Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию Тема: «Медовая сказка»
план-конспект занятия по теме

Материал предназначен для социальных работников, воспитателей дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_medovaya_skazka.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение города Москвы

Детский дом-интернат «Южное Бутово»

Департамента социальной защиты населения города Москвы

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим и рисованию

Тема:

«Медовая сказка»

Воспитатель:

Лепенкова Светлана Алексеевна,

 

2014г.


Задачи:

Коррекционные:

Уточнить представления о внешнем виде пчелы. Формировать представления:

о том, как пчелы приспособились к окружающей среде, делают запасы меда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями;

о взаимосвязи насекомых с цветущими растениями (пьют нектар, опыляют цветы).

Развивающие:  Упражнять в складывании и разрезании частей бумаги по сгибам, в умении использовать в одной работе разные виды изобразительной деятельности.

Воспитательные: Продолжать воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное отношение к насекомым, уважение к труду взрослых.  

Активизация словаря: пасека, пасечник, улей, нектар.

Материалы и оборудование. 

Для ознакомления с окружающим: Иллюстрации с изображением пчелы, улья, пасеки; банка с медом.

Для изобразительной деятельности: Листы бумаги А-3 тонированной в бледно-зеленый цвет, прямоугольные листы бумаги разного цвета; гуашь, клейстер, баночки с водой, кисти для краски и для клея; подставки для кисточек, тряпочки, клеенки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят полукругом. Перед ними – мольберт.

         - Ребята, недавно ко мне в гости приезжал из деревни знакомый дедушка, он оставил для вас угощение. А что это за угощение, вы догадаетесь сами.

Воспитатель показывает детям банку с мёдом. Дети дают ответ.

- Правильно,  это – мёд. Кто из вас уже пробовал мёд?

- А какой мед на вкус? (Сладкий, душистый, приятный...) Я вас обязательно угощу этим медом, только после обеда.

Понюхайте мед и попробуйте догадаться, чем он пахнет. (Травой, лесом, конфетами)

- А кто из вас знает, откуда берётся мёд? (ответы детей)

Правильно, мёд дают полезные насекомые, которые называются – пчёлы.

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком.

Давайте вспомним, как выглядит пчела.

Воспитатель выставляет иллюстрации с изображением пчел.

У неё есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками чёрного и жёлтого цвета. Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые. У пчёлки большие глаза, которыми она прекрасно различает окраску цветов. Особенно хорошо видят пчёлы синий, фиолетовый, белый и жёлтый цвета. А язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Пчелы имеют длинный хоботок. Они находят цветущие растения и садятся на них. Опускают свой тоненький хоботок вглубь цветка и высасывают из него сладкий сок – нектар.

- Как называется сок, который добывают пчелы из цветка? (Нектар)

У пчелки на задних лапках есть корзиночки, в них она складывает пыльцу с цветов.

- А вы знаете, как пчелки помогают растениям? (Ответы детей)

Правильно, пчелки переносят на своих лапах пыльцу c одного цветка на другой, они их опыляют и от этого растения дают семена и плоды. Если бы не было насекомых, то не появились бы плоды на яблони, вишни и других цветущих растениях.

А теперь я вам расскажу одну историю. Очень давно человек заметил, что пчелиный мед - это полезный и вкусный продукт. И он решил пчел приручить. Раньше пчёлы устраивали свои гнёзда в дуплах старых деревьев. Но доставать мёд с деревьев человеку было не очень удобно, и тогда он нашёл красивую полянку и построил пчелиный город и назвал его пасекой.

- Как называется город, в котором живут пчелы? (Ответы детей)

- А дома в этом городе назывались ульями. Сначала люди делали  ульи  из ствола дерева. Распиливали ствол на чурбачки, в каждом выдалбливали углубление, делали маленькое отверстие, для того, чтобы только пчелы могли залетать внутрь. Сверху улей накрывали соломенной крышей.  Современные ульи – это довольно большие деревянные ящики на четырёх ножках с открывающейся крышей. Их делают удобными и теплыми, чтобы пчелки могли в них зимовать.

- Как называется домик у пчелы? (Улей). А если их много? (Ульи)

Рассматривают иллюстрации с изображением ульев, пасеки.

- В каждом улье живет отдельно большая пчелиная семья. Большую часть улья составляют рабочие пчёлы. Дел у них очень много! Они добывают сладкий нектар и цветочную пыльцу, заботливо кормят подрастающих личинок, строят и ремонтируют восковые соты. Ранним летним утром из улья вылетают несколько самых смелых пчёлок. Это пчёлы – разведчицы. Они отправляются на поиски медовых трав, полян желтеющих одуванчиками, лугов, где распустились цветы. Потом разведчицы возвращаются в родной улей, и начинают весёлый и затейливый танец. Они жужжат, кружатся, выделяя капли нектара помещая его в восковые ячейки, которые называются сотами.

 Вскоре все рабочие пчёлы вылетают из улья и устремляются вслед за пчёлами-разведчицами.

А ещё в пчелиной семье есть самая крупная и главная пчела. Это царица пчёл, её называют маткой. Пчелу-царицу окружает целая свита придворных пчел. Они кормят матку и ухаживают за ней. Матка никогда не покидает улей, не собирает мёд и пыльцу цветов. Она откладывает яички в приготовленные рабочими пчёлами восковые ячейки. А в начале лета из ячеек появляются молодые пчёлы.

- А теперь я приглашаю вас, ребята, на лесную полянку, представьте, что вы пчелы.

Физкультминутка:

Дети  выполняют движения соответствующие тексту.

С утра проснутся пчелки,
Потом причешут челки,
Умоются над лужицей
И по лесу закружатся.
Кто пчелок уважает,
Кто к ним не пристает,
Того они не жалят,

Тому приносят мед.

 (повтор 2-3 раза)

- Ребята, а как вы понимаете слово «жалить»? (Ответы детей)

Действительно, у пчёлок в брюшке прячется острое жало, через которое они выпускают яд и могут очень больно ужалить. Но для человека укус пчелы не опасен. Пчелиным ядом даже лечат больных людей. Он входит в состав многих лекарств. Но всё же, чтобы пчёлка вас не ужалила (это очень больно), не надо размахивать руками и громко кричать там, где есть пчелы.

- А как вы думаете, для чего пчёлам жало? (Защищаться от врагов)

Правильно, им они защищаются от врагов.

- А какие враги есть у пчёл, как вы думаете? (Ответы детей)

Врагами пчелы считают всех, кто забирает их мёд и разоряет их ульи.

Не только люди любят мёд, не упустит случая полакомиться им и медведь, причём привлекает Топтыгина не только мёд, но и сами пчёлы и их личинки.

Был случай, что в улей с пчёлами пробралась ловкая, проворная куница, правда, это чуть не стоило ей жизни – еле ноги унесла сластёна от пчёл, разозлённых таким нахальным разбоем.

Некоторые думают, что человек тоже враг пчелы, потому что он забирает у них мёд. Но, это не так.  

Пчеловоды, которые занимаются пчёлами,  долго учатся этому ремеслу, и называют их пасечниками.  Пасечники забирают из улья только часть меда, обязательно оставляя мёд и для пчелок. Причем собирают они мед очень аккуратно, не разоряя улей и не нанося вреда пчёлам.

Когда пасечник хочет заглянуть в улей, чтобы убедиться  в том, что мёду пчёлами собрано уже достаточно и его нужно извлечь из сот, он пускает в улей небольшую струю дыма. В пчелином доме  сразу начинается страшный переполох: пчёлы «думают», что где-то рядом начался пожар и на всякий случай набирают в желудки как можно больше мёда. А если желудок пчелы доверху набит мёдом, она не может изогнуть брюшко и выпустить своё жало, то есть, попросту говоря, с полным желудком пчела не может укусить. Этим и пользуются пчеловоды, когда достают из улья рамки с сотами.

С наступлением прохладных осенних деньков ульи переносятся с пасеки в тёплые сараи на зимовье. Зимой пчёлы не спят, но становятся медлительными, вялыми. Заботливые пчеловоды утепляют ульи и  следят за тем, чтобы у трудолюбивых помощников всегда была пища. Если оставленного медку не хватает на всю долгую морозную зиму, то они подкармливают их сахарком.

Ребята, а для чего пчелы собирают мед? (Ответы детей)

Мед – это зимняя пища для пчел, ведь зимой пчелы спят, цветы не цветут и нектар негде взять. Поэтому пчелы все лето трудятся, делают запасы для себя и человека. Мед помогает людям при простуде, им лечат раны. Мед добавляют в конфеты и торты. Так что люди не враги пчеле, а её друзья.

 А сейчас ребятки, я  предлагаю каждому из вас сделать свою пасеку. Хотите? Только сначала давайте разомнемся.

Физкультминутка

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

(вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет.

(вращение прямых рук вперёд и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны  разводим.

(потягивания – руки вверх и в стороны)

Повороты вправо-влево,

Плавно производим

(повороты туловища вправо и влево)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

(наклоны вперёд)

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминке.

(Дети садятся за парты)

А теперь проходите  и садитесь за парты.

На партах у детей лежат заранее приготовленные материалы для аппликации и рисования.

Воспитатель:  Ребята, у вас на столах лежат большие зелёные листы, представьте, что это полянка, и мы сейчас с вами попробуем  сделать на этой полянке пасеку. Что такое пасека? (Ответы детей).

Правильно, это несколько пчелиных домиков – ульев расположенных на одной полянке. Еще у вас на партах  лежит несколько листов цветной бумаги разного цвета, выберите себе листок того цвета, из которого вы бы хотели сделать свои ульи.

Посмотрите на свой листок и скажите мне, пожалуйста, какой он формы? (Ответы детей)

Правильно, это прямоугольник. А как вы догадались, что это прямоугольник? (Ответы детей).

Сейчас я вам покажу, как из одного прямоугольника можно сделать четыре вот таких улья. Вывешиваются  образцы. Давайте посмотрим, еще раз из чего состоит улей. Из квадратного или прямоугольного ящика, который стоит на четырех ножках (правда, когда мы смотрим на улей спереди, то видим только две ножки), сверху ящик накрыт треугольной или плоской крышей, и на одной из сторон есть отверстие, через которое пчелы залетают в улей.

Ящики и ножки ульев мы сделаем из цветной бумаги, а крышу и отверстие дорисуем красками. Кто успеет, тот сможет на своей полянке еще нарисовать деревья, травку, солнышко.

А теперь посмотрите, как я буду делать ульи.

Воспитатель показывает и рассказывает детям этапы изготовления ульев. Затем предлагает сделать вместе с ним. Дети повторяют за  воспитателем.

Берём наш листок цветной бумаги, складываем его пополам, так, чтобы наши короткие стороны совпали, затем  складываем ещё раз так же пополам. Что у нас получилось? (Ответы детей)

Правильно маленький прямоугольник. А теперь мы берём ножницы и отрезаем небольшую полоску (примерно одну пятую часть прямоугольника), с той стороны, где у нас два сгиба, и отложим её в сторону, потому что она нам пригодится.  У нас получился длинный прямоугольник, со сгибом посередине. По этому сгибу аккуратно разрезаем прямоугольник на две части. У нас получилось 4 прямоугольника или квадрата – это  ящики для наших ульев. Отложите их в сторону. Затем берём нашу полоску и сделаем ножки для улья. Дети повторяют за воспитателем. Наши ножки готовы. Осталось теперь только поставить наши ульи на полянку. Сначала расположите все свои ульи на полянке так, чтобы они не задевали друг друга, чтобы было красиво и только после этого начинайте приклеивать.

Тем, кто справился с работой, воспитатель предлагает дорисовать свои ульи гуашевыми красками.

 

 У всех полянка с ульями готова? Давайте вспомним, как можно назвать одним словом нашу полянку? (Ответы детей).

Правильно - пасека.  Кто не успел украсить свою полянку, тот сможет закончить работу вечером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи "Транспорт"

Цель: закрепить и обобщить знания о транспорте. Задачи:Образовательные:уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;закреплять знания о видах транспорта, названия транспортных средств, действиях...

конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Животный мир зимой"

Данный конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия составлен для воспитанника среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящегося на индивидуально-диффе...

конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Посуда"

Данный конспект открытого индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим по лексической теме "Посуда" составлен для воспитанника среднего школьного возраста с умеренной...

конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Друзья птиц"

Данный конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия составлен для детей с умеренной умственной отсталостью среднего школьного возраста, проживающих в условиях детского дома-интерната....

Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».

Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи.

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Золотая осень» у дошкольников с нарушением речи....

Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия с дошкольниками с ОВЗ "Поговорим о профессиях".

Данный материал можно использовать в работе с дошкольниками с ОВЗ, а так же с дошкольниками младшего возраста. На занятии малыши в игровой форме получают практические знания по профессиям, с которыми ...