«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России»
статья (9 класс) на тему

Михайлова Мария Владимировна

Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются актуальными  задачами, на решение которых и направлен данный проект, который успешно реализуется в нашем учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России».

Михайлова М.В.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

для детей − сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Детский дом − школа»

Саткинского муниципального района Челябинской области

Сетевое взаимодействие Министерства социальных отношений Челябинской области, Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия профессионального образования» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  для детей − сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  «Детский дом − школа»  Саткинского муниципального района Челябинской области по программе «Социальная адаптация детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России».

Инклюзивное образование, новые технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, инновационные методы социализации детей − сирот, постинтернатное сопровождение и многое другое - вот темы, наиболее актуальные в настоящее время. Ценностью любого современного государства, если оно, конечно, заинтересовано сохранить свой народ и заботиться о его будущем, традиционно считается семья, а главной ценностью семейной жизни являются дети. Можно ли поставить их на ноги, подготовить к самостоятельной жизни без должной поддержки извне, социального одобрения и соответствующей политики? Безусловно, нет. Поэтому государство все чаще уделяет внимание детям – сиротам и их социальной адаптации в обществе.

    Дети-сироты  в силу их особого социального статуса подвержены негативному воздействию процессов, происходящих в современном обществе. Особенно в части потребительского отношения к жизни, к окружающим; асоциального поведения, бродяжничества,  алкоголизма, наркомании и т.д. Дети из детских домов не умеют жить самостоятельно, часто не могут выбрать профессию, устроиться на работу, не занимаются развитием своей личности, своего потенциала, не умеют отстаивать свои юридические права. Не умеют, а часто и не хотят.

    У сирот чаще, чем у других детей, возникают проблемы социальной адаптации, профессионального выбора. Им в большей степени приходится рассчитывать на собственные силы. Мало внимания уделяется тому, чтобы научить детей правильно планировать свое время, выстраивать коммуникации в обществе, работать с документами. Научить, подсказать, направить – это задача специалистов детских домов, школ, тех людей, которые могут оказать положительное влияние на становление личности ребенка. Поэтому важно грамотно и своевременно организовать и провести работу по развитию у детей умения принимать  осознанные, обоснованные  решения, связанные с жизненными ориентирами, проявлять инициативу и ответственность.

   Государство предоставляет возможность  детям данной категории поступать в учебные заведения на льготных основаниях, но не все  могут продолжить обучение из-за низкого уровня подготовки, нежелания учиться,  из-за неправильного выбора будущей профессии. По данным Министерства образования РФ практически 40% студентов-льготников отчисляются из университетов в первый же год.

       Министерством социальных отношений Челябинской области разработан проект «Социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России», который отражает одну из главных задач сегодняшнего дня:  всему гражданскому обществу важно работать с детьми - сиротами, воспитывать и учить их, приобщать к труду и ответственности.

         Проект объединяет детские дома, образовательные учреждения, предприятия, общественные институты нашего края, формирует социальную ответственность конкретных детей, специалистов предприятий, молодёжных лидеров, профессионалов России.

Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России», которая предполагает работу по следующим направлениям:

 - профессиональная ориентация;

 - патриотическое воспитание;  

 - коммуникации;

 - управление конфликтом;

 - планирование личного времени;

 - финансовая грамотность.

«Профессиональная ориентация» и «Патриотическое воспитание» включают в себя встречи с представителями различных профессий «Герой дня в нашем городе – наш герой, герой моей страны», проведение мероприятий  практического характера (посещение предприятий, образовательных учреждений, телевизионных студий и др.).                                                               Цель:

 - показать возможность выбора профессии на конкретном предприятии, особенности и перспективы работы, возможность трудоустройства;

 - организовать стажировки на каникулах, путем наставничества передать профессиональные ключевые знания.

 Раздел «Эффективные коммуникации как жизненная стратегия» содержит организацию следующих мероприятий:  мастер – классов;  выставок; семинаров;  пресс-конференций с представителями предприятий, учреждений;   подготовка командных проектов.

Цель:

- приобрести коммуникативные навыки;  

- научить детей достигать договоренности с трудными собеседниками через алгоритм человеческих ценностей.

Раздел «Управление личными финансами» знакомит детей с особенностями финансовых документов, учит грамотно пользоваться финансовыми продуктами и услугами, составлять проект личного финансового плана.

Цель:

- сформировать  грамотное отношение к финансам;

- составить личный финансовый план на 1 месяц /(1 год).

Реализация данного проекта для детей детских домов и социально-реабилитационных центров Челябинской области:

1) обеспечивает старт организации нового, инновационного формата системной работы в воспитании гармоничной личности в РФ;

2) объединяет все сферы гражданского общества (детский дом, предприятие, общественные движения, общественные институты, образовательные учреждения и др.);                         

3) формирует у детей:

- профессиональный ориентир;

- ответственное отношение к личным финансам как к личному финансовому благополучию;

 - патриотическое восприятие, уважение к своему краю, к своей стране.

      Уникальность проекта:

1) связь всех направлений программы в единое: социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ориентир на развитие личностного потенциала;

2)возможность повышения качества жизни за счет обучения финансовой  грамотности, разработки плана личностного развития.

Сроки реализации программы с 2016 – 2018 г.

Тендер по внедрению и реализации программы выиграла Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия профессионального образования».

          С 2016 г. ЧОУ ДПО «Академия профессионального образования» разработав собственные учебные программы, взаимодействует и внедряет проект в нашем учреждении.

         Цель программы:

1. Повышение уровня финансовой грамотности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование ответственного отношения к личным финансам и грамотному финансовому поведению, соответствующему долгосрочным интересам.

2. Оказание помощи в выборе профессии,  места работы, учебы с учетом интересов и склонностей детей, их психофизиологических особенностей, с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.

3. Обучение  умению выстраивать коммуникации во всех жизненных сферах.

4. Обучение  навыкам выбора правильной стратегии поведения в сложных ситуациях.

5. Формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции (через совместные мероприятия с молодежными лидерами).

Задачи программы

1. Организовать и провести обучение и мероприятия по финансовой грамотности среди воспитанников детских домов и социально-реабилитационных центров.          

2. Научить принимать финансовые решения, планировать личный и семейный бюджет.  

3. Помочь выбрать профессию для дальнейшей трудовой деятельности.      

4.Организовать наставничество на предприятиях для развития профессиональных навыков подростков.

5. Научить детей разрабатывать личные дневники планирования времени.

6. Расширить представления детей о различных способах коммуникации  с окружающими, в том числе и через социальные сети.  

7. Научить инструментам разрешения конфликтных ситуаций.

8. Воспитать умения сотрудничать.

9. Развить навыки совместной деятельности в коллективе.

10. Научить участников проекта применять знания на практике и составлять индивидуальный план развития на один год, с содержанием конкретных целей участника и путями их достижения.

11.Разработать пособия для детей по направлениям программы.

Дальнейшая реализация проекта: проведение  семинаров, мастер-классов и тренингов:

1. Проведение образовательных программ и мероприятий поможет приобрести коммуникативные навыки, направленные на формирование и выстраивание отношений со сверстниками внутри и вне своего коллектива, с людьми разных отраслевых предприятий, с молодежными лидерами.                                                                                                                                  

2. В ходе мастер - классов, построенных на различных интерактивных инструментах взаимодействия,  дети учатся основным принципам выступления на публике через собственные ощущения.  

3. Отрабатываются навыки личной эффективности в ходе выстраивания моделей личного развития через выбор профессии,  через составления личного финансового плана развития, через образовательную программу управления временем,  которая знакомит с механизмами долгосрочного и краткосрочного  планирования. Наставничество людей труда,  встречи с профессионалами своего дела  обеспечат профессиональное становление и,  возможно, закрепление  подростков на предприятиях. Эксперты,  молодежь предприятий наиболее эффективно передадут через встречи, экскурсии профессиональные, необходимые,  ключевые знания. Экскурсии на предприятия с целью выбора профессии и популяризации российского национального сообщества позволят осознать важность приобщения подрастающего поколения к кадровому потенциалу страны,  позволит сформировать будущих специалистов,  необходимых на конкретных мероприятиях.                              

4. Заключительный этап мероприятия - «Вернисаж» - защита проектов «Моя профессия» -  позволит визуализировать приобретённые навыки и инструменты каждого участника. Реализация проекта подразумевает, что каждый участник с применением им информационных технологий будет выстраивать позитивный личный имидж. Все мероприятия проекта готовят личность,  ориентированную на активную гражданскую позицию,  что позволяет не прибегать к юношескому соблазну (курению, алкоголю и наркотической зависимости).

В конце января в учреждении состоялся тренинг для учеников 8 и 9 классов. Его проводила руководитель Академии профессионального образования Смирнова Елена Юрьевна.

       19 февраля проходило обучение руководителей и педагогов детских домов по организации проектной деятельности, профориентации детей, финансовой грамотности. «Занятие по обучению финансовой грамотности проходило на высоком уровне. Сотрудники академии профессионального образования пригласили высококвалифицированных специалистов, таких как Смирнова Елена Юрьевна, с многолетним  управленческим стажем, Зубенко Виктория Михайловна, судья в отставке, раскрыла важные вопросы, касающиеся защиты прав потребителей и финансового мошенничества, директора департамента консалтинга АФ «АВУАР» Александр Григорьевич Клышкань, который поделился опытом формирования и контроля личного бюджета, правилами пользования банковскими продуктами, способами увеличения доходов с использованием услуг финансовых организаций.

          По итогам обучения слушателям вручили сертификаты, учебники по финансовой грамотности для детей, дидактические и методические пособия для преподавателей.

          Участники обучения отметили важность данного проекта, насыщенность и практическую значимость занятия, методических материалов, которые позволят успешно реализовать программу обучения финансовой грамотности на практике.

10 марта проходил общий сбор «Стартап». На мероприятие были приглашены чиновники из Министерства социальных отношений Челябинской области, депутаты Законодательного собрания Челябинской области, Совета молодых депутатов Челябинской области и руководство агрофирмы «Ариант». Все собравшиеся отметили актуальность данного проекта. Взрослым и детям было предложено практическое задание разрешить ситуации, описанные в кейсах, указать на ошибки или положительные моменты выхода из проблемы. После мероприятия дети в сопровождении представителя Академии профессионального образования отправились на экскурсию в агрофирму «Ариант». На входе в агрофирму всех встретил представитель, проводил в цех для знакомства с   технологией производства колбасных изделий.

15 апреля в учреждении состоялся тренинг по профориентации и коммуникациям для учеников 8 и 9 классов. Тренинг проводила директор Академии профессионального образования Смирнова Елена Юрьевна. Занятие направлено на преодоление языкового барьера и развитие коммуникативных навыков.

19 апреля 2016 г. в рамка проекта «Социальная адаптация детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России» состоялась поездка на «Ашинский металлургический завод».

17 июня 2016 г. в рамка проекта «Социальная адаптация детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России» состоялась поездка в Челябинскую областную станцию переливания крови и медицинский университет.

13 октября 2016 г. в рамка проекта «Социальная адаптация детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России» состоялась поездка в промышленную группу «Конар».  

23 ноября 2016 г. в рамка проекта «Социальная адаптация детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие успешной личности как основа национальной стратегии России» состоялась поездка на завод «Агрегат».

      Профессиональная ориентация детей-сирот, развитие личности каждого ребенка, развитие финансовой грамотности, ответственности, социальная адаптация (ориентирование)  детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются актуальными  задачами, на решение которых и направлен данный проект, который успешно реализуется в нашем учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «По социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Студенческая молодежь – самостоятельная социальная группа, имеющая ряд свойственных только ей характеристик, например, приобретенный статус, ограниченный временными рамками, общностью интересов,...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Социальная  адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Человек по-разному реагирует на перемены в социальных условиях, чтозависит от характера и особенностей той среды, в к...

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...