Артпедагогика как технология социальной реабилитации несовершеннолетних
статья на тему

Фролова Ольга Ивановна

Артпедагогика в социальной реабилитации несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Артпедагогика как технология социальной реабилитации несовершеннолетних

   В настоящее время одним из наиболее развивающихся направлений в области социальной науки и практики является социально-культурная реабилитация детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Отечественный опыт решения проблемы социальной адаптации и творческой реабилитации детей и подростков средствами культуры и искусства показывает высокую результативность такого подхода в их социальном становлении.  В этой связи в последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная социальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционно-реабилитационной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармоничной личности, её культурного развития и социальной адаптации, и этот факт несомненно должен найти свое отражение в деятельности специалистов СРЦН.

       Можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:

  психофизиологическое (связанное с коррекцией соматических нарушений)

  психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферы)

  психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции)

  социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве).

Свое развитие они нашли в таких технологиях социально-культурной реабилитации, как артпедагогика и арт-терапия. Данная статья является попыткой систематизировать, уточнить и расширить теоретические основы артпедагогики, определить возможности ее использования в социально-реабилитационной деятельности.

       Что такое артпедагогика? Это одна из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания, поле деятельности которой — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация посредством художественной деятельности. Она возникла и развивается на стыке педагогики и искусства. Сам  термин  «артпедагогика»  включает  в  себя  два  понятия.  Первое  из  них - «арт»  (от  англ.  «Art»)  дословно означает искусство, мастерство, ремёсла, художество; второе понятие «педагогика» -  наука  о  воспитании,  развитии  и  обучении  человека. Так, буквально под артпедагогикой понимают воспитание и развитие человека через искусство.

      Надо сказать, что на сегодняшний день в России понятие «артпедагогика», как особое направление в современной педагогической науке, не получило еще достаточно полного и точного определения. Например,  Валеева Ж. С. определяет артпедагогику как  «синтез  двух  областей  деятельности (педагогики и  искусства), обеспечивающих педагогический процесс социального становления и развития подростка»,  Старикова С.В. - как «совокупность  средств  искусства  и  методов  художественно-творческой  деятельности  для  достижения педагогической  цели»; Таранова  Е.В. – как «педагогическую технологию, оказывающую комплексное воспитательное воздействие посредством интегрированного влияния последовательно организованных форм  художественной деятельности детей (художественного восприятия, индивидуального  и  совместного  художественного  творчества,  коллективной  работы  с  созданными  образами, артпедагогических игр)»  и т.д.

      Наиболее распространенным является коррекционно-педагогический подход, согласно которому  артпедагогика рассматривается в контексте коррекционной работы  как педагогическая помощь   детям с проблемами в развитии  средствами  искусства.  Типичный  пример  этого  подхода  -  определение  артпедагогики  в  учебнике  Е.А. Медведевой,  И.Ю.  Левченко  и  др.  «Артпедагогика  и  арттерапия  в  специальном  образовании»:  «Артпедагогика - это синтез  двух  областей  научного  знания  (искусства  и  педагогики),  обеспечивающих  разработку  теории  и  практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство».

     Основными функциями артпедагогики являются:

  1. Культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом).
  2. Образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности).
  3. Воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства).
  4. Коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

      Основной целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

      Часто  понятие  «артпедагогика»  отождествляется  с  педагогической  арт-терапией. Они не являются синонимами, хотя  и  являются  смежными  понятиями. Е.А. Медведева  отмечает, что «сходство  этих терминов прослеживается только в первой части понятий  –  «арт» («художественное», синоним искусство). Вторая часть  определяет  различие:  терапия  –  направление  медицины,  лечебное  воздействие;  педагогика  –  наука  об обучении, воспитании и развитии».

         Основное отличие арт-терапии от артпедагогики заключается в том, что, являясь  синтезом искусства, медицины и психологии, она, прежде всего, реализуется  в лечебной и психокоррекционной  практике. В  основе  арт-терапии находятся клинические  аспекты  аналитической  психологии  и  психоанализа,  связанные  с  гармонизирующим,  терапевтическим  и коррекционным потенциалом  художественной деятельности.

      Сравнивая  артпедагогику  с  арт-терапией,  можно отметить,  что арт-терапия актуализирует  развитие  и  коррекцию  личности,  она  обращена  к  тому,  что  уже  присуще  индивиду,  а  артпедагогика, активизируя процесс воспитания, обращается к тому, чего еще нет у человека, но в перспективе будет сформировано. Артпедагогика  занимается  не  «проблемами»  человека,  а  его  возможностями.  

        В  понятийном  поле  педагогических  категорий   термин  «артпедагогика»  идентифицируется  чаще  всего  с понятием «художественное воспитание». Однако  Е.А. Медведева отмечает: «понятие «артпедагогика» не подменяет более  узкий термин  «художественное  воспитание». Артпедагогика позволяет рассматривать не  только  художественного  воспитание,  но  и  все  компоненты  коррекционно-развивающего  процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а  также формирование основ  художественной культуры».

       В отличие от художественного воспитания в артпедагогике  на первый план выдвигается задача формирования  мотивационно-смысловой  сферы человека,  его  духовного  мира,  мироощущения,  мировосприятия,  миропонимания.  При  этом,  являясь  не  столь приоритетным,  художественное  развитие  личности  также  осуществляется,  но  происходит  параллельно  и  не становится  самоцелью.  К  тому  же  артпедагогика  не  предполагает  прямого  обучения  искусству, все многообразие видов художественной деятельности человека реализуется более свободно и вариативно.

        Обозначив теоретическое наполнение понятия «артпедагогика», рассмотрим, насколько данная педагогическая технология может способствовать успешности социальной реабилитации. Опираясь на многочисленные научные источники, раскрывающие проблему социальной реабилитации, мы будем понимать под ней социальную адаптацию, осуществляемую педагогическими средствами, т.к.  социальная работа имеет под собой педагогическую основу.

        Рассматривая средства социального формирования личности, социальная педагогика включается в решение социальных проблем, используя в своей работе педагогические подходы, методы и средства. Среди них - личностно-ориентированный подход к социальной деятельности, как воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Идея гуманизма является основополагающей и для артпедагогики, превращаясь в принцип деятельности артпедагога, и реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его художественных, интеллектуальных и других способностей. Для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения. Идея гуманизма реализуется и в содержании воспитания, насыщении его «вечной» проблематикой (Добро и зло, Любовь, Мудрость, Красота), обращении к внутреннему миру ребенка. Эффективное взаимодействие между педагогом и детьми является основанием для взаимного развития, самосовершенствования и служит раскрытию индивидуального творческого потенциала. 

          Еще одно условие успешной социальной реабилитации - использование содержания педагогической деятельности (труд, народные традиции, искусство, игра) как средство социальной работы. «Деятельность - основа воспитания» - таков один из основополагающих принципов отечественной психолого-педагогической науки, и он должен в полной степени реализоваться в процессе воспитательной работы. В артпедагогике  используются разнообразные виды и формы художественно-творческой деятельности - художественно-речевая, музыкальная (песенное исполнение, восприятие, игра на музыкальных инструментах), изобразительная, декоративно-прикладная, театрализованная. Занимаясь художественно-эстетической деятельностью, дети приобретают определенный опыт, умения, которые затем применяют в своей жизни, в общественно-полезной деятельности. В процессе социальной реабилитации особое значение имеет выделение ведущего вида деятельности. В данном случае имеется в виду определение конкретной способности ребенка. Какое-то дело у одного человека может получаться лучше, чем у других. Многообразие видов и форм художественной деятельности, которые используются в артпедагогике, увеличивают шанс формирования «точек роста», дающих толчок к дальнейшему позитивному развитию личности ребенка.  

       Важное значение в реабилитационной деятельности имеет педагогическое стимулирование мотиваций в различных сферах социальной деятельности. Принцип мотивации предполагает наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним педагогом. Иначе говоря, задача, например,  должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решать. Нельзя навязывать, а тем более подросткам, готовые формы, догмы, правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых они сами бы искали решение, т.е. развивать мотивационную сферу. Артпедагогика обладает большим арсеналом приемов и методов стимулирования положительной мотивации художественной деятельности:

       показ готового образца (например, в изобразительной деятельности показ готового продукта деятельности — рисунка, аппликации, лепки; в художественно-речевой — образца сказки, стихотворения; в музыкальной — исполнение песни, танца и др.);

      применение творческих заданий во всех видах художественной деятельности (например, предложение сочинить загадку, попевку, композицию танца, передать пластическими движениями образ какого-либо персонажа и т. д.);

     использование занимательных упражнений;

     проблемно-поисковые методы (помогают развивать художественно-творческие способности детей, реализовывать их потребности, связанные с различными видами художественной деятельности, позволяют направить детей на поиск тех средств художественной выразительности, которые наиболее соответствуют поставленной задаче и позволяют создать яркие образы в рисунке, лепке, в дизайне, при сочинении сказок, стихов, попевок, собственных танцевальных композиций, при сценическом воплощении персонажей);

     игра (являясь методом стимулирования художественной деятельности,  может служить прекрасным средством активизации процессов непроизвольного запоминания у детей, повышения их интереса к окружающему, к разнообразной художественной деятельности);

     методы стимулирования поведения детей — поощрение, порицание, наказание, которые применяются в разной форме, в зависимости от сложившейся ситуации, от индивидуальных особенностей ребенка, от темы беседы и др. Цель поощрения — побудить ученика лучше, интереснее, активнее работать, направляя свои усилия на благо самому себе и окружающим.

      метод создания «ситуации успеха», под которым понимается субъективное чувствование, состояние удовлетворенности итогом художественной деятельности. Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность. Это может быть рисунок, поделка из бумаги, глины, дерева; исполнение любимой песни или слушание музыкального произведения, а также чтение стихов и т. д. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет. Задание, которое он дает ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе развития.

       Следующее важнейшее условие успешной социальной адаптации к жизни в современном обществе - развитие коммуникативных способностей детей. Нормализовать отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить статус ребенка среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы – все эти задачи социальной реабилитации в состоянии решить артпедагогика.  Так, к примеру, театральная игра, риторика и танец помогают детям осваивать навыки оптимального поведения в ситуациях социального  взаимодействия. Уникальное реабилитационное воздействие музыки состоит в способности объединить детей в мыслях, чувствах, к примеру, на музыкальных занятиях, на праздниках, конкурсах, досуговых мероприятиях.

        Если программа по артпедагогике, предусматривающая включение искусства в процесс реабилитации, построена достаточно последовательно и целеустремленно, то однажды наступает момент, который философы называют самоактуализацией личности. Человек осознает себя субъектом, хозяином собственной судьбы, способным активно, не испытывая комплексов, обусловленных трудным детством, включиться в социальную жизнь. И тогда можно сказать: реабилитация состоялась.

        Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что артпедагогика способствуют сплочению детей, удовлетворению их потребностей в широком социальном общении, самореализации и самоутверждении, формированию здоровой психики,  настроения,  развитию  творческой  инициативы  и  самостоятельности. В этом состоит суть духовной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с использованием средств искусства.

Используемая литература.

1. Артпедагогика  и  арттерапия  в  специальном  образовании  /Е.А.           Медведева,И.Ю.  Левченко,  Л.Н.  Комиссарова, Т.А. Добровольская.М.: Изд.Центр «Академия», 2001. 248 с.

2. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие по коррекционной педагогике/сост. Т.Г. Неретина, С.В. Клевесенкова, Е.Е. Угринова, Н.Н. Кирилюк, Е.Н. Болотова, Н.М. Заякина, Л.Ю. Суфлян, Н.А. Еремеева; под общ.ред. Т.Г. Неретиной. – 3-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 186 с.

3.Социально-реабилитационные технологии в работе воспитателя, социального педагога, психолога специализированных учреждений для несовершеннолетних/Худенко Е.Д., Кальянов И.В., Поташова И.И., Любимова М.Н./ Учебно-методический комплект/ Москва, 2011

4. Таранова E.В.   Анализ  термина  «артпедагогика»  в  понятийном  поле

педагогических и арт-терапевтических категорий./Электронный научный журнал «Педагогика и психология»/ Выпуск 1. Том 2 / Май  2012.

5. Хижаева Т.М. Теоретические основы и методика организации социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: учеб. пособие/ Т. М. Хижаева. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. – 161 с.

6. www.superinf.ru Ульянченко И.И. Технологии социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПТИМИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НАХОДЯЩИХСЯ В ГКУ РХ «ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» г. ЧЕРНОГОРСКА

Социально – педагогическая реабилитация бывает не достаточно эффективна, когда ребенок не проходит полный курс программы социально – педагогической реабилитации и постреабилитационный период не ...

Календарно-тематический план по программе социальной реабилитации несовершеннолетних на основе эстетического воспитания для детей от 7 до 13 лет «Красота. Радость. Творчество» (декоративно-прикладное искусство)

Психологическая наука давно убеждена в том, что творчество помогает ребенку справиться со многими личностными, эмоциональными и поведенческими проблемами, способствует личностному росту и раскрытию Ст...

Рабочая дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социальной реабилитации несовершеннолетних «Тропинка в информационную среду» Для детей и подростков от 7 – 18 лет

Пояснительная записка Развитие информатики связано с появлением ЭВМ, мощных универсальных устройств для хранения и переработки информации. Внедрение ЭВМ приводит к коренной перестройке технологии прои...

Программы, технологии социальной реабилитации и абилитации

Программы, технологии социальной реабилитации и абилитации...

Доклад "Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Материал предназначен для социальных пеадагогов, работающих в реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних....

Проект "Драматизация как технология социальной реабилитации молодых инвалидов"

Проект по театрализации для воспитанников с ментальными нарушениями....

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...