Социально- образовательный проект "Родная речь" Программа кружка дополнительного образования "Живое слово"
рабочая программа

Мухтаруллина Лариса Петровна

Проект был разработан для образования, реабилитации и коррекции воспитанников социально - реабилитационного центра. Проект включает повседневную работу по развитию речи детей, а также работу в рамках дополнительного образования с разновозрастными детьми младшего и среднего школьного возраста в условиях социального учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_sayt.docx38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социальной защиты населения Амурской области

ГАУ АО «Белогорский социально – реабилитационный центр  для несовершеннолетних»

СОЦИАЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«РОДНАЯ РЕЧЬ»

РАЗРАБОТАЛА ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИИ ОТДЕЛЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МУХТАРУЛЛИНА Л.П.

г. Белогорск

2021г.

СОЦИАЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

«РОДНАЯ РЕЧЬ

Актуальность проекта.

Проект «Родная речь» направлен на развитие речи и повышение коммуникативных компетенций у детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, находящихся в социально – реабилитационном центре. 

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребёнка. Мышление не может развиваться без языкового материала.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

 С каждым годом,  в России, всё больше детей с речевой патологией.  Особо остро стоит эта проблема в семьях, где развитию и воспитанию детей родители не уделяют должного внимания в силу разных обстоятельств. Дети из таких семей , в последствии, чаще всего являются воспитанниками социальных учреждений. Дефекты речи, маленький словарный запас, эмоционально бедная речь, плохо развитые коммуникативные компетенции присущи большинству детей, поступающих в социально – реабилитационный центр. Эти проблемы  мешают детям  нормально развиваться,  обучаться, а в последствии  успешно социализироваться.  С целью преодоления перечисленных проблем был разработан этот проект.

Проект является частью воспитательно – реабилитационной работы с воспитанниками Центра.

 Осуществляться данный проект будет по трём направлениям: деятельность воспитанников в рамках программы «Пять ступеней к самому себе», деятельность воспитанников в рамках кружка «Волшебное слово», участие в творческих мероприятиях и конкурсах.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, специалисты ЦКР г. Белогорска, участники объединения «Властелин слова» при ЦКР.

Цель проекта: повышение уровня  речевой компетентности воспитанников Центра

Задачи:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, воспитание культуры общения воспитанников
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи воспитанников;
  • формирование речевых интересов воспитанников;
  • формирование  эмоционально богатой выразительной речи;
  • автоматизация правильного произношения звуков

Этапы реализации проекта:

Сроки

Этапы

Участники

август 2021г

Разработка проекта

воспитатель  Мухтаруллина Л.П.

воспитатели старших групп, воспитанники Центра

сентябрь 2021 – май 2022

Развитие проекта

май 2022 г.

Подведение итогов

Описание проекта:

Работа по взаимодействию педагогов, волонтёров и воспитанников в рамках проекта «Родная речь» проходит в 3 этапа:

1 этап — подготовительный (информационно-аналитический). 

Цель: получение реальной картины, анализ особенностей речевого развития ребенка, выработка тактики индивидуальной работы с каждым воспитанником и групповой работы с  детским коллективом

Задачи:

  • выяснить особенности речевого развития воспитанников
  • начать сбор методических материалов для организации работы в рамках проекта
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к  воспитанникам, в вопросах речевого развития

Для решения этих задач начинаем работу с  наблюдения за воспитанником в адаптационный период. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно выявить речевые проблемы, которые может решить воспитатель  в повседневной работе с воспитанниками, учитывая индивидуальные речевые особенности каждого воспитанника.

На данном этапе также необходимо начать собирать методические материалы для работы, в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований всех педагогов  к воспитанникам в вопросах речевого развития. Педагогам необходимо следить за речью воспитанников, исключать из их речевого оборота ненормативную лексику, показывать пример построения правильных синтаксических конструкций в различных бытовых ситуациях.

2 этап - основной (практический)

Цель: совершенствование техники речи воспитанников, развитие коммуникативных компетенций, применение полученных знаний и умений  воспитанниками

Задачи:

• апробировать систему мероприятий, различных форм и методов  по вопросам речевого развития  воспитанников школьного возраста;

Полученные во время занятий, тренингов, мероприятий знания, речевые умения детей закрепляются в различных формах в повседневной жизни

• проведение занятий,  практикумов, мастер классов, консультаций,"литературных гостиных", проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), творческих встреч, создание литературного листка с творческими работами воспитанников

• проведение индивидуальных бесед о культуре общения

Для решения данных задач педагогам - воспитателям необходимо разрабатывать мероприятия и занятия таким образом, чтобы создавались условия для отработки речевых навыков, навыков культуры общения воспитанниками. На данном этапе реализации проекта важно создавать ситуации успеха для воспитанников, стимулировать их участие в различных конкурсах, связанных с речевой устной или письменной практикой, по максимуму пополнять речевой запас детей, показывать пример грамотной и выразительной речи.

3 этап-заключительный (контрольно-диагностический).

 
Цель:
 анализ эффективности реализации проекта

Задачи:

  • проанализировать эффективность работы педагогов в рамках проекта по вопросам речевого развития детей.
  • транслировать опыт работы по данной теме на интернет площадках.

На данном этапе важно провести мониторинг положительной динамики развития речи воспитанников. Для этой цели можно проанализировать «Дневники речевого успеха», сравнить  школьную успеваемость воспитанников в начале пребывания и в конце реализации проекта, проанализировать участие воспитанников в различных конкурсах и мероприятиях, изменения в чистоте произношения, в технике речи по наблюдениям за воспитанниками.

Перспективный план реализации проекта

Месяц

Формы и методы работы

Тема

Содержание работы

1 этап. Подготовительный этап

Сентябрь

2021г.

Представление проекта

педагогам Центра

Актуальность проекта

Познакомить педагогов с проектом, представить его актуальность и необходимость

2 этап. Основной

Октябрь

2021г

Индивидуаль-

ная работа

«Результаты педагогического наблюдения»

Выявление  речевых проблем воспитанников, включение в ИПР воспитанников пунктов по их устранению или коррекции

Публикация на сайте

Проект

«Родная речь»

Популяризация темы проекта среди коллег и общественности, привлечение к осуществлению проекта волонтёров

Сентябрь 2021-

май 2022г

Групповая и индивидуальная работа по развитию речи воспитанников

Автоматизация проблемных звуков, развитие техники речи, отработка навыков выразительного чтения, освоение норм культуры общения

Реализация  плана работы кружка «Живое слово»

Сентябрь 2021-

май 2022г

Занятия, деловые игры, мероприятия, ситуационные тренинги

Развитие коммуникативных навыков

Реализация плана программы «Пять ступеней к самому себе»

По мере договорённости, но не реже 1 раза в квартал

Творческие встречи с участниками студии «Властелин слова»

Развитие речевых интересов воспитанников

Привлечение  к работе в проекте волонтёров

1 раз в  2 месяца

Литературная гостиная

Знакомство с литературными произведениями, отработка навыков выразительного чтения

Привлечение воспитанников к отбору литературного материала и подготовке мероприятия

1 раз в квартал

Творческий листок

«Первые шаги»

Литературные пробы воспитанников

Представление детского речевого творчества

По мере необходимости

Участие в литературных конкурсах и конкурсах чтецов

Отработка навыков, полученных в ходе реализации проекта

Представление результатов работы в проекте

 3. Заключительный этап

 Май 2022г.

Выступление автора проекта на м\о

Презентация итогов проекта

Подведение итогов работы в проекте

Ожидаемые результаты.

- улучшение качества произношения у воспитанников

- положительная динамика в развитии коммуникативных компетенций воспитанников

- повышение школьной успеваемости воспитанников

- успешное участие воспитанников в мероприятиях, творческих конкурсах, связанных с навыками устной и письменной речи

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения воспитанников в речевую практику даст положительную динамику в развитии у детей всех когнитивных компетенций.  

Литература

  1. Успенская, Л.П. Учитесь правильно говорить / Л.П. Успенская, М.Б. Успенский. – М.: Просвещение, 1992. – 234 с.
  2. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения Москва Просвещение 1989г
  3. 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - 2011. - 585 с.
  4.  Гужва, Ф.К. Основы развития речи / Ф.К. Гужва // Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 2011. - 156 с
  5. Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов - на-Дону, 2011.
  6.  Крючкова, Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта / Л.Ю. Крючкова. // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 68 -70.

7.Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения, отклонения, обогащение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/specialist/logoped/13380-slovarnyy_zapas_mladshix_shkolnikov_osobennosti_usvoenija_otklonenija_oboga /, свободный. - Заглав. с экрана.

Приложения

Приложение 1. Программа кружка дополнительного образования

«Живое слово»

       Приложение 2. Перспективный план «Литературная гостиная»

       Приложение 3. Образец «Дневника речевого успеха»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Перспективный план «Литературных гостиных»

Дата проведения

Тема «Литературной гостиной»

Форма организации, виды деятельности

октябрь

«Унылая пора, очей очарованье…»

(краски осени в произведениях современных поэтов и поэтов классиков)

Литературно – музыкальная композиция

Заучивание и чтение стихов наизусть, прослушивание стихов в исполнении артистов, прослушивание музыки известных композиторов

январь

«Волшебный мир сказки»

(по мотивам сказок «Серебряное копытце» и «Двенадцать месяцев»)

Беседа с элементами инсценирования

Заучивание и выразительное исполнение роли, просмотр видеофрагментов

март

«В гостях у Корнея Ивановича Чуковского»

(к 140 летию писателя)

Литературный калейдоскоп

Заучивание стихов наизусть, выразительное чтение и инсценирование

май

«Великий подвиг не забыт»

(ко Дню Победы)

Литературно – музык.комп. Заучивание стихов и песен наизусть, их выразительное исполнение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Образец «Дневника речевого успеха»

1 страница

Как вести дневник?

Записи в дневник можно делать  раз в несколько дней, например раз в неделю, в выходной.

На каждой страничке напишите ответы на вопросы:

Какие новые слова я узнал? Каково их значение?

Какое произведение я прочитал? Кто автор? Чем оно вам понравилось?

Может быть тебе захотелось нарисовать  или наклеить к нему картинку? Так сделай это.

Мои личные достижения  в развитии речи (выучил стихотворение, научился произносить звук, научился правильно разговаривать по телефону, написал классное сочинение, сочинил стихотворение и т. п)

2 страница и далее до 5ой

Успехи недели

6 страница и далее каждая 5ая

«Сбор урожая»

Почему этот месяц был успешным? Самый главный успех месяца?








ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ  «ЖИВОЕ СЛОВО»

Разработала воспитатель 1 категории Белогорского социально – реабилитационного центра Мухтаруллина Лариса Петровна

  1. Пояснительная записка

Занятия в  объединении «Живое слово» рассчитаны на 1 год обучения детей  7– 15 лет, в условиях социально – реабилитационного центра. Так как в данной категории очень много  детей с дефектами речи, с бедной неэмоциональной речью, есть необходимость развивать  данные компетенции. Ведь речь и другие интеллектуальные способности развиваются параллельно.  Ребёнок с речевыми недостатками плохо усваивает учебную программу в школе, ограничен в общении, а в последствии ограничен в выборе профессии. Всё это влияет на успешность человека в профессиональной и личной жизни в будущем.

Программа объединения «Живое слово» является частью проекта по развитию речи «Родная речь» и дополняет работу педагогов по развитию речевых компетенций у воспитанников. В отсутствие в Центре логопеда данные занятия очень актуальны.

Программа  содержит 3 раздела:

«Учимся красиво говорить» (Техника речи: звукопроизношение, дыхание, сила голоса, дикция)

 Пройдя обучение по данному разделу, воспитанники

должны знать:

- как образуется звук

- как управлять своим дыханием и голосом в различных ситуациях

должны уметь:

-  грамотно формулировать мысль

-  чётко произносить звуки ( по возможности и особенностям развития)

 «Учимся выразительно читать»  ( работа над исполнением литературного произведения, разбор произведения, обсуждение исполнения, развитие умений, навыков, необходимых для художественного чтения)

- Пройдя обучение по этому разделу, воспитанники

Должны знать:

- жанры литературных произведений

- известных детских авторов

Должны уметь:

- выделить голосом в тексте произведения особо эмоциональные, либо нейтральные моменты

- выразить голосом своё отношение к картинам природы, поступкам героев, описываемым  в произведении событиям

«Показываем чему научились» ( подготовка к выступлениям на мероприятиях, конкурсах, показ литературных композиций, инсценировок)

На занятиях в данном разделе дети показывают свои умения и навыки, полученные на занятиях двух других разделов.

Занятия проходят  1 раз в неделю по 1 часу. Каждое занятие содержит артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие воображения и наблюдательности, использование коротких текстов, потешек, пословицы, шуточные диалоги. На занятиях руководитель провоцирует общение участников друг с другом, обсуждение прозвучавшего чтения произведения.

     

     Участники программы:

     - воспитанники Центра

     - руководитель кружка Мухтаруллина Л.П.

        

       Цель и задачи работы по программе объединения  «Живое слово»

Цель: создание условий для развития творческих способностей каждого воспитанника, для формирования его личностных качеств, для его эстетического воспитания и культуры.

     Задачи: 

    - научиться вызывать в воображении слушателей нарисованные автором

      картины жизни во всей их полноте, доносить в звучащем слове    особен-

      ности произведения;

      - прививать любовь к чтению, научить думать, а не только запоминать;  

      - воспитывать культуру чтения;

      - развивать эстетическое восприятие художественной литературы;

      - совершенствовать технику речи

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема занятия

Кол- во часов

1 раздел «Учимся красиво говорить» (4ч)

Техника речи. Дыхание.

1 час

Техника речи. Сила голоса.

     1 час

Техника речи. Дикция.

     2 часа

    2 раздел «Учимся выразительно читать» ( 29 ч)

Произведения об осенней природе. Выразительное чтение и заучивание стихов об осени. Подготовка к литературной гостиной «Унылая пора, очей очарованье…»

     2 часа

Работа над юмористическими детскими произведениями. Чтение и заучивание стихов А.Барто

      1 час

Работа над юмористическими детскими произведениями. Выразительное чтение и заучивание стихов К. Берестова

      1 час

Работа над юмористическими детскими произведениями. Выразительное  чтение по ролям рассказов Н. Носова

       1 час

Работа над короткими рассказами современных авторов Ю. Шубигер «Где лежит море?» А. Петрова «Волки на парашютах» Выразительное чтение.

   2 часа

Работа над короткими стихами М, Русаповой. Выразительное чтение.

   1 час

Работа над короткими стихами М. Яснова. Выразительное чтение

    1 час

Работа над произведениями о зиме, о Новом годе. Чтение и разучивание стихов о зиме, Новом годе.

     3 часа

Работа над сказками.  П. Бажов «Серебряное копытце.» С, Маршак «Двенадцать месяцев» Заучивание и инсценировка отрывков. Подготовка к литературной гостиной «Волшебный мир сказки»

 3 часа

Занятие со старшими детьми. Работа над произведениями о любви. Э. Асадов, М. Цветаева. В, Кочетков. Выразительное чтение. Заучивание стихов.

 2 часа

Работа над стихами об Армии. Выразительное чтение. Заучивание.

2 часа

Работа над произведениями о весне, о празднике 8 марта. Выразительное чтение. Заучивание.

3 часа

Работа над  произведениями  К. Чуковского. Выразительное чтение. Заучивание. Подготовка к литературной гостиной к 140 летию К. Чуковского

2 часа

Работа над патриотическтми произведениями. В. Карасёва  «Кирюшка». Стихотворения о войне.  Выразительное чтение. Заучивание. Подготовка к литературной гостиной «Великий подвиг не забыт»

 4 часа

   3 раздел «Показываем чему научились» (3 часа)

Повторение изученных произведений и заучивание новых по выбору. Подготовка к заключительному открытому занятию кружка.

3 часа

Всего

36 часов

                Ожидаемые результаты:

К концу года обучения участники кружка должны приобрести умение элементарно разбирать литературное произведение: выявлять смысл ( сущность) изображенных автором явлений, художественное значение отдельных деталей описания, образных сравнений и выражений, определять основную мысль произведения, ее развития, цель чтения как произведения в целом, так и его отдельных частей (исполнительской задачи).

Дети приучаются в соответствии с описанием автора, возможно, ярче и конкретнее представить себе явления жизни, изображенные в произведении, овладевают умением логически правильно и четко передать в своем чтении мысли автора, выявлять смысл текста (подтекст). Одновременно у членов кружка воспитывается умение разбираться в качестве чтения своих товарищей.

Степень проявления полученных навыков отдельных участников будет неодинакова, поскольку в кружок входят дети различные по развитию и подготовке, а также в силу особенностей учреждения (дети поступают и выбывают в течение года). Результативность следует рассматривать на участниках, отзанимавшихся полный курс или наиболее длительное время.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы:

- участие воспитанников в мероприятиях и конкурсах;

-  итоговое открытое занятие кружка

Оборудование и реквизит для реализации программы:

- костюмы и маски, изготовленные участниками кружка и руководителем;

- комплекс мультимедиа;

- компьютер, принтер

- книги авторов, с произведениями которых работают на занятиях

Список используемой литературы

1 Артоболевский В.Г. Художественное чтение. – М.: Просвещение.- 1978.

2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. – М. : Просвещение, 1986.

3. Введенская М.А. Культура и искусство речи. – М.: Феникс.- 1995

4. Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. – М.: Просвящение.-1975

6. Кубасова О.В. Выразительное чтение. – М.: Академия. – 2001. – 144с.

7. Соловьева Н.М., ЗавадскаяТ.Ф. Выразительное чтение в 4 – 8 классах. – М.:        

    Просвещение. – 1983.

8.  Ханин М.И. Практикум по культуре речи. СПб., 2002

9.  https://my-shop.ru/shop/article/13085.html

10. https://www.odevaika.ru/blog/241922/15-prostykh-i-effektivnykh-uprazhneniy-dlya-razvitiya-rechi/

11. Н. Ром «Хочу говорить красиво.Техники речи»

https://www.rulit.me/books/hochu-govorit-krasivo-tehniki-rechi-tehniki-obshcheniya-read-310252-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность социального педагога в рамках социально-образовательного проекта на тему: "Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" 2013-2016 учбный год"". Автор Подшивалова Г.А.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является одной из приоритетных задач стоящих перед социальным педагогом в воспитании подростающего поколения....

Презентация кружка " К истокам слова" (5-6 кл.)

Данная презентация связана с этимологией слова. Ребята познакомятся с  историей  образования  и  происхождения  некоторых слов, узнают значение своего  имени и фамилии.За...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Примеры форм социального партнерства в условиях детского эколого-биологического центра на обоюдо выгодных условиях....

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа кружка эколого - географической направленности «Юный путешественник»

Данная программа имеет эколого - географическую направленность. Она является вариативной, предполагает получение несовершеннолетними общих сведений о природе своей страны и края, о взаимосвязях явлени...

Дополнительная образовательная программа краеведческого кружка «Живая старина»

Предлагаемая программа внеурочной деятельности по краеведению относится к тематическим образовательным программам для младших подростков. Она направлена на получение воспитательных результатов в опред...

Дополнительная образовательная программа (проект) кружка «Учимся решать проблемы»

Задачами программы являются:1.       Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, при...