Реабилитация и предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа
статья на тему

Тясто Татьяна Николаевна

Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реабилитация и предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

В преступности несовершеннолетних в Санкт-Петербурга в последние годы прослеживаются неблагоприятные тенденции: увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом, преобладание в структуре подростковой преступности доли тяжких преступлений, рост групповой и рецидивной преступности несовершеннолетних и др. Обусловлено такое положение в преступности несовершеннолетних не только негативными социальными процессами, но и несовершенством системы предупреждения преступности данного вида.

Важной мерой предупреждения преступности несовершеннолетних является уголовная ответственность. Наличие в УК РФ главы, посвященной особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, в которой четко просматривается принцип гуманизма. Это не случайно, ибо несовершеннолетний преступник в силу возраста является объектом повышенной правовой охраны и защиты. Именно из этого положения исходит большинство международных документов, касающихся обращения с несовершеннолетними; широкое применение к несовершеннолетним правонарушителям мер, альтернативных лишению свободы.

Реализуя это требование, законодатель предусмотрел в УК РФ норму, в соответствие с которой «к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.» (ч. 2 ст. 87 УК РФ), т.к. лишение свободы может служить основанием закрепления у несовершеннолетнего негативных, криминальных установок, что достигается утратой положительных и приобретением криминальных связей. В связи с этим актуальной представляется разработка теоретически обоснованного и практически значимого комплекса мер уголовно-правового воздействия, которые не связаны с лишением свободы, для указанной категории несовершеннолетних.

Анализ криминологической характеристики личности воспитанников спецшколы закрытого типа показал:

  • большую часть воспитанников спецшколы составляют 14-летние;
  • для образовательного уровня воспитанников специального  учебно-воспитательного учреждения закрытого типа характерно его резкое отставание от уровня образования, который должен соответствовать возрасту. Так почти 100 % воспитанников отстают по уровню образования от законопослушных сверстников;
  • среди воспитанников подавляющее большинство до совершения преступления проживало в неполной семье.

Для достижения целей исправления несовершеннолетних и предупреждения совершения новых преступлений  в спецшколе создана и реализуется система индивидуального медико-социального и психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Указанная система состоит из следующих элементов: сопровождение и изучение личности несовершеннолетнего  специалистами службы сопровождения не только на этапе адаптации, но и на всем протяжении пребывания в спецшколе, а также в оказании  социальной и психологической помощи в период  самоопределения  после выпуска.

По своей сущности помещение несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием является некарательной принудительной воспитательно-профилактической мерой.

Принудительная мера воспитательного воздействия, предусмотренная ч. 2 ст. 92 УК ,для несовершеннолетних достигших возраста уголовной ответственности в момент совершения преступления,  имеет двойственную правовую природу: и уголовно-правовую и административно-правовую. Уголовно-правовой характер этой меры обусловлен тем, что норма, предусматривающая возможность освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания с применением такой принудительной меры воспитательного воздействия, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием, расположена в Уголовном кодексе РФ, а ее исполнение является по своей природе административно-правовой (реализуется органами Управления образованием).

Цели принудительной меры воспитательного воздействия не тождественны целям наказания, так как они обусловлены специфическим содержанием помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и его воспитательными функциями.

Исправление как цель принудительных мер воспитательного воздействия состоит в формировании и развитии положительных привычек, навыков несовершеннолетних, а также построении мотивов, которые исключили бы его уголовно-противоправное поведение, что приводит в итоге к отказу от совершения преступлений. Под исправлением законодатель понимает формирование уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право-послушного поведения. Цель исправления несовершеннолетнего должна достигаться методами, учитывающими особенности возраста и психики несовершеннолетних.

Помещение в спецшколу закрытого типа, как мера, связанная со сменой окружающей обстановки и микросреды, призвано разрушить негативные связи данного лица, таким образом достигнуть цели предупреждения совершения преступлений. Предупреждение рецидивной преступности несовершеннолетних может достигаться путем физического ограничения (помещение в среду, где нет возможности совершения преступления) и педагогических методов, включая особый режим обучения в спецшколе закрытого типа

В 100%  проанализированных личных дел воспитанников спецшколы закрытого типа судебное решение основывалось на том, что несовершеннолетние не выполняли своих обязанностей как ученики, сыновья/дочери. Как правило, досуг несовершеннолетних до помещения в спецшколу не был организован и сводился к бесцельным прогулкам по улицам. Указанные моменты, а также низкий образовательный уровень, по мнению судей, свидетельствовали о необходимости для несовершеннолетних особых условий обучения и воспитания и служили основаниями для принятия решения о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Единого перечня прав и обязанностей несовершеннолетних воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа не содержится ни в каком нормативно-правовом актов из тех, которые посвящены деятельности специальных учреждений. Права и обязанности несовершеннолетних воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа вытекают из положений нормативно-правовых актов: Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , который указывает вообще на процедуру помещения и возможность пребывания в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа и  Закона РФ от 29 декабря 212 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ»,  предоставляя воспитанниками этих учреждений права учащихся.

Основными средствами предупреждения рецидивной преступности несовершеннолетних воспитанников в спецшколы закрытого типа являются: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение  образования, допрофессиональная подготовка и общественное воздействие.

Режим в спецшколе закрытого типа обеспечивает охрану несовершеннолетних, постоянный надзор за ними, создает условия для исполнения функций по обучению, реализации их прав и законных интересов, а также их реабилитации и адаптации, создает условия для исправления данной категории лиц. Режим включает в себя порядок нахождения, выполнение определенных требований закона относительно материального и бытового обеспечения, меры поощрения и взыскания, применяемые к несовершеннолетним.

Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение воспитанников спецшколы включает в себя медицинскую деятельность по устранению и профилактике заболеваний, в т.ч. алкоголизмом и наркоманией, а также психолого-педагогическую деятельность по преодолению негативного отношения несовершеннолетнего к обществу, то есть она направлена на исправление несовершеннолетних и предупреждение рецидива преступлений.

В спецшколе закрытого типа реализуются общеобразовательные программы: основного общего образования и коррекционно-развивающая программа для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, программы дополнительного образования, работают кружки и спортивные секции. Воспитанники занимаются в прекрасно  оборудованных учебно-производственных мастерских: столярной,  слесарной,  гончарной, фьюзинга (поделки из цветного стекла) и мастерской  живописи, где каждый воспитанник находит дело по интересам.   В мастерских воспитанники приобретают трудовые навыки  и допрофессиональную подготовку.

Воспитательное воздействие нацелено на развитие личности воспитанников, коррекцию поведения, получение социальных навыков и формирование законопослушного поведения. С целью развития кругозора воспитанников,  дальнейшей их успешной адаптации в социуме и начальной профориентационной подготовкой специалистами школы организуются и проводятся мероприятия, которые планируются  в системе и методически прорабатываются специалистами службы сопровождения и методическими объединениями педагогов.

Особое внимание уделяется работе с родителями воспитанников, с целью оказания содействия в восстановлении нарушенных внутрисемейных отношений, поиска социально значимых взрослых в близком окружении подростка для взаимодействия и создания наиболее благоприятных условий для реабилитации воспитанника.

Уровень рецидива, указываемый в отчетах спецшколы, определяется по информации о занятости выпускников спецшколы, предоставляемой территориальными подразделениями по делам несовершеннолетних,  и  отслеживается судьба выпускников на протяжении трех лет после выпуска. Следует отметить, что при достижении 18 лет выпускник снимается с учета в подразделении по делам несовершеннолетних и он выпадает из поля видимости.

В среднем 72 % выпускников нашей школы через год после  окончания срока пребывания продолжают обучение, около 20% работают, попадает за решетку- 5-7 % от общего числа выпускников.

Через два и три года ситуация меняется незначительно.

На сегодняшний день потенциал нашей спецшколы, имеющей 49 летний опыт работы с данной категорией несовершеннолетних, используется на 30 процентов, несмотря ежегодное увеличение  удельного веса правонарушений, совершаемых несовершеннолетними в Санкт-Петербурге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Проблемы проведения анималотерапии в учреждениях закрытого типа.

Речь в статье пойдет о трудностях в организации занятий с участием животных. О мерах предосторожности в работе с животными и детьми....

Санкт-Петербургская ГКСУВУ Специальная общеобразовательная школа №1 (закрытого типа) СПб

Специальная общеобразовательная школа № 1 (закрытого типа) создана на основании решения Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в 1964 году и является учреждение...

Программа «Межведомственное взаимодействие федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа» с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите

Одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным российским обществом, является поиск путей снижения числа административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, а...

Межведомственное взаимодействие при помещении несовершеннолетних в специальное учебно-воспитательное учреждение «Алтайская краевая специальная общеобразовательная школа закрытого типа»

Основной целью работы педагогов  с трудными подростками в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процес...