Народная педагогика как метод воспитания нравственной культуры подростков
статья на тему

Иванова Ольга Владимировна

       Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко учитывается в государственной системе образования и воспитания. Этот метод либо игнорируется, либо воспринимается как экзотика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_narodnaya_pedagogika.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Народная педагогика как метод воспитания нравственной культуры подростков

       Народная педагогика - составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Однако, использование этнопедагогики в практике воспитания подрастающего поколения редко учитывается в государственной системе образования и воспитания. Этот метод либо игнорируется, либо воспринимается как экзотика. А обучение и воспитание в основном ориентировано на формирование личности подростка без учета национальной культуры.
Исследователи народной педагогики: Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., показали взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга.

       Важнейшим средством воспитания можно считать такие категории, как ответственность, честь, совесть, долг, любовь к родине, сопереживание ближнему, которые являются необходимыми для самоутверждения человека в обществе.

        Нравственное развитие ребенка посредством народной педагогики происходит путем присвоения исторического опыта народа, усвоением норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, в которых сосредоточены лучшие черты, качества личности, принятые в социуме. Наиболее активно усвоение образцов поведения социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя этим образцам, сосредоточенным в традициях и обычаях.

        Рассматривая общие факторы народного воспитания, можно выделить основные: природа, слово, дело, традиция, быт, общение, религия. Эти факторы с успехом могут быть использованы в социально-педагогической деятельности.

        Примером может послужить комплекс мероприятий для детей младшего школьного возраста «Детские обряды казахского народа».

      Отсутствие этнокультурной толерантности – одна из острейших современных проблем, которая является причиной межнациональных и религиозных конфликтов. Знать свою культуру и культуру другого народа – значит знать и понимать весь мир! Поэтому, разрабатывая комплекс мероприятий, необходимо учитывать особенности нашего региона, его многонациональность, чтобы показать мирное сосуществование культур из поколения в поколение.

       Целью данных мероприятий является знакомство детей с обрядами в ходе проведения традиционных праздников казахского народа. Для каждого праздника проектируются и реализуются декорации и костюмы, созданные на основе исследовательского материала (сбор информации, в том числе опрос старейшин этноса), прибегая к помощи педагогов и старших воспитанников. Подготовка к каждому мероприятию проходит под правилом-девизом: «Праздники всех народов интересны и красивы».

      Наиболее эффективным средством воспитания народной педагогики считается создание студии или кружка народного театра.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему : Влияние СМИ на поведение и формирование нравственной культуры подростков. Автор Бабенкова П.И.

Доклад на тему : Влияние СМИ на поведение и формирование  нравственной  культуры подростков.Средства массовой информации охватили все общество, включая  школьников и подрост...

Итоговое занятие по программе "Воспитание нравственной культуры личности" "Я и культура"

Данная разработка рассчина на учащихся пятых классов коррекционной школы восьмого вида. Дети показывают свои знания по этикету. Занятие проходит ввиде конкурсно - игровой программы....

Особенности подросткового возраста. Роль семьи и школы в воспитании нравственных качеств подростков.

Подростковый возраста-трудный период психического развития он труден для самого подростка, он труден и при работе сним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся...

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....