Современные технологии в защитно-охранной деятельности социального педагога
методическая разработка

Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на социального педагога и психолога. Предлагаю схему: «Алгоритм организации индивидуального социально- педагогического сопровождения учащихся «группы риска»», использование которой может быть весьма эффективно в организации  психолого- педагогической профилактики зависимого поведения  детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Индивидуальное сопровождение учащихся «группы риска». Реабилитация средствами культуры.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творит,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н.Заболоцкий

Профилактика правонарушений среди подростков была и остается одной из приоритетных задач школы, семьи и общественности. Для эффективного проведения этой работы педагогами, представителями правоохранительных органов и родительской общественности в школе необходимо создать систему взаимодействия и взаимосотрудничества  в первичной профилактической работе с несовершеннолетними.                                                                                                                                             Для размышления…

  • Каждый человек нуждается в понимании. Понять субъекта воспитания – не значит «разоблачить» или «вывести на чистую воду». Понять другого человека – это значит вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые он установит сам.

Существенные перемены, произошедшие в российском обществе, кризисные явления и сложившаяся ситуация социальной нестабильности вызвали глубокие противоречия во всех сферах жизни. Наряду с освобождением от стереотипов прошлого произошло изменение морально-нравственного климата, когда образовавшаяся пустота оказалась незаполненной новыми принципами и устоями. Как наиболее преобладающие тенденции в современном обществе можно выделить следующие:

      - дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, появление очень богатых и очень бедных семей, а значит, и социальная незащищённость родителей и детей;

      - высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

      - низкий уровень правового сознания, когда нормой выступает стремление обойти закон, не выполнить правило, а не осознанное действие в рамках определённых ограничений;

      - низкий уровень социально-психологической грамотности, неумения взаимодействовать с другими людьми, идти на сотрудничество, компромисс, организовывать правовые формы взаимодействия и развития;

      - алкоголизация большей части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

      - снижение уровня общей культуры, показателями этого могут служить снижение частоты посещения театров, музеев, кино, потеря вековых культурных позиций, снижение духовности;

      Такое положение не могло не повлиять на распространённость негативных явлений, ухудшение криминальной обстановки среди подросткового и юношеского возраста, обычно наиболее подверженного влиянию и ещё не имеющего собственной, до конца сформировавшейся, личностной концепции.

И именно школа является одним из ведущих институтов социализации, значимость которого в кризисном социуме в данное время заметно возрастает.          

Основные мероприятия по осуществлению коррекционно-реабилитационной работы с подростками, склонными к девиантным формам поведения, в условиях образовательного учреждения возложены преимущественно на социального педагога и психолога. Предлагаю схему: «Алгоритм организации индивидуального социально- педагогического сопровождения учащихся «группы риска»», использование которой может быть весьма эффективно в организации  психолого- педагогической профилактики зависимого поведения  детей и подростков

Ребенок

Семья

Среда общения

Внешкольные учреждения          

ОУ                                                              Классный руководитель                                                          Учителя                                                         Служба сопровождения

Первый этап

Выявление проблем учащихся и

Сбор необходимой информации

Беседа

с классным руководителем

Наблюдение

Собеседование

Диагностика самого

 учащегося

Беседа

с родителями

Второй этап

Построение маршрута сопровождения учащихся

ДС, МС, ДК, ДИ

Неблагополучные

семьи

Проблемы в поведении

Совершение правонарушений

Проблемы в обучении

Третий этап

Реализация социально-педагогического сопровождения учащихся

Коррекционная работа

Диагностический

минимум

Создание схемы

индивидуальной

работы

Реабилитация

средствами

культуры

Совместная работа

с ЦПМСС

Совместная работа с

районными организациями

службы сопровождения

Четвертый этап

Анализ результатов работы

Снятие учащихся с контроля социального педагога

Отдельно остановлюсь на разделе «Реабилитация средствами культуры». Потеря ценностей, нестабильность окружающего мира отсутствие своего собственного внутреннего мира приводят к наибольшему риску совершения правонарушений.

Встает проблема работы с ценностными  ориентациями в структуре личности подростков, на помощь приходят средства культуры. Специфика этой работы  состоит в том, что мы имеем дело с многогранным и сложным процессом передачи культурного опыта через  виды искусства: театры, музеи, выставки, концерты,

 где сама атмосфера  способствует полному погружению в другой мир, мир Прекрасного. Для того чтобы помочь войти подростку в мир прекрасного  необходимо познавать и открывать этот мир вместе с учениками, обсуждать, анализировать, проникать в их души.

 Представляю свой опыт работы с детьми «группы риска».  Вместе с учащимися мы разработали цикл занятий «Музыкальный Петербург», который  включает в себя посещение театров, встречи с артистами, оформление презентаций, фото газет, обсуждение художественных произведений. Подобный  самоанализ способствует тому, что ребята учатся не только высказывать свои мнения, но и слушать,  уважая мнения других. Темы обсуждаются самые  разные: народное творчество, классическая  музыка, творчество современных композиторов и исполнителей,  фильмы.

Считаю, что такие  занятия помогают подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, ребятам, которыми родители  не занимаются, найти свою жизненную позицию, способствуют максимальному раскрытию  личности.

Великий немецкий  драматург, искусствовед    Бертольд Брехт сказал:

«Все виды искусства

служат главному искусству

 искусству жить на земле»

Это и является нашей главной задачей в воспитании детей и подростков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

Современные технологии в защитно – охранной деятельности социального педагога

В данной статье представлены теоретические размышления и практический  опыт деятельности социального педагога  по защите прав и интересов ребенка. Особое внимание  уделяется правовым ас...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Проблемы социальной жизни ребенка, цели и основные функции в деятельности социального педагога образовательного учреждения.

В данной работе рассматривалась проблемы социальной жизни ребенка,оказание помощи социальным педагогом в  решении  проблем....