Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации
статья на тему

Иванова Ульяна Олеговна

Согласно статистике Выборгского района 17% правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и их родителями, возникают на почве конфликта. Ввиду значительного числа правонарушений, совершаемых на почве разного рода конфликтов, с апреля 2015 года в ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района особое внимание уделяется сопровождению формирования в школах и колледжах психологической среды комфортной для участников образовательного процесса. В рамках данной деятельности ГБУ ДО ЦППМСП придерживается медиативного подхода к рассмотрению ситуаций правонарушений, совершаемых подростками, в частности восстановительного подхода к медиации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации.

  1. КДНиЗП как площадка для реализации восстановительного подхода

Одна из ключевых задач работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав это организация работы по выявлению и социальной реабилитации подростков, находящихся в социально опасном положении, работа с правонарушениями среди несовершеннолетних.

На заседаниях Комиссии часто рассматриваются материалы о конфликтах, возникающих между учащимися в образовательных учреждениях. Согласно статистике Выборгского района 17% правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и их родителями, возникают на почве конфликта. В конфликт бывают включены и учащиеся, и преподаватели, и родители. Конфликтная ситуация травмирует всех ее участников, создается неблагоприятная атмосфера в классе, в школе, в семье.

В связи с этим в ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района особое внимание уделяется сопровождению формирования в школах и колледжах психологической среды комфортной для участников образовательного процесса. В рамках данной деятельности ГБУ ДО ЦППМСП придерживается медиативного подхода к рассмотрению ситуаций правонарушений, совершаемых подростками, в частности восстановительного подхода к медиации.

1.1 Восстановительная медиация. В России Общественным центром «Судебно-правовая реформа» разрабатывается новая модель медиации - восстановительная медиация, ориентирующаяся на взаимопонимание и сохранение взаимоотношений. Восстановительная медиация подходит для ситуаций, в которых конфликтующие стороны продолжают встречаться в дальнейшем (например, образовательное учреждение) и для криминальных ситуаций (где есть обидчик и пострадавший - в том числе дела из КДН и ЗП и суда).

Восстановительная медиация (стандарты которой разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации) – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации.

Процедура: восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.

Область применения:

Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, которые обрывают возможность протекания нормальной человеческой жизни.

Восстановительные программы помогают людям исправить зло, причиненное конфликтами и преступлениями. Восстановительный подход в разрешении конфликтов и криминальных ситуаций с помощью медиаторов помогает реализовать важные для общества ценности: примирение конфликтующих сторон, исцеление жертв преступлений, заглаживание вреда силами обидчиков, участие в этих процессах ближайшего социального окружения.

1.2 Рассмотреть регламент (алгоритм) совместных действий КДН и ЗП и  ГБУ ДО ЦППМСП в рамках процедуры восстановительной медиации можно с помощью модели, представленной на рисунке 1.

Рис.1 Модель алгоритма совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП в рамках процедуры восстановительной медиации.

Несовершеннолетний рассматривается на заседании КДН и ЗП. Специалист ГБУ ДО ЦППМСП, прошедший повышение квалификации по медиации, участвует в заседании комиссии, в составлении индивидуального плана реабилитационно-профилактической работы с семьей/несовершеннолетним (далее – ИПР). Учащийся направляется комиссией в ГБУ ДО ЦППМСП.

ГБУ ДО ЦППМСП получает информацию от специалистов КДН и ЗП. В ходе реализации ИПР специалисты  сообщают клиентам о возможности проведения с ними восстановительных процедур (медиации).

На данном этапе деятельность педагога-психолога ориентирована на подготовку несовершеннолетнего (одного или нескольких, в зависимости от ситуации), направленного на КДН и ЗП, к участию в проведении процедуры медиации.

Педагог-психолог составляет план работы, проводит консультирование, диагностическое исследование учащегося, направленное на определение его мотивационной и личностной готовности к разрешению конфликта посредством метода медиации, готовит персональное психологическое заключение. Заключение содержит описание особенностей поведения несовершеннолетнего во время консультации, данные экспериментально-психологического исследования познавательной деятельности, особенностей характера, личностных особенностей, прогноз, вывод о возможности проведения процедуры медиации в конкретном случае, рекомендации. Рекомендации носят индивидуальный характер, касаются особенностей образовательного маршрута, организации досуга несовершеннолетнего.

Готовое заключение по результатам диагностики передается в КДН и ЗП Выборгского района. По результатам диагностики проводится повторное консультирование учащихся для выяснения согласия на участие сторон в процедуре восстановительной медиации. Затем стороны направляются к медиатору, назначается дата проведения процедуры медиации, проводится процедура медиации, происходит подготовка документов для КДН и ЗП администрации Выборгского района по результатам проведенных мероприятий.

1.2.1 Рассмотрим случай. В ГБУ ДО ЦППМСП поступил запрос от КДН и ЗП Выборгского района на проведение процедуры восстановительной медиации. На комиссии рассматривался конфликт между двумя учащимися 9 класса (девочки: Д. и Н.), который в определенный момент времени проявился в форме драки.

После поступления запроса был составлен план работы с участниками конфликта, включающий следующие этапы:

  1. Установление контакта с каждой из несовершеннолетних.
  2. Первичная беседа с целью прояснения ситуации индивидуально с каждой из несовершеннолетних.
  3. Индивидуальная диагностика несовершеннолетних, направленная на определение мотивационной и личностной готовности к разрешению конфликта посредством метода медиации (проводит педагог-психолог).

Личностная готовность к участию в разрешении конфликта посредством процедуры медиации:

- уровень развития интеллекта

- осознание личной ответственности за возникновение конфликтной ситуации

- уровень самооценки

- уровень агрессивности

- уровень развития коммуникативных навыков.

Мотивационная готовность:

- готовность к участию в разрешении конфликта посредством процедуры медиации

  1. Обработка результатов диагностики. Подготовка психологического заключения на каждую девочку.
  2. Вывод о возможности проведения процедуры медиации в конкретном случае.
  3. Подбор индивидуальных рекомендаций в соответствии с  результатами диагностики.

  1. Предоставление результатов диагностики в КДН и ЗП.
  2. Консультирование родителей учащихся: знакомство с процедурой медиации, получение согласия на участие несовершеннолетних в проведении процедуры медиации.
  3. Если случай подходит и участники конфликта согласны,
  1.  Назначение даты проведения процедуры медиации.
  2. Проведение процедуры восстановительной медиации.

- Вступительное слово медиатора: знакомство, озвучивание принципов медиации (добровольность, конфиденциальность, равноправие, нейтральность), знакомство с процедурой медиации, заключение соглашения о вежливости.

- Презентация сторон.

- Дискуссия.

- Проведение кокуса (индивидуальной беседы с каждой участницей конфликта). Составление первичного примирительного соглашения.

- Совместная сессия.

- Заключение соглашения, выход из медиации

  1. Предоставление отчета о проведенной медиации в КДН и ЗП.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района Клуб «Моя семья» Руководитель социальный педагог Кабушко Е.А .

Слайд 2

Алгоритм совместных действий КДН и ЗП и ГБУ ДО ЦППМСП Выборгского района в рамках процедуры восстановительной медиации

Слайд 3

организация работы по выявлению и социальной реабилитации подростков, находящихся в социально опасном положении, работа с правонарушениями среди несовершеннолетних КДН и ЗП как площадка для реализации восстановительного подхода

Слайд 4

– это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах решения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций. В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация

Слайд 5

Процедура: восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора. Область применения: Использование восстановительного подхода необходимо тогда, когда межчеловеческие отношения насыщаются ненавистью и мстительностью, которые обрывают возможность протекания нормальной человеческой жизни . Восстановительная медиация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа №1, самостоятельные работы "Совместные действия обыкновенных и десятичных дробей", "Решение уравнений ( совместные действия)" в 6классе по математике

Данный материал оформлен в виде раздаточных карточек  для распечатки. Материал работ взят из сборника "Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса  " Е.С.С...

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Восстановительная медиация как технология школьных служб примирения.

Наиболее органичной для образовательной среды и отвечающей современным запросам формирования личности мы увидели организацию и деятельность Школьной Службы примирения, осуществляющей работу с конфликт...

Презентация "Конфликты в школе и восстановительная медиация"

Будет интересна школам, где только начинает свою деятельность служба примирения ШСП, в качестве ознакомительного материала. Презентацию можно показать на родительских собраниях, педсоветах. В помощь к...

Интеграция основного и дополнительного образования в рамках реализации проекта «СИМВОЛ» по формированию качеств личности школьников Выборгского района Санкт-Петербурга.

Социально-педагогический проект «СИМВОЛ» был разработан в 2009 году как обобщение опыта работы Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Дом детского творчества &l...

Программа урегулирования конфликтов между участниками образовательного процесса «Восстановительная медиация»

laquo;В целях развития дружественного к ребенку правосудияпредусматривается ... организация школьных служб примирения, нацеленных наразрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактикупр...