Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся
статья

В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессионального, образовательного и социального самоопределения, самоопределения как социальной пробы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся

Головинская Е.В., к.п.н.,

Коновалова А.Е.,

Основная тенденция развития современного мира, оказывающая влияние на характер, направленность и темпы социально-экономического развития Санкт-Петербурга, это переход от индустриального этапа развития к постиндустриальному. Формами проявления этой тенденции, которые не может не учитывать коллектив общеобразовательной организации в своей работе, выступают:

  • стремительное повышение динамики развития технологий и техники, повышение степени неопределённости будущего, что требует высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности (горизонтальной, вертикальной и территориальной);
  • информатизация и цифровизация производства и других сторон социально-экономический жизни;
  • персонализация производства и потребления;
  • увеличение доли населения, занятого в сфере услуг, возрастание роли общих компетенций (soft skills), при сохранении значимости профессиональных компетенций (hard skills);
  • дифференциация социально-трудовых ролей, появление новых способов организации деятельности (фриланс, коворкинг, распределённые проектные команды и т.д.), расширение пространства самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни;
  • переход к «открытому обществу», основанному на внутреннем контроле, самостоятельности и ответственности каждого человека.

Все эти факторы значительно повышают требования к уровню профессиональной подготовленности работников как педагогического коллектива, так и к уровню всех компетенций выпускников.

Современные вызовы ставят перед системой образования новые требования. Современное общее образование не только в России, но и во всем мире все более ориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, готовности к продолжению образования, а также личностного и профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение обучающихся является одной из приоритетных государственных задач, закрепленных в национальном проекте «Образование». Результаты профориентации и построения молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с его вкладом в экономическое развитие субъекта Российской Федерации, страны в целом.

Работа в образовательных организациях по содействию профессиональному самоопределению учащихся ведется в том числе и в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, в котором обозначены следующие личностные характеристики выпускника ("портрет выпускника школы"):

- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

В настоящий момент обучающиеся включены в большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, которые проходят более половины обучающихся общеобразовательных организаций, до экскурсий на предприятия, кружков, программ предпрофессионального обучения. Однако существующие подходы и организационные формы профориентации в разрозненном виде не обеспечивают в полной мере условия для осознанного профессионального выбора обучающимся общеобразовательных организаций.

Говоря о новой парадигме образования - «образования для жизни», ориентированного на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, готовности к продолжению образования, а также личностного и профессионального самоопределения, следует отметить, что под успешным профессиональным самоопределением следует понимать формирование индивидуального набора профессиональных компетенций каждым обучающимся в соответствии с собственными склонностями, интересами и возможностями. Это касается более широкого социально-образовательного самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

Такой вывод нам позволил сделать анализ, существующих противоречий, а именно:

- Существующие подходы и организационные формы профориентации в разрозненном виде не обеспечивают в полной мере условия для осознанного профессионального выбора.

- Профориентационные мероприятия обычно направлены на привлечение молодёжи к профессиям, актуально востребованным экономикой города, а также на знакомство с профессиональными организациями. При этом недостаточно решаются задачи подготовки растущего человека к самостоятельному, осознанному и ответственному профессиональному выбору и к более широко понимаемому профессиональному самоопределению как построению и освоению образовательной и карьерной траектории.

Кроме этого, материально-техническое оснащение образовательных организаций не может, и не должно, в отличие от профессиональных организаций обеспечивать возможность профессиональных проб всего спектра профессий современного рынка труда.

Выявленные противоречия позволили нам определить точки роста в развитии профориентационной деятельности в школе на основе:

  1. Идеи единства профессионального, образовательного и социального самоопределения, самоопределения как социальной пробы. Обучающийся должен быть готов к такому повторяющемуся самоопределению, а его родители должны понимать и принимать его как социокультурную норму современного общества.
  2. Реализации компетентностного подхода к организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения. Сопровождение профессионального самоопределения – это не только поддержка конкретного профессионального выбора (или последовательной серии выборов), но и особая образовательная деятельность, нацеленная на формирование ряда определенных компетенций. Эти компетенции, обозначенные в качестве ожидаемых результатов образования в новых ФГОС общего образования, обеспечивают самостоятельность и ответственность профессионального выбора человека, понимание им смысла и социальной миссии избранной сферы профессиональной деятельности, готовность к профессиональной мобильности и непрерывному образованию и самообразованию.

Мы убеждены, что профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения, поэтому подготовка к выбору профессии должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе, с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства региона. Справиться с поставленной задачей возможно только при условии расширения культурного и социального пространства школы, использования внешних ресурсов.

Таким образом, основным из векторов развития образовательной организации может стать создание организационно-педагогических условий интеграции ресурсов социальных партнеров в образовательное пространство школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Профессиональное самоопределение учащихся пенитенциарной школы в условиях реального рынка труда

Анализ перспектив современного рынка труда показывает, что сегодняшние выпускники школы начинают свой профессиональный путь, при таких чертах личности, как, например, готовность учиться, постоянно пол...

Кружковая работа как одна из форм профессионального самоопределения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается роль кружковой работы на развитие обучающихся и их подготовку к осознанному выбору профессии. ...

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

Работа с родителями по формированию профессионального самоопределения учащихся в дополнительном образовании

В рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения в ЦТиО проводится работа с родителями обучающихся. Важнейшей задачей становится формирование конструктивных родительс...

ВЗАИМОСВЯЗЬ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит ...

Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях школы - интерната.(выступление из опыта работы на конкурсе "Воспитатель года")

laquo;Как хорошо , когда у человека есть возможность выбрать себе профессиюне по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями»  Для учащихся старших классов выбор ...