Статья в сборнике материалов Межрегиональной научно-практической конференции г. Курск, 2012 год
статья на тему

Луженская Татьяна Евгеньевна

Поиск новых форм социального партнерства в образовательно-профессиональной ориетации молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Луженская Татьяна Евгеньевна, педагог-психолог,

г.Осташков Тверской области,  ГБОУ НПО «ПУ-30»

Формирование современных форм социального партнерства  в образовательно-профессиональной ориентации молодежи.

Новые социально-экономические условия, в которых идет формирование рынка труда и рынка образовательных услуг влекут за собой необходимость изменения цели и задач профессиональных услуг, форм их деятельности. На первое место выходит экономическая задача - удовлетворение потребностей рынка труда. Однако ведущей остается образовательная функция профессионального образования, которая должна обеспечивать потребности самой личности в образовательных услугах и формировать личностные профессиональные навыки будущего работника. Другим содержанием наполняется и социальная функция профессионального образования - уровень квалификации становится мерой социальной защиты выпускников профтехучилищ.

Единый государственный заказчик на выпускников профессионального образования уступил место множеству работодателей. Социальное партнерство в профессиональном образовании - относительно новая категория для российской действительности, которая появилась в связи со сменой форм собственности в нашей стране. Смысл его возникновения состоит в создании системы отношений между образовательными учреждениями и предприятиями, органами власти, службами труда и занятости, общественными организациями для выявления, согласования и реализации интересов всех участников отношений. Это взаимодействие предусматривает определенные отношения, которые создают реальное представление о тех социально-экономических задачах, которые стоят перед обществом и которые потребуется решать в будущем, а также позволят повысить социальный статус, социальную защищенность выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования, обеспечить профессиональное и личностное развитие будущих рабочих.

Развитие системы социального партнерства открывает для училища следующие дополнительные возможности: упрощает доступ информации о рынке труда; обеспечивает учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов; упрощает процедуру разработки новых учебных программ, отвечающих требованиям работодателей; расширяет возможности для организации практики и трудоустройства выпускников; и конечно, все это делает профессиональное училище более привлекательным для социального окружения.

Проводимый комплекс мероприятий в ГБОУ НПО «ПУ-30» включает работу по созданию системы профессиональной ориентации и самоопределения, позволяет информировать обучающихся, выпускников училища и работодателей о рынке труда и образовательных услугах. Администрация училища решает задачи по обеспечению взаимосвязи между потребностью в специалистах и рынком образовательных услуг, созданию системы информирования обучающихся и работодателей данными о потребностях в специалистах и образовательных услугах, по организации и проведению консультаций и психологической поддержки выпускников по вопросам профессионального самоопределения. Для лучшей адаптации на рынке труда и более эффективного поиска работы при свободном трудоустройстве в училище на третьем курсе введена факультативная дисциплина «Основы поиска работы».

Сложившиеся взаимоотношения в ГБОУ НПО «ПУ-30» с работодателями - а их 26 предприятий и организаций, с КГУ «Центром занятости Осташковского района» представляют собой налаженные связи в деле подготовки и трудоустройства выпускников и адаптации их к рынку труда, подготовку рабочих кадров социальными партнерами обозначена до 2017 года. Выпуск 2011 года показал, что потребность в рабочих кадрах стоит остро: из 82 выпускников -45 устроились на работу по специальности; 10-продолжают дальнейшее обучение; 16- призваны в ряды РА; 10- в декретном отпуске и только один работает не по специальности.

Взаимодействие училища и его социальных партнеров будет устойчивым и долговременным лишь при условии, что и субъект и институт рынка труда, государственные и местные органы власти, заключившие соглашение по формированию и исполнению государственного заказа на подготовку рабочих профессий будут и удовлетворять свои интересы на всех этапах образовательного процесса. Задача же образовательного учреждения состоит в том, чтобы найти точки пересечения интересов всех субъектов партнерства, создать педагогические условия их обеспечения, реализуя интеграционный потенциал сегодняшних реалий. Связь содержания образования с будущей профессиональной деятельностью обеспечивается путем включения профориентационных компонентов в образовательные программы на разных уровнях обучения.

В складывающихся условиях в формировании образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи все более актуальной становится организация непрерывной многоуровневой подготовки рабочих кадров, основанная на системном взаимодействии по схеме «школа- « учреждение профобразования» - «предприятие (организация)». Совместная работа в этом направлении позволяет модернизировать учебный процесс с учетом требований рынка труда в подготовке квалифицированных рабочих и тем самым повысить эффективность профессионального образования и компетентность рабочей силы, а также создать благоприятную среду для профессионального совершенствования и обучения в течение всей жизни.

И здесь, важным условием конструктивного диалога является единое и точное понимание целей и средств совместной деятельности таким образом, чтобы уже в основной школе успешно решались задачи развития способности к социальному самоопределению учащихся. В 9–х классах необходимо построить систему профориентационной работы, учитывая региональные и территориальные экономические интересы, возможно создание центра профессиональной работы с учащимися на базе училища. Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута совместно с Центром занятости и учреждением начального профессионального образования является условием осуществления индивидуализированной психолого-педагогической помощи ученику 9-го класса в самоопределении, выборе направления дальнейшего обучения, в том числе и профиля, а также психологического сопровождения процессов самоопределения на основе изучения склонностей учащегося.

В 2011 и марте 2012 года на базе училища совместно с КГУ «Центр занятости Осташковского района» проводились занятия по профориентации с учащимися 9-х классов общеобразовательных школ города.

Занятия начинались с презентации учебного профессионального учреждения, затем психологом училища и профконсультантом Центра занятости проводилось тестирование учащихся на определение типа личности, мотивации выбора профессии. После получения результатов учащиеся совершали экскурсию по производственным мастерским по профессиям, где они знакомились с мастерами производственного обучения. Из 90 учащихся 12 изъявили желание получить профессию «Повар, кондитер», «Станочник».

В училище обучается 26 детей-сирот и 4 обучающихся, оставшихся без попечения родителей. В рамках работы училищного волонтерского отряда «Надежда» с Осташковским детским домом для выпускников этого учреждения организованы игровые занятия «Знакомство с профессией», на которых мастер-класс проводят обучающиеся. Уже в 7-9 лет эти дети получают позитивную информацию и о профессии и об училище, так как возможно кто-то из них будет направлен на обучение после интерната.

Создание целостной системы образовательно-профессионального маршрута учащейся молодежи должно быть направлено на формирование образовательных программ, построенных по современным, научно обоснованным психолого-педагогическим принципам и учитывающих современные технологические и социально-экономические условия.

Среди форм сотрудничества производственной и образовательной сфер хочется выделить и профориентационные экскурсии, организацию профессиональных мастер - классов на предприятии в рамках целевой профессиональной подготовки. Привлекательность данной формы профориентации состоит в том, что во-первых, эта форма профориентационной работы (информационно-просветительская) является необходимым элементом профессионального самоопределения, во-вторых, проведение экскурсий не требует от сторон больших кадровых, правовых и инфраструктурных затрат, в-третьих, экскурсии являются наиболее традиционной и естественной формой сотрудничества.

В 2011-2012 году Центром занятости были подготовлены 2 экскурсии на предприятие ООО «Софья» для обучающихся училища. Огромное внимание уделяет данное предприятие кадровой политике для выпускников профессионального образования.

Конечно, важным условием конструктивного диалога является единое и точное понимание целей и средств совместной деятельности. Сотрудничество должно приносить понятную взаимную «выгоду» всем сторонам и иметь четкую, реализуемую программу, цель которой направлена на повышение привлекательности начального профессионального образования; изменение имиджа и повышение популярности рабочих профессий и специальностей среди молодежи; внедрение инновационных моделей социального партнерства в проведении профориентационных мероприятий; информирование учащихся и выпускников общеобразовательных школ, их родителей и педагогов о рынке труда и образовательных услуг для решения задач профессионального выбора и обучения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Елистратова А.В. Задачи системы НПО в новых социально-экономических условиях//Профессиональное образование.-2002.-№5.-С.26-27.

2. Смирнов, И.П. Социальное партнерство: что ждет работодатель? : (итоги пилотного Всероссийского социологического исследования) / И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко. – М. : ООО «Аспект», 2004. – 32 с.

3​. Социальное партнерство учреждений профессионального образования. Теория, практика, механизмы реализации / Е.В. Ткаченко, З.Г. Сафонова, Л.П. Панина, О.А. Фищукова. – Екатеринбург. : Изд-во УрО РАН, 2003. – 303 с.

     4. Эл. источник : http://www.oecd.org/department


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборнике материалов Международной научно-практической конференции. Здоровьесберегающие технологии при использовании электронных образовательных ресурсов. 20 мая 2014 года.

Информатизация образования обеспечивает использование современных информационно-коммуникативных технологий с целью совершенствования научно-методических систем обучения, ориентированных на развитие ин...

Статья, в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.

Проведение индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению обучающихся с нарушением слуха на тему: "Я Петербуржец"....

Публикация статьи в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции - 2017г.

quot;Организация коррекционно-воспитательной работы с аутичными детьми"...

Статья в сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Инклюзивные процессы в образовательных организациях: опыт, проблемы и перспективы". г. Армавир, 2018 г.

Целевая комплексная воспитательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?" для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) учреждений постр...

Публикация в сборнике материалов межрегиональной научно-практической конференции "Инклюзивное образование: проблемы и перспективы"

Данная система диагностики позволяет получить достоверную информацию о развитии общих способностей каждого ребенка, о его уровне развития и качественных особенностях, недостатках мыслительного процесс...