Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ в процессе организации внеурочной деятельности: "Мы вместе"
методическая разработка на тему

Индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ составлена для организации сопровождения его в системе дополнительного образования: во внеурочной деятельности. Цель программы: развитие самостоятельной, творческой, уверенной в себе личности и раскрытие её индивидуальных особенностей, создавая условия для самоопределения и самореализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл indiv.programma_razvidiya_rebyonka_s_ovz.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

Принято

на заседании методического объединения

классных руководителей

Протокол от 23.08.2014 №1

Руководитель __________/Г.И. Манычева/

                    Утверждаю

 Директор МБОУ Петровской СОШ

___________А.В.Буланова

         Приказ от  28 . 08.2014г. № 130

Индивидуальная  программа развития ребёнка с ОВЗ  

в процессе организации внеурочной деятельности

« Мы  вместе »

Уровни образования:

Основное общее образование

Предмет (ы): география, краеведение

Автор-составитель:

Тицкая Людмила Ильинична

Учитель географии

МБОУ Петровская СОШ

х.Нижнепетровский, Милютинский район

e-mail:tli_140262@mail.ru

2014 г.

Пояснительная записка

 Одной из важнейших задач  образования,  в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного  общего образования,  является обеспечение условий,  для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения,  детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе.

Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими - традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Цель программы: развитие творческой, самостоятельной, уверенной в своих силах, личности  и раскрытие её индивидуальных особенностей, создавая условия для самоопределения и самореализации.

Задачи программы:

1). Выявить индивидуально-психологические особенности школьницы;

2). Определить уровень познавательной активности  по предметам;

3). Расширять образовательное пространство обучающегося посредством применения информационно-коммуникационных технологий;

4).Поддерживать и координировать социально-педагогическую активность родителей;

5).Организовывать творческую и досуговую деятельность обучающейся;

6.Расширять социализирующее пространство через знакомство с работой краеведческого кружка  «Истоки»;

7). Помочь личности познать себя, самоопределиться;

8). Отслеживать достижения  в  развитии ребёнка.

Основные методы работы по реализации программы:

  1. Анкетирование;
  2. Диагностирование;
  3. Психологические тренинги;
  4. Индивидуальные занятия;
  5. Беседы;
  6. Тестирование;
  7. Портфолио ученицы;
  8. Анализ участия школьницы в классных и общешкольных мероприятиях.

Срок реализации программа: 2014-2019 гг.

Участник программы – ученица МБОУ Петровская СОШ, Милютинского района, Ростовской области ( ФИО ).

Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.

Этапы реализации программы:

I этап – организационно-подготовительный (сентябрь – декабрь, 2014г.)

II этап - диагностический   (январь – май, 2015 г.)

III этап - коррекционно-развивающий (сентябрь 2015г.- март 2019г.)

IV этап  – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019г. )

Ожидаемый результат:

Модель личности, способной грамотно адаптироваться в современной жизни и уверенно достигать своих целей.

Формирование познавательного интереса

•      Развитие способностей к учебным предметам

•      Развитие коммуникативных умений

•      Формирование толерантности

•      Воспитание коллективизма

•      Воспитание трудолюбия

•      Формирование собственной внутренней позиции

•      Сохранение здоровья учащейся и максимальный учет индивидуальных образовательных потребностей школьника. 

Деятельность по реализации программы

1) Подготовительный этап.

Цель: выявление особенностей развития и самооценки обучающегося.

Мероприятия по реализации подготовительного этапа:

  • Изучение документации (классный журнал, личное дело, медицинская карта и т.д.).
  • Посещение ребёнка на дому, беседа с родителями.
  • Наблюдение за ребёнком на уроках, во время перемен и внеклассных мероприятий

Ожидаемый результат:

Полное представление о личности ребёнка        

2) Этап реализации проекта (диагностический).

Цель:  углубленное  психолого–педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.

Мероприятия по реализации данного этапа:

Диагностика развития личности ученицы путем анкетирования, тестирования, наблюдения  по следующим направлениям:

· диагностика психологического здоровья;

· исследование эмоционально-личностной сферы, интересов и склонностей;

· исследование в области профориентации

· диагностика познавательной деятельности;

· диагностика межличностных отношений;

 Психологическую диагностику желательно проводить совместно с психологом школы.

3) Этап коррекционно-развивающий

На основе диагностических данных, ученицей  были определены цели собственного развития на предстоящий год.

Учитывая диагностические данные и целевые установки самой  ученицы,       я составила Индивидуальную программу развития ребёнка. Работа, которая сопровождает создание программы, включает в себя планирование общешкольных и классных мероприятий. На основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях я выбрала следующие направления индивидуальной программы:

· Здоровье

· Ценности

· Учение

· Образ жизни

· Самопознание

Каждое направление имеет свои цели, задачи, мероприятия и ожидаемые результаты.

4) Этап  – заключительный: рефлексивный и аналитический

Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках   реализации программы его индивидуального развития.

Задачи:

  • Определение  тех мероприятий и занятий, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития;
  • Постоянное взаимодействие классного руководителя, социального педагога, родителей по повышению социального статуса школьницы, помощи в реализации её способностей;
  • Самостоятельное включение ученицы во все внеклассные мероприятия согласно её интересам и желанию

Ожидаемый результат:

- Индивидуальная программа развития ребенка должна способствовать его самореализации, найти свое место в жизни.

Обработка результатов

Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер:

• математика и техника

• гуманитарная сфера

• художественная деятельность;

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание;

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

Направления реализации программы:

Основные направления совместной деятельности

Цель совместной деятельности

Формы совместной деятельности

1. Саморазвитие

Вызвать желание, стремление ребёнка к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

- тренинг  «Как научиться управлять собой»;

- беседа;- «Что такое скромность?»

- тренинг «Будь уверен в себе!»;

-игра «Дарите людям доброту!»;

- беседа «Права ребёнка в новом веке;

- классный час «Учиться - всегда пригодится»;

-участие в конкурсе творческих работ, посвященного  дню пожилого человека.

2. Творческая деятельность

Развитие творческих способностей и интересов ребёнка.

- участие в выставке «Дары осени»

- оформление  классного уголка

- оформление кабинета к Новому году;

- участие в новогоднем мероприятии«У ёлки»;

3. Работа

 в семье

Формирование педагогической культуры семьи.

- посещение ребёнка на дому;

- беседа «Я и мои родители»;

- индивидуальные беседы с родителями и родительские собрания.

собрание на тему: « Папа, мама, я – читающая семья».

-  « Школьные трудности у учащихся»  

-  родительское собрание: « Телевизор в жизни семьи и ученика».

- итоговые родительские собрания.

- «Роль семьи в развитии творческих способностей ребёнка»,

- «Родитель – ученик - учитель»;

- классный час «Моя семья - мое богатство»;

- конференция родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»;

4.  Здоровье

Развивать стремление к познанию и совершенствованию своего организма, сохраняя и укрепляя здоровье. Воспитать у учащихся любовь к спорту и здоровому образу жизни.

 Показать учащимся значимость их физического и психического здоровья  для будущего самоутверждения.

Ежедневные прогулки, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки на уроках, гимнастика для глаз, рациональное питание.

Еженедельно - Гигиена

-классные часы на тему «Здоровье», где обязательно  присутствует ученица:

«Утомление и отдых»;

«Режим питания»;

«Гигиена жилища, одежды»;

«Правила закаливания»;

«Правила дорожного движения»;

«Правила ППБ (противопожарной безопасности)»;

«Безопасные  каникулы»;

«Бытовые приборы и правила обращения с ними».

 - осенние, весенние походы;

- беседа «Твоё здоровье – в твоих руках!»;

 - весёлые старты;

- беседа: «Правильная посадка за партой. Хорошая осанка».

5.Трудовая деятельность

Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.

- уборка классной комнаты;

- контроль за дежурством в классе (староста класса);

- само-презентация «Мои любимые дела»;

- акция  «Зелёный лук»;

- акция «Берегите книги!»;

- участие в ярмарке «Дары природы»

-  круглый стол: « Как провести праздник в доме?»

- мультимедийная презентация: «Все профессии хороши - выбирай на вкус»;

6. Взаимоотно

шения в коллективе

Научить ребёнка определять свою роль в коллективе и работать для достижения общей цели, наполнить работу ребёнка интересной разно-образной творческой деятельностью, развивающей инди-

видуальные качества личности.

- занятие «Друг в беде не бросит»;

- беседа: «О товариществе дружбе и коллективизме»;

- театрализованная игра «В царстве вежливости и доброты»

- классный час «Что такое настоящая дружба»;

- конкурсная программа «В гостях у улыбки и смеха»;

- игровая программа «Мы – друзья природы»;

- «На чём основано взаимопонимание»;

классные часы:

- «Зависть»;

- «О лени и лентяях»;

- «Как быть прилежным и старательным»;

- «В дружбе сила»;

- «Школьные друзья. Взаимоуважение и взаимовыручка»

7. Научная деятельность

Развитие интеллектуальных способностей

ребёнка .

 -  беседа «Встречают по одёжке, провожают  по уму»;

- классный час «Успехи и неудачи учёбы»;

- - викторина «литературная гостиная»;

- викторина «Лесные тайны»;

- проект «Уголок живой природы»;

- участие в дистанционных интеллектуальных играх Центра развития молодёжи

- классный час «Я ученица, а это значит…»

- экскурсия в сельскую библиотеку;

        

Ожидаемые результаты:

- повышение активности ребёнка в жизнедеятельности класса и школы;

- участие в школьных, районных, всероссийских   мероприятиях  и конкурсах;

- проявление инициативы в организации внеклассной работы;

- формирование уверенности в себе путём вовлечении ребёнка в различные сферы деятельности.

IV этап  – заключительный: рефлексивный и аналитический (апрель, 2019 )        

Цель: обобщить результаты, продемонстрированные ребёнком в рамках  

           реализации программы его индивидуального развития.

Мероприятия

 Специалисты

Учителя-предметники

Сроки

1. Отслеживание достижений  в развитии ребёнка.

Сравнительный анализ.

Школьный психолог, классный руководитель

Апрель, 2019 г.

2. Совет – конференция с привлечением всех специалистов, участвующих в реализации программы.

Школьный психолог, классный руководитель,

Учителя-предметники,

родители

Апрель, 2019 г.

3. Само-презентация ребёнка

«Мои достижения и результаты». Защита портфолио.

Классный руководитель,

родители

Апрель, 2019 г.

Ожидаемый результат:

- анализ полученных достижений, выделение наиболее успешных и интересных форм работы;

- составление  графиков динамики развития личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное автономное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯКАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И...

Итоговый аттестационный проект на тему: Организация внеурочной деятельности в учебном процессе напримере театральной студии.

Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовател...

ИГРА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 В данной статье раскрывается необходимость применения игровых технологий во внеурочной деятельности младших школьников с целью уменьшить психологические, умственные и физические перегрузк...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования (вариант 6.4) для обучающихся с умеренной, тяжёлой и...

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЫ ЗАНЯТОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОО...

Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода

Организация внеурочной деятельности как способ реализации индивидуально-ориентированного подхода...