Основы адаптации образовательных программ общеобразовательных дисциплин для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
статья (10 класс) по теме

Ермольчик Ирина Васильевна

Уважаемые коллеги! В этой статье, на  мой взгляд,  собран материал, который поможет создать  адаптированные общеобразовательные программы   для инвалидов и  лиц с ОВЗ.

В Новозыбковском промышленном техникуме планируется обучать инвалидов и лиц с ОВЗ  по специальностям металлообработки. Это  следующие категории  лиц с ОВЗ: слабослышащие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Необходимо , прежде всего, знать  из психофизические особенности, какие трдности подстртерегают этих обучающихся при общении со сверстниками и педагогами, а также при освоении учебного материала.Следует отметить, что разработка адаптированных программ может поддерживаться введением в вариативную часть образовательных программ среднего профессионального образования адаптационных дисциплин, которые предназначены для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. 

Особое значение при адаптировании образовательных программ имеет выбор методов обучения и  использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека, например, обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий. 

Адаптированная образовательная программа может реализовываться как для академической группы студентов, так и индивидуально, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана с увеличением при необходимости срока получения образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_adaptatsi1.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Основы адаптации

образовательных программ общеобразовательных дисциплин для инвалидов и лиц с ограниченными   возможностями  здоровья

В связи с реализацией концепции инклюзивного образования нам, преподавателям общеобразовательных дисциплин, необходимо разработать адаптированные образовательные программы для инвалидов и лиц с ОВЗ, которых мы будем обучать  в техникуме. Основанием этому является ч. 1 ст. 79 Федерального закона « Об образовании в РФ» , где установлено: « … содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида».

И в своем докладе я хочу остановиться на основах адаптации образовательных программ.

Что такое адаптированная образовательная программа?

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Следует отметить, что АОП должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Разрабатывается АОП самостоятельно образовательной организацией с учетом психофизических особенностей обучаемых и включает такие направления деятельности как анализ и подбор содержания; изменение структуры и временных рамок; использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.

Проектируются необходимые структурные составляющие АОП и определяются временные границы освоения АОП, указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания программы. При этом необходимо обратить внимание на четкое формулирование цели АОП и определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы.

Содержание АОП должно включать в себя наполнение образовательного, коррекционного и воспитательного компонентов. Содержательное наполнение каждого из компонентов зависит от его целевого назначения. Особое внимание при проектировании содержания АОП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых лица с ОВЗ будут осваивать содержание образования.

Специальностям металлообработки могут обучаться следующие категории лиц с ОВЗ слабослышащие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Какие же психофизические особенности этих обучающихся следует учитывать при разработке программ?

В подростковом периоде  у слабослышащих детей возникают трудности между эмоциональным состоянием человека и порождающими их жизненными  ситуациями. Есть  проблемы в овладении  словесно-логическим обобщением, словами, имеющими относительное, переносное и отвлеченное значение, грамматическими конструкциями, выражающими различные виды логических отношений и зависимостей. В это период жизни наблюдается значительное развитие понятийного мышления. Физически  показатели  уровня двигательной подготовленности гораздо ниже уровня двигательной подготовленности  обычных  детей.  Для  глухих   и   слабослышащих   обучающихся   характерны   недостаточно точная координация, неуверенность в движениях, трудность сохранения статического и динамического равновесия,  низкий уровень развития силовых качеств  (особенно  статической  и силовой выносливости, а  также  силы  основных  мышечных  групп  - сгибателей и разгибателей), замедленная скорость обратной реакции.

Большую часть детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с церебральными параличами. Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

 Развитие личности с таким заболеванием часто сопровождается инфантилизмом, проявляющимся в виде повышенного интереса к детским играм, слабости волевых усилий, недостаточной целенаправленности интеллектуальной деятельности, повышенной внушаемости. Нередко встречается повышенная самооценка, эгоцентризм, в связи с чем часто возникают конфликтные ситуации. Не найдя признания у сверстников, некоторые дети проявляют склонность к уходу в мир фантазий, постепенно у них развивается и закрепляется чувство одиночества. Все это приводит к еще большей дисгармонии в развитии личности. При длительных неблагоприятных воздействиях окружающей среды затормаживание поведенческих реакций закрепляется и формируются характерологические особенности тормозного типа.

Следует отметить, что разработка адаптированных программ может поддерживаться введением в вариативную часть образовательных программ среднего профессионального образования адаптационных дисциплин, которые предназначены для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, например, «Основы интеллектуального труда», «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», «Психология личности и профессиональное самоопределение», "Коммуникативный практикум»… Набор адаптационных дисциплин определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обусловливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д

Так в образовательном процессе рекомендуется использование социально активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах, например, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально. В качестве способов развития и оценки компетенций, в формировании которых участвует данная учебная дисциплина, эффективно использование творческих заданий, метода проектов, игровых методов обучения, метода анализа конкретных ситуаций, балльно-рейтинговой системы и др

Для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья нужен входной контроль, назначение которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Текущий контроль успеваемости проводится на практических занятиях и лабораторных работах, а также в ходе выполнения индивидуальных работ и домашних заданий или в режиме тренировочного тестирования. Текущий контроль позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). Стоит предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене.. Можно проводить промежуточную аттестацию в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определит преподаватель с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Особое значение при адаптировании образовательных программ имеет использование средств организации электронного обучения, позволяющих осуществлять прием-передачу информации в доступных формах в зависимости от нарушений функций организма человека, например, обеспечение сочетания on-line и off-line технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий.

Основной формой, применяемой при реализации дистанционных образовательных технологий, является индивидуальная форма обучения. Главным достоинством данной формы обучения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является возможность полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности, следить за каждым их действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность обучающегося, так и в деятельность преподавателя. Дистанционные образовательные технологии также должны обеспечивать возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Важно проводить учебные мероприятия, способствующие сплочению группы, направленные на совместную работу, обсуждение, принятие группового решения. Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

Адаптированная образовательная программа может реализовываться как для академической группы студентов, так и индивидуально, в том числе с разработкой индивидуального учебного плана с увеличением при необходимости срока получения образования.

Повышению эффективности внедрения адаптированных образовательных программ инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать сетевая форма их реализации на базе образовательных организаций, обладающих необходимым материально- техническим обеспечениям, а также имеющих опыт обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Преподаватель русского языка и литературы Новозыбковского промышленного  техникума Ермольчик И.В.

Список литературы:

1. Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2016 новый 273-ФЗ.рф

2.Письмо Минобрнауки РФ от 18.03.2014 N 06-281 «О направлении требований»

. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов  и лиц с ограниченными  возможностями  в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»

3.  Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 "О направлении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования" , утв. Минобрнауки России 20.04.2015 N 06-830вн)

4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия»,2005. — 464 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/05/20/osobennosti-psikhofizicheskogo-razvitiya-detey-s-ovz

2. http://www.iicavers.ru/kscms/uploads/file/8_-Pismo18_03_2014-N-06-281.pdf

3. http://pu4-biysk.ru/images/stories/metod/2015/MRLOVZ_2015.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» и «ИСТОРИЯ» ЗА ПЕРИОД 2011-2014 ГОДЫ

    Организация образовательного процесса по рабочим программам общеобразовательных дисциплин «Обществознание» и «История» проводится преподавателем на основании разработанной им конц...

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Дополнительная образовательная программа спортивного оздоравливания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством упражнений в воде и на суше....

Организация профильного обучения на основе индивидуальных образовательных программ в общеобразовательной школе

Школы России накопили немалый опыт профильного обучения.  Основной этап реализации идей профильного обучения связан с внедрением Федерального компонента Государственного образовательного стандарт...

Примерная программа общеобразовательной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций. М.: ФГАУ "ФИРО".2015г

Рекомендовано ФГАУ "ФИРО" в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной  образовательной программы СПО на базе основного общего образования  с получением ...

Программа общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО (2023)

Программа общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК...

Программа общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО 108 ч. (2023)

Программа общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО (2023)...

Программа общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО 72 ч. (2023)

Программа общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК...