Программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"
рабочая программа (8 класс) по теме

Комкова Елена Владимировна

Программа элективного курса для 8 класса "Твоя профессиональная карьера"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к     образовательной программе,

введенной в действие  приказом №___618____

                                                                                                                от  « 08»  10. 20 15   г.                                                                                                                       

Согласовано

Заместитель  директора: Л.И. Коротеева

«   01  »   10   .20 15     г.                                                                                                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТВОЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА »

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9  классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Составитель:

Комкова Елена Владимировна

2015-2016 учебный год


1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовое и учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа разработана на основе программы «Твоя профессиональная карьера. 8-9  классы / под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006», рассчитана на использование учебника: учебник  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Программа предусматривает создание условий для всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, правильного выбора ими профессии, профильного обучения, развитие способности к профессиональной адаптации в современных условиях
     

1.2  Цели, задачи  преподавания  учебного предмета, курса.

Цель курса: 

  -  актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесения в процессе самодиагностики.

- развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Задачи курса:

  -повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;

   -сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей  профессии;

   -ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;

      - обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с  требованиями профессиональной деятельности.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса

2.1  Роль и значимость предмета, курса.

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями  профессиональной деятельности а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность  к осознанному  и уверенному выбору профессии в этом возрасте связана с формированием такого психологического качества как «Образ Я». Кроме того, новообразованием данного возраста является профессиональное самоопределение.       Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Твоя профессиональная карьера». 

2.2 Преемственность при изучении данного курса. Курс «Твоя профессиональная карьера» изучается в 8-х классах основной школы по 1 часу в неделю, что составляет 34 часа. Курс твоя профессиональная карьера структурируется на основе теорий: профессиональное самоопределение, личность и профессии, анализ профессий.

2.3 Акценты в осуществлении связи обучения  по  предмету с практикой и актуальными проблемами современности.

Изучение курса «Твоя профессиональная карьера» предусматривает проведение практических занятий, на которых  широко используются развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги, в ходе которых учащиеся не только многое узнают о своих индивидуальных особенностях, но и учатся соотносить свои возможности и желания с требованиями выбираемой профессии. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методов обучения: комбинированный урок, конференция, индивидуальные и групповые беседы, и т.д.

2.4  Особенности  построения  курса по конкретному учебно-методическому комплекту.

Учебник  для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / [Лернер П.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.]; под ред. С.Н.Чистяковой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

3.1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа курса «Твоя профессиональная карьера» рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 35часов на текущий учебный 2015/2016 год, исходя их учебного годового календарного графика в 35 учебных недель.  

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса

4.1. Описание важности учебного курса

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями  профессиональной деятельности а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Изучение курса «Твоя профессиональная карьера» позволит учащихся актуализировать процесс профессионального самоопределения за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, и их соотнесения в процессе самодиагностики. Позволит  развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета

        Главной целью образовательной области курса «ТПК» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе; развитие и воспитание широко образованной, культурной, творческой и инициативной личности.

        По окончании курса «ТПК» в основной школе учащиеся; - получат адекватную систему представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

-. получат навыки рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

-  овладеют технологией принятия решения в ситуации профессионального опыта.

-  активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно- профессионального проекта.      

- научатся ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
- научатся  находить необходимую информацию в различных источниках;
- научатся построению планов профессионального образования и трудоустройства.
- понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека;
- планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

4.3. Особенности обучающихся.

Курс «Твоя профессиональная карьера» рассчитан для изучения в 8-х классах. Подростковый и ранний юношеский возраст отличается ростом самопознания, возрастающим интересом к собственному «я». Учет этого обстоятельства оказывается принципиально важным в плане организации профессиональной ориентации школьников, поскольку способность  к осознанному  и уверенному выбору профессии в этом возрасте связана с формированием такого психологического качества как «Образ Я». Кроме того, новообразованием данного возраста является профессиональное самоопределение.       Помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда призван элективный курс «Твоя профессиональная карьера». 

  1. Содержание учебного курса, предмета
  1. Наименование разделов учебной программы.

- Раздел 1. Профессиональное самоопределение-1ч.

- Раздел 2. Личность и профессия. 19 ч.

- Раздел 3. Анализ профессий.   15.ч

5.2 Межпредметные связи. 
Межпредметные связи прослеживаются в интеграции элективного курса «Твоя
профессиональная карьера» практически со всеми предметами школьного
образования. Поддерживание межпредметных связей помогает всестороннему
развитию ученика.

5.3 Особенности организации учебного процесса. 
Учебный процесс организован классно-урочной системой обучения. Каждый класс
работает по единому годовому плану и программе, что позволяет четко упорядочить
весь учебно- воспитательный процесс. Учащиеся взаимодействуют между собой в
процессе коллективного обсуждения творческих работ, коллективного поиска
решения поставленных задач.

Кроме того, на практических занятиях широко используются развивающие психодиагностики, активизирующие игры, тренинги, в ходе которых учащиеся не только многое узнают о своих индивидуальных особенностях, но и учатся соотносить свои возможности и желания с требованиями выбираемой профессии.  

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;               правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;  понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;  значение творческого потенциала человека, карьеры.

 Учащиеся должны иметь представления: о смысле и значении труда в жизни человека и  общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.

Учащиеся должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы совершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам  профессиональной  деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; использовать сведения о путях получения профессионального образования.

Умение ставить и решать определенные типа коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения (Петровская Л.А., 1982). В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) (Кабардов).

 

Формы контроля.

  1. Диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля.
  2. Презентации проектов учащихся,
  3. Деловые игры.
  4. Анкетирование.

Ожидаемые результаты:

1. Адекватная система представлений учащихся о себе, рынке труда, рынке образовательных услуг.

2. Наличие у учащихся навыков рефлексии, в том числе навыков анализа своих интересов, способностей, возможностей, своего личного и профессионального опыта.

3. Владение учащимися технологией принятия решения в ситуации профессионального опыта.

4. Активная личностная позиция учащихся в ситуации выбора, уверенность в собственных шагах по построению образовательно- профессионального проекта.      


Содержание курса

Раздел 1. Профессиональное самоопределение. 1ч.      

Теоретические сведения     Цели и содержание курса. Специфика занятий.

Раздел 2. Личность и профессия. 19 ч.

 Правила выбора профессии ( «хочу» - «могу» - «надо»).   Теоретические сведения.  «Хочу»- склонности, желания, интересы. «Могу»- физиологические и психические ресурсы личности. «Надо»- потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии. Личный профессиональный план. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Теоретические сведения. Потребности и мотивы как условия активности личности. Виды мотивов. Интересы - познавательные и профессиональные. Профессиональные намерения. Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей, карта интересов, опросник профессиональной готовности. Развивающие процедуры: актуализация профессиональных интересов путём группового обсуждения соответствующей профессиональной сферы. Карта интересов (модифицированная методика А.Е.Голомштока). Возможности личности в профессиональной деятельности. Теоретические сведения.  Понятие профпригодности. Профессионально важные качества. Диагностические процедуры. Методика самооценки индивидуальных возможностей. Знакомство с описаниями профессий.  Социальные проблемы труда. Теоретические сведения.    Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация. Сочинение «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему посёлку (району)» Социально - психологический портрет современного профессионала.   Теоретические сведения. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений. Развивающая процедура: деловая игра «Пирамида». Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых качеств.  Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические сведения. Свойства нервной системы. Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные возможности за счет выработки индивидуального стиля деятельности. Темперамент.  Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к предметному миру. Эмоциональные состояния личности . Роль воли в процессе принятия решений. Условия развития воли. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля».  Самонаблюдения за динамикой настроения. Упражнения по воспитанию воли. Анализ особенностей поведения людей с разными типами темперамента.  Профессиональное самоопределение. Теоретические сведения.  Анкета интересов. Желаемый жизненный статус. Моя самооценка. Профессиональное самоопределение.

Раздел 3. Анализ профессий.   15.ч

 Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде. Теоретические сведения. Способность к запоминанию. Память и ее основные процессы. Условия развития памяти. Внимание, наблюдательность, их развитие. Способность оперировать пространственными представлениями, устанавливать связи и закономерности между понятиями. Индивидуальные стили кодирования и переработки информации.   Формула профессий. Теоретические сведения. Классификация профессий. Формула профессии. Профессиограмма. Психология принятия решения. Игра «Угадай профессию». Составление формулы профессии. Классификация типов профессии. Теоретические сведения. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Характеристика профессий группы «Человек – человек». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы.  Изучение коммуникативных способностей.  Характеристика профессий группы «Человек – техника». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы. Характеристика профессий группы «Человек – природа». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы.  Самооценка терпеливости, настойчивости, силы воли. Характеристика профессий группы «Человек – знаковая система». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы.  Методика «Импульсивность».  Характеристика профессий группы «Человек – художественный образ». Теоретические сведения. Основные требования к представителям профессии этой группы.  Методика «Измерение художественно-эстетической потребности». Изучение творческого потенциала личности. Потребности и мотивы как условие активности личности. Теоретические сведения. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика «мотивы выбора профессии». Составление профессиограммы. Теоретические сведения. Защита и анализ представленной работы.  Рынок труда и его требования к профессии. Теоретические сведения. Разнообразие и динамичность мира профессий. Механизм функционирования рынка труда. Биржа труда и безработица. Социальные пособия. Понятия о трудовом контракте. Чтение и обсуждение статей о приёме на работу. Деловая игра «Рынок труда, или наём работника». Обобщающий урок. Защита рефератов на тему «Моя будущая профессия».

Учебно – тематическое  планирование курса

п / п

Тема

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1.

1.1

Введение. Цели и содержание курса

Цели и содержание курса. Специфика занятий.

1

2

Личность и профессия

19

2.1-

2.2

Правила выбора профессии .

Формула «Хочу- могу- надо»

1

1

2.3-

2.4

2.5.

Склонности и интересы в профессиональном выборе.

Карта интересов (модифицированная методика .Е.Голомштока)

Типы характера и профессии.

1

1

1

2.6-

2.7

Возможности личности в профессиональной деятельности. Определение понятий «профподбор», «профотбор», «профпригодность».

1

1

2.8

Социальные проблемы труда.

1

2.9-

2.10

2.11

Социально - психологический портрет современного профессионала.

Разнообразие современного мира профессий

Сложности современных профессий

1

1

1

2.12

2.13

2.14

2.15

Внутренний мир человека и возможности его познания. Темперамент и выбор профессии.

Психология принятия решений о выборе профессии

Здоровье и профессия

1

1

1

1

2.16

2.17.

2.18.

2.19

Анкета интересов. Желаемый жизненный статус.

Моя самооценка.

Профессиональное самоопределение.

Анкета «Мир профессий»

1

1

1

1

3

Анализ профессий

15

3.1

3.2.

3.3.

3.4.

Интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде.

Профессии и специальности.

Классификация профессий.

Индивидуальные стили кодирования и переработка информации

1

1

1

1

3.5

Понятия  «профессиограмма», «формула профессий». Игра «Угадай профессию».

1

3.6

Классификация типов профессий по Е.А.Климову. Методика Д.Голанда на определение  профессионального типа личности.

1

3.7

Характеристика профессий группы  «Человек-человек». Основные требования к представителям профессии этой группы. Изучение коммуникативных способностей.

1

3.8

Характеристика профессий  группы «Человек-техника». Основные требования к представителям профессии этой группы.

1

3.9

Характеристика профессий группы «Человек-природа». Основные требования к представителям профессии этой группы.

1

3.10

Характеристика профессий группы «Человек - знаковая система». Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика « Импульсивность»

1

3.11

Характеристика профессий группы «Человек – художественный образ». Основные требования к представителям профессии этой группы. Методика «Измерение художественно-эстетической потребности». Изучение творческого потенциала личности.

1

3.12

Потребности и мотивы как условие активности личности. Мотивы выбора профессии и жизненные ценности. Методика «мотивы выбора профессии».

1

3.13

Составление профессиограммы. Защита и анализ представленной работы.

1

3.14

Рынок труда и его требования к профессии.

1

3.15

Обобщающий урок. Защита рефератов на тему «Моя будущая профессия».

1

Общее количество часов: 35


8. УМК

1.        Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений/ М.С. Гуткин, П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной.- М.: Просвещение, 2010.

2.        Климов Е.А. Как выбирать профессию?//Библиография.- М.,2005, №6

3.        Прощицкая  Е.Н.  Выбирайте профессию. – М., 1991г.

4.        Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М., 1986г.

5.        Сахаров В.Ф., Сазонов А.Д.  Профессиональная ориентация школьников. – М., 1982г.

6.        Симоненко В.Д.  Профессиональная ориентация учащихся в процессе трудового обучения. – М., 1985г.

7.        Овчарова Р.В. справочная книга школьного психолога. – М., «Просвещение»; «Учебная литература» . 1996г.

10.Газ. «Школьный психолог» 1999г№ 16 «Перекресток»

11. Газ. «Школьный психолог» 2000г №40(окт.) « Профессиональный пасьянс»;

    « Формула – 5»

10. Газ. «Школьный психолог» 2000г №42 с.8 профконсультационная игра

12. Игры : обучение,  тренинг, досуг.  Под ред. В.В. Петрусинского – М., 1994г.

13.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.

14.Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

15.Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы: Питер, 2009.        

16.        Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной – М., 1997г. стр.445

17.        Самоукин А.И., Самоукина Н.В.   Выбор профессии: путь к успеху .  Изд. ООО «Феникс +» 2000г.

18.        Твоя профессиональная карьера учебник под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2000г.

19.Твоя профессиональная карьера  методика преподавания курса Под ред. . С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М. «Просвещение» 2000г.

20.         Махаева О.А., Григорьева Е.Е.  Я выбираю профессию Москва УЦ «Перспектива» 2000г

21. А.П. Чернявская Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.

22.Резапкина  Г.В.  Я и моя профессия Москва «Генезис» 2000г.

Сайты:

  1. vashpsixolog.ru/areer-oriented-high...
  2. proekt-pro.ru
  3. moeobrazovanie.ru/proforientacija_s...
  4.  «Профориентация, образование, занятость – www.acareer.ru - сайт, на котором содержится большой банк описания профессий, информация о вузах и особенностях поступления. Можно принять участие в форуме по обсуждению общих вопросов профориентации и поступления.
  5. «Профессиограммы, краткий словарь профессий» http://trud.admtyumen.ru – на официальном сайте департамента труда и занятости населения Тюменской области, в разделе «Консультации специалистов – обучение». Словарь профессий, составленный с учетом востребованности специалистов данных профессий на современном рынке труда.
  6. «Профессии» - www.ucheba.ru/prof – раздел сайта «Учеба. ру». Здесь представлено более 600 описаний наиболее востребованных на сегодняшний день профессий, рассортированных по разделам. Кроме того, «Учеба. ру» – крупнейший портал, посвященный обучению и образованию.
  7. E-xecutive. ru: справочник профессий www.e-xecutive.ru/professions – раздел сайта содержит как общие описания профессий, так и специфические описания позиций для таких областей профессиональной деятельности, как «Реклама и РR», «Клиентские отношения», «Администрирование», «Работа с персоналом», «Маркетинг и продажи».
  8. "Открытый урок" - образовательный проект  - информация для учащихся и молодых специалистов: выбор профессии, построение карьеры и др. Каталог учреждений профобразования и предприятий Самарской области. Видеоконференции.
  9. Сайт http://www.profvibor.ru/node/2 предложит каталог профессий. Задача данного проекта сориентировать в мире профессий, помочь определить дальнейший жизненный путь.
  10. Список профессий представлен на сайтах http://www.postupil63.ru/  и http://vse-professii.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Моя профессиональная карьера"

Занятия насыщены разными тестами. Они позволяют учащимся глубже узнать себя, свои возможности, а это главное условие, без которого невозможно развитие личности. Главная цель всех занятий состоит в том...

Программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера"

Программа разработана с учетом требований к вечерней школе и профессионального самоопределения учащихся....

Рабочая программа элективного курса «Моя профессиональная карьера»

Рабочая программа элективного курса «Моя профессиональная карьера» для 9 класса...

Рабочая программа элективного курса «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Важнейшая задача в современных условиях Российской Федерации это не только  изучение основ права и повышение уровня знаний по праву у населения Российского государства, в том числе и у  учен...

Рабочая программа элективного курса "Твоя профессиональная карьера" (предпрофильная подготовка).

Элективный курс  рассчитан на 34 часа. Предназначен для проведения предпрофильной подготовки учащихся, и может быть использован в 8 и (или) 9 классах....

Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс

Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...