Методическая разработка интерактивной игры "Здоровье - залог успешности"
учебно-методический материал

Козлова Надежда Сергеевна

Пропаганда Здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc147.5 КБ
Microsoft Office document icon Массовое мероприятие147.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №628 Красногвардейского района Санкт – Петербурга

«Александринская гимназия»

Методическая разработка

Интерактивной игры

«Здоровье -залог успешности»

Здоровье гораздо больше зависит

от наших привычек и питания,

чем от врачебного искусства.

Д. Леббок

Проблема формирования здорового образа жизни сегодня является одной из наиболее актуальных, о чем свидетельствует анализ ключевых документов в документах ФГОС второго поколения.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число детей с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 5,6 до 16,4%. Помимо наследственности и негативных факторов окружающей среды, ухудшение здоровья школьников связано также с гиподинамией – малоподвижным образом жизни – во время учебных занятий, дома.

Одна из ключевых задач современного образовательного учреждения: создание здоровьесозидающей и здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах обучения в школе.

Предлагаемая нами методическая разработка представляет собой план и материалы Недели Здоровья, ежегодно проводимой в нашей гимназии.

Цель: Пропаганда среди участников образовательного процесса гимназии здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

- способствовать формированию у учащихся навыков ведения здорового образа жизни;

- способствовать развитию и совершенствованию таких качеств, как выносливость, ловкость, сила;

- способствовать определению ценности своего здоровья;

- разъяснение профилактики зависимостей;

- выявление лучших спортсменов школы, привлечение их к участию в    школьных и городских спартакиадах;

повышение работоспособности школьников, продуктивности их обучения.

-  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

- привлечение к сотрудничеству заинтересованные ведомства.

Участники:

  1. Учащиеся 1-11 классов (в спортивных соревнованиях принимают участие дети, не имеющие медицинских противопоказаний на момент проведения Недели Здоровья. Освобожденные учащиеся присутствуют на всех мероприятиях и выступают в качестве зрителей, болельщиков, помощников); педагоги; родители; сотрудники Центра Содействия Укреплению Здоровья Учащихся (педагоги-психологи, валеолог, социальный педагог.);
  2. сотрудники Молодежной Консультации «Ржевка».

Ожидаемые результаты: формирование у участников образовательного процесса основ культуры здоровья и здорового образа жизни; увеличение численности учащихся, занимающихся в кружках и секциях; улучшение физического здоровья учащихся; воспитание негативного отношения к вредным привычкам, создание методических материалов.

Порядок организации и проведения.

За организацию и проведение Недели Здоровья отвечают сотрудники Центра Содействия Укрепления Здоровья (руководитель Центра, валеолог, психолог, социальный педагог) и учителя физической культуры:

  1. Программа Недели здоровья разрабатывается сотрудниками ЦСУЗ совместно с учителями физической культуры;
  2. Учителя физической культуры занимаются подготовкой классных команд для участия в спортивных соревнованиях в рамках программы Недели Здоровья;
  3. Педагог - валеолог разрабатывает материалы для Игры по станциям, проводит уроки здоровья в начальной школе;
  4. Педагог - психолог разрабатывает и проводит уроки для учащихся и их родителей;
  5. Социальный педагог координирует совместную деятельность образовательного учреждения с районной молодежной консультацией.

План проведения мероприятий в рамках общешкольной Недели Здоровья

День

Мероприятие

Участники

Кто проводит

Место проведения

Примечания

1-ый

Линейка. Открытие Недели Здоровья.

1-11 кл.

ЦСУЗ, администрация

Спортзал №1

Фото (презентация)

Проведение подвижных игр на переменах.

1-3 кл.

4 кл.

Рекреации

Фото (презентация)Приложение№1

Уроки Здоровья

1 кл.

Валеолог

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация)Приложение №2

Подготовка плакатов по ЗОЖ

5-9 кл.

Классные руководители

Кабинеты старшей школы

Фото (презентация)

Мероприятие психологами Центра Здоровья

9 кл.

Социальный педагог

Кабинет №

Фото (презентация)

2-ой

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

2 кл.

Валеолог,

6 кл.

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация)

Приложение №3

Первенство по пионерболу

3 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №2

Фото (презентация) Приложение №4

Посещение Молодежной консультации

8 кл.

Социальный педагог

Молодежная Консультация

Волейбол

7 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №1

Фото (презентация) Приложение №4

Занятие с психологом

2 кл.

Психолог

ЦСУЗ

Фото (презентация) Приложение №5

3-ий

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

3 кл.

Валеолог

6 кл.

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация) Приложение №3

Пионербол

4 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №1

Фото (презентация) Приложение №4

Волейбол

9 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №2

Фото (презентация) Приложение №4

Занятие по профилактике зависимостей

10 кл.

Молодежная Консультация

Кабинет №

Фото (презентация)

4-ый

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

1 кл.

Валеолог

6 кл.

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация) Приложение №3

«Веселые старты»

1-2 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №1

Фото (презентация) Приложение №6

Первенство по Пионерболу

3 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №2

Фото (презентация) Приложение №4

Занятие с психологом

Родители

Психолог

ЦСУЗ

Фото (презентация) Приложение №7

5-ый

Линейка. Закрытие Недели Здоровья

1-11 кл.

ЦСУЗ, администрация

Спортзал №1

Фото (презентация)

  Приложение 2.1.

Подвижные перемены

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

  1. Подготовить зоны для активного отдыха детей;
  2. Создать банк игр с разным уровнем подвижности для детей;
  3. Научить детей организованно проводить свободное время;
  4. Организовать сотрудничество педагогов и детей.

Порядок организации и проведения

  • Организатором подвижных игр на переменах является педагог - валеолог, проводят классные руководители, дети - помощники (4-е классы).
  • Старший по игре контролирует выполнение правил игры, определяет ее результат, разбирает конфликтные ситуации, если они возникают. Во время игры важно поощрять хорошие поступки детей.

Игры

«Стоп!»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

На одной стороне и в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Второй – лишний»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто   оказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями.

Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, - убегающим.

 «Карусель»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом,

А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» - бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по рекреации. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.

Вариант. На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

«Пустое место».

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

«Ручеек»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка" и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Приложение 2.2.

Конспект занятия «Как победить грипп?»

Цель: получение детьми знаний о причинах заболевания гриппом.

Задача: научить детей навыкам профилактики и правилам поведения во время эпидемии гриппа.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия – грипп. Кто-нибудь из вас знает, что такое грипп? (Заболевание)

- Возбудитель этой опасной болезни, то есть тот, кто её вызывает, - мельчайший микроб – вирус. Своё название болезнь и этот злобный вирус получили от французского слова «gripper», что в переводе означает «схватывать». Начало заболевания действительно похоже на схватку: грипп в буквальном смысле берет человека за горло, проникая в его организм.

- Итак, возбудитель заболевания – вирус.

- Ребята, как можно заразиться гриппом?

Ответы детей.

- Заразиться можно от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А окружающие могут вдохнуть этот заражённый воздух. Такой путь заражения гриппом и другими простудными заболеваниями называется воздушно-капиллярный.

Грипп – инфекционное заболевание, так как он вызывается микробами и является заразной болезнью. Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди.

- Как же называется, когда заболевает большое количество людей?

Ответы детей.

- Эпидемия – быстрое распространение инфекции среди населения, поражающее большое количество людей.

- Что же делает разбойник Грипп, попадая в организм человека?

Ответы детей.

 - Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины.

- Ребята, по каким признакам можно определить, что человек заболел?

Ответы детей.

Стихотворение С.Михалкова «Грипп»

- Подчеркните признаки болезни. А ещё слабость, вялость, боли в мышцах – это всё признаки гриппа.

Признаки гриппа

  1. Высокая температура; мышечные боли; головная боль; насморк; кашель; слабость, вялость.

- Вы знаете, какие правила должен выполнять больной?

Ответы детей.

- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду читать вам правила поведения больного человека. Если правило верное - хлопайте руками, если правило неверное - топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись;
  2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей;
  3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом;
  4. Если заболел гриппом, надо лечь в постель;
  5. Если заболел гриппом, ешь мороженое;
  6. Если заболел гриппом, принимай лекарства, назначенные врачом;
  7. Если заболел гриппом, пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости, это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру;
  8. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы брызги летели во все стороны;
  9. Если заболел гриппом, отправляйся к другу.

- Все мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если мы ещё не встречались с вирусом гриппа, нужно заняться профилактикой. Профилактика – это меры, которые надо предпринять, чтобы не заболеть.

- Как мы можем помочь себе?

Ответы детей.

- Правильно питаться, кушать больше овощей и фруктов. Во фруктах и овощах есть витамины, а они главные помощники в борьбе с гриппом.

- Какие витамины вы знаете? Какие витамины повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям? («С»)

- В каких фруктах и ягодах много витамина С?

Ответы детей.

- Ещё есть у гриппа враг, отгадайте, что это: «Маленький, горький, луку брат?»

(Чеснок)

- Это чеснок, он выделяет особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробы гриппа.
Во время эпидемии полезно есть чеснок и даже делать из него амулеты.

Ребята, наш урок подошёл к концу, давайте проверим, что вы запомнили о гриппе.

  1. Что такое грипп?
  2. Путь заражения;
  3. Источники заражения;
  4. Эпидемия;
  5. Что делает грипп в организме человека?

В конце занятия детям раздается памятка.

Профилактика гриппа

Памятка

  • Во время эпидемии гриппа старайся как можно меньше бывать в местах массового скопления людей;
  • Если в семье кто-нибудь заболел гриппом, то окружающим желательно носить марлевые повязки, закрывающие рот и нос. Проветривать помещения несколько раз в день;
  • У болеющего гриппом человека должна быть индивидуальная посуда;
  • Чтобы повысить сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, надо принимать витамины;
  • Во время эпидемии ешь чеснок;
  • При появлении признаков болезни лучше не выходить из дома, а вызвать врача.

Приложение 2.3.

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

Цель: привить детям интерес к сохранению здоровья.

Задача: показать, какие жизненные навыки, полезные для здоровья, ребёнок может развить в себе. 

Игрой определены 3 станции:

  1. Полезные привычки;
  2. Здоровое питание;    
  3. Гигиена.

Игру проводят сотрудники ЦСУЗ и ученицы 6 класса.

Вначале проводится построение участников, приветственное слово ведущих, выдача инструкций и заданий, конвертов с надписью: «Баллы здоровья», сбор эмблем по данным темам – названиям станций (задание дано заранее).

Задания оцениваются от 3-х до 5-ти баллов:

  • 5 баллов – красный кружок;
  • 4 балла – зелёный;
  • 3 балла – жёлтый.

I Станция «Полезные привычки»

Задания:

  1. Выбрать из большого количества картинок картинки с полезными привычками;
  2. Выбрать признаки здорового человека (листы формата А4 с определениями: красивый, ловкий, сутулый…);
  3. На доске продолжить предложение: «Здоровье – это…»;
  4. Разгадать кроссворд и определить ключевое слово.

После выполнения всех заданий в конверт дети складывают заработанные баллы здоровья.

Кроссворд:

  1. Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка людям всем нужна… (Зарядка);

  1. Дождик тёплый и густой, это дождик не простой:

Он без туч, без облаков, целый день идти готов. (Душ);

  1. Хочешь ты побить рекорд,

Так тебе поможет… (Спорт);

  1. Он с тобою и со мною шёл лесными стёжками
    Друг походный за спиною на ремнях с застёжками. (Рюкзак);
  2. Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать
    И поможет здесь сноровка и, конечно… (Тренировка);
  3. Кто пьёт воду весь свой век, это верно… (Человек);
  4. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что… (Съесть);
  5. По дороге едут ноги и бегут два колеса
    У загадки есть ответ: это мой… (Велосипед).

II Станция «Здоровое питание»

  1. Нарисовать полезные продукты, объяснить, почему «вредные продукты вредны»;
  2. Сказать 5 пословиц о здоровом питании;
  3. Загадки:

 Сидит девица в темнице, коса на улице. (морковка)

Маленькое, сдобное, колёсико съедобное. (бублик)

Катится бочка, на ней не сучочка. (яйцо)

  1. Дегустация с закрытыми глазами – отгадать продукт (фрукты, овощи).
  2. Игра «Поварёнок». Задание: найти карточки с продуктами, из которых можно приготовить борщ.

III Станция «Гигиена»

  1. Среди представленных картинок выбрать максимальное количество картинок с предметами личной гигиены;
  2. Придумать сказку о ребёнке, который пренебрегал правилами гигиены;
  3. Сделать коллаж по теме.

Приложение 2.4. 

Первенство по Волейболу

Цель: проведение соревнований по волейболу

Задачи: 1.  Содействие укреплению здоровья учащихся.

2 Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и ЗОЖ

3 Популяризация и развитие волейбола среди учащихся гимназии.

4 Воспитание здорового социально - активного подрастающего поколения.

5 Определение победителей и призеров соревнований.

Первенство по Пионерболу

Цель: проведение соревнований по волейболу

Задачи:

  1. Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
  2. Пропаганда ЗОЖ
  3. Выявление сильнейших команд в школе.
  4. Улучшение спортивно - массовой работы образовательного учреждения среди младших школьников
  5. Определение победителей и призеров соревнований.

Приложение 2.5.

Конспект занятия

«Основы общения и взаимопонимания как профилактика стрессовых ситуаций»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Формировать навыки общения;
  2. Развить вербальные и невербальные формы проявления эмоций;
  3. Развивать речь, творческое мышление.

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями;
  2. Рисунки клоунов;
  3. Магнитофон, спокойная музыка.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

Дети и психолог сидят в кругу.

- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Все мы живем в мире людей, постоянно общаемся друг с другом. Иногда ссоримся, обижаемся сами и обижаем других людей. Когда нас не понимают, становится горько и обидно. А всегда ли вы понимаете других? И можно ли жить всегда в мире? Сегодня я предлагаю поговорить о том, как сделать так, чтобы другие люди, взрослые и дети, понимали вас, чтобы общение с другими людьми приносила радость. Работая в кругу, надо соблюдать несколько правил.

Правила:

  1. Один говорит, другие слушают.
  2. Каждый человек имеет право на свое собственное мнение. Чужое мнение надо уважать.
  3. Если вам что-то не нравится, вы с чем-то не согласны, скажите об этом в кругу на занятии. Обсуждение других за пределами круга не допускается.
  1. Содержание занятия.

Начнем разговор с улыбки. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали друг друга? Всегда ли вы можете сказать то, что хотите?

Высказывания детей.

- Давайте вместе подумаем, как объяснить свои чувства, свое настроение словами другим людям так, чтобы тебя поняли?

Для этого выполните несколько заданий.

Задание 1. Разделитесь на пары и представьте, что хотите познакомиться (попросить о чем-то, поздравить, поблагодарить и т.д.) друг с другом. Пусть каждый из вас познакомится, используя одну из этих фраз (варианты заданий указаны на карточках):

Меня зовут… А тебя как?

Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут…

Давай познакомимся. Как тебя зовут?

Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут…

Мама, познакомься: это мой друг. Его зовут…

- Трудно ли было выполнять задание? Что было самым трудным?

- Понять друг друга нам помогают не только слова, но и интонации, с которыми мы их произносим. «Спасибо» можно сказать вежливо, с искренней благодарностью, а можно буркнуть себе под нос. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по-разному.

Задание 2. Произнеси одну и ту же фразу с разной интонацией:

«Ты молодец!» – с восхищением, с насмешкой.

«Я очень рад за тебя!» - с одобрением, с огорчением.

«Спасибо тебе!» - с благодарностью, с обидой.

- Какие еще фразы можно сказать с разной интонацией?

Задание 3. Как вы понимаете выражение «найти общий язык»?

Высказывания детей.

- Представьте, что вы оказались в стране, язык которой не знаете. Покажите мимикой и жестами:

  • «мне жарко»;
  • «мне холодно»;
  • «я хочу спать»;
  • спроси, который час

Задание 4. Рассмотри рисунки. Дорисуй и раскрась клоунов так, чтобы один из них был веселым, а другой – грустным.

- Какая часть лица помогла вам превратить веселого клоуна в грустного? Какими еще средствами вы выразили радость и грусть на рисунке?

  1. Рефлексия занятия.

- Что нового узнали на занятии?

- Какое упражнение оказалось самым трудным? Самым легким?

- Что оказалось для вас неожиданным?

- Помогут ли знания, полученные на занятии, понимать других людей и общаться без обид?

Приложение 2.6.

Сценарий спортивного праздника «Веселые старты»

Цель: Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств их личности.

Задачи:

  1. Воспитать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями
  2.  Учить сознательно применять физические упражнения в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.

Оформление зала:

Рисунки и плакаты на спортивную тему, шары.

Инвентарь и оборудование:

Обручи большие и малые, кегли, стойки металлические, скамейки гимнастические, скакалки, мячи набивные, обручи.

Составы команд:

В каждой команде по 12-16 человек.

Судейство или определение победителей:

Судейство осуществляется судейской бригадой, 2-4 человека на линии, 2 человека следят за правильностью выполнения заданий, 1-2 человека судьи секретари, главный судья соревнований.

Программа соревнований «Веселые старты».

Все команды выстраиваются в колонну по два за спортивной площадкой. Каждую команду возглавляет капитан, несущий транспарант с указанием названия команды и эмблемы.  Участники праздники под музыку четким шагом следуют по всему периметру зала на отведенные места.

Капитаны, дойдя до своих мест, останавливаются, продолжая шаг на месте до команды «Стой!», которая подается, когда последняя команда, дойдя до своего места, останавливается. По этой же команде выключается музыкальное сопровождение. После команды «Налево, направо - равнение на середину!» происходит поднимание флага под музыку. Затем команды покидают праздничную линейку, готовясь к главным эстафетам - конкурсам.

Парад закрытия праздника проводится после окончания соревнований, но перед тем, как спустить флаг, награждаются команды - победители. После спуска флага под аплодисменты участников и зрителей команда, занявшая первое место, с наградами совершает круг почета и уходит с площадки, а за ней все остальные в порядке занятых мест.

Встречные эстафеты.

1. Переправа.

Команда строится в колонну по одному за лицевой линией волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу. Перед командой на лицевой линии лежат два больших обруча. По сигналу направляющий начинает переправу, переставляя обручи один после другого, выставляя обруч вперед, игрок наступает в обруч, поворачивается, берет другой обруч, кладет его впереди себя и перебирается в него. Таким образом переправляясь до конечной отметки, т.е. до своей команды на другой стороне.  Следующий участник выполняет тоже самое в другую сторону навстречу своей команде. Эстафета заканчивается, когда все участники команды выполнят переправу, и последний игрок пересечет финишную линию.

2. Конкурс капитанов

Капитаны строятся перед лицевой линией, на которой лежат скакалки. По сигналу оба капитана берут скакалки и начинают прыгать с продвижением вперед, таким образом, им надо пропрыгать до конца зала, там пересечь финишную линию, отбросить скакалки в сторону и бегом возвращаться назад. Кто первым пересечет финишную линию, тот и победил.

3. Лабиринт

Команды строятся в колонну по одному, волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу по сигналу участник начинает бежать. Добегая до «Лабиринта», это несколько обручей, выставленных подряд, участнику надо пролезть сквозь все обручи и после передать эстафету следующему участнику, следующий участник выполняет тоже самое в другую сторону навстречу своей команде, таким образом должны сделать все участники команды.

4. Летающий обруч

Команды строятся на линию старта в колонну по одному, волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу по сигналу участник начинает бежать. В руках у первого игрока малый обруч, перед ним стоят несколько кегель, их надо оббежать «змейкой», дальше остановившись у последней кегли надо бросить обруч следующему участнику команды. Следующий участник ловит обруч и начинает выполнять тоже самое, но в другую сторону навстречу своей команде.

5. Веселые носильщики

Команда строится парами в 3 м от средней линии волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу. На линии старта положены три (два) резиновых мяча (набивных весом 1-2 кг). У направляющей пары в руках две гимнастические палки (они держат их как носилки). По сигналу первая пара зажимает двумя палками один мяч и бегом переносит его на линию, расположенную в 3 м за средней линией. Опускает мяч в кольцо, бежит обратно, захватывает второй мяч, несет его на линию, расположенную в 6 м за средней линией. Опускает мяч в кольцо, затем прибегает за последним мячом, несет на лицевую линию, кладет мяч в кольцо, далее бежит вперед и отдает свои палки следующей паре на другой стороне, а следующая пара выполняет тоже самое, но в другую сторону.

Приложение 2.7.

Конспект занятия с родителями

«Тип нервной системы и темперамент как важнейшие факторы поведения ребенка»

Цель: дать родителям представление о типе нервной системы, темпераменте.

Задачи:

  1. Учить пониманию поведения ребенка;
  2. Учить пониманию особенностей ребенка;
  3. Формировать безоценочное отношение к ребенку (оценка действий, а не личности).

Ход занятия.

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами поговорим о ваших детях, о том, как особенности их нервной системы влияют на их поведение, обучение, общение.

- Для начала рассмотрим типы нервной системы.

Известный русский физиолог И.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, исследуя процессы возбуждения и торможения (опирался на результаты наблюдения за животными).

И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).

От сочетания этих компонентов и зависит, какой тип нервной системы есть у человека. Выделяют 4 типа:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип. Реакции возбуждения и торможения легко образуются и трансформируются при смене раздражителя, легкая приспособляемость;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип. Медленное образование реакций возбуждения и торможения;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения. Быстрая реакция возбуждения, в то время как торможение вырабатывается с трудом;

4) слабый тип Слабые реакции возбуждения и торможения.

- Несмотря на слабость нервных процессов, представители слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

- Как вы думаете, как эти знания могут помочь вам в общении и воспитании ваших детей?

Ответы родителей.

- Наверняка каждый из вас слышал о темпераменте, о том, что есть сангвиники, холерики… Давайте разберемся подробнее в этом вопросе.

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).

Сангвинический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

- Необходимо отметить, что тип нервной системы, а значит и темперамент – врожденные качества. На них можно повлиять, например, научив холерика спокойнее реагировать на те или иные ситуации. Но изменить полностью, сделать из слабой нервной системы сильной нельзя. Также хочу заметить, что мы не являемся представителями одного типа темперамента. Как правило, у человека есть ведущий тип темперамента, сочетающийся с каким-то еще.

- Я искренне надеюсь, что наше занятие было для вас интересным и полезным. Надеюсь, что эти знания помогут вам лучше понять своего ребенка и научиться с ним эффективнее взаимодействовать.



Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия №628 Красногвардейского района Санкт – Петербурга

«Александринская гимназия»

Методическая разработка

Интерактивной игры

«Здоровье -залог успешности»

Здоровье гораздо больше зависит

от наших привычек и питания,

чем от врачебного искусства.

Д. Леббок

Проблема формирования здорового образа жизни сегодня является одной из наиболее актуальных, о чем свидетельствует анализ ключевых документов в документах ФГОС второго поколения.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число детей с нервно-психическими расстройствами увеличивается с 5,6 до 16,4%. Помимо наследственности и негативных факторов окружающей среды, ухудшение здоровья школьников связано также с гиподинамией – малоподвижным образом жизни – во время учебных занятий, дома.

Одна из ключевых задач современного образовательного учреждения: создание здоровьесозидающей и здоровьесберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического, социального, психологического, нравственного здоровья на всех этапах обучения в школе.

Предлагаемая нами методическая разработка представляет собой план и материалы Недели Здоровья, ежегодно проводимой в нашей гимназии.

Цель: Пропаганда среди участников образовательного процесса гимназии здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

- способствовать формированию у учащихся навыков ведения здорового образа жизни;

- способствовать развитию и совершенствованию таких качеств, как выносливость, ловкость, сила;

- способствовать определению ценности своего здоровья;

- разъяснение профилактики зависимостей;

- выявление лучших спортсменов школы, привлечение их к участию в    школьных и городских спартакиадах;

повышение работоспособности школьников, продуктивности их обучения.

-  привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся.

- привлечение к сотрудничеству заинтересованные ведомства.

Участники:

  1. Учащиеся 1-11 классов (в спортивных соревнованиях принимают участие дети, не имеющие медицинских противопоказаний на момент проведения Недели Здоровья. Освобожденные учащиеся присутствуют на всех мероприятиях и выступают в качестве зрителей, болельщиков, помощников); педагоги; родители; сотрудники Центра Содействия Укреплению Здоровья Учащихся (педагоги-психологи, валеолог, социальный педагог.);
  2. сотрудники Молодежной Консультации «Ржевка».

Ожидаемые результаты: формирование у участников образовательного процесса основ культуры здоровья и здорового образа жизни; увеличение численности учащихся, занимающихся в кружках и секциях; улучшение физического здоровья учащихся; воспитание негативного отношения к вредным привычкам, создание методических материалов.

Порядок организации и проведения.

За организацию и проведение Недели Здоровья отвечают сотрудники Центра Содействия Укрепления Здоровья (руководитель Центра, валеолог, психолог, социальный педагог) и учителя физической культуры:

  1. Программа Недели здоровья разрабатывается сотрудниками ЦСУЗ совместно с учителями физической культуры;
  2. Учителя физической культуры занимаются подготовкой классных команд для участия в спортивных соревнованиях в рамках программы Недели Здоровья;
  3. Педагог - валеолог разрабатывает материалы для Игры по станциям, проводит уроки здоровья в начальной школе;
  4. Педагог - психолог разрабатывает и проводит уроки для учащихся и их родителей;
  5. Социальный педагог координирует совместную деятельность образовательного учреждения с районной молодежной консультацией.

План проведения мероприятий в рамках общешкольной Недели Здоровья

День

Мероприятие

Участники

Кто проводит

Место проведения

Примечания

1-ый

Линейка. Открытие Недели Здоровья.

1-11 кл.

ЦСУЗ, администрация

Спортзал №1

Фото (презентация)

Проведение подвижных игр на переменах.

1-3 кл.

4 кл.

Рекреации

Фото (презентация)Приложение№1

Уроки Здоровья

1 кл.

Валеолог

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация)Приложение №2

Подготовка плакатов по ЗОЖ

5-9 кл.

Классные руководители

Кабинеты старшей школы

Фото (презентация)

Мероприятие психологами Центра Здоровья

9 кл.

Социальный педагог

Кабинет №

Фото (презентация)

2-ой

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

2 кл.

Валеолог,

6 кл.

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация)

Приложение №3

Первенство по пионерболу

3 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №2

Фото (презентация) Приложение №4

Посещение Молодежной консультации

8 кл.

Социальный педагог

Молодежная Консультация

Волейбол

7 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №1

Фото (презентация) Приложение №4

Занятие с психологом

2 кл.

Психолог

ЦСУЗ

Фото (презентация) Приложение №5

3-ий

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

3 кл.

Валеолог

6 кл.

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация) Приложение №3

Пионербол

4 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №1

Фото (презентация) Приложение №4

Волейбол

9 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №2

Фото (презентация) Приложение №4

Занятие по профилактике зависимостей

10 кл.

Молодежная Консультация

Кабинет №

Фото (презентация)

4-ый

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

1 кл.

Валеолог

6 кл.

Кабинеты начальной школы

Фото (презентация) Приложение №3

«Веселые старты»

1-2 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №1

Фото (презентация) Приложение №6

Первенство по Пионерболу

3 кл.

Учитель физической культуры

Спортзал №2

Фото (презентация) Приложение №4

Занятие с психологом

Родители

Психолог

ЦСУЗ

Фото (презентация) Приложение №7

5-ый

Линейка. Закрытие Недели Здоровья

1-11 кл.

ЦСУЗ, администрация

Спортзал №1

Фото (презентация)

  Приложение 2.1.

Подвижные перемены

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

  1. Подготовить зоны для активного отдыха детей;
  2. Создать банк игр с разным уровнем подвижности для детей;
  3. Научить детей организованно проводить свободное время;
  4. Организовать сотрудничество педагогов и детей.

Порядок организации и проведения

  • Организатором подвижных игр на переменах является педагог - валеолог, проводят классные руководители, дети - помощники (4-е классы).
  • Старший по игре контролирует выполнение правил игры, определяет ее результат, разбирает конфликтные ситуации, если они возникают. Во время игры важно поощрять хорошие поступки детей.

Игры

«Стоп!»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

На одной стороне и в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

«Второй – лишний»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто   оказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями.

Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, - убегающим.

 «Карусель»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом,

А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» - бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по рекреации. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.

Вариант. На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

«Пустое место».

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

«Ручеек»

Спортивный зал, Рекреация, Школьный двор

Правила просты. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало "ручейка" и, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так "ручеек" движется долго, беспрерывно - чем больше участников, тем веселее игра.

Приложение 2.2.

Конспект занятия «Как победить грипп?»

Цель: получение детьми знаний о причинах заболевания гриппом.

Задача: научить детей навыкам профилактики и правилам поведения во время эпидемии гриппа.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята. Тема нашего занятия – грипп. Кто-нибудь из вас знает, что такое грипп? (Заболевание)

- Возбудитель этой опасной болезни, то есть тот, кто её вызывает, - мельчайший микроб – вирус. Своё название болезнь и этот злобный вирус получили от французского слова «gripper», что в переводе означает «схватывать». Начало заболевания действительно похоже на схватку: грипп в буквальном смысле берет человека за горло, проникая в его организм.

- Итак, возбудитель заболевания – вирус.

- Ребята, как можно заразиться гриппом?

Ответы детей.

- Заразиться можно от больного человека. При разговоре, чихании, кашле больной гриппом выделяет в воздух мельчайшие капельки слюны, слизи. А окружающие могут вдохнуть этот заражённый воздух. Такой путь заражения гриппом и другими простудными заболеваниями называется воздушно-капиллярный.

Грипп – инфекционное заболевание, так как он вызывается микробами и является заразной болезнью. Грипп так заразен, что одновременно могут заболеть очень многие люди.

- Как же называется, когда заболевает большое количество людей?

Ответы детей.

- Эпидемия – быстрое распространение инфекции среди населения, поражающее большое количество людей.

- Что же делает разбойник Грипп, попадая в организм человека?

Ответы детей.

 - Вирус гриппа, поселяясь в организме, размножается и выделяет в кровь ядовитые вещества – токсины.

- Ребята, по каким признакам можно определить, что человек заболел?

Ответы детей.

Стихотворение С.Михалкова «Грипп»

- Подчеркните признаки болезни. А ещё слабость, вялость, боли в мышцах – это всё признаки гриппа.

Признаки гриппа

  1. Высокая температура; мышечные боли; головная боль; насморк; кашель; слабость, вялость.

- Вы знаете, какие правила должен выполнять больной?

Ответы детей.

- Сейчас мы поиграем в игру. Я буду читать вам правила поведения больного человека. Если правило верное - хлопайте руками, если правило неверное - топайте ногами.

  1. Если заболел гриппом, пригласи как можно больше друзей и здорово повеселись;
  2. Если заболел гриппом, срочно иди в поликлинику, а по пути зарази как можно больше людей;
  3. Если заболел гриппом, надо вызвать врача на дом;
  4. Если заболел гриппом, надо лечь в постель;
  5. Если заболел гриппом, ешь мороженое;
  6. Если заболел гриппом, принимай лекарства, назначенные врачом;
  7. Если заболел гриппом, пей больше воды, фруктовых соков и другой жидкости, это поможет вывести из организма ядовитые вещества и снизить температуру;
  8. Когда кашляешь и чихаешь, открывай рот пошире, чтобы брызги летели во все стороны;
  9. Если заболел гриппом, отправляйся к другу.

- Все мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если мы ещё не встречались с вирусом гриппа, нужно заняться профилактикой. Профилактика – это меры, которые надо предпринять, чтобы не заболеть.

- Как мы можем помочь себе?

Ответы детей.

- Правильно питаться, кушать больше овощей и фруктов. Во фруктах и овощах есть витамины, а они главные помощники в борьбе с гриппом.

- Какие витамины вы знаете? Какие витамины повышают устойчивость к инфекционным заболеваниям? («С»)

- В каких фруктах и ягодах много витамина С?

Ответы детей.

- Ещё есть у гриппа враг, отгадайте, что это: «Маленький, горький, луку брат?»

(Чеснок)

- Это чеснок, он выделяет особые летучие вещества – фитонциды, которые убивают микробы гриппа.
Во время эпидемии полезно есть чеснок и даже делать из него амулеты.

Ребята, наш урок подошёл к концу, давайте проверим, что вы запомнили о гриппе.

  1. Что такое грипп?
  2. Путь заражения;
  3. Источники заражения;
  4. Эпидемия;
  5. Что делает грипп в организме человека?

В конце занятия детям раздается памятка.

Профилактика гриппа

Памятка

  • Во время эпидемии гриппа старайся как можно меньше бывать в местах массового скопления людей;
  • Если в семье кто-нибудь заболел гриппом, то окружающим желательно носить марлевые повязки, закрывающие рот и нос. Проветривать помещения несколько раз в день;
  • У болеющего гриппом человека должна быть индивидуальная посуда;
  • Чтобы повысить сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, надо принимать витамины;
  • Во время эпидемии ешь чеснок;
  • При появлении признаков болезни лучше не выходить из дома, а вызвать врача.

Приложение 2.3.

Игра по станциям «Вперед к здоровью!»

Цель: привить детям интерес к сохранению здоровья.

Задача: показать, какие жизненные навыки, полезные для здоровья, ребёнок может развить в себе. 

Игрой определены 3 станции:

  1. Полезные привычки;
  2. Здоровое питание;    
  3. Гигиена.

Игру проводят сотрудники ЦСУЗ и ученицы 6 класса.

Вначале проводится построение участников, приветственное слово ведущих, выдача инструкций и заданий, конвертов с надписью: «Баллы здоровья», сбор эмблем по данным темам – названиям станций (задание дано заранее).

Задания оцениваются от 3-х до 5-ти баллов:

  • 5 баллов – красный кружок;
  • 4 балла – зелёный;
  • 3 балла – жёлтый.

I Станция «Полезные привычки»

Задания:

  1. Выбрать из большого количества картинок картинки с полезными привычками;
  2. Выбрать признаки здорового человека (листы формата А4 с определениями: красивый, ловкий, сутулый…);
  3. На доске продолжить предложение: «Здоровье – это…»;
  4. Разгадать кроссворд и определить ключевое слово.

После выполнения всех заданий в конверт дети складывают заработанные баллы здоровья.

Кроссворд:

  1. Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся,

Для здоровья, для порядка людям всем нужна… (Зарядка);

  1. Дождик тёплый и густой, это дождик не простой:

Он без туч, без облаков, целый день идти готов. (Душ);

  1. Хочешь ты побить рекорд,

Так тебе поможет… (Спорт);

  1. Он с тобою и со мною шёл лесными стёжками
    Друг походный за спиною на ремнях с застёжками. (Рюкзак);
  2. Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать
    И поможет здесь сноровка и, конечно… (Тренировка);
  3. Кто пьёт воду весь свой век, это верно… (Человек);
  4. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что… (Съесть);
  5. По дороге едут ноги и бегут два колеса
    У загадки есть ответ: это мой… (Велосипед).

II Станция «Здоровое питание»

  1. Нарисовать полезные продукты, объяснить, почему «вредные продукты вредны»;
  2. Сказать 5 пословиц о здоровом питании;
  3. Загадки:

 Сидит девица в темнице, коса на улице. (морковка)

Маленькое, сдобное, колёсико съедобное. (бублик)

Катится бочка, на ней не сучочка. (яйцо)

  1. Дегустация с закрытыми глазами – отгадать продукт (фрукты, овощи).
  2. Игра «Поварёнок». Задание: найти карточки с продуктами, из которых можно приготовить борщ.

III Станция «Гигиена»

  1. Среди представленных картинок выбрать максимальное количество картинок с предметами личной гигиены;
  2. Придумать сказку о ребёнке, который пренебрегал правилами гигиены;
  3. Сделать коллаж по теме.

Приложение 2.4. 

Первенство по Волейболу

Цель: проведение соревнований по волейболу

Задачи: 1.  Содействие укреплению здоровья учащихся.

2 Привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и ЗОЖ

3 Популяризация и развитие волейбола среди учащихся гимназии.

4 Воспитание здорового социально - активного подрастающего поколения.

5 Определение победителей и призеров соревнований.

Первенство по Пионерболу

Цель: проведение соревнований по волейболу

Задачи:

  1. Привлечение учащихся к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
  2. Пропаганда ЗОЖ
  3. Выявление сильнейших команд в школе.
  4. Улучшение спортивно - массовой работы образовательного учреждения среди младших школьников
  5. Определение победителей и призеров соревнований.

Приложение 2.5.

Конспект занятия

«Основы общения и взаимопонимания как профилактика стрессовых ситуаций»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

  1. Формировать навыки общения;
  2. Развить вербальные и невербальные формы проявления эмоций;
  3. Развивать речь, творческое мышление.

Оборудование:

  1. Карточки с заданиями;
  2. Рисунки клоунов;
  3. Магнитофон, спокойная музыка.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово.

Дети и психолог сидят в кругу.

- Сегодня у нас с вами необычное занятие. Все мы живем в мире людей, постоянно общаемся друг с другом. Иногда ссоримся, обижаемся сами и обижаем других людей. Когда нас не понимают, становится горько и обидно. А всегда ли вы понимаете других? И можно ли жить всегда в мире? Сегодня я предлагаю поговорить о том, как сделать так, чтобы другие люди, взрослые и дети, понимали вас, чтобы общение с другими людьми приносила радость. Работая в кругу, надо соблюдать несколько правил.

Правила:

  1. Один говорит, другие слушают.
  2. Каждый человек имеет право на свое собственное мнение. Чужое мнение надо уважать.
  3. Если вам что-то не нравится, вы с чем-то не согласны, скажите об этом в кругу на занятии. Обсуждение других за пределами круга не допускается.
  1. Содержание занятия.

Начнем разговор с улыбки. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

- Как вы думаете, что нужно для того, чтобы люди понимали друг друга? Всегда ли вы можете сказать то, что хотите?

Высказывания детей.

- Давайте вместе подумаем, как объяснить свои чувства, свое настроение словами другим людям так, чтобы тебя поняли?

Для этого выполните несколько заданий.

Задание 1. Разделитесь на пары и представьте, что хотите познакомиться (попросить о чем-то, поздравить, поблагодарить и т.д.) друг с другом. Пусть каждый из вас познакомится, используя одну из этих фраз (варианты заданий указаны на карточках):

Меня зовут… А тебя как?

Я хочу с тобой познакомиться, меня зовут…

Давай познакомимся. Как тебя зовут?

Хочешь, будем играть вместе? Как тебя зовут? А меня зовут…

Мама, познакомься: это мой друг. Его зовут…

- Трудно ли было выполнять задание? Что было самым трудным?

- Понять друг друга нам помогают не только слова, но и интонации, с которыми мы их произносим. «Спасибо» можно сказать вежливо, с искренней благодарностью, а можно буркнуть себе под нос. Поэтому одни и те же слова воспринимаются по-разному.

Задание 2. Произнеси одну и ту же фразу с разной интонацией:

«Ты молодец!» – с восхищением, с насмешкой.

«Я очень рад за тебя!» - с одобрением, с огорчением.

«Спасибо тебе!» - с благодарностью, с обидой.

- Какие еще фразы можно сказать с разной интонацией?

Задание 3. Как вы понимаете выражение «найти общий язык»?

Высказывания детей.

- Представьте, что вы оказались в стране, язык которой не знаете. Покажите мимикой и жестами:

  • «мне жарко»;
  • «мне холодно»;
  • «я хочу спать»;
  • спроси, который час

Задание 4. Рассмотри рисунки. Дорисуй и раскрась клоунов так, чтобы один из них был веселым, а другой – грустным.

- Какая часть лица помогла вам превратить веселого клоуна в грустного? Какими еще средствами вы выразили радость и грусть на рисунке?

  1. Рефлексия занятия.

- Что нового узнали на занятии?

- Какое упражнение оказалось самым трудным? Самым легким?

- Что оказалось для вас неожиданным?

- Помогут ли знания, полученные на занятии, понимать других людей и общаться без обид?

Приложение 2.6.

Сценарий спортивного праздника «Веселые старты»

Цель: Содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств их личности.

Задачи:

  1. Воспитать потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями
  2.  Учить сознательно применять физические упражнения в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности.

Оформление зала:

Рисунки и плакаты на спортивную тему, шары.

Инвентарь и оборудование:

Обручи большие и малые, кегли, стойки металлические, скамейки гимнастические, скакалки, мячи набивные, обручи.

Составы команд:

В каждой команде по 12-16 человек.

Судейство или определение победителей:

Судейство осуществляется судейской бригадой, 2-4 человека на линии, 2 человека следят за правильностью выполнения заданий, 1-2 человека судьи секретари, главный судья соревнований.

Программа соревнований «Веселые старты».

Все команды выстраиваются в колонну по два за спортивной площадкой. Каждую команду возглавляет капитан, несущий транспарант с указанием названия команды и эмблемы.  Участники праздники под музыку четким шагом следуют по всему периметру зала на отведенные места.

Капитаны, дойдя до своих мест, останавливаются, продолжая шаг на месте до команды «Стой!», которая подается, когда последняя команда, дойдя до своего места, останавливается. По этой же команде выключается музыкальное сопровождение. После команды «Налево, направо - равнение на середину!» происходит поднимание флага под музыку. Затем команды покидают праздничную линейку, готовясь к главным эстафетам - конкурсам.

Парад закрытия праздника проводится после окончания соревнований, но перед тем, как спустить флаг, награждаются команды - победители. После спуска флага под аплодисменты участников и зрителей команда, занявшая первое место, с наградами совершает круг почета и уходит с площадки, а за ней все остальные в порядке занятых мест.

Встречные эстафеты.

1. Переправа.

Команда строится в колонну по одному за лицевой линией волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу. Перед командой на лицевой линии лежат два больших обруча. По сигналу направляющий начинает переправу, переставляя обручи один после другого, выставляя обруч вперед, игрок наступает в обруч, поворачивается, берет другой обруч, кладет его впереди себя и перебирается в него. Таким образом переправляясь до конечной отметки, т.е. до своей команды на другой стороне.  Следующий участник выполняет тоже самое в другую сторону навстречу своей команде. Эстафета заканчивается, когда все участники команды выполнят переправу, и последний игрок пересечет финишную линию.

2. Конкурс капитанов

Капитаны строятся перед лицевой линией, на которой лежат скакалки. По сигналу оба капитана берут скакалки и начинают прыгать с продвижением вперед, таким образом, им надо пропрыгать до конца зала, там пересечь финишную линию, отбросить скакалки в сторону и бегом возвращаться назад. Кто первым пересечет финишную линию, тот и победил.

3. Лабиринт

Команды строятся в колонну по одному, волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу по сигналу участник начинает бежать. Добегая до «Лабиринта», это несколько обручей, выставленных подряд, участнику надо пролезть сквозь все обручи и после передать эстафету следующему участнику, следующий участник выполняет тоже самое в другую сторону навстречу своей команде, таким образом должны сделать все участники команды.

4. Летающий обруч

Команды строятся на линию старта в колонну по одному, волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу по сигналу участник начинает бежать. В руках у первого игрока малый обруч, перед ним стоят несколько кегель, их надо оббежать «змейкой», дальше остановившись у последней кегли надо бросить обруч следующему участнику команды. Следующий участник ловит обруч и начинает выполнять тоже самое, но в другую сторону навстречу своей команде.

5. Веселые носильщики

Команда строится парами в 3 м от средней линии волейбольной площадки с двух сторон зала лицом друг к другу. На линии старта положены три (два) резиновых мяча (набивных весом 1-2 кг). У направляющей пары в руках две гимнастические палки (они держат их как носилки). По сигналу первая пара зажимает двумя палками один мяч и бегом переносит его на линию, расположенную в 3 м за средней линией. Опускает мяч в кольцо, бежит обратно, захватывает второй мяч, несет его на линию, расположенную в 6 м за средней линией. Опускает мяч в кольцо, затем прибегает за последним мячом, несет на лицевую линию, кладет мяч в кольцо, далее бежит вперед и отдает свои палки следующей паре на другой стороне, а следующая пара выполняет тоже самое, но в другую сторону.

Приложение 2.7.

Конспект занятия с родителями

«Тип нервной системы и темперамент как важнейшие факторы поведения ребенка»

Цель: дать родителям представление о типе нервной системы, темпераменте.

Задачи:

  1. Учить пониманию поведения ребенка;
  2. Учить пониманию особенностей ребенка;
  3. Формировать безоценочное отношение к ребенку (оценка действий, а не личности).

Ход занятия.

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами поговорим о ваших детях, о том, как особенности их нервной системы влияют на их поведение, обучение, общение.

- Для начала рассмотрим типы нервной системы.

Известный русский физиолог И.П.Павлов выделил 4 типа нервной системы, исследуя процессы возбуждения и торможения (опирался на результаты наблюдения за животными).

И. П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки).

От сочетания этих компонентов и зависит, какой тип нервной системы есть у человека. Выделяют 4 типа:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип. Реакции возбуждения и торможения легко образуются и трансформируются при смене раздражителя, легкая приспособляемость;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип. Медленное образование реакций возбуждения и торможения;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения. Быстрая реакция возбуждения, в то время как торможение вырабатывается с трудом;

4) слабый тип Слабые реакции возбуждения и торможения.

- Несмотря на слабость нервных процессов, представители слабого типа, вырабатывая свой индивидуальный стиль, могут добиться больших достижений в учении, труде и творческой деятельности, тем более что слабая нервная система высокочувствительная нервная система.

- Как вы думаете, как эти знания могут помочь вам в общении и воспитании ваших детей?

Ответы родителей.

- Наверняка каждый из вас слышал о темпераменте, о том, что есть сангвиники, холерики… Давайте разберемся подробнее в этом вопросе.

И. П. Павлов соотнёс выделенные им типы нервных систем с психологическими типами темпераментов и обнаружил их полное сходство. Таким образом, темперамент есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведения человека. В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

1) сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по И. П. Павлову — сангвинический темперамент;

2) сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный», по И. П. Павлову — флегматический темперамент;

3) сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения («безудержный» тип, по И. П. Павлову — холерический темперамент);

4) слабый тип («слабый», по И. П. Павлову — меланхолический темперамент).

Сангвинический темперамент. Представитель этого типа — живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив, легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Очень склонен к коллективу, легко устанавливает контакты, общителен, доброжелательный, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.

Флегматический темперамент. Представитель этого типа медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Как правило, доводит начатое дело до конца. Все психические процессы у флегматика протекают замедленно. Эта медлительность может мешать ему в учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает он обычно на долго, основательно и прочно.

В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи.

Холерический темперамент. Представители этого типа отличаются быстротой (иногда лихорадочной быстротой) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко сказывается в его деятельности: он с увлечением и даже страстью берётся за дело, проявляет инициативу, работает с подъёмом. Но запас нервной энергии у него может быстро истощиться в процессе работы, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения, и тогда может наступить охлаждение, подъём и воодушевление исчезают, настроение резко падает. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому темпераменту, ярко проявляется в общении с людьми, с которыми холерик допускает резкость, вспыльчивость, раздражимость, эмоциональную сдержанность (что часто не даёт ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве порой создает конфликтные ситуации в коллективе.

Меланхолический темперамент. У представителей этого темперамента психические процессы протекают замедленно, люди с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а за тем и прекращение её. Они быстро утомляются. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. Эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются в них слабо.

Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.

- Необходимо отметить, что тип нервной системы, а значит и темперамент – врожденные качества. На них можно повлиять, например, научив холерика спокойнее реагировать на те или иные ситуации. Но изменить полностью, сделать из слабой нервной системы сильной нельзя. Также хочу заметить, что мы не являемся представителями одного типа темперамента. Как правило, у человека есть ведущий тип темперамента, сочетающийся с каким-то еще.

- Я искренне надеюсь, что наше занятие было для вас интересным и полезным. Надеюсь, что эти знания помогут вам лучше понять своего ребенка и научиться с ним эффективнее взаимодействовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Интерактивный музей"

Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...

Методическая разработка "Интерактивный музей"

Данная методическая разработка представляет собой описание используемой на занятии ИЗО формы обучения «Интерактивный музей». В работе рассматриваются принципы интерактивного обучения вообще, и о...

Методическая разработка "Правильное питание - залог здоровья"

В этом файле Вы сможете ознакомиться с основными принципами здорового питания ; со способами приготовления пищи ; со структурой потребления,свойствами,составом и вкусом пищи;переход на здоровое питани...

Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"

Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...

Методическая разработка "Интерактивная игра по теме «Стражи из камня» (программа "Удивительный Петербург")

Электронный ресурс "Поле чудес":   интерактивная игра по теме "Стражи из камня"...

Методическая разработка интерактивной игры «СВОЯ ИГРА. ПАВЛОВСК» для краеведческого конкурса «Я – павловчанин»

Организация и проведение конкурсов  с использованием игровых технологий наиболее эффективный способ активизации мыслительного процесса школьников.        «Игра ...

Методическая разработка интерактивной игры "Полет над Нижним"

Интерактивная игра «Полет над Нижним».Игра рассчитана на младший школьный возраст. Проводилась в рамках празднования 300-летия Нижегородской губернии в начальных классах гимназии. Текст экскурсии и пр...