Конспект познавательного занятия для детей "Такие необычные обычные вещи"
план-конспект на тему

Конспект познавательного занятия для детей «Такие необычные обычные вещи» адресован педагогам дополнительного образования, воспитателям детских садов, а также учителям начальной школы. Знакомство с обычными предметами, историей их создания позволить развивать познавательный интерес  детей к окружающему нас миру обычных вещей. Поэтому задачи, которые предстоит решить педагогу следующие: расширить представления детей о знакомых предметах, познакомить с историей их происхождения, разнообразием в повседневной жизни, сферой применения; развивать любознательность, интерес, мышление;  воспитывать бережное отношение к обычным вещам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия для детей

«Такие необычные обычные вещи»

Цель: Создание условий для развития познавательного интереса детей к окружающему нас миру обычных вещей.

Задачи:

- расширять представления детей о знакомых предметах, познакомить с историей их происхождения, разнообразием в повседневной жизни, сферой применения;

- развивать любознательность, интерес, мышление;

- воспитывать бережное отношение к обычным вещам.

Необходимое оборудование: зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла (желательно разнообразные по цвету, форме, материалам, из которых они изготовлены), дидактические карточки с изображением вышеперечисленных предметов.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня мы поговорим о вещах, которые нас окружают, которые мы встречаем каждый день, но не задумываемся, откуда они к нам пришли. Однако, если их отобрать у нас – наша жизнь станет гораздо проблемней.

Итак, эти вещи перед вами. Начнем!

Костяная спинка,

Жестяная щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.   (Зубная щетка)

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Потом щетки были в виде палочек из мягкого дерева. Зубной пасты раньше не было, и люди чистили зубы золой и углем от костра, а рот полоскали водой.

Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Новые зубные щетки люди придумывают, чуть ли не каждый день. Знаете ли вы, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. Вы видели такую щетку? У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите неправильно, то музыка не играет. Хитрая зубная щетка! А еще есть электрическая зубная щетка.

А как вы думаете, чем еще можно почистить зубы, кроме зубной щетки? Оказывается, почистить зубы без щетки можно яблоком, только не сладким. Когда мы жуем яблоко, зубы очищаются.

Без этой вещи, которая тоже находится в ванной, нельзя оставаться здоровым. Она активно борется с болезнетворными бактериями. Что это?

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть помоет руки мне.  (Мыло)

Много-много лет тому назад жил король. Утро короля начиналось с одевания и умывания. Одевание продолжалось очень долго, а вот умывание - нет. Королю подносили большую чашу с водой, он смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век, и на этом все – умывание окончено. А из вас кто-нибудь так умывается?

Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира с добавление золы. Мыло было твердое, мягкое и жидкое. Стоило оно очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали древесную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье.

Сейчас мыло делают из жира, масла, ароматических веществ, чтобы мыло вкусно пахло. Какого мыла сейчас только нет! Есть мыло белое, желтое, зеленое, голубое, полосатое, антибактериальное, с витаминами. Мыло может пахнуть земляникой, яблоком. Встречается мыло круглое, брусочками, различными фигурками.

Теперь о другой вещи, которую мы с вами встречаем каждый день.

Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах в твоей тетрадке. (Ручка)

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали птичьи перья Чаще всего гусиные. Кончик пера очищали, обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Потом стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили очень дорого. Ручку все время совершенствовали. Придумали авторучку - ее не надо было макать в чернильницу. Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге.

А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем. Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором.

У нашей ручки есть верный и надежный друг. Он тоже нужен человеку постоянно.

Черный Ивашка – деревянная рубашка,

Где носом поведет, там заметку кладет.

Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь:

Солнце, море, горы, пляж… Что же это?...   (Карандаш) 

А чем же люди рисовали раньше, когда у них не было простого карандаша? Они рисовали древесными углем или брали обгоревший прутик из костра и рисовали.

Современный карандаш состоит из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Его делают из черного камня графита, мелко-мелко его дробят, пока он не станет таким как мука. Потом добавляют глину. Все перемешивают и кладут в специальную форму и сушат. Сердечко для карандаша готово. А потом для него делают рубашку из древесины или пластика.

Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет. Есть карандаши круглые, плоские, восьмигранные, шестигранные, трехгранные. Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Имеется карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бубенчик позванивает, и писать становится интереснее. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также ароматические карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь.

Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты. Космонавты тоже пользуются карандашом для записей. На Севере, где всегда стоят сильные морозы, паста в ручках может замерзнуть, а карандаш нет.

А сейчас поговорим о так необходимых нам в повседневной жизни ножницах.

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

Примерно 1000 лет назад одному человеку пришло в голову соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки их загнуть кольцами - вот и получились ножницы. Их изготавливали из железа и серебра, красиво украшали. У ножниц появились свои специальности – одни предназначались для парикмахеров, другие – для врачей и т.д. Сегодня есть ножницы, с помощью которых стригут кусты на газонах, разделывают мясные блюда, раскраивают ткани, прорезают петли, разрезают торты.

Ножницы часто тупятся. Чтобы их снова заострить, берут в левую руку иголку, а в правую – ножницы и начинают «резать» иголку. Так надо сделать не менее 10-20 раз. И ножницы снова станут острыми. Можно также несколько раз разрезать новую наждачную бумагу.

Еще нам никак не обойтись без одной вещи.

Всех на свете обшивает, но что сошьет – сама не надевает. (Игла)

Что такое игла? Это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился.

Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше). Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее обрабатывают термически, чтобы придать ей прочность. Потом ее шлифуют, полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины.

Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не будут рассыпаться. А чтобы иголки не ржавели, их втыкают в сухое мыло.

Вот и познакомились мы, ребята, с обычными предметами заново.

Итог занятия:

Ребята! Что интересного и нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось? А что запомнилось?

Список использованной литературы:

1. «Что? Зачем? Почему?»/Е. О. Хомич, М. Н. Якушева. – Минск: Харвест, 2008.

2. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Составители Н. Елкина, Т. Тарабарина. Ярославль, Академия развития, 1997.

3. Развитие познавательных способностей детей отгадывать загадки. М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия-путешествия в старшей группе

Расширить знания детей об экосистеме «Море»...

Конспект познавательного занятия для дошкольников "Путешествие со Светофориком"

Конспект познавательного тематического занятия "Путешествие со Светофориком"  для дошкольников старшего возраста может быть использован в работе педагогами дополнительного образования, воспитател...

Конспект познавательного занятия для дошкольников "Наша армия сильна"

Познавательное занятие  "Наша армия сильна" адресовано дошкольникам старшего возраста (5,5 - 6 лет). Задачи занятия: воспитание чувства уважения к защитникам Родины - воинам Российской Армии; зна...

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес»

Обобщение знаний детей по теме: «Зима».Закрепление знаний о свойствах снега.Развивитие  памяти, связную речи, умения анализировать, делать выводы....

Конспект познавательного занятия "День Победы"

Конспект занятия во второй младшей группе...

Конспект познавательного занятия для детей дошкольного возраста «Запутанные следы в Фиолетовом лесу»

Конспект познавательного занятия для детей дошкольного возраста «Запутанные следы в Фиолетовом лесу» по развивающим играм Воскобовича....