Семейное воспитание как фактор развития личности ребенка
статья по теме

Газитдинова Марина Сергеевна

статья для конкурса "Лучшая статья по психологии и педагогике - 2012"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semya-statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное воспитание как фактор развития личности ребенка

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Все хорошее и плохое закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире. Приобщение к жизни складывается главным образом из того, в чем ребенок подражает взрослым, и что взрослые культивируют в нем, поэтому влияние личности родителей, являющихся для ребенка первым источником необходимого жизненного опыта, очень велико. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим инструментом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Известно, что социальному поведению дети обучаются путем моделирования ролей, то есть они программируют себя по образу и подобию взрослых, и, в первую очередь, родителей, что связано с рядом причин. Во-первых, основы личностного становления человека закладываются в раннем детстве, когда значимыми людьми для него являются родители, взаимодействие с которыми позволяет усвоить первые образцы социального поведения. Во-вторых, родители имеют возможность влиять на развитие Я-концепции ребенка, поскольку он зависит от них физически, эмоционально и социально. Для подрастающего малыша в делах и словах его родителей отражает мир, лежащий вне семьи. Требования, предъявляемые к жизни родителями, форма, в которой эти требования реализуются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом, - все это воспитывает ребенка, запечатлевается у него в памяти и сознании, приобретает особое значение именно потому, что это исходит от людей, которым он доверяет.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, жаде тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями или врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение…» - писал А.С. Макаренко.

Я считаю, что на процесс воспитания детей оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, принимаемые меры дисциплинарного взаимодействия; структура условия жизни семьи. В современной психологии стили семейных взаимоотношений делятся на три основные: попустительский, авторитарный, демократический. С точки зрения последствия этих стилей взаимоотношений давно уже доказано, что наилучшим из них является демократический стиль, в максимальной степени способствующий не только поддержанию нормальных отношений с детьми, но и формированию у детей важнейших качеств гармоничной личности.

Литература

Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – Либроком, 2010. – 216 с.

Макаренко Антон Семенович [Электронный ресурс]. – Режим доступа:. – http://www.makarenko.edu.ru/. - Загл. с экрана.

Холостова Е. И. ,Черняк Е. М. , Стрельникова Н. Н. Семейное воспитание и социальная работа. - М.: Дашков и Ко, 2010. - 147 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

о «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания" Дополнительное образование – важнейшее средство интенсивного развития социальных умений,усвоения социальных ролей и профессиональн

Данная презентация была представлена на районных педчтениях "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания"в качестве иллюстритивного матер...

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Здесь представлены результаты исследования особенностей личностной сферы младших и старших подростков Ненецкой школы-интернат, в которой обучаются дети сироты и "родительские" дети из поселков Ненецко...

Влияние семейного воспитания на развитие личности ребенка.

Вияние семейного воспитания на развитие личности ребенка....

Семейное воспитание как фактор формирования духовно-нравственной личности современных дошкольников

В данной статье говорится о роли семьи на духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста....

Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"

Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"...