Особенности агрессивности девиантных подростков-бродяг
статья по теме

Татьяна Юрьевна Кокаревич

Краткий обзор отличий в агресивном поведении подростков, склонных к бродяжничеству, от обычных подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_agressivnosti_deviantnyh.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности агрессивности девиантных

подростков, склонных к бродяжничеству

Типичная уличная дворовая среда, в которой оказывается безнадзорный подросток, какова она? Оказалось, согласно данным исследования проведенного в 2002 году в Москве научно-исследовательским институтом МВД Российской Федерации, что безнадзорные дети, участвующие в уличных компаниях, часто попадали в поле зрения милиции, поэтому 70% мальчиков-бродяг и 31% девочек ранее состояли на учете в милиции. По мнению авторов исследования, обобщенный портрет беспризорного – это подросток 13–17 лет, чаще иногородний, вчерашний школьник, постоянно курящий и выпивающий, в той или иной мере приобщившийся к наркотикам. Проблемы питания, пристанища, одежды вытесняют у него все прочие заботы. Криминальный способ добывания средств к существованию во все времена был и остается одним из основных среди бродяг, хотя работать им приходится тоже, занимаясь тяжелым, вредным, бесперспективным трудом. Работающие бродяги убирают мусор на рынках, переносят тяжести, моют автомобили, промышляют на помойках, в мусорных баках, на загородных городских свалках. Летом собирают грибы и ягоды, а потом продают их на рынках. Даже те ребята, которые стараются не нарушать закон, вынуждены проходить курс организованной преступности, потому что часть заработанного они обязаны отдавать более сильным «бригадирам», на практике усваивая такие понятия, как «общак», подчинение «авторитету», «дань». В категорию безнадзорных, попадают дети из оседлых семей профессиональных нищих; беженцев и сезонных рабочих. Большую часть дня они предоставлены сами себе и не посещают, ни школу, ни другие детские заведения.

  1. Согласно данным Шипуновой Т.В., для бездомных подростков  очень характерны как аддиктивные проявления, так и стремление к достижению целей  незаконными средствами, причем противоправные и аморальные действия не ограничиваются мошенничеством, кражами,  а зачастую приводят к более тяжким преступлениям. Причиной этих деяний является не только желание обладать  неким объектом, а желание причинить вред. Сами подростки-беспризорники не считают свое поведение агрессивным. Они считают, что «нормальные люди» еще большие  насильники, чем они, поскольку не хотят принять их в свой мир, унижают, заставляют терпеть побои от сутенеров, более старших по возрасту бездомных, милиционеров, случайных прохожих. Эти дети не дезадаптанты, они даже наоборот хорошо приспособились к коварному, злому и жестокому миру «добропорядочных граждан. «Их поведение совершенно нормально, адекватно и адаптивно, - считает Шипунова Т.В. - поскольку помогает сохранить разум и жизнь (хотя не всем и не всегда)».  Мардахаев Л.В.  также считает, что «дети улиц» адаптированы лучше взрослых. «Когда таких детей помещают в специализированное учреждение, то трудно предсказать, кто будет дезадаптированным — он или среда, в которой он оказался, и сколько защитных усилий потребуется воспитателю, чтобы не произошла дезадаптация всей группы» [Мардахаев Л.В. Социальная педагогика].

Агрессивность подростков-бродяг мешает их возможному жизнеустройству,  подчеркивают Прихожан А.М. и Толстых Н.Н., в основном приемных родителей отталкивают проявляющиеся негативные черты характера: склонность ко лжи, воровству – и чаще всего агрессия. Многие продолжают воровать и у приемных родителей. «Бывали случаи, когда эти дети совершали в новых семьях более серьезные преступления. А это в свою очередь порождает со стороны родителей также агрессию и боязнь, иногда и за свою жизнь. Поэтому они вынуждены возвращать детей» [Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства].

 Таким образом, мы видим, что особенности агрессивности девиантных

подростков, склонных к бродяжничеству, заключаются в следующем:

  1. Девиантным подросткам наиболее характерны  демонстративные и ситуативно-обусловленные побеги, обусловленные неблагополучной ситуацией в семье и школе, склонностью к аддиктивному поведению.
  2. Повышенная агрессивность девиантных подростков объясняется стремлением выжить, защититься.
  3. Агрессия и насилие становятся неотъемлемыми спутниками  беспризорных, как следствие недостаточной социализации и психосоматических отклонений подростков. Они сознательно стремятся причинить вред тому миру, в котором им не нашлось места. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности агрессивного поведения подростков.Исследование агрессивности подростков.

Проблема агрессивности подростков - одна из центральных социально-психологических проблем, которая затрагивает общество в целом, педагогов, родителей, привлекает внимание исследователей. Важной состав...

Тематическое родительское собрание: Особенности детской агрессивности.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.Форма проведения: лекция  с элементами д...

Агрессивность городской среды или особенности зрительного восприятия урбанизированных пространств г.Ростова-на-Дону

Исследование данной работы лежит в области экологии и посвящено изучению влияния городской среды на психику человекаАрхитектура новостроек, и их прямоугольные дома, голые торцы (стены) панельных здани...

Особенности агрессивного поведения у детей

Агрессия у детей часто проявляется в подростковом возрасте и вместе с ней появляются проблемы связанные с воспитанием.Главное в этот период не потерять связь со своими детьми и дать им понять, что о...

Психологические особенности агрессивности у подростков

В работе представлен теоретический анализ по проблеме агрессивного поведения у подростков и практическое исследование (диагностика, рекомендации педагогам и родителям). Я проработала в вечерней школе ...

Статья "Особенности агрессивного поведения подростков"

Подростковый возраст представляет собой период завершения детства, переходный момент от детства к взрослости, и, как правило, длится с 10-11 лет до 14-15 лет. Психологические особенности подросткового...

Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью

Особенности агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью...