Проблема подросткового курения в современной школе
статья на тему

Раннева Людмила Борисовна

Одной из основных проблем в нашей школе, с которой приходится сталкиваться каждый день  является  подростковое курение. Несмотря на все приказы, запреты, подростки курят чуть ли не под окнами школы.  Как с этим бороться? Как приобщить подрастающее поколение к здоровому образу жизни? Пробовались самые разнообразные формы профилактики: это и клубы для подростков, склонных к курению, клубы по пропаганде здорового образа жизни среди младших школьников, различные театрализованные игры, КВН, "соревнования среди классов, свободых от курения", и ежегодные профилактические акции, декады, посвященные ЗОЖ, показы "страшилок"  последствий  табакокурения   и т.п. Что дальше?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problema_podrostkovogo_kureniya_v_shkole.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Раннева Л.Б.

Высшая категория, социальный педагог

МБОУ «Марковская СОШ»

г. Чайковский

Проблема подросткового курения в современной школе

Здоровье нации определяется, прежде всего, здоровьем подрастающего поколения.  К сожалению, статистика и личный опыт работы в школе показывает, что со здоровьем детей и подростков в современной школе не всё благополучно. Редко можно найти подростка с первой группой здоровья, в основном все школьники имеют вторую группу, многие – подготовительную.

Причин такого положения множество, я остановлюсь на одной из них- курение. В последнее время наблюдаю очень часто такую картину: идет семья –  мама, папа, старший ребенок, младший  в коляске. Картина была бы самой обычной, если бы не курение во время такой семейной  прогулки сигарет, причем обоими родителями. Или в магазине очень часто вижу, как покупают себе «дамские» сигареты мамы, а то и бабушки. Так и хочется крикнуть: «Эй, люди, вы сошли с ума?»

По данным официальной статистики ситуация со злоупотреблением табака в нашей стране за последние два года немного переломилась. При этом выросло число тех, кто негативно относится к курению: с 41,8%  в 2004году до 63,3% в 2015году. Как объясняют социологи, это связано с введением запретительных законов и ростом штрафов за нарушение этих законов. Но продолжают курить более 40% населения и  ежегодно умирают от болезней, связанных с курением 350-450 тысяч человек. Тем не менее, это не останавливает курильщиков, и что самое трагичное, что наблюдается снижение возраста  детей, начинающих курить.  [Интернет – ресурсы, газета «Взгляд»]    

Несмотря на принятый в стране закон о недопустимости продажи сигарет детям моложе 18лет, и  борьба с курением является  важнейшим мероприятием национального масштаба, подростки имеют беспрепятственный доступ к сигаретам.

Стратегическая цель  нашего правительства в этом направлении  сделать так, чтобы родившиеся в 2015году уже не курили на протяжении всей своей жизни, вполне осуществима,  если принять  закон о запрете курения лицам моложе 21 года. [Интернет – ресурсы, газета «Взгляд»]    

Но дело не только в  принимаемых законах, пример, и пример положительный должны подавать взрослые, родители и в первую очередь учителя. Я считаю недопустимым быть  учителем и не следовать (или не пытаться следовать) нормам здорового образа жизни, как недопустимо быть врачом и курить. Учитель должен быть безупречен в этом  плане, и стараться быть примером своим подопечным.

Человека нельзя заставить бросить курить, это бессмысленно. Важно,      чтобы каждому курящему пришло собственное внутреннее осознание того, что курить вредно. Тогда ситуацию с табакокурением возможно изменить в лучшую сторону.

Занимаясь  профилактикой вредных привычек среди несовершеннолетних в школе, видя ситуацию с курением подростков, я убеждена, что заниматься этой работой  следует как можно раньше, и в системе.  Ведь сегодняшние школьники это будущие родители, будущие граждане нашей страны.  Кроме того, профилактика подросткового курения составляет часть профилактики наркозависимости, поскольку, как правило,   курить  начинают раньше, чем употреблять алкоголь и наркотики,  а механизмы вовлечения в табакокурение – те же. [Романникова. С 18]

Как правило, курят те подростки, кто неуспешен в учебе, кто имеет проблемы с  поведением, с организацией своего  свободного времени.

В  нашей школе всегда уделялось и уделяется большое внимание профилактике  вредных привычек, особое место в этом ряду занимает профилактика табакокурения – самого распространенного явления в нашей школе.  Пробовались самые разнообразные формы профилактики:   это   и клубы для подростков, склонных  к курению, клубы по пропаганде здорового образа жизни среди младших школьников, различные  театрализованные игры,  КВН, «соревнования среди классов, свободных от курения»,  ежегодные акции, декады, посвященные ЗОЖ и т.п.

На  деятельности клуба  для подростков, склонных к курению «Брось сигарету», действовавшего в школе на протяжении одного года, хотелось бы остановиться несколько поподробнее.  Чтобы выявить подростков склонных к курению, было проведено анонимное анкетирование на параллелях 7-9классов.  По результатам этого  анкетирования, курило более 25 подростков, что составляло более 5% от общего числа обучающихся. Почти треть всех курящих подростков составляли девочки. По данным опроса многие подростки хотели бы бросить курить, но не знали,  как это сделать.

Вначале сложно было привлечь подростков к работе клуба, но со временем образовалась группа подростков, которые не только посещали занятия клуба, но в течение всего учебного года  принимали активное участие в подготовке и проведении профилактических классных часов.  

Судя по ответам на вопросы анкеты, подавляющее большинство  родителей   подростков- участников клуба   курят  сами, подавая тем самым не самый хороший пример своим детям. Многие подростки отмечали в своих анкетах, что не хотят, чтобы курили их родители, особенно мамы.  

Занятия в клубе были рассчитаны на тех, кто сам и только добровольно   хотел бы  избавиться от вредной привычки - курения. Заседания клуба проводились  в форме обучающих  игр, тренингов с раздаточным материалом. В конце учебного года был подготовлен и показан спектакль по профилактике вредных привычек.

Создание клуба «Брось сигарету»  дало положительные результаты. Проведенные занятия в клубе среди обучающихся, организованные классные часы по профилактике вредных привычек, распространенные информационные материалы о вреде курения способствовали изменению ситуации. Как показал опрос,  подростки начали задумываться о своем здоровье.

С  2009года в   школе действует  приказ о запрещении курения табака и распитии спиртных напитков  на территории школы. Но он,  к сожалению малоэффективен.  В случае нарушения приказа школа имеет право обратиться в  администрацию поселкового сельского Совета  с ходатайством о привлечении  родителей курящих подростков к административной ответственности.  Но одними запретительными методами невозможно добиться успеха – нужны новые формы работы с подростками.

Как известно, игра является ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте, поэтому проведение мероприятий в игровой и соревновательной  форме способствует лучшему результату.

Игра может проводиться как в одном классе, так и  между параллельными классами.

Но  наиболее эффективной формой работы по формированию и изменения отношения детей и подростков к злоупотреблению табакокурением были бы совместные профилактические занятия  с родителями и  детьми.

Не все родители знают, что их ребенок курит,  и не каждый ребенок может признаться в этом своим родным и близким. Поэтому необходимым условием успешного проведения совместных занятий и получения положительных результатов является открытость и желание  расстаться  с пагубной  привычкой, как со стороны подростков, так и со стороны их родителей.  

Библиографический список

  1.  Романникова М.В. «О профилактике подросткового  табакокурения»

Воспитание школьников    М, 2009год

  1. Интернет- ресурсы, газета «Взгляд», 2016год

 Раннева Л.Б.,2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА ПОДРОСТКОВОГО КУРЕНИЯ

методическая разработка о проблемах подросткового курения...

Проблемы школьной оценки в современной школе «Оценка : «за» и «против»

1)Система оценивания  должна  давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс.2) Необходимо фиксировать...

Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

   Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....

Статья по теме "Проблемы изучения литературы в современной школе"

В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей х...

Проблемы преподавания математики в современной школе.

Самое тяжёлое для практикующего педагога в современной школе не выбирать методику преподавания, не сочинять интересные уроки, не создавать презентации к урокам, а заставлять школьников учиться, выполн...