Развитие и укрепление в школе духа толерантности.
статья на тему

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_ukreplenie_v_shkole_duha_tolerantnosti.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Томилина Алла Станиславовна

                                                          учитель русского языка и литературы,

                                                                 МБОУ СОШ №2 округа Муром

           Развитие и укрепление  в школе духа толерантности.  

               Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности является актуальной проблемой на современном этапе образования. Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном    развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные  социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны,  мирного сосуществования человечества, а не конфликтов.

 Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира. Это произойдет тогда, когда понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя, потому что работу по формированию  толерантности у школьников может осуществлять лишь тот  преподаватель, который сам способен осмыслить, понять и принять толерантное поведение.

                Термин «толерантность» обычно используется в психологии и медицине и означает «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». В педагогике же под толерантностью понимают способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей. Толерантность – важный компонент жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, и готовой ,если надо, их защищать, но с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

                Мною, как руководителем МО классных руководителей, было проведено исследование сформированности понятия «толерантность» у педагогов. В качестве диагностических методов я применяла методы наблюдения и тестирования (опросник Г.У.Солдатова, Л.А.Шайгерова, О.Д.Шарова «Черты толерантности личности», методика исследования ценностей отношений М.Рокича, «Квадрат ценностей Булыниной). Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: согласно методике Рокича некоторые учителя считают толерантность желательным качеством, но сознают, что не всегда удается действовать подобным образом , другие полагают, что толерантность может и не  присутствовать в их жизни. Эта методика позволила определить место толерантности в системе ценностных ориентаций педагога.

                  Работая с тестовыми методиками, учителя давали социально одобряемые высказывания, отвечающие в большей степени нормам морали, а не личным нормам, которых они придерживаются в реальной жизни. Также в свои исследования я включила анкету В.С.Магун, М.С.Жамкочьяна, М.М.Магура, в состав которой входят вопросы на выявление толерантности к иным взглядам, толерантности к отступлениям от общепринятых норм, правил и стереотипов.  Эта анкета позволила выявить, что педагоги с разным уровнем педагогической толерантности имеют сочетание разных качеств личности. Педагог с высоким уровнем педагогической толерантности  имеет  такие личностные  качества, как чувство юмора, теплота, интеллект, сила «Я», практичность, наивность, уверенная адекватность, доброжелательность, отсутствие фальши в отношениях.  Таких педагогов в школе было выявлено 64%.  У учителя с высоким уровнем педагогической интолерантности присутствуют следующие черты  личности : стремление переносить ответственность на окружение, склонность к чувству вины,   представление о собственной исключительности, желание сильной власти, потребность в порядке.  К этой категории можно отнести 17%.  Остальные учителя представляют смешанный тип.

                 Анализ результатов позволяет мне говорить о том, что толерантность может быть сформирована на уровне сознания, отношения, поведения. Сначала происходит осознание толерантности как жизненно важного   качества личности, готовность к терпимому отношению. Это пассивная толерантность.                      Нужно  формировать у педагогов  активную толерантность, которая проявляется в деятельности по отношению к себе и окружающим.

          Для того, чтобы дух толерантности укрепился в школе, мы совместно с психологом проводим  тренинги (например, тренинг «Толерантность как основа корректного, бесконфликтного общения»),   моделирующие и ролевые игры, упражнения («Как быть толерантным в общении»), техники («Я –высказывание. Ты - высказывание»),  психотехнические упражнения («Смена позиций», «Общий ритм», «Скульптура», «Комплемент», «Окно», «Это здорово»), тесты (например, тест коммуникативной толерантности В.В.Бойко).  Все это помогает учителям выявить проявления интолерантности в своем поведении, нацелить их  на корректировку, изменение  стиля  общения, помогает развить толерантность.

             Основой толерантной культуры педагога является толерантность в общении (коммуникативная толерантность).  Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности.

               Коммуникативная толерантность педагога проявляется в его умении построить педагогическое общение на уровне диалога, равноправных взаимоотношений, доверия и доброжелательности. Роль учителя часто заставляет человека уходить в наставления, но надо стремиться понять, увидеть и почувствовать , что происходит в данный момент с другими людьми и как можно, меняя себя, собственную речь, поступки и реакции , изменять чувства, мысли и состояния окружающих. В лучшую сторону, разумеется.

             Для формирования толерантности в школе  не требуется пересмотра и реорганизации всей системы образования, нет необходимости даже во введении новых курсов или факультативов. Процесс формирования толерантности должен быть  «встроен» в целостный воспитательный и образовательный  процесс. Его нельзя рассматривать как отдельное направление работы, так как это будет противоречить естественности проявления толерантности.

               При выборе форм работы по воспитанию толерантного поведения школьников нам, учителям,   необходимо помнить,  что развивать толерантность – это значит, формировать особые нравственные качества, отражающие активную социальную позицию  и психологическую готовность к позитивному  взаимодействию с людьми или группами иной социальной, национальной, религиозной среды, иных взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения.

                Большим воспитательным потенциалом обладают предметы гуманитарного цикла (литература, русский язык, история и т.д.) Где , как не на уроках русского языка и литературы, мы имеем возможность  донести до наших детей важные общечеловеческие ценности.

               В воспитании терпимости, милосердия, доброты нет надежнее союзника, чем художественная литература. Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово – слово учителя, слово писателя.  Общаясь со школьниками определенного возраста, учитель всегда остро чувствует, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать.

              Изучая произведения, где говорится о событиях, происходящих в той или иной местности, я говорю  об особенностях пейзажа, географического положения и, следовательно, условиях жизни, обычаях,  народных традициях. А это хорошая возможность воспитать у детей уважение к чужой культуре, а через культуру – к другому народу. Говоря об исторических явлениях и исторических деятелях, необходимо рассмотреть, как тот или иной герой, то или иное явление представлены в истории. Это дает возможность охарактеризовать и оценить творчество писателя и его мастерство и в то же время помогает детям ощутить взаимообусловленность явлений, взаимосвязь людей разных вероисповеданий и национальностей.  

              На мой взгляд, воспитание толерантности напрямую связано с воспитанием нравственности. Толерантная личность – это и есть высоконравственная личность.  В воспитании нравственности участвуют все предметы, но особенно большую роль играет литература, которая в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали. Ее изучение А.Твардовский называл уроками нравственного прозрения.

                     Уроки литературы должны раскрыть перед учеником психологический мир персонажей и тем самым побудить его к нравственной оценке и совершенствованию собственного внутреннего мира. Принципиально важно, по словам И.Кона, что «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. Иначе говоря, путь в себя – это одновременно и путь в мир, окружающий человека.

                    Наши ученики – подростки, юноши и девушки. Они переживают самую трудную пору в духовной жизни – пору нравственного самоопределения. Это время активного поиска жизненных ориентиров, ценностных установок. Это время крайностей негативизма и максимализма, в которые впадают подростки, когда сталкиваются с несовершенством в окружающей жизни. Подростку не по плечу в одиночку справится с грузом новых впечатлений и раздумий. И нет советчика менее ненавязчивого и вместе с тем более проникновенного, чем литература. В художественных произведениях толерантность в основном отражается в двух видах: во-первых, отношения между людьми показываются такими, какими они должны быть, то есть без насилия, и , во-вторых, показывая интолерантное поведение своих героев, автор выражает протест против них.

               На своих уроках стараюсь, чтобы мои ученики работали по заповедям Д.С.Лихачева: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Уважай мысли и чувства братьев своих».  После изучения творчества известных личностей предлагаю сочинения-эссе: «Чему  я научился у Л.Толстого?», «Какие уроки Чехова я возьму во взрослую жизнь?», «Прав ли Герасим, что не ослушался своей барыни ?», «Как вы относитесь к поступку Т.Бульбы по отношению к своему сыну?», «Как вы оцениваете поведение Печорина?» и т.д.

             Говоря на уроках литературы о каком-либо  произведении, обращаю внимание на эпоху, в которую оно было создано, показываю историческую основу текста. Так при изучении повести «Капитанская дочка А.С.Пушкина необходимо говорить о пугачевском бунте, о крестьянских волнениях и анализировать, характеризовать героев и их поступки.  Изучая рассказ «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, главу «Бэла» из романа «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова, необходимо объяснять современные проблемы Кавказа, исходя из исторических процессов, происходивших в этом регионе, искать в истории корни и причину тех или иных событий. В рассказе «Кавказский пленник» Толстой утверждает мысль о толерантности через сюжетную линию дружбы русского офицера Жилина и татарской девочки Дины, нарушившей запрет отца и спасшей друга от неминуемой смерти. В произведении древнерусской литературы «Хождение за три моря» Афанасия Никитина русский купец с глубоким уважением относился к жизни чужого народа, и именно это позволило ему в Индии найти настоящих друзей. В этом и проявилась толерантность Никитина.  А вот в повести В.Короленко  «В дурном обществе» тема толерантности решается в социальном  ключе. Мальчик Вася из семьи, занимающей высокое  общественное положение в городке, подружился с детьми из «дурного общества»- отверженными, бездомными,- Валиком и Марусей. Он сумел своим чистым сердцем принять чужую боль и страдание.    И именно эта дружба помогла Васе найти взаимоотношение с отцом. Благодаря этой дружбе впоследствии Вася и Соня(его младшая сестра)  выросли порядочными людьми, с уважением относящимися  к любому человеку. Изучая литературу, мы изучаем жизнь.

             В старших классах наиболее оправдывают себя уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, литературные гостиные, способствующие развитию  самостоятельного мышления. Необходимо учитывать и эмоциональную сторону.  Атмосфера таких уроков пробуждает у учащихся чувство сострадания, человечности, интереса к чужой судьбе, что, в свою очередь, ведет к становлению гражданской позиции и воспитанию духовности и толерантности.

Например, в «Альпийской балладе» Василя Быкова рассказано о трех днях свободы бежавших из фашистского лагеря русского военнопленного Ивана и итальянской девушки Джулии. В нечеловеческих условиях настигающей погони фашистов Иван принял на себя ответственность за чужую ему девушку и спас ее ценой своей жизни. В этом произведении о Великой Отечественной войне красной нитью проходит тема толерантности.   А вот любовь Дуняшки Мелеховой и Мишки Кошевого в романе М.Шолохова «Тихий Дон» являет собой пример политической толерантности. Почти вся семья Мелеховых погибла в годы революции и гражданской войны, брату  Григорию грозит красный трибунал за участие в белогвардейском сопротивлении. Мишка  как представитель победивших красных - враг для семьи Мелеховых. Но Дуня его любит, и эта любовь спасает семью и хутор от новой крови. Так писатель утверждает нравственное начало в жизни человека и народа и его приоритет перед идеологическим и политическим.  Можно привести еще много примеров из произведений, в которых человек проявляет терпимость и понимание по отношению к людям, находящимся рядом.  Именно такие произведения  помогают мне воспитывать в детях толерантность. Изучая литературу, мы изучаем жизнь.

           Уроки  литературы должны способствовать развитию толерантной личности. Ведь литература – средство подспудного воспитания в целом и толерантности в частности, в ней заключен огромный потенциал для воспитания терпения и самоуважения.

          Вопросы гуманизма и толерантности по сути являются неотъемлемой частью в произведениях классиков русской литературы. И первостепенная задача учителя – спроецировать какие-то события, действия, поступкигероев произведений 19-20  веков на нашу современность, чтобы учащиеся могли оценить их с учетом  изменений в области суждений, идей. Например, изучая в 10 классе знаменитый роман Ф.М.Достоевскго «Преступление и наказание», выясняем, какова  его основная идея. Заслуга Достоевского в том, что он доказал, что никакая «научная» идея, разрешающая лишать жизни другого человека, будь это даже не вызывающая никаких симпатий старуха-процентщица, не может содержать в себе даже намека на гуманность. Ученик терпеливо должен быть подведен к заключению, что никакая идея не должна носить в себе «разрешение» на убийство. Постепенно подвожу учащихся к осознанию того, что истоки экстремизма и терроризма лежат в сфере идей, более страшных и масштабных по своим размерам. Величайшие писатели Л.Толстой, И. Тургенев, Ф.Достоевский, А.Чехов, М.Горький,  М.Булгаков, А.Платонов  уделяли много внимания в своих произведениях вопросам нравственности и толерантности, пусть каждый  из них подходил к ним по-своему, но в одном они, как правило, были едины: человек должен быть  духовно раскрепощен, к нему недопустимо всякое насилие.

            Очень важно именно в подростковом возрасте, в период ранней юности показать молодому человеку возможность осознанного выбора между агрессивностью и толерантностью, законами стаи и правовыми отношениями.

            Толерантности учит и культура поведения, ведь всем известно, что ничто не ценится так дорого и не дается так дешево, как вежливость. Воспитание толерантности - процесс длительный, сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка. Если толерантность воспитана, то проявляется во всех жизненных ситуациях, по отношению ко всем людям.  

            Перед школой стоит сложная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях  многонациональной и разнокультурной среды. Важно научить молодежь наряду с развитием собственной культуры понимать и ценить своеобразие других культур, воспитывать ее в духе мира и уважения всех народов.  Дети должны понять, что человек в повседневной жизни должен руководствоваться  великодушным, добрым отношением к людям, готовностью понять другого, стремлением видеть в нем равного себе, уважать его мысли и чувства.  Хочется верить, что толерантность поможет спасти мир от разрушений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание детей в духе толерантности

Презентация материала на тему толерантного отношения детей друг к другу в классном коллективе...

Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"

Выступление на педсовете "Воспитание обучающихся в духе толерантности"...

"Воспитание в духе толерантности"(статья для конференции)

Работа с воспитанниками по программе "Толерантность"...

Воспитание в духе толерантности. Пути решения проблемы.

В современном мире проблема толерантности является весьма актуальной.     Слово «толерантность» происходит от латинского глагола – переносить, выдерживать, терпеть. При этом понима...

Воспитание в духе толерантности

Презентация по теме "Воспитание в духе толерантности"....

Педагогический совет "Воспитание обучающихся в духе толерантности"

Педагогический совет проводился с использованием формы  - работа по группам....