«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»
проект (5 класс) по теме

Захарова Татьяна Николаевна

Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе классного руководителя.

 

1.     Понятие о социально-проектной деятельности

2.     Цели, задачи деятельности классного руководителя в аспекте социального проектирования

3.     Зарубежный опыт социально-проектной деятельности

Методические и организационно - педагогические основы социально-проектной деятельности классного руководителя:

 

1.     Приоритетные  темы проектов в работе классного руководителя

2.     Организация социально-проектной деятельности

3.     Опыт работы социального проектирования в аспекте реализации социально-проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Социально-проектная деятельность в работе классного руководителя»

Понятие «ключевые компетентности» прочно вошло в оборот в конце ХХ века. Процесс формирования ключевых компетентностей учащегося, т.е. готовности сорганизовать внутренние и внешние ресурсы для определения и достижения своих целей в самых разных жизненных ситуациях, должен опираться на определенные внутренние ресурсы учащегося, к которым помимо знаний, навыков, предметных умений, следует отнести освоенные способы деятельности. Таковыми является проектная деятельность, которая в образовательных учреждениях используется как технология формирования ключевых компетентностей учащихся.

       Тема «Социальное проектирование» занимает ключевое место в современном гражданском образовании и воспитании.  

  Поскольку социальное   проектирование это практическая деятельность, поэтому могут быть использованы различные методы:

-методы диагностики личности, семьи, социума;

-словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция)

-методы воспитания

I. Теоретические основы социально-проектной деятельности в работе  классного руководителя

1. Понятие о социально-проектной деятельности. 

  Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать natural envirohment (естественную среду, т.е. условия деятельности максимально приближенные к реальным) для формирования учащихся. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников компетентности разрешения проблем. ..

 Проектная работа школьников имеет не только учебное, но и большое личностное и социальное значение.

По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности. Этот вид деятельности существует в культуре как принципиальный способ планирования и осуществления изменения реальности.

Проектирование позволяет школьникам соединить теоретические знания и их практическое применение.

Оно может осуществляться в различных формах :

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных задач.

Выделяют следующие типы проектов:

-методические;

-инновационные;

-исследовательские;

-обучающие;

-развивающие;

-воспитательные;

-социальные;

-технические (информационные)

Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

По уровню и масштабу выделяют следующие проекты:

-международные;

-межгосударственные;

-национальные;

-межрегиональные;

-региональные;

-местные;

-школьные(проект образовательного учреждения);

-классные;

-групповые;

-индивидуальные.

Социальное проектирование реализуется в гражданском образовании и воспитании различными путями. имеющийся в России и зарубежом опыт показывают, что основными из них могут быть следующие:

-предмет

-акция

-тема

-урок

-система работы в школе

-методика

-внеурочная работа

Этот вариант социального проектирования предлагается в первую очередь для системы школьного образования и включает в себя несколько последовательных стадий реализации социального проекта:

1. Подготовка учащихся к работе над проектом (определение уровня знаний, умений, сформированности ключевых компетентностей и ценностей)

2. Выбор проблемы

3. Сбор информации

4. Разработка собственного варианта решения проблемы

5. Реализация плана действий команды учащихся

6. Подготовка к защите проекта (работа по оформлению материала на стендах с использованием фотографии, рисунков, плакатов, схем, диаграмм)

7. Презентация проекта (устная защита проекта в форме парламентских слушаний, которая организуется в режиме конкурса команд и оценивается квалифицированным жюри)

8. Рефлексия (анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе, определение встретившихся трудностей, оценка вклада каждого участника, выявление ошибок.

Основными принципами проектирования можно назвать:

 - добровольность, учет возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей; интеграцию учебной и внеклассной деятельности; системность.

  1. Цели и задачи деятельности  классного руководителя в аспекте социального проектирования.

 Цель деятельности  классного руководителя:

-создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно – нравственного, интеллектуального);

-оказание ребенку комплексного помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

-защита ребенка в его жизненном пространстве.

Деятельность  классного руководителя в аспекте социального проектирования должна строиться не только исходя из вышеперечисленных целей деятельности  классного руководителя, а с учетом необходимости и результативности социального проектирования в общеобразовательном учреждении. В данном случае  классный руководитель может выступить и организатором (руководителем), и посредником, и исполнителем социального проекта.

II. Методические и организационно – педагогические основы социально-проектной деятельности  классного руководителя.

1.         Приоритетные темы проектов в работе  классного руководителя..

Одним из направлений деятельности  классного руководителя наряду с остальными является поддержка социально – ценной деятельности детей и подростков, которая возможна в виде волонтерства, а также проектной деятельности.

  Следует определить содержание приоритетных тем проектов в работе  классного руководителя:

 -благотворительные мероприятия для сверстников и пожилых людей;

-работа в службах социальной защиты;

-благоустройство города, поселка, двора;

-охрана природы и памятников культуры – проведение игр и творческих занятий с детьми;

-профилактика наркомании, табакокурения среди несовершеннолетних;

-организация досуговой деятельности молодежи;

-другое, все, что способствует личностному и профессиональному самоопределению подростка, приобщает его к общечеловеческим ценностям.

2. Организация социально – проектной деятельности:

При организации проектной деятельности в системе образования прежде всего необходимо обратить внимание на учет возрастных особенностей школьников.

Первые шаги в данном направлении могут быть сделаны в начальной школе. Младший школьный возраст характеризуется началом вхождения детей в учебную деятельность. Они постепенно переходят от принятия рекомендаций учителя в готовом виде к самостоятельной постановке отдельных задач, формированию навыков сотрудничества и взаимодействия.. У младших школьников следует формировать умение работать сообща, развивать коммуникативные навыки, обращать внимание на выполнение заданий в группе, взаимопомощь и сотрудничество между учащимися.

Данная работа может иметь логическое продолжение на основной ступени образования в средней школе, переходя на новый уровень осмысления проблем и воплощения проекта.  

Учащиеся начинают самостоятельно определять общественные проблемы, которые им наиболее интересны.   Широкие возможности для проведения проектной работы дает участие во Всероссийской акции «Я – гражданин России».

Темы проектов могут быть самыми разнообразными. Среди основных направлений выделим следующие: экологические, социальные, экономические, школьные, правовые и другие проекты. Наиболее интересными для школьников, с точки зрения учебно – воспитательной работы, представляются темы проектов: «Помощь нуждающимся, слабыцм и бедствующим», «Здоровье нации – будущее поколений», «Решения проблем современных межнациональных отношений», «Охрана окружающей среды – глобальная проблема человечества», «школа будущего», «Охрана культурного наследия», «Построим детский парк», «Дом открытых дверей для меня и друзей», «Наркомания и старшеклассники», «Семейные праздники в нашем городе», «Отношение к другим вероисповеданиям», «Как курение влияет на здоровье людей», «Школьное самоуправление: структура и функции», «Проект преобразования школьного музея», «Проект озеленения школьного двора» и другие.

 В старшем школьном возрасте возрастает стремление к самообразованию, выходу за пределы школьной программы.

Старшеклассники в большей степени владеют методами анализа и рефлексии, что позволяет вывести проектную работу на уровень осмысления проблем и путей их решения.   Среди рекомендованных тем для проведения проектов можно назвать следующие: «Беречь и охранять растения Красной книги», «Реформы школьного образования (предложения)», «Социальная акция «Детский дом – теплый дом», «Молодежь и безработица – понятия несовместимые», «Молодежная адвокатура», «Стресс в школе», «Молодежный интеллектуально – психологический клуб – центр социализации личности», «Повышение уровня правовой культуры в сельской школе», «Социальная справедливость вол внутришкольных отношениях и демократизация  школьной жизни» и др.

Представляется обоснованным выделение трех основных этапов проектной деятельности в гражданском образовании:    

  1. подготовительный;
  2. основной (реализация проекта);
  3. заключительный (анализ результатов).

 Оценки проекта могут давать как его разработчики, так и эксперты, учащиеся, педагоги, родители.

Среди критериев оценки проектной деятельности могут быть названы следующие:

-нестандартность и оригинальность решений;

-научный кругозор и теоретическая грамотность;

-самостоятельность суждений;

-общественная значимость;

-логичность и последовательность;

-обоснованность суждений;

-грамотность оформления результатов работы по проекту. Отдельно следует обсудить как положительные результаты проекта, так и то, что не получилось или что можно было бы изменить.

Для организации обсуждения итогов проектной работы могут быть использованы следующие вопросы:

-Что изменилось в школе после проведения проекта?;

-Может ли проект иметь дальнейшее продолжение? В каком направлении?;

-Что может быть улучшено и на что обращено больше внимания при проведении проектов в дальнейшем или в других школах?;

-Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а также с ожидаемыми результатами?;

-Насколько высока была активность учащихся?;

-Изменилось ли отношение школьников, учителей, родителей к проблеме?

Советы и рекомендации участникам социального проекта:

-не берите работы больше, чем могли бы и хотели бы выполнить;

-работайте в тесном сотрудничестве, будьте единым коллективом, помогайте друг другу;

-успех работы во многом будет зависеть от общественного мнения, не пренебрегайте им;

-не стремитесь к идеальному и безупречному результату;

-не опускайте руки при неудачах, ошибки и трудности – неизбежные спутники любой деятельности, в том числе и проектной;

-не старайтесь добиться поставленной цели любыми путями, помните, что не все средства хороши, даже когда стремишься к общему благу;

-будьте терпимы к мнениям других людей, убеждайте делами, а не словами;

-будьте готовы принять на себя ответственность при  выборе решения;

-проект должен создаваться для людей, а не ради проекта, не увлекайтесь формальной стороной работы, но и не забывайте о ней;

-предварительно разработанные планы можно менять, но не злоупотребляйте этим, иначе ваш проект превратиться в череду постоянных изменений, много сил и времени будет потрачено напрасно;

-помните о своих целях и ожидаемых результатах;

-не бойтесь признавать ошибки и исправлять их;

-установите в своем коллективе атмосферу доброжелательности;

-не забывайте о принципах демократии, лидеры не должны превращаться в тиранов.

3. Используя опыт общеобразовательных учреждений Самарской области, в которой с 1994 года в качестве регионального компонента Базисного учебного плана ведется интеграционной образовательно – воспитательный курс «Основы жизненного самоопределения», педагогический коллектив и учащиеся Большенагаткинской средней школы Ульяновской области приняли участие в социальном проектировании.  

Решения педагогического коллектива и учащихся Большенагаткинской средней школы участвовать в социально – проектной деятельности было актуальным, так как   наступающий 2006 год в Ульяновской области был объявлен годом молодежи. Поэтому, весь 2006 год для учащихся и педагогического коллектива Большенагаткинской школы прошел под эгидой года молодежи, так как весь год учащиеся и коллектив школы работали над социальными проектами. В этой деятельности приняли участие учащиеся 5 – 10 классов.   В результате определились те социальные проблемы, которые наиболее актуальны, на из взгляд в школе. И их можно решить усилиями самих детей:

-«Школьная символика: герб, флаг» (5-7 кл.);

-«Этикет и мы» (8 Б кл.);

-«Книге быть» (8А кл.);

-«Борьба с курением» (8 В кл.);

-«Введение школьной формы» (8 Г кл.);

-«Досуг молодежи» (9 Б кл.);

-«Озеленение школы» (9 А кл.);

-«Школьный интерьер» (9 В кл.);

-Шефская работа в начальной школе» (10 А кл.);

-«Компьютеризация школы» (10 Б кл.);

-«Дежурство по школе» ( 10 В кл.)

 

Рассмотренный выше вариант социального проектирования может быть использован на практике в любом общеобразовательном учреждении.

 Поскольку классный руководитель также  работает с учащимися из «группы риска», детьми – сиротами и инвалидами, поэтому тематика социальных проектов будет соответствовать данной категории учащихся. Одной из таких тем может быть профилактика наркомании. План действий конкретной команды можно проиллюстрировать примером разработки учащимися акции «Дети против наркотиков». Цели и задачи данной акции – формирование у детей ответственного отношения к своему здоровью, стимулирование желания вести здоровый образ жизни; создание условий для усвоения позитивных образцов поведения; формирование представлений о качественном воздействии психоактивных веществ на здоровье человека, его социальное благополучие и готовности отказаться от любых форм использования психоактивных веществ.

  Поэтому формы и методы профилактической антинаркотической деятельности при реализации данного социального проекта могут быть следующие:

  1. Информационно – просветительская работа:

-лекции;

-«круглый стол»;

-диспуты;

-«мозговой штурм»

  1. Психопрофилактические методы:

-ролевые игры;

-сказки (для детей младшего школьного возраста);

-социально – психологические тренинги.

 

        Неоценимую помощь в реализации данного социального проекта могут оказать и родители, которые выступят не только в роли спонсоров, но и в качестве активных участников проекта, т.к. именно они чаще всего становятся инициаторами организации семейного отдыха с детьми (походы, экскурсии и т.д.). А совместный отдых, как известно, сплачивает родителей и детей.

        Таким образом, подводя итог вышеуказанному, следует отметить, что работа классного руководителя в аспекте реализации социально – проектной деятельности представляет насыщенную, интересную, полезную для общества профессиональную деятельность, которая позволит превратить «обычные будни» в постоянный поиск, профессиональный рост и просто радость от каждого прожитого дня.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Расссмотрены различные варианты использования проектной деятельности при работе с классом....

Проектная деятельность в работе классного руководителя

Проектная деятельность в работе классного руководителя. Классификация проектов, основные требования, этапы выполнения....

Проектная деятельность в работе классного руководителя.

В современном информационном обществе требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решен...

«Проектная деятельность в работе классного руководителя 5 класса в решении задач социализации и профориентации младших подростков»

Представлен опыт работы по организации проектной деятельности в работе по профориентации....