Формирование гражданской идентичности личности в современном образовании через систему классных часов
методическая разработка на тему

Латынина Людмила Васильевна

Опубликована статья в сборник материалов 2 Международной научно-практической конференции "Современные образовательные ценности и обновление содержания образования" ч.1 Белгород, 2016

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» (ОГАОУ ДПО «БелИРО») Кафедра управления образовательными системами Государственное учреждение образования «Могилёвский  государственный областной институт развития образования», Республика Беларусь Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, Украина Евразийский университет имени Л. Н. Гумилёва, Республика Казахстан

Сборник материалов

2 Международной научно-практической конференции

«Современные образовательные ценности и обновление

содержания образования»

18-19 марта 2016 года

Ч. 1

Белгород, 2016

(с. 55)

Формирование гражданской идентичности  личности

в современном образовании через систему классных часов

А. Ф. Иванова, С. П. Рухленко, учителя математики,

Л. В. Латынина, социальный педагог,

МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка Белгородской области», Россия

Аннотация на английском языке 

The article reveals the meaning of "identity", revealed the structure of civic identity as a student's personal education and disclosed the contents of its structural components; summarizes the results of the study of civic identity schoolchildren.

Ключевые слова на английском языке: identity, the formation of civic identity schoolchildren, civic identity

Аннотация на русском языке 

В статье раскрывается содержание понятия «идентичность», выявляется структура гражданской идентичности как личностного образования школьника и раскрывается содержание его структурных компонентов; обобщаются результаты

изучения гражданской идентичности школьников.

Ключевые слова на русском языке: идентичность, гражданская идентичность,  формирование гражданской идентичности школьников

Формирование гражданской идентичности личности является главной задачей социализации в подростковом возрасте. В условиях религиозного, этнического, социального и культурного разнообразия российского общества достижение социального согласия является обязательным условием укрепления государственности, стабильности, безопасности государства как приоритетной политики. Повышаются требования к ответственности и личностной свободе выбора, развитию культуры толерантности в ситуациях межнациональных отношений и общения.

Несмотря на потребность общества в общекультурной личности, готовность осознания личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе, имеющей определенный личностный смысл, готовность к такому саморазвитию у многих обучающихся развита недостаточно [2].

Результаты изучения мотивации учащихся школы показали, что уровень сформированности черт гражданской и культурной идентичности учащихся в основной школе в 5-9 классах составляет 41%, а в 10-11 классах - 52%.

Работа по созданию целостной системы формирования гражданской идентичности  личности была начата с анализа фактического состояния уровня общей осведомленности  учащихся     по   данному     направлению. Диагностика   по   методике   М. Рокича   «Составление   понятийного  словаря»   и   «Ранжирование»      позволила   выявить   представления   учащихся 5-х классов  о  качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию.   Которая показала,  что  значительное  число  учащихся  не  имеет  четкого  представления о том, в чем проявляется любовь к Отечеству, к своей малой родине. Осознание собственного  «я»  у  детей  преобладает  над  понятием  «мы», ребенку важнее ближнее окружение, чем интересы школы,  Отечества. Это порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». И как результат – опасность  в будущем не утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность. Так возникла идея создания в воспитательном пространстве среды, способствующей  формированию гражданской идентичности личности [4].

Формирование гражданской идентичности в общеобразовательной школе позволяет обеспечить реализацию основных требований общества к образовательной системе:

  • формирование гражданской и культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • формирование культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • духовно-нравственное развитие личности на основе усвоения общечеловеческих нравственных норм и ценностей;
  • формирование у школьников правовой культуры и социально-политической компетентности;
  • воспитание патриотизма;
  • воспитание толерантного сознания.

В современных условиях значимой выступает необходимость разрешения противоречий между:

  • между  необходимостью  формирования  гражданской идентичности личности и  отсутствием  этого представления у детей;  
  • между    стремлением     школы    к  формированию      гражданина,    патриота   и  отсутствием этого стремления в семье;
  • между  ситуативным  характером  и  стихийностью  проявления  у  школьников  патриотических  качеств  и  целенаправленной,  систематической    работой  по  формированию гражданской идентичности [6].    

Разрешение данных противоречий видим в создании собственной модели формирования гражданской идентичности личности через систему классных часов. Достижение результативности можно добиться через решение следующих задач:

  • разработка модели формирования гражданской идентичности школьников, реализуемой в рамках направлений деятельности классного руководителя;
  • выделение  эффективных педагогических условий, обеспечивающих реализацию модели, способствующей формированию гражданской и культурной идентичности учащихся;
  • проведение  диагностики сформированности компонентов гражданской идентичности личности;
  • построение  такой  воспитательной  системы в классе, которая обеспечила бы максимальную самореализацию каждого ученика, социализацию его в классном коллективе и в школе, расширение кругозора, формирование патриотических качеств личности [7].

Для реализации цели и задач используем следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности и целеустремленности воспитательного  процесса, который        означает приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья, свободного  развития  личности,  воспитание  гражданственности,  трудолюбия,  уважения  к  правам  и  свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;  
  • принцип  коллективной  деятельности, в процессе которой  формируется  чувство  ответственности  за  порученное  дело,  его  результат, проявляются лидерские качества, умение сотрудничать с другими;  
  • принцип      разумной     требовательности, который основывается     на   развитии    правового  самосознания, правовой культуры всех участников образовательного процесса;
  • принцип  стимулирования  самовоспитания, в процессе которого каждый  школьник  должен  знать  себя,  научиться    рассматривать     свои  поступки,    воспитывать    в   себе  чувство  ответственности [1].

        Задача педагогов – создать такие условия, в которых ребенок приобретет  опыт планирования и рефлексии своей деятельности.

        Система классных часов - важнейшее звено педагогической деятельности классного руководителя. Классный час - это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, прямого общения  классного руководителя  с учащимися. Классный час необходимо строить на основе личностно – ориентированного подхода, который предполагает разнообразие тем, форм и способов организации. Которые способствовали бы удовлетворению индивидуальных интересов учащихся, обогащению их опыта, демократическому стилю общения, неформальной обстановке, дифференциации и индивидуализации воспитательного воздействия (учёт интересов учащихся, их индивидуальных способностей, половой принадлежности, уровня личного развития), создания ситуации успеха выбора для учащегося. При проведении классных часов активно используем возможность приобщения к подготовке к нему детей, их участие.  Таким образом, становясь непосредственными участниками действия,  учащиеся с удовольствием и с интересом воспринимают материал,  что во многом облегчает работу классного руководителя, а учащихся приучает к самостоятельности, самоорганизации и самоанализу [5].

В своей педагогической деятельности используем следующие технологии  формирования гражданской идентичности личности:

  • коммуникативные (беседа, диспут, технология «Дебаты»);
  • игровые (ролевая игра, деловая игра);
  • социально-деятельностные (технология коллективно-творческих дел, социальный проект).

Методы и формы, применяемые при организации классных часов, представлены в таблице:

Группа методов

Методы и формы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, беседы, лекции, дискуссии,

метод примера     

Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения

Метод проектов, коллективное творческое дело, метод-требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций

Создание ситуаций, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности,

осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, проявлял ответственность за свои поступки. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения, а также демонстрируется значимость гражданской деятельности подростков для общества.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, взаимовыручка, создание ситуации успеха

Заслуженное стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует и корректирует его дальнейшее поведение.

Работаем по индивидуальной программе «Мы – граждане России». Работа  по формированию гражданской идентичности личности организуется в трех направлениях, формы реализации которых,   усложняются по мере взросления обучающихся:

 I  направление.  Развитие  интереса  к  истории  своей  родословной,  бережное  отношение  к  семейным традициям.

         II  направление.  Изучение  истории  своего  края,  его  настоящего  и  будущего,  культуры,  быта, традиций.  

III  направление.  Изучение  истории,    культуры,  быта,  традиций    Отечества.      

Приведем примеры проводимых мероприятий по формированию гражданской идентичности личности с классным коллективом:

I направление «Семья»

5класс. Классные часы «Любовь и сердце мамы», «Мудрость и любовь отца». Творческая мастерская «Генеалогическое древо нашей семьи».

6 класс. «Акция ко Дню пожилого человека». Помощь пожилым.

Выпуск буклетов «Семейная традиция».

7класс. «Боевой путь моих родственников». Встреча с участниками Великой Отечественной войны. Конкурс сочинений, творческих работ «Я горжусь своим дедушкой (прадедушкой)».

8 класс. «Дружба, любовь, семья». Час откровенного разговора.

Конкурс сочинений «Наши родители».

Творческие работы «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»

9 класс.

Фотовыставка, проект  «История страны в семейном альбоме».

II направление «Малая Родина»

5 класс. Знакомство с литературой, посвященной родному краю, с историей поселка, с людьми, прославившими край. Экскурсия в районный музей.

6 класс. Проектно - исследовательская деятельность. Встречи с ветеранами войны и труда. Акция «Поздравь защитника Отечества».

7 класс. Поисково-исследовательская деятельность. «Мои родные-защитники Родины»

8 класс. Поисково-исследовательская деятельность с использованием средств массовой информации. Учащиеся следят за судьбой выпускников школы, узнают об их судьбах. Материал используется для творческих работ.

9 класс. Проект «Помним, значит,  живем»- уход за памятником.

Проект «Самая чистая улица поселка».

III направление «Мое Отечество - Россия»

5 класс. Знакомство с Российской символикой. Классные часы «Овеянные славою флаг наш и герб», «История гимнов на Руси».

6 класс. «Пою моё Отечество»- конкурс патриотических стихотворений и стихотворений собственного сочинения.

7 класс. Творческое задание «Города-герои и города воинской славы».  Краеведческая викторина «Наш земляк – М.С. Щепкин»

8 класс. Праздник получения паспорта. Проект «Имена России».

Экскурсии по родному краю: «Свято-Троицкий Холковский подземный монастырь».

9 класс. Поисково-исследовательская деятельность «Ветераны педагогического труда нашей школы». Конкурс исследовательских работ, посвященных героическим страницам истории нашей страны.  Выпуск тематических газет, создание видеофильмов совместно с родителями.

Формирование гражданской позиции личности составляет ключевую задачу социализации в юношеском возрасте. Одним из наиболее активных участников этого процесса является семья, в которой заключен образовательно-воспитательный ресурс, позволяющий обеспечить комплексное, системное воздействие на детей, вносить существенный вклад в формирование гражданской идентичности подрастающего поколения. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина» и Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения указывается на необходимость укрепления института семьи, которая должна стать полноправным участником образовательного процесса [2].

        Через семью наполняются конкретным содержанием такие понятия, как  «малая Родина»,  «Отечество»,  «родная  земля»,  «родной  язык»,  «моя  семья  и  род»,  «мой  дом».  Поэтому  работа  классного  руководителя  по  гражданско-патриотическому  воспитанию  невозможна  без участия родителей.  

        В качестве форм работы с семьей по формированию гражданской идентичности личности  школьников предлагаем:

  • родительские собрания гражданско-патриотической направленности;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • тренинги;
  • дни творчества детей и родителей;
  • помощь в организации  и проведении внеклассных мероприятий;  
  • привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников;  
  • совместные выставки,  конкурсы,  экскурсии, спектакли, именины детей, родителей;
  • наглядные  виды  работы:  информационные  стенды  для  родителей,    выставки  детских  работ;
  • дни открытых дверей.

С участием родителей и детей проводили тематические  родительские  собрания: «Традиции вашего дома», «Традиции семьи – ее будущее», «Былое – для грядущих лет». А также исследовательские работы на темы: «Судьба семьи - в судьбе страны», «Герои-земляки», «Истории свидетели живые», «Мой героический дед», «Третье поколение после войны».

 Результатом совместной деятельности семьи и школы стали выпуски газет, содержащие статьи духовно-нравственной, военно-патриотической тематики, видеофильмы («Мой ровесник из 41-го», «Жизнь прожить - не поле перейти», «Слава отцов - крылья сыновей»).

        В формировании гражданской идентичности личности  заложены большие и подчас не раскрытые еще возможности. Совершенствование этого  процесса – почётная и важная задача педагогов.

Показателями сформированности гражданской идентичности личности, выступающими как критерии  ее оценки, выступают такие интегративные качества личности как гражданственность, патриотизм и социально - критическое мышление, обеспечивающее когнитивную основу свободного

жизненного выбора личности [3].

В качестве критериев, обеспечивающих оценку эффективности формирования гражданской идентичности при введении содержательных компонентов, выступают:

        Диагностика сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности осуществляется с помощью теста М. Куна и Т. Мак-Партланда «20 высказываний» (модификация Кожанова И.В.), методики «Понятийный словарь» и разработанных  педагогами анкет самооценки «Я знаю». В таких анкетах самооценки предлагается отметить степень согласия или несогласия с утверждениями: «Я знаю историю России», «Я знаю историю своей области», «Я знаю родной язык», «Я знаю символику своей области», «Я знаю символику Российской Федерации», «Я знаю законы своего государства», «Я знаю традиции и обычаи своего народа», «Я знаю свои права и обязанности», «Я знаю выдающихся деятелей мирового значения», «Я знаю историю и культуру зарубежных стран».

Изучение сформированности эмоционально-оценочного компонента гражданской идентичности проходит на основе методик «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) и теста «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова, адаптированный) [6].

Диагностика уровня воспитанности учащихся проводится по  методике М.И.Шиловой  и Н.П. Капустина.

Кроме этого, эффективность формирования гражданской идентичности подтверждается и результативностью участия в общественно-значимых делах и конкурсах различного уровня.

Анализируя результаты педагогической деятельности в целом, можем сделать вывод о перспективности работы по формирование гражданской идентичности  личности в современном образовании через систему классных часов.

Использованные источники:

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.-334 с.

2.Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление. М., 1989.

3. Григорьев Д. В. Школьная идентичность ребенка: поворот к ответственной воспитательной политике / Д. В. Григорьев // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. — 2013. — № 4. — С. 32–38

4.  Степанов  П.В.,  Григорьев Д.В.  Диагностика  и   мониторинг  процесса  воспитания  в  школе /Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М. Лизинского. - М.: АПК и ПРО, 2003.- 83с.

5. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте         отечественной теории личности-Ростов-на-Дону,1995.

6. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры.-М., 1998.

7. Электронный ресурс http://сош-14.рф/index.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Формирование гражданской идентичности через воспитание экологической культуры у детей

В презентации промежуточный отчет по самообразованию педагога дополнительного образования по теме. Экологическая культура является показателем образа жизни современного общества. Велико значение в эко...

Методические рекомендации к Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия» по формированию гражданской идентичности

Методические рекомендациик Интерактивной компьютерной программе классных часов«Юная Россия»по формированию гражданской идентичности  Цель программы – содействие формированию гражданской иден...

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»

«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки  новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...

Роль дополнительного образования и школы в социализации и в гражданской идентичности личности

Что  такое  дополнительное образование  и какую роль оно играет в жизни ребёнка?Дополнительное образование  является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому...

Самоопределение и формирование гражданской идентичности личности на уроках и во внеурочной деятельности

Всем известно, что духовно- нравственное воспитание личности является ключевым, основываясь на общечеловеческих ценностях и занимая особое место в современном обществе.Именно в семье начинается духовн...