Духовно-нравственное воспитание в школе для детей и подростков с девиантным поведением (Из опыта работы)
материал по теме

Дорогие Коллеги!

Хочу предложить Вашему вниманию свою работу по Духовно-нравственному воспитанию подростков с девиантным поведением.

Для справки: Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах, в определенный период их развития.

В наше время очень остро стоит вопрос о привитии подростающему поколению таких духовно-нравственных качеств, как доброта, сердечность, отзывчивость, желание помочь ближнему.

В своей работе я описала методы и приемы, которые оправдали себя на практике, и дали положительные результаты.

Надеюсь моя работа будет Вам интересной, полезной и кто-то почерпнет для себя нужную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания

детей и подростков с девиантным поведением

         Я работаю воспитателем в Каширской специальной школе закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением.

              Под  девиантным поведением понимается поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах, в определенный период их развития. Чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. Напротив, некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение.

            На нашем попечении находятся трудные подростки, в основном из неблагополучных семей. Перед воспитателями с особой остротой встал вопрос о снижении агрессивности наших подопечных, воспитания в них доброты,  сострадания, любви в ближнему и других нравственных качеств. Нравственность имеет неразрывную связь с духовностью, поэтому на методическом объединении встал вопрос о необходимости духовного воспитания в школе. Доклад на эту тему читала я. После дебатов было принято решение начать работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию.

               Для того, чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мною было проведено анкетирование. Анализируя ответы родителей, я пришла к заключению, что  всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и имели представления о нравственности и морали. В среднем 92% семей назвали себя православными  и положительно относятся к тому, чтобы их ребенок встречался с православным священником и ходил на экскурсию в храм.

              У нас в школе существует молельная комната. Для начала я стала побуждать ребят как можно чаще посещать ее, рассказывать о том, как себя там надо вести, как правильно ставить свечи, как писать записки. Когда тяжело заболел один из воспитателей, я предложила сходить в молельную комнату и помолиться о здоровье этого человека. Откликнулся весь класс, кроме одного мальчика (он не нашей веры). Очень важно, при работе по духовно-нравственному воспитанию, соблюдать принцип добровольности и ни в коем случае никого не заставлять и не принуждать. Ребята поставили свечи, написали записки о здравии этого воспитателя. При этом в детях присутствовала душевная теплота, доброта и сострадание.

             У себя в классе я создала библиотечку, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом. Также я проводила конкурсы рисунков на христианские темы, конкурсы сказок и рассказов на духовно-нравственную тему, мы участвовали в общешкольных конкурсах поделок и рисунков к светлому празднику Пасхи.

             Отец Игорь – настоятель церкви Николы Ратного посещает нашу школу каждую неделю, присутствует на школьных праздниках. Ребята выезжали в церковь, помогали благоустраивать территорию вокруг нее, присутствовали на службах.

              Я  преобразовала программу по духовно-нравственному воспитанию учителя музыки и ОПК Горбулиной Т.Г. под свою школу. С ее помощью я надеялась:

- содействовать формированию уважительного, милосердного, внимательного отношения к близким, почтения и любви к родителям, способности к сопереживанию;

- воспитывать у детей чувство любви и уважения к Родине, своему народу;

- учить заботливо относиться к растениям, животным, бережное отношение к окружающему миру;

- воспитывать бескорыстие, взаимопомощь, дружелюбие, желание жить по совести;

- воспитывать трудолюбие и уважение к людям труда.

             Нельзя не учитывать проблему оторванности детей от церковной жизни. Дети не имеют, или имеют смутное представление о Боге, о Церкви, поэтому в мою задачу входило познакомить их (в общих чертах) с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

            Для этого я использовала такие формы работы с детьми как занятия, беседы духовно-нравственного содержания, церковные и календарные праздники.

              Анализируя работу за 3-х летний период, я пришла к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании является семья. Воспитанник не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги.

              Работе с семьей необходимо уделять особое внимание. Наша задача – помочь родителям осознать ответственность за воспитание детей перед Богом и обществом. С этой целью, я проводила с родителями беседы на темы:

 - «Что заложим, то и вырастет»;

- «Эти вредные конфликты»;

 - «Дети и деньги», и т.п.

              За три года применения на практике программы по духовно-нравственному воспитанию, она дала свои результаты. Класс показал положительную динамику по уровню воспитанности и снижению уровня агрессии у детей. Также, последний третий год, класс постоянно занимал призовые места в общешкольном соревновании по учебе и поведению.

              Работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна, и никогда не кончается. Я надеюсь, что добрые семена возрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми, умными, хорошими гражданами родной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

ОПТИМИЗАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Словарь С.И.Ожегова дает такое определение нравственности:  «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения в социуме». Общество су...

Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)

Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного  поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков...

Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно ...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, имеющих девиантное поведение "Подросток"

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающих сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы. Цель программы...

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации личности обучающихся девиантного поведения. Из опыта работы.»

Актуальность:Сегодня современная жизнь предъявляет человеку новые требования. Главными из них являются: нести ответственность за своё поведение и действия, активная жизненная позиция,  овладение ...

Программа "Сопровождение детей и подростков с девиантным поведением"

Психокоррекционная программа направлена на коррекцию неконструктивных моделей общения подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Работа в рамках программы направленна на формирование у подр...