Выступление на форуме "Волонтерский отряд как инструмент социального партнерства дополнительного образования со школой"
статья по теме

Шумякина Татьяна Анатольевна

Обмен опытом о работе волонтерского отряда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на форуме педагогов дополнительного образования  «Социальное партнёрство учреждений дополнительного образования детей и школы: проблемы и перспективы»

Волонтерский отряд как инструмент социального партнерства дополнительного образования со школой

Важнейшим требованием современной системы образования является создание благоприятных условий с целью сохранения и укрепления здоровья детей. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, привитие здорового образа жизни очень актуальна сегодня. Современный человек не имеет права  считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет прежде всего умение жить, не нанося вреда  своему организму, а  принося ему пользу. Здоровье- это не только отсутствие болезней, это состояние творческой отдачи, эмоционального тонуса, что создает фундамент будущего благополучия личности.      

Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем ему помочь осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора, иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

      Проблема сохранения и укрепления здоровья является общей для всей образовательной среды. Учреждения дополнительного образования находятся в таких условиях, когда без установления взаимовыгодного социального партнерства невозможно выжить и развиваться. Социальное партнерство возникает только тогда, когда организации-партнеры начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

    Дом детского творчества города Называевска имеет достаточно большой опыт взаимодействия и сотрудничества со школами в таком направлении, как пропаганда ценности здоровья и здорового образа жизни. В нашем учреждении создан и действует волонтерский отряд «Поколение независимых», который объединяет обучающихся городских школ 14-16 лет. Для действия волонтерского отряда разработана программа «Твой выбор», которая утверждена на методическом Совете Дома творчества, согласована  с администрацией городских школ и с районным Комитетом по делам молодежи, физической культуры и спорта. Целью работы отряда является формирование социальных и жизненных навыков, обеспечивающих физическое и психическое здоровье, активную жизненную позицию. Основной принцип волонтёрства: «равный обучает равного». Это значит, что ребята из волонтёрского отряда передают свои знания в первую очередь своему ближнему окружению: одноклассникам, друзьям, знакомым, а затем всем сверстникам.

  Нельзя не обращать внимания на то, что уже в начальной школе дети впервые начинают пробовать на себе действие табака, алкоголя, психоактивных веществ. Волонтеры проводят первичную профилактику вредных привычек через такие  мероприятия, как : «Полезные привычки», «Путешествие в страну здоровья», «Злой волшебник –алкоголь» и др.

    Для ребят средней ступени школ города волонтеры провели беседу «Определение понятия ценность», игру «Здоровье-это здорово», конкурсную программу «Мы  за здоровый образ жизни», акцию «Радуга возможностей».

Участники волонтерского отряда разработали и реализовали для своих сверстников из городских школ проект «Табакокурение как социальная проблема». Цель проекта: способствовать снижению потребления табачных изделий среди подростков через информирование потребителей о составе табачных изделий и их пагубном влиянии на здоровье. Для достижения поставленной цели были выдвинуты задачи:

  • выявить уровень информированности подростков о вреде курения;
  • разработать перечень мероприятий;
  • реализовать намеченный план
  • определить степень эффективности проведенных мероприятий.

С предложением о реализации проекта члены волонтерского отряда вышли на администрацию школ города. Ребята в своей школе провели анкетирование по таким вопросам:

  • как ты относишься к людям, которые курят;
  • курят ли твои родители, друзья, родственники;
  • как ты считаешь, по каким причинам подростки начинают курить (перечисли);
  • опасно ли курение для здоровья, какие заболевания может вызвать;
  • что такое пассивное курение и опасно ли оно?

На основании собранных данных была разработана программа действий по решению имеющейся проблемы. В ходе проекта волонтеры подготовили и провели антитабачную викторину, практикум «Последствия курения», табак-шоу «Вы рискуете своими лёгкими», выступление агитбригады «В здоровом теле», акцию «Конфета за сигарету». Разработали и раздали 80 листовок «Брось курить- и будь здоров». К проведению мероприятий привлекались заместители директоров по воспитательной работе, классные руководители, социальные педагоги, ст.вожатые, медики, спортсмены, занимающиеся в различных направлениях: мотокроссмены, кигбоксеры, тяжелоатлеты.

    Заключительным важным этапом реализации проекта стала акция «Письмо продавцу табачных изделий». Ребята разработали текст письма и собрали подписи подростков, поддерживающих позиции не продавать табачные изделия лицам, не достигшим совершеннолетия. Затем письмо-обращение было передано продавцам торговых точек, где имеются табачные изделия.

    После проведения всех запланированных мероприятий был повторно проведен опрос учащихся, который показал, что уровень информированности учащихся 7-11 классов о вреде и последствиях табакокурения повысился, 17% испытуемых резко изменили свое отношение к табаку и пытаются расстаться с этой пагубной привычной, 8% отказались от употребления от табака. Вывод: данный проект эффективен. Проект охватил детей  средней и старшей ступени, но мы понимаем, сто работать нужно не только с этой возрастной  категорией. Поэтому мы планируем разработать проект, направленный  на информирование младших школьников, с привлечением родителей.

Здоровьесбережение не должно носить характер разовых мероприятий. Здоровье- это постоянная системная работа всех субъектов образовательного процесса, поэтому в перспективе продолжение социального партнерства Дома детского творчества и сельских образовательных учреждений планируется разработка совместного плана по формированию здорового и безопасного образа жизни. Ведь только продуманные действия дают сформировать единую целостную систему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования.

Коллективное музицирование в кружках хорового пения, вокально-инструментальных ансамблях, оркестрах народных инструментов переоценить невозможно! В них формируются коллективизм, ответственность, товар...

Социальное партнерство в образовании

Федеральным законом "Об образовании", Указом Президента РФ, постановлением Правительства и соответствующими указаниями Министерства образования и науки перед школами была поставлена задача выстраивани...

Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"

Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРА МАУ"ШКОЛА ИСКУССТВ" Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)

Программа развития муниципального автономногоучреждения дополнительного образования"Детская школа искусств" г.Когалыма на 2021-2026 годы.(стр.47)...

Выступление на Лихачевских чтениях . Апрель 2016г. Дополнительное образование в школе

Выступление посвящено дополнительному образованию в школе №88 Калининского района Санкт-петербурга...

проект социальной направленности дополнительного образования в школах, посвященный 75- лет Великой победы "И помнит мир спасённый"

Данный  проект будет подспорьем для создания плана воспитательной работы  образовательного учреждения. В  проекте содержится план мероприятий, патритиоческого воспитания школьников....

Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся

В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессион...