Особенности реализации программы «Доступная среда» для клиентов психоневрологического интерната с использованием компьютерных технологий. Методические рекомендации
методическая разработка на тему

Терехова Ольга Демьяновна

Инвалиды с психическими расстройствами в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения.  Для многих психоневрологических больных, имеющих выраженные ограничения в основных сферах жизнедеятельности, существует острая необходимость не только во внимании врачей, медицинских сестер, санитаров и социальных работников, но и иных специалистов, оказывающих множественный спектр психосоциальных реабилитационных услуг. Особенно данный вопрос актуален для стационарных учреждений психоневрологического профиля, где проживают инвалиды в отрыве от семьи и широких социально-общественных взаимосвязей.  Понимание смыслового значения эффективности и доступности среды, с точки зрения  международных, государственных  подходов, необходимо трактовать в самом широком смысле, а не только с точки зрения градостроительного удобства,  с учетом максимальной ориентации всех специалистов на личность и индивидуальные потребности каждого человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи специалистам психоневрологических интернатов (ПНИ) (педагогам, социальным работникам, психологам)  в организации культурно-досуговой деятельности для социальной интеграции  клиентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Даны пекомендации специалистам по особенностям реализации социальной интеграции клиентов ПНИ в досуговой сфере с использованием информационно-коммуникационных технологий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное учреждение Кемеровской области «Юргинский психоневрологический интернат»

Терехова О.Д.

Особенности реализации программы «доступная среда» для клиентов психоневрологического интерната с использованием компьютерных технологий

Методические рекомендации

Г.Юрга

2016 год

Введение

Инвалиды с психическими расстройствами в нашей стране относятся к наиболее социально дезадаптированным категориям населения. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью.

Для многих психоневрологических больных, имеющих выраженные ограничения в основных сферах жизнедеятельности, существует острая необходимость не только во внимании врачей, медицинских сестер, санитаров и социальных работников, но и иных специалистов, оказывающих множественный спектр психосоциальных реабилитационных услуг. Особенно данный вопрос актуален для стационарных учреждений психоневрологического профиля, где проживают инвалиды в отрыве от семьи и широких социально-общественных взаимосвязей.

Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации. Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно-полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. Необходим поиск наиболее эффективных путей и средств решения проблем в условиях проживания психоневрологического интерната.

 Понимание смыслового значения эффективности и доступности среды, с точки зрения  международных, государственных  подходов, необходимо трактовать в самом широком смысле, а не только с точки зрения градостроительного удобства,  с учетом максимальной ориентации всех специалистов на личность и индивидуальные потребности каждого человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Приведение существующих подходов к реабилитации инвалидов в соответствие с международными и их так называемая «синхронизация» диктует необходимость активного поиска новых социальных ресурсно-развивающих реабилитационных технологий, [1; 2; 3; 4 8; 9; 10; 11; 12].

Открытие компьютерного кабинета с выходом в Интернет дало основание для  поиска и внедрения новейших информационных технологий в процесс реабилитации клиентов психоневрологического интерната.

Использование клиентами компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Развиваются: восприятие, внимание, память, мышление. Значительно усложняется процесс мыслительной деятельности: проживающие  должны действовать руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдать за меняющемся изображением на экране. Именно этот момент оказывает мощное влияние на общее психическое развитие наших клиентов.

В данной работе  рассматриваются возможности  Интернета для вовлечения наиболее активных и способных  ребят в творческую деятельность, расширение их кругозора, и, как следствие, формирование эффективной реабилитационной среды и решение вопросов по социальной интеграции клиентов на достаточно высоком уровне.

В данном случае под социальной интеграцией понимается  процесс восстановления разрушенных связей инвалидов, обеспечивающего его включенность в одну из сфер  жизнедеятельности, а именно, досуг.

Создание данных методических рекомендаций – результат моей пятилетней работы педагогом дополнительного образования, руководителем кружка «Я и компьютер» с клиентами психоневрологического интерната в возрасте от 18 лет и старше.

Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи специалистам психоневрологических интернатов (ПНИ) (педагогам, социальным работникам, психологам)  в организации культурно-досуговой деятельности для социальной интеграции  клиентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

        Для реализации данной цели решались следующие задачи:

  • изучить и проанализировать материал по данной теме;
  • обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по данной теме;
  • предложить указанным выше специалистам разработанные методические рекомендации по улучшению качества жизни клиентов ПНИ, их социальной интеграции

Новизной рекомендаций является то, что наличие компьютерного кабинета,  Интернета дает возможность создать для клиентов новую культурно-досуговую деятельность, способствующую их социальной интеграции: связи с родными и знакомыми, участие в конкурсах, виртуальных экскурсиях.

Актуальность моей работы состоит в рассмотрении вопросов по реализации Государственной программы «Доступная среда», в плане социальной интеграции инвалидов с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Практическая значимость представленной работы заключается в улучшении качества жизни клиентов через их вовлечение в совместную работу, расширение их кругозора, а создание ситуации успеха, опоры на положительные качества инвалидов, сказывается на их психическом самочувствии. Формирование инициативной группы из самих клиентов ПНИ, в основном молодых с положительной социальной направленностью,  отвечает их потребности  в полноценной жизнедеятельности, повышает их самооценку, значимость своего Я.

Социальная значимость методических рекомендаций обусловлена  выполнением миссии по предоставлению клиентам ПНИ услуг для их реабилитации, социальной интеграции в досуговой сфере.

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы работы:  теоретические, практические, наглядного показа.

Считаю важным при работе с инвалидами учитывать следующие принципы:

  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности, активности клиентов;
  • принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
  • принцип опоры на положительные качества человека;

Клиентам ПНИ необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать их и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно- полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями.

Методические рекомендации раскрывают новый подход по социальной интеграции клиентов ПНИ в культурно-досуговой деятельности.  

1.Особенности реализации социальной интеграции клиентов ПНИ в  досуговой сфере с использованием

информационно-коммуникационных технологий

 Основной задачей данного направления деятельности является предоставление возможности клиентам  общаться посредством сети Интернет со своими близкими, живущими в других городах, пользоваться интересующей их информацией, развивать творческие способности. Все это в комплексе способствует улучшению качества жизни клиентов.

1.1.Программа Skype

Наличие встроенных Web-камер позволяет клиентам ПНИ бесплатно общаться с родственниками и друзьями, которые находятся далеко от них. Обеспечивается шифрованная голосовая и видео связь через Интернет.  Такая связь делает жизнь получателей социальных услуг, постоянно проживающих в ПНИ,  более насыщенной,   удовлетворяет их потребностям,

достигается морально-психологическое равновесие.

Недостаток: малое количество родственников наших клиентов имеют компьютеры с выходом в Интернет.

1.2.Связь с сотрудниками коррекционных школ-интернатов

Опыт моей работы в ПНИ показал, что многие молодые инвалиды, переведенные по достижению 18 лет из коррекционных школ-интернатов, вспоминают сотрудников, которые с ними работали, скучают по друзьям, оставшихся там. Такие ребята часто выходят на сайты этих учреждений, рассматривают фотографии, называют имена друзей, помнят педагогов по имени-отчеству. Мной было предложено таким клиентам написать письма в обратной связи, которые есть практические на каждом сайте. Ответ, если он будет, рекомендуется отправлять на электронную почту педагога. Данная связь не требует финансовых затрат, какие бывают при использовании сотовых телефонов.

1.3.Участие в творческих конкурсах

Простейший графический редактор, установленный на компьютеры, дает полет фантазии инвалидам, хорошо владеющими мышкой. В Интернете много творческих конкурсов для учащихся 1-11 классов, в которых участвовали дети-сироты из детского дома, где я раньше работала. Написав письма в администрацию данных сайтов, получила разрешение на участие клиентов ПНИ  в конкурсах в номинации компьютерная графика. Участие в конкурсах, Дипломы за работу повышают самооценку инвалида, его жизнь становится интересней, разнообразной.

1.4.Виртуальные экскурсии

Условия проживания клиентов в ПНИ не дают им возможности свободного перемещения.  Многим хочется посетить родные места, узнать, как изменился тот или иной населенный пункт. Не только видео, но и просто фотографии вызывают у клиентов положительные эмоции, рассказы о том, где был, что видел, это положительно сказывается на их самочувствии. Многие из проживающих самостоятельно могут найти интересующую их информацию. Остальным я совместно с инициативной группой из числа способных клиентов ПНИ задаем поиск, помогаем организовать просмотр.

Виртуальные экскурсии можно совершать и по родной природе, животному и растительному миру, найдя заранее особенно интересное для восприятия. Все зависит от творческого подхода специалиста ПНИ.

2.Рекомендации сотрудникам ПНИ

Для организации культурно-досуговой деятельности по социальной интеграции  клиентов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий необходимо:

  • иметь в учреждении персональные компьютеры (минимум 4-5 штук), подключенных к сети Интернет + Web-камера;
  • сотрудник ПНИ (педагог), сопровождающий клиентов, должен уметь работать на компьютере, в Интернете;
  • подходить к работе с учетом состояния здоровья проживающих ПНИ.

Для успешной работы педагога по реализации данного вопроса необходимо:

  • создание условий для самоопределения каждого клиента через выявление его интересов и способностей;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы, способствующей ориентации получателя социальных услуг на мотивацию к получению новой информации;
  • содействие развитию клиента ПНИ через организацию его участия в конкурсах.

Заключение

Данная работа носит рекомендательный характер. Считаю, что, только изучив своих клиентов, их интересы, нужды, можно творчески подходить к своим занятиям

Представленный опыт работы апробирован на практике на занятиях кружка «Я и компьютер» в Юргинском психоневрологическом интернате.

Литература

1.   Андреева О.С. Организационные и методические основы формирования и развития государственной службы реабилитации инвалидов в Российской Федерации: автореф. дисс. … д-ра мед. наук. – М., 2002.

2.   Жигарева Н.П., Дементьева Н.Ф. Научное обоснование системы комплексной реабилитации инвалидов в психоневрологических учреждениях социальной защиты // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. – 2011. – № 2. – С. 15–19.

3.   Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: резолюция 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года. – URL: http://www/un.org./Russian/disabilities/convention/ disabilities conv.pdf.

4.   Морозова Е.В. Технология организации и мониторинга психосоциального сопровождения инвалидов в условиях психоневрологического интерната // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. – 2013. – № 1. – C. 85–89.

5.   Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 53874-2010 «Основные виды реабилитационных услуг».

6.   Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы.

7. Зайцев Д.В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России. Саратов: Научная книга, 2003. 255 с.

8. Суслова М.Ю. О социализации молодого инвалида // Социологические исследования. 2000. №6. С. 137-139.

9. Данилова Е. Доступность образования для инвалидов: личный опыт // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов / Под ред. д.с.н., проф. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга, 2007. С. 13-18

10. http://psibook.com/sociology/integratsiya-invalidov-v-obschestvo-teoreticheskoe-osmyslenie-problemy.html 

Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы. Е.А. Аверина

11. http://www.disability.ru/story/show.php?id=5008 Интеграция инвалидов в обществе.  Яковенко Р. А.

12. Дополнительное образование как фактор социально-экономической интеграции инвалидов: Томск // Дополнительное образование инвалидов в контексте приоритетов социальноэкономического развития / Под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, П.В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ». М.: МОНФ. № 196. 2007. 256 с.

13. Рыкун А. Дополнительное образование для инвалидов в Томске и области: попытка обобщенно-отстраненной оценки // Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: Сборник научных трудов / Под ред. Д.В. Зайцева. Саратов: Научная книга. С. 153-162


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология резонансного сотворчества в реализации проекта "Доступная среда"

Технология резонансного сотворчества открывает новые возможности в работе с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование, активно развивающееся в нашей стране, использует новые подходы и апробирует инновацио...

Методические рекомендации по теме: "Использование компьютерных технологий для создания фонограммы "минус", по дисциплине "Студия компьютерной музыки".

Разработанные мною методичнские рекомендации помогут в работе педагогам-музыкантам, звукорежиссерам, аранжировщикам....

Работа по реализации программы "Доступная среда"

Ведущим принципом инклюзивной образовательной среды является её готовность приспосабливаться к индивидуальным потребностям различных категорий детей за счёт собственного гибкого переструктурирования, ...

Доклад "Взаимодействие специалистов МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"с целью успешной социализации обучающихся с ОВЗ с использованием оборудования по программе "Доступная среда"". Доклад председателя школьной ПМПК Лобозевой Н. А.

ПМПк сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Является неотъемлемой частью образовательног...

Статья "Реализация методических принципов обучения на современном уроке английского при использовании компьютерных технологий"

Реализация методических принципов обучения на современном уроке английского при использовании компьютерных технологий...

Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре.

Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий в урочной и внеурочной деятельности по физической культуре....