Программа "Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их состояния здоровья"
рабочая программа на тему

Константинова Альбина Валериевна

Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в МОУ «Наш дом» - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без печения родителей».
     Постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их самореализацию, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений.
      Во многих случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники МОУ «Наш дом» нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально-педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска по социальной дезадаптации.

Потребностями выпускников в самостоятельной жизни и особенностей их социально-психологического статуса являются:

1)усвоение социально одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;

2) осознание своего места в социуме и в будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессией;

-3)формирование семейных установок и готовности к созданию собственной семьи (один из главных элементов и показателей эффективной социальной адаптации);

4)наличие высокой самооценки, принятия себя;

-5)наличие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми, ко­торые во многом обеспечивают чувство защищенности и уверенности в себе; помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих.

Социальная адаптированность может рассматриваться как:
 а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
б) потребность в труде как средстве самореализации;
в) позитивное отношение к людям;
 г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, «НАШ ДОМ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЮБЕРЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Директор: Попова Н.С.
Телефон:8-(495)-557-46-88
Электронная почта:
internat-nash-dom@rambler.ru
Сайт:
www.internat-nash-dom.edumsko.ru

Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом их состояния здоровья

Разработчики:
Константинова Альбина Валериевна  – социальный педагог
Воронина Татьяна Викторовна – педагог-психолог

П.г.т. Томилино
2016г.

Пояснительная записка

     Технология постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализуется в МОУ «Наш дом» - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2014г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без печения родителей».
    Постинтернатное сопровождение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это комплекс мероприятий, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия участников сопровождения и направленных на успешную социальную адаптацию выпускника учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их самореализацию, снижение числа совершаемых лицами указанной категории, а также в их отношении правонарушений и преступлений.
     
Во многих случаях, даже при относительно благоприятном прогнозе выпускники МОУ «Наш дом» нуждаются в долговременном социально-педагогическом сопровождении. Особенно тщательно тактика социально-педагогической постинтернатной поддержки должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска по социальной дезадаптации.

Потребностями выпускников в самостоятельной жизни и особенностей их социально-психологического статуса являются:

1)усвоение социально одобряемых норм, ценностей и социальных ролей, адекватных требованиям общества;

2) осознание своего места в социуме и в будущей жизни в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями, включая получение образования и овладение профессией;

-3)формирование семейных установок и готовности к созданию собственной семьи (один из главных элементов и показателей эффективной социальной адаптации);

4)наличие высокой самооценки, принятия себя;

-5)наличие эмоционально-близких отношений со значимыми людьми, которые во многом обеспечивают чувство защищенности и уверенности в себе; помощь и поддержка семьи, родителей или лиц, их замещающих.

Социальная адаптированность может рассматриваться как:
а) способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
б) потребность в труде как средстве самореализации;
в) позитивное отношение к людям;
г) активное и ответственное отношение к себе и своему будущему.

 Гарантии и льготы для выпускников:

1)Закон Московской области «Об образовании» от 27.07.2013г. № 94/ 2013-ОЗ (с изменениями на 7 декабря 2015г.)
2) Закон Московской области «О представлении полного государственного обеспечения и дополнительный гарантий по социальной поддержке детям- сиротам и детям, оставшимися без попечения родителей» от 29.12.2007г. № 248/2007-ОЗ (с изменениями на 01 июля 2015г.)
3) Закон Московской области «О патронате» от 05.07.2003г. №77/2003-ОЗ (с изменениями на 23 июля 2014г.)

На основании Постановления Правительства РФ от 24мая  2014г. № 481 « О деятельности организаций для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в соответствии  с Уставом МОУ «Наш дом», в целях оказания консультативной, психологической, педагогической, социальной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации   в учреждении создана Служба постинтернатного сопровождения выпускников, которая является структурным подразделением (приказ  № 01-01/5 от 11.01.2016г.)

Разработаны и утверждены  Положение о Службе постинтернатного сопровождения, должностные инструкции  руководителя Службы постинтернатного сопровождения выпускников, педагога-психолога, постинтернатного воспитателя, медицинской сестры.

На сопровождении Службы  находятся 26 выпускников учреждения, с каждым из которых заключен договор о сопровождении.

Сформирован электронный банк данных выпускников, а также личное дело на каждого воспитанника. Оформлены  журналы регистраций выпускников, обратившихся за сопровождением, договоров по постинтернатному сопровождению, оказания консультаций выпускникам. Размещено  объявление на сайте МОУ «Наш дом» об организации Службы постинтернатного сопровождения.

 С  каждым выпускником  и его  постинтернатным воспитателем разработан план индивидуального сопровождения (проблемы и пути решения), который периодически корректируется; оформлены маршруты сопровождения выпускников.    

 Специалистами Службы 2 раза в год (весна-осень)  проводятся обследования жилищно-бытовых условий мест фактического проживания.

По мере необходимости специалисты Службы индивидуально консультируют выпускников по социальным, психологическим вопросам, оказывают помощь  в оформлении  и получении пособий,  пенсий, стипендий и иных социальных  выплат, оказывают помощь в  составлении  обязательств о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг; помощь в поиске работы через ЦЗН г. Люберцы, СМИ, кадровые агентства.  

Выпускники 9 класса принимали участие в «  Днях открытых дверей»  в ГБОУ СПО МО «Люберецкий техникум», ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №2» Люберецкий филиал.

Служба сопровождения взаимодействует :

с администрацией учебных заведений «ГБОУ СПО МО «Люберецкий техникум», ГАОУ СПО МО «Колледж «Угреша», ГБПОУ ВПО Университет «Дубна» «Филиал Котельники» - связь с кураторами выпускников, посещение родительских собраний, Дней открытых дверей, торжественных мероприятий (вручение дипломов);

с органами опеки и попечительства г.Люберцы – предоставление и оформление документов, консультирование, взаимодействие со специалистами (юрист);

с социальной защитой населения – оформление и переоформление социальных карт, выплата пособий;

с УВД, ОВД, КДН, ПДН и ЗП – встречи, беседы, консультации, просмотр видеопрезентаций;

 с ЖЭУ по месту жительства выпускников – организация ремонтных работ в квартирах (электропроводка), разделение счетов, запрос и предоставление информации о наличии или отсутствии долга по квартплате;

с Пенсионным Фондом РФ в г.Люберцы – оформление и переоформление пенсий

 со Службой Занятости населения – постановка на учет и предоставление рабочих мест

Взаимодействие с ближайшей социальной средой

Стали традиционными Дни открытых дверей для выпускников, Круглые столы по правовым знаниям с приглашением специалистов - юристов, психологов, социальных работников, спонсоров и волонтёров, представителей общественных  и религиозных организаций.

В этом году выпускники МОУ «Наш дом» принимали участие в следующих мероприятиях:

1.В Областном  мероприятии – кулинарном  поединке «Волшебство кулинарных фантазий».

2. В Московском  международном салоне образования на ВДНХ.

3. В соревновании «Жуковский минимарафон ASICS,  подмосковном  фестивале бега» г. Жуковский.

4. В открытом мастерском турнире по КРЖ «Русский жим. Весна -2016г.» г. Москва.

5. В открытом региональном турнире по киле г. Москва.

6.  В областном туристическом слёте «Внуки Победы».

7. В фестивале «Молодежные забавы» в городе Чехов.

8. В физкультурно-оздоровительном празднике «Рождество в Измайловском парке» г. Москвы.

9. В региональном фестивале здорового образа жизни «Победа жизни» г. Одинцово.

10. В туристическом слете «Классные игры» в Одинцовском районе.

11. В мастерском турнире по русскому жиму (фитнес-клуб «Зарядка» г. Москва)

12. В празднике народной культуры «Русская вечерка в Дементьево» (Раменский район)

13. В региональном мастерском турнире «Зима – 2016» по русскому жиму в Тушино г. Москва.

14. В открытом турнире по настольному теннису  среди любителей ( Раменский район)

15. В открытом региональном турнире по киле «Москва – 2016» г. Москва.

16. В открытом региональном мастерском турнире «Весна – 2016» по русскому жиму г. Тверь.

17. В региональном мастерском турнире по русскому жиму «Богатырская сила - 2016» г. Рязани.                        

Выпускники активно принимали участие в мероприятиях, проводимых Службой сопровождения: «Новогодний огонёк «Зимняя сказка»,  «Праздник 8 Марта»,  «Масленица», Единый день консультативной помощи выпускникам; участие в региональных спортивных мероприятиях, соревнованиях по баскетболу, товарищеские футбольные встречи, выезды, турпоходы; в беседах и встречах, посвящённых оздоровлению  и формированию здорового образа жизни: «Личная гигиена», «Курение табака и отказ от курения», «Личная гигиена», «Здоровый образ жизни»,  «Болезни, передающиеся половым путём», «Профилактика кишечных заболеваний», «Иммунитет: лето - лучшее время его укреплять».

 Педагогом - психологом и социальным педагогом были проведены групповые занятия на темы: «Стресс и как им управлять?», «Толерантность», «Я и другие. Что подумают другие?», «Взросление», «Ищу работу!», «Составляю резюме», «Товары и услуги».

 Организован Клуб молодых матерей «Аистёнок» на базе Службы постинтернатного сопровождения, куда приглашаются выпускницы, которые воспитывают детей.  На заседании клуба рассматривались вопросы, касающихся молодых семей: материальные проблемы и способы  их решения, социальная помощь одиноким матерям, лишение родительских прав, адаптация к роли матери, воспитание ребёнка и др. Приглашались врач-педиатр и медицинская сестра  на заседания клуба с беседами: «Прививки» «Профилактика туберкулёза», «Первая помощь при обмороке», «Профилактика гриппа и ОРВИ», «Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья».  

Алгоритм организации работы по сопровождению выпускников организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

подготовительный - сбор информации о выпускнике, составление базы данных, проведение ЖБУ, заполнение социально - педагогической анкеты, обращение выпускника в  службу, заполнение индивидуальных планов сопровождения;

деятельный - защита социальных прав, юридическая помощь, работа с сетью социальных контактов, поддержка молодых матерей – одиночек;

постинтернатное сопровождение – мониторинговое отслеживание, социальный патронат, помощь в организации досуга и отдыха.

                                        Создание базы данных:

 1. В МОУ «Наш дом»  назначается и утверждается ответственное лицо за сбор информации и ведения базы данных о выпускниках (ФИО, должность).
2. Информация о выпускнике должна быть собрана на момент выпуска ребенка из МОУ «Наш дом».
3. Корректировка данных о выпускнике проводится не реже, чем 1 раз в полгода.
4. База данных о выпускниках МОУ «Наш дом»  ведется в электронном виде (перечень учетных данных, внешний вид базы данных – приложение.)
5. В органах опеки и попечительства на выпускника МОУ «Наш дом» заводится учетная карточка и Программа сопровождения выпускника (ПСВ)


      Формы работы: мини-лекция, беседа, индивидуальная диагностика, групповое занятие, дискуссия, анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), классификация педагогических фактов и их обобщения, социально-психологическое консультирование, социологическое исследование по адаптации выпускников, формирования сознания, организации и стимулирование деятельности.

Специалисты (педагог – психолог, кураторы, медицинские работники, физкультурный руководитель, социальный педагог) используют в работе современные методы для выпускников в получении профессиональной подготовки, трудоустройстве, трудовой адаптации, временной занятости, взаимодействуют с работодателями в случае трудоустройства, создают условия для развития личностного потенциала выпускника через содействие в организации свободного времени, оказывают социально-правовую помощь и поддержку в трудных жизненных ситуациях, содействуют решению жилищных проблем, повышают правовую грамотность.

Требования, предъявляемые к специалистам сопровождения выпускников:

1) осуществлять деятельность по постинтернатному сопровождению Выпускника согласно Договора о постинтернатном сопровождении, знать и руководствоваться настоящим Положением, индивидуальным планом постинтернатного сопровождения Выпускника, а так же другими документами, регулирующими данную деятельность;

2) осуществлять деятельность по постинтернатному сопровождению исходя из интересов Выпускника;

3) рассматривать вопросы сопровождения Выпускника и принимать решения строго в пределах своей профессиональной компетенции;

4) информировать территориальный отдел опеки и попечительства министерства образования Московской области  о возникновении проблем с сохранностью жилого помещения Выпускника, о случаях возникновения угрозы жизни и здоровью Выпускника;
5) принимать в рамках своей компетенции меры по безопасности жизнедеятельности Выпускника;

6) повышать профессиональную компетенцию через участие в обучающих семинарах, тренингах, курсах повышения квалификации.

7) ежемесячно предоставлять руководителю Службы постинтернатного сопровождения отчет о реализации индивидуальных планов постинтернатного сопровождения Выпускников;

8) соблюдать конфиденциальность сведений, полученных от Выпускника в результате консультативной и иной деятельности, за исключением информации криминального характера. Сведения, которые могут быть необходимы для осуществления постинтернатного сопровождения выпускника, используются с его письменного согласия.

Оценка эффективности сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Важным фактором для выпускников является получение образования, быть трудоустроенным, работать в дружном коллективе и при всем этом хорошо зарабатывать. Многие из выпускников к этому стремятся и прикладывают немало сил и стараний, для того, чтобы все задуманное осуществлялось.
Из 26 воспитанников - выпускников МОУ «Наш дом», состоящих на сопровождении в службе постинтернатного сопровождения, обучаются в учреждениях: 5человек получают профессии по программе подготовки квалифицированных рабочих;
8 человек получают профессию по программе специалистов среднего звена;
2 человека обучаются в образовательных организациях высшего образования;
трудоустроены – 6 человек;
находятся в декретном отпуске – 3 человек.

Из выпускников учреждений из образовательных профессиональных организаций планируют поступать в организации в высшее образования 2ое воспитанников планируют поступать в высшие учебные заведения.

   Для  многих выпускников адаптация к самостоятельной жизни прошла успешно и 3 человек из учреждений СПО первично трудоустроены на предприятиях  Люберецкого района.
Служба постинтернатного сопровождения помогает своим подопечным сформировать комплекс качеств, благодаря которым они совершают осознанный выбор и адаптируются в новой ситуации. К таким качествам можно отнести автономность, информированность и соотнесение информации со своими особенностями умению принимать решения, умение планировать, положительное эмоциональное отношение к необходимости сделать выбор и принять решение.


     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы службы ГКОУ РО школы-интерната VIII вида с. Развильное по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на 2013-

В ГКОУ РО  школе-интернате VIII вида создана служба социальной адаптации и сопровождения выпускников лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного казенно...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии

Основной целью работы социального педагога с обучающимися из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, является  создание условий для социализации де...

Памятка выпускнику учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Может быть использован как раздаточный материал при выпуске детей из учреждения и в качестве дополнительного материала к открытым занятиям...

Социальная адаптация выпускников центров для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рассматриваются вопросы социализации в условиях жизни ребенка в центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выделены факторы негативно влияющие на процесс социализации. Рассмат...

Доклад «Индивидуальное комплексное сопровождение как технология реабилитационной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ТМНР».

Использование различных видов реабилитационной и коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТМНР в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей...