Информационный час "Давайте задумаемся!"
план-конспект занятия (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Златова Валентина Евгеньевна

Цель:

сформировать у воспитанников представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.

Задачи:

- воспитывать у детей положительные привычки;

- учить умению управлять своим поведением;

- формировать мировоззрение здорового образа жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon davaite_zadumaemsya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Давайте задумаемся»

(информационный час)

Цель:

сформировать у воспитанников представление об опасности воздействия алкоголя на здоровье и жизнь человека.

Задачи:

- воспитывать у детей положительные привычки;

- учить умению управлять своим поведением;

- формировать мировоззрение здорового образа жизни.

Оборудование: презентация; акварель желтого и синего цвета, пробирки, спирт, вода, хлеб, куриный белок для проведения опытов.

Ход

Слайд 1

 Сильнее всех владеющий собой.

Сенека

Социальный педагог:

         Проблема алкоголизма очень актуальна в наши дни. Потребление спиртных напитков в мире измеряется огромными цифрами. Слайд2
В современной России ежегодное потребление алкоголя на душу населения – 18 литров, тогда как по расчетам Всемирной организации здравоохранения уже при употреблении более чем 8 литров начинается процесс вырождения нации. 30% населения нашей страны – бытовые пьяницы. Не менее 10% больны алкоголизмом. Алкоголизм, как вы знаете, это болезненное пристрастие к спиртному, развивающееся из-за его привычного потребления, в результате человек деградирует духовно и физически.
Даже если алкоголь попадает в организм однократно, все органы и системы испытывают на себе его негативное воздействие. Но когда влияние спиртного проходит, здоровый организм собирает все свои силы и через какое-то время способен восстановиться.
А что произойдет, если алкоголь будет попадать в организм не один раз, а регулярно, как это бывает, когда у человека сформировалась привычка употреблять спиртное?

Демонстрация опыта

Взять 2 неполных стакана с подкрашенной акварелью водой – синей и желтой. Стакан с желтой жидкостью символизирует здоровый организм – недаром он такого яркого и светлого цвета, как солнце – источник жизни. Начнем в стакан с желтой водой добавлять синюю.
Что будет происходить? Сначала изменение цвета незаметно, потом, по мере вливания, жидкость будет все больше принимать зеленый оттенок (ведь смешение желтого и синего цветов дает зеленый), и наконец наступит такой момент, когда вся вода в стакане окрасится в зеленый цвет. Так происходит с организмом человека: по мере попадания в него алкоголя тот не будет успевать восстановиться – и произойдет болезненное перерождение органов и систем.
 

Существует много мифов о «полезности» алкоголя

Миф первый. Алкоголь поднимает настроение, помогает развеселиться. На самом деле возникающая веселость нездоровая, т.к. она вызвана расстройством нервной системы. Поэтому пьяные всегда развязны, болтливы, неосторожны, не контролируют свое поведение. В результате – ссоры, драки, необдуманные поступки.

Миф второй. Алкоголь помогает снять стресс, усталость. Это неправда, т.к. алкоголь – сильный депрессант (он притупляет способность ясно мыслить, снижает самоконтроль) и может у человека вызвать еще больший стресс, депрессию и мысли о самоубийстве.
Алкоголь помогает забыть жизненные проблемы, конфликты с близкими людьми. Но сколько ни выпей, проблемы все равно останутся, а из-за пьянства к ним добавятся новые.

Миф третий. Алкоголь полезен, особенно вино.

Социальный педагог. Давайте обратимся к слайду, где у нас таблица.
Из таблицы видно, что алкоголь вовсе не полезен. Это докажет и опыт, который мы сейчас проведем.

Сравнительный состав одного литра пива и одного литра молока

1 литр пива

1 литр молока

Воды – 915 г

Воды – 870 г

Углеводов – 43 г

Углеводов – 47 г

Азотистых веществ – 5 г

Белков – 34 г

Алкоголя – 37 г

Жиров – 38 г

кобальт, медь

Витаминов – 7 г + микроэлементы

Опыт № 1. Действительно ли алкоголь способствует пищеварению?
Возьмем две пробирки, куда поместим – в одну, с водой – хлеб, в другую – хлеб и спирт. Видно, что в пробирке с водой хлеб растворился без остатка, а в пробирке со спиртом хлеб стал черным и не растворился. Вывод: спирт не способствует пищеварению.

Опыт № 2. “Как вода и спирт действуют на мозг?”
Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В пробирку с яичным белком добавим воду.  Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с яичным белком добавим спирт. Белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”.
То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.
Часто задают вопрос: “Можно ли пить умеренно?” Многие считают, что умеренное потребление спиртных напитков не вредно, но важно, что алкоголь- это тот же наркотик и, принимая его в малых количествах, человек начинает приобретать зависимость. Никто не может дать 100% гарантии, что вы сможете управлять собой и не спиться.

Примеры последствий действия алкоголя:

1. До приема алкоголя снайпер выбил 96 очков из 100 возможных, а после того как выпил всего 50 граммов – 26 очков.
2. В одном из домов инвалидов обследовали детей. Из 137 умственно отсталых только у девяти были психически больные родители, у остальных 128 родители были алкоголиками.

Почему люди пьют? 

До 11 лет первое знакомство с алкоголем происходит либо случайно, либо его дают «для аппетита», «лечат» вином, или ребенок сам пробует из любопытства. В более старшем возрасте мотивами первого употребления спиртного становятся традиционные поводы: праздник, семейное торжество, гости и т.д. В 14–15 лет – «неудобно отстать от ребят», «друзья уговорили», «за компанию», «для храбрости».
Спиртные напитки далеко не столь приятны на вкус, чтобы принимать их ради вкусовых ощущений. Часто свою первую рюмку пьют с отвращением, нежеланием. Но друзья уговаривают, настаивают, подают пример. Устоять бывает трудно. И вообще, как говорится…

Для пьянства есть любые поводы:
Поминки, праздник, встречи, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство без причин!

Согласно исследованиям у подростка, начавшего регулярно употреблять алкоголь в возрасте 13–15 лет, психологическая зависимость развивается за один год, в 15–17 лет – в течение двух-трех лет, с 22–25 – за пять–семь лет. Склонность к алкоголизму зависит и от наследственности. Если родители злоупотребляют спиртным, то вероятность того, что дети станут алкоголиками, возрастает.
Спиртное пагубно влияет на все органы и системы подростка. При концентрации 0,5–0,6% алкоголя в крови (0,5 литра водки соответственно) у подростка может наступить смерть.
Принятый внутрь алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь. Особенно быстро это происходит от напитков, содержащих углекислый газ (пиво, шампанское).
Максимальная концентрация алкоголя в крови устанавливается обычно уже через 30 минут (если он был принят натощак) и через 1–1,5 часа при основательной закуске.

Социальный педагог. Когда предлагают выпить тот или иной спиртной напиток, обычно в качестве повода приводят разные причины. В такой ситуации необходимо подумать о возможных последствиях, сравнить их с выдвигаемым аргументом «за», а затем отказаться.

Таблица на слайде

Аргументы «за» (ложные причины)

Аргументы «против» (последствия употребления алкоголя)

Алкоголь употребляют:

Чтобы было веселей

Чтобы решить проблемы

Чтобы согреться

Чтобы не бояться

Потому что это – личное дело человека

Чтобы вылечиться

А в результате:

Драка в компании пьяных

Уволен с работы за пьянство

Замерзший на улице пьяный человек

Пьяный переходит дорогу на красный свет

Горе в семье и испуганные окружающие

Алкоголик в больнице

Так как алкоголь наносит вред здоровью человека и его жизни, нужно уметь отказываться от предложения выпить, несмотря на те ложные аргументы, с помощью которых кто-либо пытается заставить нас это сделать.
Однако в жизни многих людей была ситуация, когда они не сумели отказаться, хотя знали о возможных последствиях. Умение отказываться разными способами от чего-то ненужного и нежелательного крайне важно для человека.

Ход практического занятия

Группа разбивается на тройки (путем расчета на «первый – второй –третий»). Каждый первый номер получает задание уговорить второго отдать ему какую-то личную вещь. Задача второго номера – отказать. Третий номер является наблюдателем и определяет, какие формы отказа использовал второй. Когда работа будет проделана, нужно расспросить наблюдателей, что они увидели, и выписать возможные формы отказа на доске. Следует отметить, что в зависимости от ситуации выбирается та форма отказа, которая является более или менее категоричной.
Примерный список можно представить таким образом (формы отказа даны, начиная с наиболее мягкой и заканчивая наиболее жесткой):

  • Объяснить причины отказа.
  • Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое).
  • Сделать вид, что не слышал.
  • Просто сказать «нет» (не споря и не объясняя причины отказа).
  • Сказать «нет» и уйти.
  • Уйти или убежать, ничего не говоря.
  • Чем опаснее идущее от кого-то предложение, чем больше исходит от него угрозы благополучию, здоровью и жизни человека, тем категоричнее должен быть отказ.

Вывод: Таким образом, алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а порой, например, при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе человек, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, при употреблении спиртных напитков у подростков значительно быстрее, чем у взрослых, происходит формирование алкоголизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задумаемся...

Домодедово, раннее утро, зал вылета, кафе на втором этаже. За соседним столиком брутальный красавчик с мальчиком лет пяти. Мальчик едва слышно что-то шепчет, наклоняясь к тарелке. Папашин рев заставля...

НАСТАЛО ВРЕМЯ ЗАДУМАТЬСЯ

В брошюре представлен материал об охране р.Беседь и значении воды в жизни людей...

Прочитайте и задумайтесь, уважаемые родители!

Прекрасное стихотворение Себастьяна Бранта для обсуждения на родительском собрании в 5 классе....

Тематический вечер для старшекласссников по профилактике СПИДа и наркомании "Задумайся сегодня, чтобы не было поздно завтра ..."

Данный материал можно познакомствоит и систематизирует знания уча­щихся на тему СПИД, наркомания; сформирует адекватность понимания проблемы существования болезни СПИД и наркомания; по...

Посмотри! Задумайся! Остановись!

Внеклассное мероприятие по борьбе с наркоманией и пропаганде здорового образа жизни....

Общешкольное мероприятие "Задумайся, прежде чем курить!"

Общешкольное мероприятие по профилактике вредных привычек...

Сценарий внеклассного мероприятия"Давайте задумаемся"

Сценарий мероприятия о пропоганде здорового образа жизни....