Работа по психологии "Учет индивидуальных особенностей подростков""
методическая разработка на тему

Мелентьева Лариса Николаевна

 

Важно не просто накормить голодного рыбой,

Главное — научить его ловить ее.

Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,

 А если научите ловить, то накормите на всю жизнь!

Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности невозможно без учёта индивидуальных психологических особенностей познавательной деятельности учащихся. Представлены типы мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchet_indiv.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

«Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Тема

«Учет индивидуально – психологических особенностей

(типов мышления) познавательной деятельности

в образовательном процессе».

Работу выполнила:

Мелентьева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

Июнь, 2012 г.

Важно не просто накормить голодного рыбой,

Главное — научить его ловить ее.

Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз,

 А если научите ловить, то накормите на всю жизнь!

Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности невозможно без учёта индивидуальных психологических особенностей познавательной деятельности учащихся. Традиционная система образования максимально унифицирована, то есть направлена на то, чтобы учить всех одинаково. Педагогическая практика свидетельствует о том, что длительное игнорирование факта существования индивидуальных познавательных стилей приводит к самым отрицательным последствиям в развитии ребёнка (дети испытывают дискомфорт, неудовлетворённость в учебно-познавательной деятельности, падает их познавательный интерес и мотивация учения). Исследователями всё чаще подчёркивается, что преобладающий в традиционной школе словесно-речевой способ преподавания, настроенный преимущественно на работу левого полушария учащихся, наносит вред детям с правополушарным типом мышления. Данные указанных исследователей показывают, что учёт познавательных стилей в обучении напротив существенно повышает эффективность решения познавательных задач в процессе учения.

Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности младших школьников в обучении, прежде всего, означает диагностику индивидуальных познавательных стилей учащихся, определение преобладающих познавательных стилей в классе и учащихся «группы риска» (по терминологии Б. Лу Ливер), изучение предпочитаемых учащимися с разными познавательными стилями видов деятельности на уроке и характера заданий, соответствующую их адаптацию, творческое использование возможностей внутренней дифференциации (например, дифференцированной групповой работы учащихся на уроках), индивидуальные домашние задания и дополнительные творческие задания по познавательным интересам учащихся (например, разработка учащимися индивидуальных внеучебных программ познавательной деятельности, исследовательских проектов и т.п.), индивидуальное консультирование учащихся.

Чтобы создать условия для самоорганизации познавательной деятельности самим её субъектом, необходимо развитие внутренней мотивации познавательной деятельности, в процессе которой цели обучения становились бы собственными целями ученика, принимались бы как цели лично для него значимые и необходимые.

На формирование и развитие познавательного интереса учащихся в учебной деятельности оказывают влияние содержание, организация учебного процесса, средства обучения, полученные результаты, характер общения учителя с учениками и отношения между учащимися. При развитии познавательных мотивов младших школьников экспериментальных классов мы использовали следующие педагогические приёмы и техники стимуляции познавательных интересов учащихся.

Познавательная деятельность, по крайней мере, на первых порах, совершается под руководством учителя, который выстраивает всю деятельность в систему, определяет содержание, систему познавательных задач, систему работы ученика, его действий. Однако руководство не должно превращаться в преграду активности и самостоятельности самого ученика. Педагогическая инструментовка познавательной деятельности предусматривает динамику развития её в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, усложнение её по всем параметрам: задачам, содержанию, способам выполнения, результатам.

Планирование учения - сложный вид деятельности и вызывает у школьников трудности. В сотрудничестве с учителем эти трудности могут быть преодолены, если ребят побуждать к самостоятельности и обучать умению планировать умственные и практические действия при выполнении разнообразных заданий.

Действия, входящие в состав разнообразных приёмов познавательной деятельности, вначале входят в деятельность учения как предметы усвоения, а затем используются как средства усвоения новых знаний и действий.

Ребёнок становится субъектом познавательной деятельности, если он участвует в поиске и построении новых способов действия.

Контроль в познавательной деятельности состоит в соотнесении действия с конкретными условиями его осуществления и с ожидаемыми результатами. Необходимо развивать у учащихся умения как упреждающего контроля (в процессе поиска адекватных способов решения учебной задачи учащимся необходимо во внутреннем плане проиграть различные предполагаемые способы действия и сопоставить их с ожидаемыми результатами), так и рефлексивного (когда ученику приходится перестраивать способ действия или строить его заново). Поэтому важно было ввести в экспериментальную ситуацию такие условия и задания, которые ставили бы ребёнка перед необходимостью жёстко контролировать свои действия в процессе решения познавательных задач.

По мнению А.В. Даринского (13), важнейшим требованием к процессу обучения является активная деятельность учащихся. Это, прежде всего, их активность в учении, которая формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется сознательными и целеустремленными усилиями учащихся для успешного выполнения задач. Вместе с тем активизация познавательной деятельности направлена не только на активность мышления, но и на повышение умственных усилий, на улучшение процесса усвоения знаний, умений и навыков, на формирование познавательной активности учащихся, т.е. качества личности, характеризующего отношение к изучаемому предмету и самому процессу учения. Основу для активизации познавательной деятельности обеспечивает изучение объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность. У учащихся появляется потребность понять, объяснить новый, непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми ученик располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: ученик осознает стоящую перед ним познавательную задачу и ищет пути ее решения.

Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно   исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром.

Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.). И в то же время, любая деятельность, которой занимается индивид, способствует развитию его умения познавать окружающий мир.

Учителю необходимо знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата. Для развития умений школьников познавать окружающий мир необходимо учить их определять цель познания, находить средства которые помогут быстро и легко справиться с поставленными задачами, соотнести с ними процесс своей деятельности, а также оценить полученный результат.

Не менее важно для повышения эффективности обучения учеников учитывать ведущий тип мышления ребенка. Тип мышления – это индивидуальный способ преобразования информации. Выделяют четыре базовых типа мышления, каждый из которых обладает специфическими характеристиками: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное.

  1. Предметно-действенное мышление. Этих детей отличает практичный, прагматичный подход к решению любых задач, будь то учебная, общественная или иная деятельность.
  2. Люди с наглядно-образным типом мышления, художественным складом ума, могут легко оперировать представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра пробуждает в них различные чувства, воспоминания, образы.
  3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат.verbalis – словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению они могут сформулировать свои мысли и донести их до других.
  4. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие люди науки – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Люди с таким типом мышления могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить.

Все виды мышления тесно взаимосвязаны друг с другом. У каждого человека в определенной мере развиты все виды мышления, но какой-то вид всегда преобладает. Будем считать, что наиболее развитой будет мыслительная организация человека, у которого ведущим является словесно-абстрактное мышление.

В целом личностно-деятельностный подход в обучении означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается основная задача образования — создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной через активизацию внутренних резервов, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности.

Личность находится в центре обучения, образования. Соответственно все образование, центрируясь на обучающемся, на его личности, становится антропоцентрическим по цели, по содержанию и формам организации.

Под познавательными процессами традиционно понимают в психологии восприятие, представление, воображение, мышление и память.  Каждый из этих процессов в  ходе учения не существует по отдельности, а выступает в уникальном сочетании друг с другом. Характер их сочетания определяется индивидуальными познавательными особенностями школьника и во многом спецификой учебной деятельности,  которую он реализует.  

Формирование приёмов познавательной деятельности всегда осуществляется не изолированно, а совместно с реализацией других направлений работы по развитию школьников, а также в процессе решения образовательных, развивающих и воспитательных задач.

Мы надеемся, что комплексная реализация предлагаемых направлений работы учителя в практике образовательного процесса в школе позволит продвинуться в формировании индивидуального стиля познавательной деятельности  школьников, научит педагогов управлять этой деятельностью, повысит эффективность познавательной деятельности учащихся, поможет детям более комфортно обучаться и будет способствовать самосовершенствованию и самореализации школьников.

Использованная литература:

  1. В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. Педагогика.- М., 2002 г.
  2. А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. Психология и педагогика. Санкт – Петербург., 2000г.
  3. Интернет – ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные и индивидуальные особенности развития личности подростка

Статьи предлагаются для самообразования родителей подростков. Здесь в доступной форме представлены особенности физического и психического развития школьников данного возраста. Этим материалом можно...

Консультация для педагогов и родителей Тема: «Возрастные и индивидуальные особенности развития подростков, занимающихся плаванием».

Каждому возрасту соответствует свой уровень  физического, психического и социального развития. Возрастные особенности - это наиболее характерные для каждого возрастного периода школьников особенн...

Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.

Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...

Опыт работы "Восхождение к индивидуальности /особенности организации индивидуального и дифференцированного обучения на уроках биологии/"

Переход российского образования на личностно-ориентированное обучение и воспитание берет свое начало в 90-х годах ХХ столетия, но введение технологии индивидуального  и дифференцированного подход...

Индивидуально-типологические особенности подростка как основа его способности к самоорганизации

Индивидуально-типологические особенности личности подростка существенно влияют на его способность к самоорганизации. Дети отличаются друг от друга различными типами темперамента; особенностями ...

Индивидуальные особенности подростков

Подростковый период это сложное время как для самих подростков, так и для окружающих их людей. В этом материале рассказывается как  психологувыстроить конструктивное взаимодействие с подростками....