность.

Прослеживается три пути самоактуализации:

СА – прогнозируется, корректируется на основе личностных качеств каждого

СА – для всех, но это процесс независимый и не предсказуемый

СА – удел избранных, которым помогают обстоятельства.

Мы считаем, что третий путь теории самоактуализации личности подростка необходимо рассматривать как основной. Здесь на помощь могут прийти всевозможные программы и проекты, связанные с ориентацией на самоопределение, одним из направлений которого является профориентирование.

В целом профориентационная  программа в силу своей серьезности и даже некоторой академичности больше рассчитана на взрослых людей, знакомящихся с основами профориентации, но не на школьников. Кроме того  довольно мало активизирующих и игровых методов работы. Выходя за пределы школы, подросток предоставлен сам себе.

Важнейшим фактором влияния на самоактуализацию и профессиональное ориентирование подростка является сфера досуговых учреждений и социум, а уж после школа и семья. Поэтому приоритетом в самоактуализации следует считать собственную жизненную позицию и жизненный опыт, который складывается из возможностей противостоять негативным тенденциям общения в молодежной среде, через овладение опытом решений пиковых ситуаций, путем осмысления жизненных приоритетов, наблюдений  и анализа поступков, ориентируясь на главную цель: найти себя и свое предназначение.

Воплощение  потребности в самоактуализации отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эта потребность может воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого – проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве и т.д. Главное -  это то, чтобы  каждый будущий гражданин нашей страны, которая нуждается в уверенной в себе, конкурентноспособной  на мировом уровне личности осознала свою сопричастность в необходимости самосовершенствования, сомообразования, самоактуализации, а  одним из основных помощников в этом могут стать умения и качества XXI века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - задание для исследовательского проекта для школьников

В основу проекта заложено произведение Ж. Верна « 80 дней вокруг света». В ходе исследования предполагается ответить на вопрос: возможно ли  было осуществить путешествие вокруг света во вре...

Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством классической музыки.Доклад к семинару "Покровские чтения"

Ежегодно в Праздник Покрова 14 октября на базе нашей Бессоновской школы проходит межрайонный семинар по духовно-нравственному воспитанию "Покровские чтения".Организатором является учитель православной...

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя биологии.ТЕМА: Совершенствование качества и эффективности обучения биологии посредством формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности

В настоящее время наибольшую актуальность приобретает проблемы формирования нового экологического стиля мышления, особенностью которого является понимание мира как сложной системы с взаимосвязанными к...

Мастер-класс «Формирование навыков информационной компетентности школьников – условие становления духовной личности»

Мастер-класс проводится для учителей. Цель: познакомить с особенностями развития информационной компетентности;сформировать умение осуществлять учебное сотрудничество и профессиональную коммуникацию д...

Исследовательский проект «Скажем «Да!» здоровому сердцу» V - этап январь.

27 января 2019 года в спортивном зале МБОУ СОШ №3 прошел пятый этап исследовательского проекта «Скажем «Да!» здоровому сердцу».Краткое описание проекта: ученики школы №3, состо...

Из опыта работы «Формирование духовно-нравственных качеств личности посредством диалогового взаимодействия на уроках литературы»

        В условиях современного общества, перехода на новые образовательные стандарты необходимо создание условий для формирования внутреннего субъектного мира личности школ...