«Социально-педагогическая поддержка семье в формировании личности учащегося».
опыты и эксперименты

Латынина Людмила Васильевна

Для устранения неблагополучия в семье мною проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение и распространение опыта работы:

«Социально-педагогическая поддержка семье в формировании личности учащегося».

       

     В МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка»  работа по предупреждению, профилактики и устранению неблагополучия в семье осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом РФ №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», конвенцией о правах ребёнка, декларацией прав и свобод человека, «О семейной политике» и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими социальную защиту детей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию.

  Положив в основу данные законы, мы разработали этапы, алгоритм и схему организации сопровождения семей социального риска.

Этапы работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении

1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении.

Наиболее эффективная форма работы с семьей - это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.

2 этап. Тесное сотрудничество социального педагога, психолога и классного руководителя по работе с семьёй, находящейся в социально опасном положении или тяжёлой жизненной ситуации:

• обеспечиваем связь образовательного учреждения с семьей;

• устанавливаем контакт с родителями или иными законными представителями обучающихся;

• консультируем родителей (иных законных представителей) по вопросам воспитания и обучения детей; изучают индивидуальные особенности обучающихся и их динамику;

• контролируем посещаемость учебных занятий и успеваемость каждого обучающегося.

3 этап. Семья рассматривается на педагогическом совете

Социальный педагог, классный руководитель, психолог рассказывают о результатах проделанной индивидуальной профилактической работы.

4 этап. Школьный Совет профилактики правонарушений несовершеннолетних

Социальный педагог, классный руководитель предоставляет документацию на семью: акт обследования условий проживания, представление на семью, характеристику несовершеннолетнего, табель успеваемости и посещаемости и информацию о проделанной работе с семьей.

5 этап. Постановка на профилактический учет семьи в школе

Информируются службы Чернянского района: КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства УСЗН, ОМВД, по направлению деятельности, занимающихся профилактической работой с семьями и организацией коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуаций в семье.

Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается на  «Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка»».

       

Эти семьи с моей стороны получают большее внимание. Я начинаю, как можно раньше профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию. Моя деятельность работы с семьёй включает три основных составляющих социально - педагогической помощи. Образовательную, психологическую и посредническую помощь.

Для устранения неблагополучия в семье мною проводится целенаправленная работа с родителями. Основной задачей является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.

На протяжении своей работы с семьей решаю следующие задачи:

• обеспечиваю помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;

• оказываю помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребёнка;

• координирую учебную помощь родителей их детям;

• выявляю воспитательные возможности родителей и вовлекаю их в жизнь классных коллективов;

• обеспечиваю помощь родителям в решении возникающих проблем;

• организую психолого-педагогическое просвещение родителей;

• оказываю помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

А так же проверяю жилищно-бытовые условия семьи, собираю информацию о семье, выявляю причину неблагополучия, составляю план индивидуальной работы с семьей. Провожу консультации, лекции для родителей, оказываю им социально-психологическую, посредническую и правовую помощь, отслеживаю, успеваемость и посещаемость уроков учащимися, организую досуговую занятость детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул.

       

      В работе с семьей, находящейся в социально опасном положении и осознание существующих в ней проблем использую алгоритм:

1. Изучение семьи: обращения, жалобы жителей (соседей).

2. Первичное обследование жилищных условий семьи, направленное на выявление неблагополучия, проблемы.

3. Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении), трудоспособность.

Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).

5. Изучение личностных особенностей членов семьи.

6. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОМВД, КДН и ЗП, опекой и попечительством УСЗН).

7. Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.

8. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

В плане работы с несовершеннолетними из семьи, находящейся в социально опасном положении предусматриваю пункты по ликвидации всех признаков социально опасного положения:

Педагогические: занятость детей в кружках, секциях, факультативах, контроль посещаемости несовершеннолетними учебных занятий, контроль успеваемости несовершеннолетних по учебным предметам, консультирование родителей по вопросам воспитания ребёнка, просвещение родителей с целью формирования критического отношения к социально опасным явлениям.

Психологические: сопровождение процесса развития ребёнка (психодиагностика особенностей развития ребёнка, профилактика отклонений в развитии ребёнка), просвещение родителей по вопросам создания условий для сохранения и укрепления нервно-психического здоровья ребёнка, коррекционно-развивающие мероприятия, направленные на стабилизацию или налаживание детско-родительских отношений.

Коррекционные: индивидуальные занятия с ребёнком.

Правовые: помощь в оформлении документов.

Так за время моей работы было выполнено:

1) Оформление свидетельства о рождении и паспорта детям.

2) Оказание помощи родителям в восстановлении утерянных документов, в замене документов (ОМВД).

3) Консультирование и сопровождение родителей при оформлении ребёнку группы об инвалидности.

4) Консультирование родителей об ответственности за уклонение от воспитания и содержания ребёнка.

5) Неоднократное трудоустройство родителей.

6) Занятость, трудоспособность несовершеннолетнего в свободное время, каникулярное время.

Формирует личное дело семьи, которое состоит из следующих документов:

1. Титульный лист (Ф. И. О. родителей, дата рождения, место жительства, статус семьи, Ф. И. О. детей, дата рождения, занятость детей, основание постановки на учет, занятость детей).

2. Акт обследования условий проживания семьи.

3. Индивидуальная карта сопровождения.

4. Профилактическая карточка (отражается взаимодействие всех специалистов по работе с семьей, проделанная работа с родителями и несовершеннолетними).

5. Индивидуальный план профилактической работы с семьей, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

6. Отчёты о проделанной работе по восстановлению воспитательного потенциала семьи.

7. Характеристика на несовершеннолетнего. Табель успеваемости и посещаемости.

8. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (объяснительные, заявления, расписки и т. д.).

9. Результаты исследования семьи и учащихся (диагностики, анкеты, тесты и т. д.).

6 этап. Приглашение родителей и несовершеннолетних на Совет профилактики в школу.

7 этап. Приглашение родителей и несовершеннолетних на районную  комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

       Важным показателем успешной работы с данными семьями является тот факт, что за время моей работы ни один родитель не был лишен родительских прав, дети остались в своих семьях.
Основной критерий оценки эффективности индивидуальной профилактической работы с семьей: улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение причин неблагополучия, расширение возможностей защиты права на жизнь, на достойную жизнь, на здоровье и образование.

Оценка эффективности работы с семьей: соответствие проблем семьи тем целям, задачам и направлениям работы, которые определил социальный педагог.

Сотрудничая с семьёй, выполняю роли:

1.Советника – даю советы по воспитанию.

2.Консультанта – даю советы по вопросам.

3. Защитника – прав ребенка.

Активизирую семью на решение её проблемы, помогаю создать условия для её успешного решения (но не решаю все за семью).

В этой работе очень важна роль социального педагога, каким он пользуется авторитетом у семьи, является ли он человеком, которому семья доверяет. Если социальный педагог пользуется уважением и любовью в семье, то ему предоставляется возможность более тесного общения с семьей. И наоборот, происходит полная изоляция социального педагога от работы с семьей, если у него нет доверия семьи.

Основная задача социального педагога – активизировать педагогическую, воспитательную, социальную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно - значимый характер.

Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.

Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы, оказание психолого-педагогической, материальной помощи.

А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации не делала, для получения положительного результата её надо проводить в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.

Ежегодно провожу акцию «Семья-семье», предлагаю родителям из других семей оказать посильную гуманитарную помощь многодетным и малообеспеченным семьям. В ответ школа получает очень горячую поддержку не только со стороны родителей, но и со стороны наших учащихся. Учащиеся из многодетных семей обеспечены бесплатным питанием в школьной столовой.

Через отдел социальной защиты организую отдых детей в лагере «Орбита». Все дети из семей разных категорий, а так же состоящие на ВШК, отдыхают в школьном оздоровительном лагере и находятся под бдительным наблюдением педагогов.
По ходатайству школы в органы социальной защиты многодетные семьи получили адресную помощь. В школе ежегодно, совместно с классными руководителями участвую в проведении праздника «День Матери».

Проделанная работа позволила держать уровень количества семей, состоящих на профилактическом учёте. На протяжении последних четырёх лет – только одна семья состоит на контроле в школе, ОМВД, КДН и ЗП.

За истекшие учебные годы с 2013 - 2016 г. по 2017- 2018 г. снижено количество правонарушений среди учащихся. На учёте ПДН и ЗП, ОМВД в 2013 году состояло 6 учащихся, в 2016 году состояло три ученика, за последние два года детей, состоящих на учёте КДН и ЗП, ОМВД - нет.
Научить искусству, жить невозможно, но выбирать для себя жизненно – важные ценности, размышлять о многообразии и опыте предыдущих поколений, о будущем – необходимо.

В. А. Сухомлинский видел высокую силу воспитания в этичном поучении, когда «воспитатель сам является опорой и светочем для тех, кто не знает веры в человека или теряет опору и путеводный огонёк».

Для этого педагогу надо самому быть истинным Человеком жить правильно, любить людей, высоко хранить своё достоинство патриота, гражданина, труженика, сына или дочери, матери или отца.

Работая с детьми, знаю, не забывая: «над небом есть Небо, над миром есть Мир, над жизнью есть Жизнь, над Сердцем ученика есть Сердце учителя, над Сердцем ребёнка есть Сердце родителей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Родительское собрание на тему «Роль семьи в формировании личности»

«Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья» Но как писал Макаренко «семьи бывают хорошие и семье бывают плохие. Поручиться ...

Роль семьи в формировании личности

Презентация на тему "Роль семьи в формировании личности"...

Роль семьи в формировании личности

От вас,уважаемые родители, зависит каким вырастет ваш ребенок. Школа—что-то скорректирует, но мы лепим из того, что уже замешано. Реальные поступки—вот что формирует поведение ребенка, а не слова и  н...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Статья «Формирование личности учащихся посредством развития физических качеств. Карты личности».

Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.Личностный подход, как один из принципов...