доклад по теме: Заместитель директора – исполнитель или генератор идей?
консультация на тему

Краснобородько Надежда Николаевна

Заместитель директора должен сочетать в себе и функции организатора, и функции креатора. Потому он и занимает руководящую должность. Он образец, на него, хотим мы того или нет, ориентируется весь коллектив. Именно руководящий состав задает темп развития. Если, так сказать «снизу» поступает инициатива, кто ее оценит, насколько она эффективна. А может она деструктивный характер носит?! Пример, сегодня большое внимание уделяется профилактике наркомании.  Учителя проводят тренинг, называется «Мешок наркомана». Одним своим названием – тренинг рекламирует то, с чем мы боремся. Само содержание тренинга, когда предлагается подросткам доставать из мешка предметы (шприц, презерватив, очки и пр.) рассказывать, что с этим делать. Вот такие примеры находишь в сети Интернет, Удивляешься, как много комментариев- благодарностей от учителей за хорошую методику. Возможно, что разработчик просто посмотрел однобоко на методику, не увидел обратной стороны. Понятно, что обязательно должен присутствовать  еще и сторонний взгляд. Причем, взгляд – эксперта, человека,  оценивающего качество. Так что я бы предпочла говорить не столько о креативных способностях руководителя, сколько о его возможности быть экспертом!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Заместитель директора – исполнитель или генератор идей?

                                                                                Заместитель директора по УВР

 МКОУ СОШ №12 с.Турксад

Левокумского муниципального района

Краснобородько Надежда Николаевна

              Работая 5 лет в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, я уверенно отношу себя к управленцам. Система образования требует от школ научного проектирования своей деятельности: разработки концепций, программ развития, мониторинговых служб. В наше время мы много говорим о модернизации системы образования, о творческом потенциале школы и внедрении новых информационных технологий в образовательную систему. В моей родной школе, которую я окончила в 1982 году и в которой работаю с 1986 года, создаются все условия для образования, воспитания и творчества. Сколько себя помню, всегда во мне преобладали лидерские качества: школа, институт, профессиональная деятельность (пионерская организация, комсомол, профсоюзная организация, руководитель школы). В 2011-2012 уч.г. в школе функционирует 5 творческих объединений (групп). Ведут их опытные специалисты, мастера своего дела, учителя первой квалификационной категории.

 Роль лидера в этом случае – видеть успехи своих коллег: учитель английского языка приняла участие во всероссийском  профессиональном конкурсе и получила сертификат участника;

приветствовать рациональные предложения (инициативы) по модернизации системы образования, современной школьной инфраструктуры, обновлению образовательных стандартов, качественному и достойному образованию школьников, самообразованию: в соответствии с новыми образовательными стандартами учителя 1-х классов работают по программе «Перспективная начальная школа», элементы новых технологий применяются всеми учителями:

поддержке талантливых детей: наши учащиеся в этом году приняли участие во многих олимпиадах и конкурсах: 39 учащихся – в конкурсе «Русский медвежонок», 38 учащихся – в конкурсе «английский», 42 учащихся (1 этап) и 89 учащихся (2 этап)– в олимпиаде «Интеллект», 289 учащихся участвовали во Всероссийской олимпиаде школьников, 12 из них – участники 2 районного тура олимпиады, где заняли призовые места (2 победителя и 2 призера) и стали участниками 3 краевого тура олимпиады. Победителями и призерами не стали, но заработали хорошие баллы;  

по пропаганде и осуществлению в образовательном учреждении здорового образа жизни: проведены беседы, акции, спортивно-оздоровительные мероприятия, выставки рисунков, плакатов. Вывод: не выявлены случаи наркомании и табакокурения.

           Мы сотрудничаем со Ставропольским техникумом коммерции и права. Роль лидера в этом случае – коммуникационная, организаторская, договорная, рекламная. Три года подряд  наши выпускники получают дипломы с присвоенной квалификацией «Оператор ЭВМ» Стало доброй традицией сотрудничество с успешными выпускниками школы, родителями учащихся, всецело оказывающими посильную финансовую благотворительную помощь школе. Роль лидера – заинтересовать наших социальных партнеров конкретными проектами, сохранить и приумножить их доверие качественным результатом выполненного дела, успехом детей.  Для успешной работы должен быть стимул. Роль лидера – найти его, создать из ничего (даже если финансовая база – желает быть лучше).  В нашей школе при поддержке попечительского совета произведен частичный ремонт столовой и закуплено оборудование; приобретен спортивный инвентарь; автомат и пневматическое ружье для уроков ОБЖ; учащиеся, хорошисты и отличники, были отмечены ценными подарками.  

           Цель моей работы и нашей школы в целом – научить детей учиться, легко ориентироваться в современном мире, уметь сравнивать, анализировать, свободно выражать свои мысли, подготовить их к профессиональной деятельности. И какую бы профессию они ни выбрали в будущем, в первую очередь они должны стать Человеком, Гражданином и Патриотом своей Родины.

            Роль лидера – видеть перспективу, уметь ставить цель, достигать ее и смело, уверенно идти к следующей. Здесь немаловажно уметь планировать свою деятельность и четко следовать по намеченному пути, умело мобилизировать силы и возможности.

Поэтому вывод может быть следующий: Заместитель директора должен сочетать в себе и функции организатора, и функции креатора. Потому он и занимает руководящую должность. Он образец, на него, хотим мы того или нет, ориентируется весь коллектив. Именно руководящий состав задает темп развития. Если, так сказать «снизу» поступает инициатива, кто ее оценит, насколько она эффективна. А может она деструктивный характер носит?! Пример, сегодня большое внимание уделяется профилактике наркомании.  Учителя проводят тренинг, называется «Мешок наркомана». Одним своим названием – тренинг рекламирует то, с чем мы боремся. Само содержание тренинга, когда предлагается подросткам доставать из мешка предметы (шприц, презерватив, очки и пр.) рассказывать, что с этим делать. Вот такие примеры находишь в сети Интернет, Удивляешься, как много комментариев- благодарностей от учителей за хорошую методику. Возможно, что разработчик просто посмотрел однобоко на методику, не увидел обратной стороны. Понятно, что обязательно должен присутствовать  еще и сторонний взгляд. Причем, взгляд – эксперта, человека,  оценивающего качество. Так что я бы предпочла говорить не столько о креативных способностях руководителя, сколько о его возможности быть экспертом!

Учитель может генерировать идеи в области своего предмета. Каков характер идей может возникнуть у заместителя директора после посещения уроков предметников?

- Какие у вас предположения?

Могу привести пример из собственной практики, когда мною было предложено, как оказалось, наиболее оптимальное решение следующей проблемы: У учителя никак не идет проверка домашнего задания. Ученики совершенно не готовы к устным ответам. Что делать? Как помочь учителю?

Я предложила такой вариант опроса в форме игры: класс делится на две команды (можно по рядам- работа в парах) и каждая команда готовит по вопросу (из изученного параграфа) для своих соперников. Выигрывает та команда, у которой будет больше правильных ответов, вся команда получает балл, что учитывается при устных ответах. Поначалу можно пользоваться учебником, но тогда балл не учитывается. Результат есть: ребята приходят на урок не с одним подготовленным вопросом, а с исписанными страницами тетради. Им так хочется, чтобы на их вопрос одноклассники не знали ответа!

И ещё пример: При проведении методической декады каждый учитель дает открытый урок и внеклассное мероприятие. Но это все стало так традиционно.  Я предложила каждый такой урок оценивать в баллах (оценивают все присутствующие, для этого им раздаются листы наблюдений) и выявить победителя. Учителя отнеслись к этому предложению серьезно. Показали уроки с использованием новых методов и технологий. 3 учителя заняли призовые места. На педагогическом совете они показали фрагменты своих уроков (мастер-класс), именно с применением новых технологий. По окончании педсовета им были вручены грамоты.

Вот нашли дополнительный стимул-мотиватор. Представляется, что такие технологии стоит чаще использовать, пробуждать желание у педагогов творить новое. Да и самим присутствующим отказаться от пассивной формы прослушивания и перейти на активный формат работы.

Итак, руководителю любого уровня следует знать свои потенциальные возможности в коллективе, необходимо  обеспечивать грамотный подбор управленческих команд. В конечном итоге, именно это определяет успех управленческого дела. Поэтому необходимо сориентировать себя на изучение всех возможных ролей людей в коллективе, определение своей роли и характера ее изменения в различных жизненных, управленческих ситуациях, т.е. изменить свои управленческие позиции на отбор, расстановку педкадров и делегирование (передачу) им своих полномочий. Директор - генератор и эрудит в интересах дела, которому он отдает все свои силы, должен дополнить себя энтузиастом, совершенствователем, организатором и исполнителем. А директор - вдохновитель и ориентатор не сможет эффективно управлять школой без генератора, эрудита, совершенствователя и организатора в своей управленческой команде.

Главное условие: Руководитель, не знающий и не уважающий себя как личность, не способен создать для себя и окружающих его людей атмосферу уважения и самоуважения в коллективе. А без этого сейчас не может быть успеха в работе школы. Руководитель, не умеющий управлять учебно-воспитательным процессом в школе на основе доверия своим коллегам и передачи им соответствующих их статусу полномочий, превращается со временем в кустаря-одиночку, не способного объять необъятное, а потому формально исполняющим свои полномочия и тормозящим тем самым движение школьного коллектива к успеху. Но без успеха нет развития, что противоречит потребностям современного развивающегося общества в нашем отечестве.

Представляется, что, рассуждая на тему нашего диспута: «Заместитель директора это исполнитель или генератор идей» следует учитывать те условия, в которых сегодня приходится нести свою просветительскую лепту современному учителю. И, самое главное, наверное, это непомерное расширение информационно-коммуникативного поля, в которое все сильнее погружается наше подрастающее поколение.

Понятно, что наши учащиеся с еще не сложившейся базой знаний, с неустойчивой системой ценностей, с не определившейся системой мотиваций в сфере приобретения новых знаний, умений и навыков приобретают дополнительный массив разнообразной информации. В связи с этим формируются совершенно различные и порой противоречивые жизненные установки и ценностные ориентации. Происходит и распыление их знаний, нарушается их структуризация у учащегося.

Все это существенно усложняет задачу современного педагога: а именно, сформировать полноценную личность, способную к саморазвитию, к эффективной жизнедеятельности. Потому, педагогическое сообщество, сегодня как никогда находится в сложных условиях, требующих от него и массива креативных идей в сфере образования учащихся и, наверное, большой исполнительской дисциплины и ответственности. Не обходит стороной эта проблематика и одного из основных менеджеров учебного процесса – заместителя директора.

Однако, в чем должна заключаться его роль в этих процессах? Все организовать? Создать условия для креатива других, а самому – исполнять их идеи? Или, может, есть другой вариант?

Что думаете Вы, …

Варианты ответов:

  1. да, все организовать, чтобы у учителей были возможности и желание придумывать. Мы же не можем за учителя придумать урок, новую форму подачи…
  1. нет, как будет креативить руководитель, такого результата ждите и от других…

 Общий вывод:

Известный ученый И.Адизес утверждает, что руководитель не должен и не может быть лидером во всем: особенность менеджмента в том, что он требует разнообразных способностей и, что самое главное, разных характеров, поэтому ни один, даже самый гениальный, человек не может уметь все.  (Я с этим, в принципе, не согласна и считаю, что каждый человек умеет и должен уметь все, надо только захотеть, кто меня в детстве учил: нет слова не могу, есть слово не хочу )

 И  задание: отметьте кружочком то, что соответствует вам

                         Мне кажется, что я….  

  1. Ориентируюсь, скорее, на результат, а не на людей
  1. Имею склонность замечать детали
  1. Достаточно рискованный человек
  1. Могу объединять людей
  1. Сторонник того, чтобы рабочая среда была  

продуманна и хорошо организованна

  1. Знаю, что хотят дети и их родители
  1. Всегда смотрю чуть вперед
  1. Распознаю сказанное от того, что человек

хочет сказать на самом деле

  1. Очень организованный человек
  1. Знающий и целеустремленный
  1. Достаточно консервативный человек и не вижу

в этом ничего плохого

  1. Всегда стремлюсь достигнуть результата
  1. Умею ловить изменения окружающей среды
  1. Всегда настроен на взаимодействие
  1. Ориентируюсь, скорее, на людей, а не на результат
  1. Генератор новых идей

Если вы ответили «Да» или «Скорее да, чем нет» на утверждения №1, 6, 10, 12, то вы склоняетесь к позиции П (производство).

Если вы ответили «Да» или «Скорее да, чем нет» на утверждения №2, 5, 9, 11, то вы склоняетесь к позиции А (администрирование).

Если вы ответили «Да» или «Скорее да, чем нет» на утверждения №3, 13, 16, 7, то вы склоняетесь к позиции Н (новаторство).

Если вы ответили «Да» или «Скорее да, чем нет» на утверждения №4, 8, 14, 15, то вы склоняетесь к позиции И (интеграция).

Если вы ответили «Да» или «Скорее да, чем нет» на все предложенные утверждения,  то или вы просто гениальный руководитель, или такого не может быть.

Производство (П). Эта функция управления должна обеспечить предоставление качественного современного образования для учащихся.

Администрирование (А). Это то, как, с помощью каких организационных процессов достигать решения первой задачи (это и расписание, и методическое обеспечение учебного процесса, и многое другое).

Новаторство (Н). Это то, что отвечает на вопросы «А куда двигаться дальше?», «Что мы должны изменить, чтобы приспособиться к быстро меняющейся среде вокруг школы?»

Интеграция (И). Это создание такой атмосферы и системы ценностей, которые будут стимулировать людей действовать сообща и добиваться результатов.

Только такое постепенное планирование (целеполагание) способствует успешному завершению начатого дела и обеспечивает эмоциональное благополучие наших детей.

Формула моего успеха – это формула успеха моих учеников, выпускников, коллег которые меня окружают; это нацеленность на успех предпринятого дела, видение перспектив и возможных рисков, уроков в ситуации неудачи (поражения), постоянное самообразование и самосовершенствование, поиск и извлечение уроков, самоконтроль, самоанализ и новое планирование.

             Да, работы в школе – непочатый край. Надо ломать устаревшие догмы (это очень болезненный процесс для тех, кто привык жить по старому и менять ничего в своей жизни и жизни школьников не собирается) и, опираясь на лучшие традиции школы, применимые и в нашей новой школе, строить новую жизнь, креативную, инициативную, перспективную, максимально адаптивную в условиях конкуренции на рынке труда, с ее новыми образовательными стандартами, новыми законами об образовании, лидерскими инициативами и перспективой профессионального роста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад директора школы

О работе школы за 2011 год....

Ацетиленовый генератор: назначение, классификация, устройство генератора

ТЕМА УРОКА: Ацетиленовый генератор: назначение, классификация, устройство генератора.ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с видами и назначением ацетиленовых генераторов.  Изучить устройство ацетиленового ген...

Доклад«взаимосвязь психологических состояний игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного ...

Доклад на тему: Графический учебный исполнитель на уроке информатики

Доклад на тему:Графический учебный исполнитель на уроке информатикиУчебные исполнители представляют собой простейшие инструментальныепрограммные среды, использующиеся при изучении основ алгоритмизации...

"Портфолио" (доклад на совещание при директоре)

Портфолио педагога и обучающегося – показатели  практической деятельности Современная школа в условиях перехода на национальную модель образования нуждается в «новом» типе ...

Доклад о деятельности советника директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями МБОУСОШ №6

Доклад  о деятельности советника директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями МБОУСОШ №6 ...