«Творческие способности и пути их развития» Тренинговое занятие для подростков
материал на тему

Зибарева Людмила Николаевна

Профильная суточная смена школьных активов. Смена прошла в форме семинара-тренинга «Модель ученического самоуправления». Смена проходила в помещении школы с организацией ночёвки в походных условиях. Цель смены - развитие коммуникативных навыков, развитие творческого воображения, интуиции и сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профильная суточная смена школьных активов «Модель ученического самоуправления»

Групповой тренинг: «Творческие способности и пути их развития»

Цель тренинга: обеспечение продуктивного, психического и личностного развития учащихся, необходимого для творческой самореализации, формирование коммуникативных, организаторских умений и лидерских черт.

Оборудование: листы ватмана, стикеры для определения цветовых групп, стикеры для работы в группах, фломастеры, бумага.

Правила работы в группе. (2 мин)

1. Соблюдать регламент.

2. Говорить по теме и от своего имени.

3. Слушать и слышать.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать принцип конфиденциальности.

6. Быть активными.

7. Не критиковать: каждый имеет право на собственное мнение.

8. Говорить по очереди.

Инструкторам проговорить обязательно в отрядах.

Тренинг: «Рисуем сказку» (20 мин)

Цель: развивать умение творческого воображения, интуиции и сотрудничества.

Ход упражнения

Участников объединяем в две группы (по цветам). Каждая группа получает лист ватмана. Задача: участникам поочередно предлагается нарисовать какой-нибудь предмет (яблочко, солнышко, дом, человека) рисунки должны размещаться друг за другом. Группы обмениваются плакатами. Предлагается придумать небольшую сказку - историю по рисункам. В сказке не пропускать ни одного рисунка. Представители от группы озвучивают сказку.

Рефлексия: Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?

Что вы взяли для себя из этого упражнения?

пояснения для помощников: раздать цветные стикеры, разделив отряд на две команды в случайном порядке; отслеживать очерёдность работы с рисунком; чётко выполнять инструкцию тренера, помогать в группах правильно выполнять задания. Помогать сочинять историю, направлять, не навязывая своего мнения.

Тренинг: «Синтез мыслей» и «Дерево решений» (40 мин)

Цель: научить систематизировать свои творческие идеи, формировать умение находить соответствующие решения.

Для объяснения командам: Ребята, наша задача сегодня, понять как протекает творческий процесс, Какие нужны действия, ходы, для того, чтобы творческое дело, начинание, завершилось положительно. Кроме этого, нужно подумать, что может помешать вам в реализации вашего дела. Давайте представим, что вам поручили, или вы сами придумали подготовить какое-то мероприятие, акцию, может быть, презентацию или концертный номер. Что (кто) может мешать, а что (кто) может вам помочь. Для этого вы сейчас выполните упражнение, правила которого я вам сейчас расскажу.

Ход упражнения:

Участники объединяются в четыре группы.

Задача 1. Записать три фактора и передать письмо другой команде:

- которые помогают в процессе творчества;

- которые препятствуют процессу творчества

Задача 2. Выбрать три важнейших фактора, которые способствуют процессу творчества и тормозят его из тех, что написала другая команда.

Задача 3. Каждый участник группы на стикерах прописывает методы решения тормозящих факторов и прикрепляют на «Дереве решений».

Пояснение помощникам: помочь тренеру разбить всех участников тренинга на четыре группы — чётко, быстро выбирать по одному человеку из разных отрядов, прикрепить цветные стикеры. Раздать командам стикеры, листы бумаги, работать в группе, подсказывая, не навязывая своего мнения.

Рефлексия: Что вы взяли для себя во время проведения упражнения?

Разминка: «Огонь, лёд (5мин)

Цель: Снять эмоциональное напряжение, способствовать устранению мышечных зажимов и формированию умения расслабляться и отдыхать, а также сосредоточиться и сконцентрироваться.

Ход упражнения

По команде «Огонь!» - Все начинают интенсивное движение всем телом, как угодно. По команде «Лед!» - Каждый замирает в позе, при этом надо напрячь все тело.

Тренинг: «Перспектива» (45 мин)

Цель: формировать положительное отношение к переменам, научить творчески решать проблемы.

Ход упражнения

Сегодня мы с вами отправимся в будущее. Представьте себе, что вы уже закончили 11 класс, а впереди - перспектива обучения в высшем учебном учреждении и интересная жизнь. Но готовы ли вы к этому? Чего вы хотите достичь, приобретая высшее образование, устраиваясь на работу ...

На стенах нашей комнаты есть плакаты, на каждом из которых написана цель жизни человека. Подойдите пожалуйста, к той цели, которая соответствует вашему представлению (участники выбирают).

Таким образом, у нас образовалось несколько групп.

У каждого человека есть определенные жизненные задачи - то, чего хотелось бы достичь в первую очередь, то ради чего стоит жить.

Для группы 1 (желтый) - важно становление молодого человека, как профессионала любящего творчество

Для группы 2 (красный) - возможность работать по специальности с помощью диплома и базовых знаний.

Для группы 3 (синий) - устройство личной жизни.

Для группы 4 (зеленый) - карьерный рост.

Но в жизни часто случаются непредвиденные ситуации. Представьте себе, что произошли изменения, которые нарушили ваши планы. Можно подчиниться обстоятельствам, а можно попробовать побороться за свое счастье, за свою цель.

Изменения:

Группа 1 - Предложили совсем другую работу, где лучше заработная плата.

Группа 2 - По вашей специальности по диплому нет места работы.

Группа 3 - Неудачное бракосочетание.

Группа 4 - Вы влюбились.

Вам предлагается выявить индивидуальные способности, психологическую готовность к преодолению препятствий.

Обращаясь к участникам первой группы, продолжите предложение:

1. Сильнейший тот, кто имеет власть над (собой). (Избирается 1 участник).

2. Берегите время - это ткань, из которой соткана наша (жизнь). (Выбирается 2 участник).

3. Все победы начинаются с победы над самим (собой). ( Выбирается 3 участник).

4. Правильной и прочной лестницей можно кого угодно вывести на любую -  (высоту). (Выбирается 4 участник).

Вам предлагается в своих группах самостоятельно выполнить задание.

Участник садится на «горячий стул» и проговаривает и записывает свои ощущения в данной ситуации. А группа проговаривает и записывает:

- Как можно проявлять творчество, отстаивать цель;

- Какие положительные стороны имеют изменения в жизни человека.

Участники работают в группах. Далее поочередно каждая группа делится впечатлениями от выполненного упражнения.

Вывод: проблему не всегда можно решить здесь и сейчас, но всегда можно изменить свое видение к проблеме, отпустить ее. В этом случае наступает облегчение, происходит улучшение эмоционального состояния человека.

Счастливый человек имеет много проблем и еще больше решений этих проблем, а несчастный - три проблемы и одно решение.

Рефлексия: Что вы чувствовали во время упражнения? Что вам дало это упражнение?

Пояснения для помощников: помочь прикрепить участникам, которые выбрали один из плакатов цветные стикеры; заранее заготовить 4 плаката и разместить их на стенах актового зала. Написать на плакатах следующие фразы:

1 плакат - Важно становление молодого человека, как профессионала любящего творчество.

2 плакат - Возможность работать по специальности с помощью диплома и базовых знаний.

3 плакат - Устройство личной жизни.

4 плакат - Карьерный рост.

Для продуктивной работы ненавязчиво подводить к решениям, ответам, помогать работе в группах.



Предварительный просмотр:

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

  1. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
  • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

  1. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.



Предварительный просмотр:

План мероприятия

Суточный сбор школьных активов в форме деловой игры «Модель школьного ученического самоуправления».

13.00 – Общий сбор, встреча, распределение  делегаций, команд.

13.30 – Отрядное время (знакомство, игры, тренинги на сплочение;  определение названия, визитки и т.д.).

14.15 - Представление отрядов, делегаций.

14.45 – Обед.

15.00 – Тренинг (общий).

16.30 – Отрядное время для разработки модели ученического самоуправления.

17.30. – Защита проектов модели ученического самоуправления.

18.00:

1. - Мастерские.

2. – Совет Дела (делегированные участники отрядов – представители работают над проектом вечерней программы) – мозговой штурм.

19.00 – Ужин.

19.20 – Отрядное время: подготовка к вечерней программе, репетиции.

21.00 – Защита проектов – вечерняя творческая программа.

22.30 – Дискотека, Стартин.

23.30 – Огонёк – рефлексия, чайный стол.

02.00 – Закон тишины.

08.30 – Подьём.

9.30 – Завтрак.

10.00 – По отрядам выбор формы ученического самоуправления по результатам защиты проектов.

12.00 – Операция «Нас здесь не было».

12.30 – 13.00 – «По домам! До новых встреч!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Презентация включает в себя этапы развития, условия возникновения и успешного развития творческих способностей детей дошкольного возраста....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей обучающихся через проектную деятельность на занятиях «Обучение игре на фортепиано»

Целью написания данной работы является систематизация собственного педагогического опыта по  использованию метода проектов на занятиях как одной из активных ф...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАЗИСТОВ ПУТЕМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА

Статья представляет опыт проведения уроков, построенных на взаимодействии разных видов искусства и разных видов художественной деятельности...

Тренинговое занятие для подростков по развитию жизнестойкости

Эмоциональное и психологическое неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблаго...

Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Описан педагогический опыта учителя по развитию познавательной активности, устойчивых мотивов в учении, творческих и интеллектуальных способностей путем проблемного подхода в обучении биологии...

Тренинговое занятие для подростков по развитию уверенности в себе «Какой чудесный я».

Тренинговое занятие для подростков, направленное на развитие уверенности в себе «Какой чудесный я». Затрагиваемые вопросы: как я чувствую себя среди людей, как они меня воспринимают. ...