Конспект занятия толлерантность
план-конспект занятия ( класс) на тему

кривдина ольга михайловна

Воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,социальной и религиозной принадлежности, взглядов,стилей мышления и поведения - одна из основных целей в воспитании обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_tollerantnost.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие. Толерантность: умение слушать

Цель занятия: рассмотрение 4-х видов слушания; обучение техники активного, рефлексивного и пассивного слушания.

Задачи:

  1. познакомить обучающихся с понятием «толерантность»;
  2. развитие    терпимого отношения  в среде обучающихся;
  3. совместная деятельность обучающихся по формированию толерантности;
  4. развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

План занятия

1. Разминка:

Провести игру Глухой телефон по группам

(ведущий группы загадывает слово, которое передается ребятами на ухо, друг другу. Слово на выходе обычно отличается от первоначального. Делается вывод, что, увы, так же, происходит и в жизни, что приносит много проблем в общении).

2. Тест «Умеете ли вы слушать». 

a. почти всегда - 2 балла,

b. в большинстве случаев - 4 балла,

c. иногда - 6 баллов,

d. редко - 8 баллов,

e. почти никогда - 10 баллов.

 

Вопросы:

1. Стараетесь ли вы "свернуть" беседу в тех случаях, когда ее тема (а то и собеседник) неинтересны вам

2. Раздражают ли вас манеры вашего собеседника

3. Может ли неудачное выражение собеседника спровоцировать вас на резкость и грубость

4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым вам человеком

5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника

6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете совсем о другом

7. Меняется ли ваш тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник

8. Меняете ли тему разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы

9. Поправляете ли собеседника, если в его речи встречаются неправильно произнесенные слова, названия, вульгаризмы

10. Бывает ли у вас снисходительный менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к собеседнику

*Излишне напоминать, что точный ответ вы получите при желании ответить с максимальной искренностью на все вопросы.

*Если в итоге вы набрали сумму более 62 баллов, то вы слушатель "выше среднего уровня". Иными словами - чем больше у вас баллов, тем в большей, степени развито у вас умение слушать.

3. Виды слушания.

Умение слушать позволяет четко, без искажений понимать ситуацию другого человека. Так вы избежите интерпретации на свой лад высказывания собеседника и конфликта в отношениях.

1) Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы по типу: Правильно ли я поняла, что…, Так ли это.. . То есть … . благодаря такой обратной связи у вашего собеседника появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно понята.

2) Рефлексивное слушание - предполагает более активное участие в разговоре. Перефразирование высказываний собеседника таким образом, чтобы акцентировать основные идеи и высветить противоречия. Например: То есть ты думаешь, что он специально это сделал, чтобы тебя обидеть Иногда после таких вопросов, человек начинает лучше понимать ситуацию, оказываясь в состоянии проанализировать причину проблемы, и увидеть выход из трудной ситуации.

Первые 2-е техники имеет смысл применять в тех случаях, когда ваш партнер, как минимум равен вам.

3) Пассивное слушание.

Бывают ситуации, когда приходиться слушать человека в сильном эмоциональном возбуждении. И в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Вашего партнера сложно назвать собеседником, он всего лишь человек, которому трудно контролировать свои эмоции и услышать вас. Ему нужно лишь одно выговориться и успокоиться, и только после этого с ним можно разговаривать на равных.

Здесь важно просто слушать человека и давать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать.

Лучше всего при этом действуют так называемые угу реакции: Да да, угу, ну конечно и т.п. Техника требует от вас одного, чтобы разговор не прервался, пока собеседник не остынет. Затем можно включить активное слушание, в виде отражения эмоционального состояния: Я вижу, что ты взволнован …, Ты, наверное, очень переживаешь…, Конечно, это очень не приятно ….

Пример разговора:

Представьте, что у вас проблемы с глазами, и вы обращаетесь за помощью к офтальмологу за помощью. Он выслушивает вашу жалобу, затем снимает свои очки и протягивает их вам.

- Наденьте, я их носил 10 лет, и они мне по настоящему помогли. У меня есть еще одна пара дома, а вы носите эти.

Вы их одеваете, но они лишь усугубляют вашу проблему.

- Ужасно, я ничего не вижу!

- Это почему Они хорошо послужили мне, попробуйте еще раз.

- Я стараюсь, но все мутно.

- Слушайте, что с вами происходит, мыслите позитивно.

- Хорошо, я позитивно ничего не вижу.

- Ну, вы просто не благодарный, и это после всего, что я для вас сделал.

3. Вопрос к классу: Обратитесь ли вы к этому врачу за помощью

Сложно быть уверенным в человеке, который предлагает лечение, раньше, чем ставит диагноз. Но, как часто в нашем общении, мы поступаем подобным образом

4. Упражнения Отражение содержания: выполняется в парах.

Первый участник искренне произносит какую-либо эмоционально окрашенную фразу, например, Ты знаешь, на днях у нас вышла размолвка с мамой… Мне до сих пор тяжело на сердце…. Второй, выслушивая фразу:

1. практикует активное, рефлексивное или пассивное слушание в зависимости от активности собеседника; например, Как же это произошло, Вот так и сказала, Я тебя правильно понял… или То есть вы так и не помирились до сих пор, И ты думаешь, она обижена или Понятно…, Ну, ясно, это нелегко.

2. как можно точнее повторяет своими словами содержание того, что он услышал и понял. Например, Я понял, что ты поссорился вчера со своей мамой из-за… Она утверждала, что … А ты утверждал, что … Вы до сих пор не помирились, и тебе из-за этого тяжело на сердце.

Первый участник поправляет, что второй понял неправильно.

5. Вопросы к классу:

1. У кого-нибудь в паре было такое, что отражение содержания не совсем соответствовало высказыванию Если да, то почему, как вы думаете

2. Каково главное правило успешного общения (умение внимательно слушать, вникать в ситуацию другого человека, не интерпретировать его мнение по-своему).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных действий на коррекционно-развивающих логопедических занятиях с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи. Конспект занятия.

Совершенствование методов обучения в Новых Стандартах Образования предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности. В связи с этим большое значение ...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Конспект занятия по РРС и ФПСР.Индивидуальное занятие по РРС и ФПСР.Здоровье. Автоматизация звука С.

Тема ФПРС:  Автоматизация звука «С».Цель: Тренировать ребёнка в умении правильно произносить звук «С» в открытых слогах и между гласными в словах, фразах и предложениях. Тема РРС:  «Здо...

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер». Тема занятия «Вводное занятие. История бисера».

Конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Волшебный бисер».Тема занятия «Вводное занятие. История бисера»....

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....