Современные технологии в защитно – охранной деятельности социального педагога
статья на тему

В данной статье представлены теоретические размышления и практический  опыт деятельности социального педагога  по защите прав и интересов ребенка. Особое внимание  уделяется правовым аспектам и поиску эффективных социально-педагогических технологий защиты прав и интересов ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon balandinavi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Современные технологии в   защитно  – охранной  деятельности социального педагога

Социальный педагог

 ГБОУ средняя школа № 301

 Фрунзенского района г. Санкт-Петербург

Баландина Вера Ивановна

. Дети и молодежь являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями. Права детей как общечеловеческая ценность являются главным ориентиром в работе социального педагога, что позволяет рассматривать социально-педагогическую работу как общественную и профессиональную деятельность, главная доминанта которой - защита прав ребенка, членов его семьи. Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся ,содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей

В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

. В 1959 году. Генеральная Ассамблея  ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы. В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка». Впервые защита государством материнства и детства, семьи в нашей стране была провозглашена в Конституции СССР 1977 года. В Российской Федерации существует аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ; уполномоченные по правам ребенка работают и в некоторых субъектах РФ. Кроме того, проблемами детства занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации. Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года]. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

. Таким образом, в Российской Федерации принят необходимый комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное законодательство в области защиты прав ребёнка.

Технология социально - педагогической работы по защите прав детей

1. Каждый ребенок имеет право на образование.

Социальный педагог должен обеспечивать:

- реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей, органов опеки, правоохранительных органов)

- оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив;

- консультации по вопросам обучения  по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в трудоустройстве;

-оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями

2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

В этом направлении социальный педагог осуществляет:

- профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах воздействия на ребенка;

- защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);

- просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ;

3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

Социальный педагог организует:

- помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные.);

- помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;

- бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;

- помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления.

4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

- осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;

- защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;

- играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;

- играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;

- помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

Социальный педагог осуществляет:

- привлечение детей к управлению школы (совет школы)

 - организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;

- вовлечение  детей в различные детские сообщества,  обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов..

6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

Данное направление включает:

- привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;

- вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);

- организацию отдыха детей в летних лагерях;

- содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;

- организацию  экскурсий, посещение выставок, концертов, музеев.

7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь

Социальный педагог:

- оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;

- содействует в оформлении опекунства;

- осуществляет контроль  за соблюдением прав ребенка в новой семье,

8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

Социальный педагог осуществляет:

- выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;

- укрепление  в сознании ребенка мысли о том, что,  несмотря на содеянное, он как человек, достоин уважительного обращения;

- помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе

Таким образом: в соответствии со своим функционалом социальный педагог должен принимать активное участие в реализации положений Конвенции о правах ребенка совместно с педагогами, психологом, администрацией школы, правоохранительными органами, родителями и, конечно, детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии в защитно-охранной деятельности социального педагога

Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на с...

Игровые технологии в практике работы социального педагога.

Мобильность, эффективность, ресурсы успешной работы социального педагога. Возможности внедрения новых методических разработок  в социально-педагогическую деятельность....

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Игровые технологии в практике работы социального педагога...

Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС

Что такое инновация? Инновация  (нововведение) -  создавать новое.Технология происходит от греческого слова «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука ...

Игровые технологии в практике работы социального педагога

Основные задачи социального педагога при использовании игровых технологий: научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровые отношения; научить быть свободными в игровом прост...

Инновационные технологии, новые методы работы социального педагога в рамках ФГОС

Новые образовательные стандарты, стандарты второго поколения – эти фразы давно на слуху у всех специалистов системы образования. Их ждали, обсуждали всей страной, и пришло время начать при...

Современные технологии в работе социального педагога

Для успешной работы социальному педагогу необходимо знание современных технологий. Представляю вашему вниманию технологии социально-педагогической деятельности, которые я использую в своей работе....