Социализация личности учащихся
методическая разработка по теме

Латынина Людмила Васильевна

Опыт работы социального педагога школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _opyt_raspech.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области»

Информация об опыте

Условия возникновения опыта

Происходящие в нашей стране экономические, политические и социальные условия в последние годы, резко обострились социальные противоречия. Среди которых можно выделить следующие:

  • противоречие между потребностью в интеграции усилий школы и общества для обеспечения преемственности положительного общественного опыта поколений и фактической неподготовленностью общества к позитивной социализации подростков;
  •  между необходимостью развития личностно ориентированных социальных служб, способствующих саморазвитию и дефицитом средств и технологий реализации личностного подхода;
  • противоречие между объективным воспитательным потенциалом школы, семьи и его невостребованностью в действующих государственных  структурах, не сориентированных на полноценное использование этих возможностей в социальном воспитании.

В ходе деятельности социально – педагогической службы выявлены следующие проблемы:

  • Неустойчивое отношение несовершеннолетних старшего звена к обществу в целом.
  • Присутствие агрессии, недостаточный уровень развития навыков общения, самореализации и самооценки поступков, учащихся среднего звена.
  • Недостаточный уровень вовлечения родителей в педагогическую среду.

Актуальность опыта

Важнейшим фактором успешного предупреждения и преодоления противоречий, проблем является формирование комплекса социальных знаний и умений у учащихся школ, ориентации  личности,  индивидуальности, раскрытие сущностных сил ребёнка, оказание ему комплексной социально-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самое главное, в осознании себя субъектом собственной жизни.  На это и направлена моя работа.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта строится на социализации личности учащихся. Работа строится на основании Законов, Приказов и писем Министерства образования и науки, приказов Управления образования администрации Чернянского район, а также согласно индивидуальному плану работы, выводов, проблем, поставленных задач за предыдущие годы утверждённых администрацией школы. Есть отдельный рабочий кабинет, компьютер. Имеется в наличии карта- схема микрорайона школы, социальный паспорт микрорайона, банк данных учащихся по статусам; планирующая и отчётная документация; журнал учёта индивидуальных консультаций, обращений, журнал учёта групповых форм работы; методическая литература, информационные стенды, правовой уголок.

Длительность работы над опытом

Длительность работы над опытом 4 года.

Теоретическая база опыта

Деятельность имела цели и ориентиры:

         - обеспечить учащимся социально-педагогическую поддержку, заботу, содействовать детям группы социального риска в выборе оптимального варианта обучения;

         - достичь уровня мотивации социально-полезной деятельности, при котором будут практически исключены какие-либо правонарушения или преступления со стороны учащихся;

  • способствовать развитию учащихся на основе общечеловеческих ценностей проявляющихся в межличностных отношениях.

Технология опыта

В соответствии с темой социализация личности учащихся  приоритетными являются задачи:

  1. Исследование социокультурной ситуации развития детей и подростков в микрорайоне.
  2. Исследование социально – педагогического потенциала на уровне школы.
  3. Выстраивание содержания и технологии деятельности, направленных на преодоление различных типов барьеров учения школьника.
  4. Оказание помощи и поддержки учащимся, имеющим проблемы в развитии, обучении, воспитании и самореализации.
  5. Общая социально – педагогическая диагностика контингента учащихся школы.
  6. Вовлечения родителей в педагогическую среду.

Условно выделяю три группы задач, решаемых человеком на каждом возрастном этапе: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические.

Естественно – культурные задачи – достижение определённого уровня физического и сексуального развития.

Социально – культурные задачи – познавательные, морально-нравственные, ценность-смысловые – специфичные для каждого возрастного этапа в конкретном социуме в определённый период его истории.

Социально – психологические задачи - это становление самосознания личности, её самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализация и самоутверждение, которые на каждом возрастном этапе имеют специфические содержания и способы их решения.

Самосознание личности можно рассматривать как достижение личностью в каждом возрасте определённой меры самопознания, наличие относительно целостной Я-концепции и определённого уровня самоуважения и меры само принятия. Так, перед подростком стоит задача познания тех компонентов своего Я, которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, а перед юношей – тех, от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире.

   Самоопределение личности предполагает нахождение личностью  определённой позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности и выработку планов на различные отрезки будущей жизни. Так, в младшем школьном возрасте ребёнку необходимо найти индивидуально приемлемую и социально одобряемую позицию в новой социальной ситуации – ситуации поступления в школу. Он должен определить отношения со сверстниками и взрослыми, перестроить в связи с этим уже имеющиеся у него системы отношений. В подростковом возрасте особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола, что дополняет ранней юности определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола.

Что же касается определения планов на различные отрезки будущей жизни. То, во-первых, речь идёт о решении задач ближайшего будущего (например, если в среде сверстников считается престижным иметь определённый интерес и реализовывать его в какой-либо деятельности, то встает задача, как можно быстрее найти такой интерес и способы его реализации). Во-вторых, речь идёт о решении задач более отдалённого будущего: выбор профессии (он может неоднократно меняться), определение стиля будущей жизни. Уже подростки нередко представляют себе, где и как они будут путешествовать, став взрослыми, а юноши имеют представления о своём будущем жилище, свободном времяпровождении.

Самореализация предполагает удовлетворяющую человека реализацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и (или) взаимоотношений. При этом необходимо, чтобы успешность реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами. Самореализация может иметь разнообразные формы. Они могут быть социально ценными, социально полезными, социально приемлемыми, а также асоциальными и антисоциальными.

Самоутверждение-достижение человеком субъективной удовлетворённости результатом и (или) процессом самореализации.                                                                                                                                

Возрастные задачи-объективны. Для решения задач человек ставит (или не ставит) перед собой цели, достижение которых ведет к их решению. В зависимости от того, насколько полно и адекватно осознаны или прочувствованы задачи, и от ряда других обстоятельств цели человека могут быть более или менее адекватны возрастным задачам.

Выдвигаемые цели могут более или менее соответствовать личностным ресурсам, необходимым для их достижения.

Например, подросток, решая задачу естественно-культурного – соответствовать образу мужчины, ставит перед собой цель значительно увеличить свою мускульную силу, что в принципе вполне реально. Другой вариант: старшеклассник для решения задачи самоутверждения может ставить перед собой цель добиться того, чтобы  его переживания были приняты окружающими по их субъективной значимости для него самого, а не по степени значимости в реальной жизни, что в принципе недостижимо.

Важно отметить, что человек осознанно или неосознанно определяет реальность и успешность достижения тех или иных целей. Это позволяет ему, обнаружив расхождение между своими запросами (целями) и объективными возможностями их реализации (достижения цели), определённым образом реагировать на это. Человек может изменить цели, искать более реальные пути их достижения, наконец, само изменяться.

Решение задач всех трёх названных групп является объективной необходимостью для развития человека. Если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешёнными на том или ином возрастном этапе, то это делает социализацию человека неполной. Возможен и такой случай, когда та или иная задача, нерешённая в определённом возрасте, внешне не сказывается на социализации человека, но через определённый период времени (иногда довольно значительный) она «всплывает», что приводит к якобы немотивированным  поступкам и решениям, к дефектам социализации.

В целом надо заметить, что в той степени, насколько человек активен в решении объективных задач, является творцом своей жизни, ибо сам ставит перед собой те или иные цели, настолько он может рассматриваться как субъект социализации.

Отклонения в поведении – поступки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные нормы, обычаи и традиции.

Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо, прежде всего, познакомить их с этими нормами.

Далее вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях.

У детей с отклонением в поведении нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения - одно из важных направлений их социализации. Следует учитывать, что отчуждённость подростков часто возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооценки, важно воспитывать у них чувство собственного достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу, поверить в них, в воспитательной работе с ними опираться на положительные качества их личности.

В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются её цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. При этом важно учитывать, что дети, подростки с отклонениями в поведении часто имеют различные психологические отклонения, у них наблюдается задержка интеллектуального развития. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.

В чем выражается педагогическая поддержка трудного подростка? В помощи трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.

Эти задачи можно решить при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей  и самооценки подростка. С целью социализации подростка организуются разнообразные дела, например участие в конкурсах, изготовление поделок; участие в ремонте мебели школы.

В соответствии с поставленными задачами проводятся профилактические мероприятия:

  • Выполняю активное сотрудничество с учительским коллективом
  • в работе педагогических советов, психолого–педагогических консилиумов, заседаниях совета профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди обучающихся детей, совещаниях при директоре,
  • при проведении классных часов, воспитательных мероприятий, рейдов по микрорайону школы в вечернее время, экскурсий, волонтёрской работе, работе с детьми, пропускающими занятия без уважительной причины, трудовых десантах по облагораживанию территории школьного двора и территории школы.  
  • Сотрудничество с родителями
  •  Участие в рейдовых мероприятиях по проверке занятости учащихся в вечернее время, работа в заседаниях совета по профилактике правонарушений, воспитательных мероприятиях с детьми.
  • Сотрудничество со службами
  • Основные профилактические мероприятия – участие в работе КДН и ЗП, посещение проблемных семей, рейдовые мероприятия по проверке занятости учащихся в вечернее время, заседания совета по профилактике правонарушений, индивидуальная и групповая работа с учащимися.
  • Работа с учащимися
  • Индивидуальная работа, консультационная работа с учащимися школы по проблемам, учёт посещаемости, профилактическая работа, диагностическая работа, коррекционно-развивающая  и реабилитационная работа.

Считаю, что уровень социального развития подростков определяют показатели:

       наличие положительно ориентированных жизненных планов и профессиональных намерений;

       степень сознательности и дисциплинированности по отношению к учебной деятельности;

       развитие полезных знаний, навыков, умений;

       разнообразие и глубина полезных интересов (спортивных, трудовых, технических, творческих и т. д.);

       адекватное отношение к педагогическим воздействиям, оказываемым взрослыми;

       коллективистские проявления, способность считаться с коллективными интересами, уважать нормы коллективной жизни;

       способность критически, в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки окружающих, друзей, сверстников, одноклассников;

       самокритичность, наличие навыков самоанализа;

       внимательное, чуткое отношение к окружающим, способность к сопереживанию, эмпатии;

       волевые качества: невосприимчивость к дурному влиянию, способность самостоятельно принимать решения и преодолевать трудности при их выполнении;

       внешняя культура поведения (подтянутый внешний вид, аккуратность, культура речи, вежливость);

       преодоление и отказ от дурных привычек и форм асоциального поведения (употребление алкоголя, курение, употребление нецензурных выражений).

В работе применяю критерии, по которым выделяются различные уровни социального развития:

       степень включённости несовершеннолетнего в трудовую деятельность (степень усвоения определённых профессиональных знаний, навыков, социальных ролей, а также выполняемые социальные роли и социальный статус, занимаемый личностью в системе общественных отношений);

        основные способы социализации, т.е. иными словами, опосредствованные ведущей деятельностью взаимоотношения с окружающими, определяющие социальное развитие личности на данном возрастном этапе;

       социально-психологические механизмы социализации, оказывающие преобладающее воздействие на данной стадии социального развития;

       уровень развития самосознания личности и степени проявления субъективно-активного начала как по отношению к своему ближайшему окружению, так и по отношению к себе как объекту и субъекту.

 Социализация - развитие и само изменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в том, что в её процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Ведущая педагогическая идея – социализация, развитие жизненных навыков, социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни.

Воспитание – важнейшая функция любого общества, процесс социальный, складывающийся из целенаправленных влияний на поведение и деятельность человека всех воспитательных институтов общества, воздействия среды (как необходимого условия становления и развития личности) и активности самой личности как субъекта этого процесса.

Социальная микросреда является, с одной стороны, одним из важнейших факторов, ускоряющим процесс самореализации личности, с другой – необходимым условием успешного развития этого процесса.

Общественное социальное воспитание – педагогически ориентированная и целенаправленная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество, в целях формирования личности, адекватной требованиям общества и в определённой мере опережающей его развитие.

«Социальное формирование», как известно, одно из самых широких понятий, характеризующих становление личности. Это процесс и результат всех социальных воздействий на ребёнка: целенаправленных и стихийных, позитивных и негативных. Шире только понятие «развитие», ибо, включая весь спектр социальных воздействий на ребёнка, оно также содержит и воздействие врождённых и наследственных качеств на становление личности, особенности её саморазвития. По сравнению с понятием «социальное формирование» собственно «воспитание» уже.

Социализация – процесс усвоения индивидом социального опыта, предполагающий включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обуславливается разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими и психологическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по формированию личности, что означает собственно «воспитание»; влияние среды и непосредственного ближайшего окружения личности; активность личности, проявляющуюся в избирательном отношении к ближайшему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитании и саморегулировании поведения.

Основной целью социального воспитания является содействие развитию человека как личности, реализации его способностей и возможностей в обществе.

При определении целей общественного (социального) воспитания всестороннее развитие личности рассматривается как цель, идеал, достижение которого в системе общественного воспитания осуществляется специфическими путями и средствами.

В структуре конкретных целей, в содержании социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия – общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма активизации самой личности, её творческого потенциала на благо общества.

Направленность развития личности должна быть задана в общем виде, чтобы не препятствовать индивидуальной вариативности. Задача, таким образом, состоит в создании необходимых и достаточных условий для обеспечения развития личностно-смысловой сферы человека и его индивидуально-психологического здоровья.

Общественное (социальное) воспитание осуществляется в различных сферах микросреды, в которой развивается личность. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общественного воспитания отдельных его областей как самостоятельных в силу их специфики (в том числе – семейного воспитания).

Для каждого из этих областей характерна определённая расстановка воспитательных институтов, специфические возрастные особенности, проявляющейся в определённых психологических новообразованиях, в соответствующей возрасту разнообразной деятельности, в формирующем влиянии того или иного института социализации.

Система социального воспитания предполагает непрерывную, педагогически целесообразную организацию воспитательного процесса, с учётом специфики социальной ситуации развития личности и её психологической позиции на всех возрастных этапах: раннее детство, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник.  В разных сферах микросреды. Там где развивается личность. В семье, детском саду, классе, школе, квартале, клубе, любительском объединении. С участием всех субъектов воспитания от ребёнка до родителей, педагогов, различных профессионально-воспитательных учреждений, социальных педагогов, представителей общественности.

Особые условия и возможности для социального воспитания заложены в микросреде, окружающей детей вне официальных, государственно учреждённых институтов воспитания и особенно в наиболее стабильном её звене – семейно - бытовой микросреде с её  ближайшим окружением (социокультурной среде по месту жительства). Она характеризуется отсутствием жёстких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, не регламентированной структуры, свободой входа и выхода из неё на добровольных началах, выбора видов и характера деятельности; широким диапазоном и многообразием форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с родителями, с другими взрослыми, с детьми разного возраста. Пространство в социокультурной среде по месту жительства включает детей раннего возраста в определённые социальные отношения, в том числе семейно-соседскую общность; способствует реализации на различных возрастных этапах потребностей в общении, познании окружающей действительности, в самоутверждении, самоопределении, развитии творческих начал. В то же время это пространство постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определённая стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций.

Комплекс социальных знаний и умений учащихся присутствует при создании условий и стимулировании развития человека, его социального становления с использованием всех социальных влияний и воздействий.

Социальное воспитание создает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения).

Задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами успешной социализированности, что предполагает баланс адаптации человека в обществе и обособления в нем.   

             

Оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализую следующие функции.

Аналитико-диагностическая функция:

 Изучаю, реально оцениваю особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребёнка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяю и анализирую социальные факторы, их направленность и влияние на личность;

  Выявляю достоинства личности ребёнка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности;

  Ставлю «социальный диагноз», изучаю и реально оцениваю особенности деятельности и обучения ребёнка;

  Устанавливаю причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семей;

  Содействую выявлению особо одарённых детей;

  Выявляю детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.

Прогностическая функция:

На основе анализа социальной и педагогической ситуации программирую и прогнозирую процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказываю помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяю перспективы развития личности в процессе социализации;          планирую собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности.

Организационно-коммуникативная функция:

Способствую включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты, сосредотачиваю информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживаю контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;

формирую демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;

строю взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.

Коррекционная функция:

Осуществляю коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;

Усиливаю или фокусирую позитивные влияния и нейтрализую или переключаю негативные влияния;

Осуществляю коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребёнка в коллективе, группе сверстников, помогаю избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.

Координационно-организационная функция:

Организую социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде влияю на разумную организацию досуга;

Включаю в различные виды воспитывающей деятельности с учётом психолого-педагогических требований;

Организую коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;

Взаимодействую с органами социальной защиты и помощи;

Выступаю в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам:

Оказываю квалифицированную социально-педагогическую помощь детям в самореализации, само реабилитации, саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации;

Устанавливаю доверительные отношения с ребёнком.

Охранно-защитная функция:

Использую комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и  интересов детей, подростков;

Применяю меры государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;

Взаимодействую с органами социальной защиты и помощи, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Психотерапевтическая функция:

Забота о душевном равновесии ребёнка, о его чувствах, переживаниях;

Устанавливаю доверительные отношения с ребёнком, подростком, взрослым;

Оказываю вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребёнка;

Оказываю помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;

Оказываю содействие в изменении отношения человека к жизни, социальному окружению, самому себе;

Организую ребёнку ситуацию успеха.

Социально-профилактическая функция:

Организую систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося поведения и преступного поведения детей и подростков;

Влияю на формирование нравственно-правовой устойчивости;

Организую систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказываю социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.

Основные профилактические мероприятия – сотрудничество с родителями, рейдовые мероприятия по проверке занятости учащихся в вечернее время, заседания совета по профилактике правонарушений, совместная деятельность и единые требования педагогического коллектива, индивидуальная и групповая работа с учащимися.

Реабилитационная функция:

Организую систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке; испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.

Для реализации проблемы выстроила схему деятельности:

Работа в школьном коллективе

- участие в мероприятиях по воспитанию, образованию;

- выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных  ситуаций;

- помощь в их устранении;

Работа с семьей

-изучение интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений;

- помощь в преодолении негативных явлений в семье;

- работа по сохранению положительного опыта  воспитания;

Работа в социуме

- составление карты-схемы микрорайона;

- изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала;

Работа с трудновоспитуемыми детьми

- изучение психолого-возрастных особенностей детей, условия их жизни;

- изучение и устранение негативных влияний;

- привлечение к воспитанию общественности;

работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания – предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении ребёнка или подростка;                            

Предупредительно-профилактическая деятельность 

- организация работы в тесном контакте с инспекцией по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, с органами опеки и попечительства;

- использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций;

Охранно-защитная деятельность

- организация правовой информированности детей;

- проведение бесед правовых знаний;

 Диагностика деятельности

- организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, собеседований;

Организационная деятельность

- организация содержательного досуга учащихся через систему дополнительного образования;

- помощь в организации каникулярного отдыха детей;

- профориентационная, просветительская работа.

В практической деятельности оказаны различные виды помощи детям:

- социально-информационная помощь, направленная на обеспечение    детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;

- социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребёнка, правовая помощь детям по жилищным вопросам;

- социально-реабилитационная помощь, направление детей по необходимости в Чернянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

- социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих под опекой, в семьях группы риска;

- социально-экономическая помощь, направленная на оказание адресной помощи детям, единовременных выплат;

- социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, где развивается ребёнок, устранение негативных явлений дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими;

- социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для воспитания детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность.                                                                                                                              

       


Результативность опыта

Владею и творчески применяю в работе знания нормативно – правовой базы, информационно компьютерными технологиями. Имею свой мини сайт в социальной сети работников образования, публикации во всероссийском интернет педсовете. В 2011 году участвовала в областной научно практической конференции: «Имидж субъектов антинаркотической политики в Белгородской области» города Белгород. В 2011 году принимала участие в 8 часовом обучающем мастер-классе Резниченко И. М., к. п. н., доцента кафедры коррекционной педагогики и психологии «Психокоррекционные технологии здоровье сбережения в современном информационном пространстве» ГОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов». Приняла участие в 2013 году в межрайонном семинаре по проблеме «Технологические аспекты развития обучающихся в вариативной среде сельской малочисленной школы». В 2008 — 2009, 2010 - 2011 учебных годах являлась победителем в номинациях внутри школьного конкурса: «Золотой росток». В 2011 году награждена почётной грамотой главы администрации района.

Активна в профессиональной деятельности работала в

творческой группе по разработке программы деятельности социального педагога по предупреждению детской агрессии в образовательных учреждениях района.

 Участвовала в работе РМО, МО, секциях.

№ п/п

Месяц

Год

Уровень мероприятия

Тема

октябрь

2010

Районное методическое объединение социальных педагогов. Практическое занятие с группой учащихся.

Особенности первичной профилактики ПАВ (Латынина Л.В., практическое занятие)

январь

2011

Районное методическое объединение социальных педагогов.

Жестокое обращение с ребёнком в семье: последствия для личностного развития (Латынина Л. В.)

декабрь

 2011

Районное методическое объединение социальных педагогов

Информация об участии в областной научно-практической конференции «Имидж субъектов антинаркотической политики в Белгородской области» (Латынина Л.В.)

апрель

2012

Районное методическое объединение социальных педагогов

Выставка практических рекомендаций, памяток, буклетов по профилактической деятельности в ОУ. (Все социальные педагоги)

декабрь

2012

Районное методическое объединение социальных педагогов

Занятие:  «Школьная жизнь и закон». Латынина Людмила Васильевна,  МБОУ «СОШ № 4»  

декабрь

2013

Районное методическое объединение социальных педагогов

«Работа социального педагога с семьями детей, обучающимися по специальной коррекционной программе. Презентация опыта».  Латынина Л. В.

декабрь

2013

МежМО классных руководителей 5-11 классов

Выступление по проблеме: «Организация деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений и других негативных проявлений в подростковой среде». Латынина Л. В.

Школа является социально культурным центром микрорайона. Для продуктивности деятельности мною исследован микрорайон школы, имеется полная картина социума. На территории образовательного учреждения расположены: жилой сектор, транспортные магистрали, торговые предприятия, в том числе реализующие вино – водочную продукцию, лесной массив, река, строительные объекты, объекты социального и  культурно массового назначения (кафе, бары, ДК). В моём рабочем кабинете имеется  самодельная карта- схема микрорайона школы, социальный паспорт микрорайона, банк данных учащихся по статусам; планирующая и отчётная документация; журнал учёта индивидуальных консультаций, обращений, журнал учёта групповых форм работы; методическая литература, информационные стенды, правовой уголок.

Работая, по проблеме «Социализация личности учащихся», обеспечено:

комплекс социальных знаний и умений, необходимых для самопознания, сформировано нормативное социальное поведение, оптимальное выстраивание своих отношений с окружающими, позволяющих функционировать в качестве члена общества.

Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения; среди учащихся школы  снижено количество:

  • детей, состоящих на учёте в милиции, привлекающихся к административной и уголовной ответственности, состоящих на внутри школьном контроле,
  • неблагополучных семей;

Учебный год

Количество  под учётных детей

Количество  под учётных семей

2008-2009

9

4

2009-2010

2

4

2010-2011

1

4

2011-2012

0

4

2012-2013

2

3

Социально-педагогическая коррекция поведения подопечных и их социальных связей;

Программирование деятельности, адекватной возможностям ребёнка;

Организация взаимодействия социальных институтов в решении наиболее острых социально-педагогических проблем;

Реализация благоприятной образовательной среды.

В практической деятельности оказаны различные виды помощи детям:

- социально-информационная помощь, направленная на обеспечение    детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки;

- социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребёнка, правовая помощь детям по жилищным вопросам;

- социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание услуг детям в Чернянском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних с приютом;

- социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих под опекой, в семьях группы риска;

- социально-экономическая помощь, направленная на оказание адресной помощи детям, единовременных выплат;

- социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, где развивается ребёнок, устранение негативных явлений дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими;

- социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для воспитания детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность.    

                                                                                                                             

     Основное направление в моей деятельности: «Социализация личности учащихся». В этом направлении выполнена работа, подведён итог, проведён мониторинг по видам деятельности за 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные года.

 Динамика работы

Направление деятельности

2010 — 2011 уч. год

2011— 2012 уч. год

2012— 2013 уч. год

Консультаций всего

496

559

536

учащихся начальной школы

68

65

25

учащихся средней школы

183

165

230

учащихся старшей школы

59

117

104

родителей

82

71

89

учителей

104

41

88

Посещено семей всего

78

61

54

на опеке

18

10

6

семьи учащихся, состоящих на контроле в школе

2

25

25

на учёте в ОВД ПДН

4

они же 25

они же 25

по проблемам

42

22

23

дети в которых не обучаются в нашей школе, но числятся по микрорайону школы

12

4

4

К сотрудничеству в совместном посещении семей привлекались представители служб района

32

34

14

Сотрудничество со службами

88

70

20

Выступлений всего

39

25

23

групповые беседы с детьми

28

15

13

Перед родителями

9

9

9

учителями

2

1

1

на РМО социальных педагогов

0

-

1

на РМО классных руководителей

0

-

-

Педагогическом совете

0

-

1

Коррекционных занятий всего

37

34

106

индивидуальных с учащимися, состоящими на контроле в школе

28

28

72

открытых на РМО для социальных педагогов

1

-

1

групповых

6

4

13

родителей

2

2

20

Обращений всего

192

193

123

учащихся

42

40

26

родители

34

37

42

учителя, классные руководители

104

102

46

персонал школы

4

4

2

службы

8

8

7

Зафиксированных правонарушений среди учащихся

0

0

0

Преступлений, статьи УК

0

0

0

На учёте в ОМВД

1

0

3

На внутри школьном контроле (на конец учебного года)

1

1

4

Через внутри школьный контроль проведено за год

2

1

4

Неблагополучных семей

1

3

3

Временно проживали в социально – реабилитационный Центре

1

1

1

Рейдовые мероприятия в вечернее время

20

20

21

Заседаний совета профилактики

4

4

5

Акции

-

2

2

Среди учащихся школы за последние четыре года нет зафиксированных правонарушителей, совершивших преступления, статьи УК.

Библиографический список

Сегодня проблему социализации изучают. Социальная педагогика как область науки делает свои первые шаги, но её истоки можно найти в трудах многих отечественных педагогов, психологов. Особенно бурно социальная педагогика как наука стала развиваться в последние десятилетия. Так, работая, по формированию комплекса социальных знаний учащихся я основываюсь на опыте: И. Н. Андреевой, С. А. Беличевой, В. Г. Бочаровой,                      Ю. В. Васильевой, М. А. Галагузовой, С. И. Григорьевой, Л. Д. Деминой,   В. И. Загвязинского, И. А. Зимней, С. Д. Маврина, И. А. Мавриной, А. В. Мудрика, Л. Я. Олиференко, В. Д. Семенова, В. А. Сластенина и других. Учёные по-разному трактуют концепции социализации, придерживаясь в основном двух подходов, которые расходятся в понимании роли самого человека в процессе социализации (следует заметить, что такое разделение условно).

 В центре внимания философов, писателей всегда был вопрос о том, каким образом человек становится компетентным членом общества. Проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи и др. До 60-х годов под социализацией учёные понимали развитие человека в детстве, отрочестве и юности. В последние десятилетия изучение социализации распространилось на взрослость, и даже старость.

   

Социальный педагог: Латынина Людмила Васильевна

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Авторская программа воспитательной работы по развитию и социализации личности учащихся«Мир наших «Я» 5-9 класс на 2010 - 2015

Программа «Мир наших «Я» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  к структуре основной образовательной прог...

Социализация личности учащихся основной школы

Материал об исследовании социализации ребенка в школе....

Социализация личности учащихся основной школы в условиях

Материал об исследовании социализации ребенка в школе....

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся".

"Педагогическая мастерская "Традиции и инновации в процессе воспитания и социализации личности учащихся", проведённая для коллег в  с. Ремонтное....

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....